Древние соборы. Урок ИЗО. 4 класс.
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо) на тему

Технологическая карта урока и презентация к уроку изобразительного искусства в 4 классе по УМК Б.М. Неменского "Древние соборы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА  ИЗОБРАЗИТЕЛНОГО ИСКУССТВА В 4 КЛАССЕ  «ДРЕВНИЕ СОБОРЫ»

Учителя

Федорова Евгения Юрьевна, Солодкова Наталья Тимофеевна

Цели деятельности педагога

Формировать представления об изучаемом предмете; продолжать знакомить материалами и инструментами, создать условия для развития интереса к истории, культуре Родины.

Тип урока

Комбинированный (Постановка и решение учебной задачи)

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): расширяют свои представления об истории искусства России, получают возможность продолжить учиться: организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усвоят суть понятий «собор», «храм», «колокольня», «живопись»; познакомятся с работами известных художников, изображавших древние храмы.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте храмовой архитектуре

Методы и формы
обучения

Объяснительно-иллюстративный , словесный; самоорганизация; рефлексия.; индивидуальная, фронтальная

Основные понятия и термины

Изобразительное искусство, живопись, графика, образ, цвет, тон, композиция.

Храм, купол, крест, барабан, крестово-купольный тип, закамара, бегунец.

Образовательные
ресурсы

Интернет-ресурсы: http://www.ustsarschool.ucoz.ru, www.piter.fm, www.ruskg.info.ru., http://ru.wikipedia.org, www.zvon.ru, http://www.bolshoyvopros.ru/questions/197165-kak-narisovat-cerkov-hram-sobor-karandashom-poetapno.html 

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация «Каменное зодчество Руси», наглядные пособия «Элементы храма»Работы учащихся 4 классов

Оборудование

Доска, компьютер, проектор. Материалы и инструменты: карандаши, акварель, кисти, стаканчик-непроливайка, салфетка, листы бумаги


Организационная структура урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы
организации взаимодействия

Универсальные
учебные действия

Промежуточный контроль

I. Организационный

момент

Постановка вопроса, создание проблемной ситуации

Проверяет готовность обучающихся
к уроку.

Какое сооружение являлось одновременно архивом, библиотекой, школой, залом для светских церемоний и кладбищем? Храм (церковь, собор)

Сегодня на уроке мы познакомимся с основными элементами здания - храма, выполним рисунок храма.

Отвечают
на вопросы

Фронтальная работа

Личностные: понимают
значение знаний для  человека и принимают его; имеют желание учиться,

Устные
ответы

II. Изучение нового материала

Словесно-иллю-

стративный рас-

сказ с элементами беседы по теме «Древнерусские соборы».

Просмотр мультимедийной

презентации

«Каменное зодчество Руси».

В храме совершались не только богослужения и таинства (крещение, причастие и др.), но и светские церемонии — например, торжественное вступление князя на престол.

В здании храма была резиденция митрополита (главы православной церкви). В Софийском соборе в Киеве была первая на Руси библиотека, архив, школа. Здесь хоронили князей и митрополитов. Сам Ярослав Мудрый был похоронен в этом храме в 1054 г. Храм этот в Киеве сохранился до сих пор.

Рассмотрите знаменитые храмы , старинные церкви Смоленщины.

Храм – дом Бога на земле.

Каждая деталь  храма имеет глубокий смысл и значение.

Рассмотрите план храма.

Что он вам напоминает?  Каково же строение храма?

Храм строится в виде:

        - креста – символ Бога

        - круга  – символ         вечности

        - Крест – связь небесного и земного пространства

Купол – символ неба, пламя горящей свечи

Назовите и запомните основные элементы храма: купол, крест, барабан, закамара, апсида.

Декоративные элементы храма: бегунец, аркатурный пояс, лопатка.

Слушают учи-

теля, отвечают на вопросы.

Обсуждают, сравнивают, анализируют.

рассматривают изображения храмов.

Ответы учащихся.

Фронтальная работа.

Личностные: имеют мо-

тивацию учебной дея-

тельности, способность

к эстетической оценке
произведений русской живописи, понимают значимость предмета «Изобразительное искусство».

Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства; осуществляют

поиск существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта)
о храмах Руси.

Регулятивные: принима
ют и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; вступать

в коллективное учебное

сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их

 

Физкультминутка. 

Пауза общего воздействия

Раз – подняться, потянуться,

Два – нагнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть

Выполняют упражнения

Фронтальная работа.

Личностные:  умеют снимать напряжение, усталость,

III. Творческая практическая деятельность

Изображение древнерусского храма или собора. Просмотр мультимедийной

презентации

«Каменное зодчество Руси».

Музыкальный фон: песня «Малиновый звон», исп. Н. Гнатюк

– Приступайте к выполнению работы
по плану:

1.Компоновка изображения.

2. Начинайте рисунок с разметки силуэта храма.

3. Прорисовываем силуэт и элементы храма..

4. Дорисовываем окружение храма.

5. Завершающий этап – выполните работу в цвете

Составляют план работы. Рисуют карандашом, затем красками

Индивидуальная работа

Познавательные: умеют применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.

Регулятивные: составляют план и последовательность действий; контролируют сличение способа действия и его результата.

Коммуникативные: задают вопросы для уточнения последовательности работы и техники исполнения рисунка

Наблюдение.

Выполнение работы

IV. Итог урока.

Рефлексия

Выставка работ обучающихся, анализ и эстетическая оценка.

Обобщающая беседа

– Что нового узнали вы на уроке?

– Рассмотрите выполненные вами работы и подумайте, все ли у нас получилось.  Удалось ли нам изобразить древнерусский храм?

– На уроке мы с вами хорошо потрудились. Молодцы!

Читает стихотворение. РОССИЯ

Здесь теплое поле наполнено рожью,

Здесь плещутся зори в ладонях лугов.

Сюда златокрылые ангелы Божьи

По лучикам света сошли с облаков

И землю водою святой оросили,

И синий простор осенили крестом.

И нет у нас Родины, кроме России –

Здесь мама, здесь храм, здесь отеческий дом.

Рассматривают выставку, оценивают работу свою
и одноклассников

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека, воспринимают произведения искусства; связывают свои наблюдения из жизни с оценкой увиденного в произведениях искусства.

Регулятивные: адекватно оценивают свою работу и работу своих одноклассников

Оценивание качества рисунков, Устные
ответы

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Древние Соборы"

Презентация к уроку изобразительного искусства в 4 классе по теме "Древние Соборы"....

ра зработка открытого урока по истории древнего мира" Повторительно-обобщающий урок по теме "Древняя Греция" для 5 класса

Данный урок был разработан  для  конкурса "Учитель-года ". Представлен урок повторения  и обобщения по истории "Древней Греции" в 5 классе в виде путишествия....

Открытый урок на тему "Древние соборы"

Материал в виде презентации и текстового документа для открытого урока на тему "Древние соборы"....

презентация к уроку 4 класс "Древние соборы Руси"

презентация к уроку изо. 4 класс. Программа Неменского....

Урок изобразительного искусства по теме "Древние соборы" , 4 класс, по программе Б. Неменского

Урок ИЗО для 4 класса по теме "Древние соборы" по программе Б. Неменского. План конспект и презентация....

Разработка урока по истории Древнего мира. Повторительно-обобщающий урок по теме «Древний Египет» для 5 класса.

Разработка урока может использоваться в 5 классе при  повторении темы «Древний Египет».Ход урока сопровождается презентацией.Используется  игровая технология  (урок-путешест...

Урок по истории Древнего мира в 5 классе по теме: «Религия древних египтян»» /класс девочек/

Урок по теме: «Религия древних египтян»»проводится в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС, тематическим планом и соответствует теме самообразования учителя «Здоровье сбе...