открытый урок по теме "Битва за Москву"
методическая разработка по истории (10 класс) по теме

Воробьева Светлана Анатольевна

 

Методические рекомендации по истории на тему «Битва за Москву» выполнены на основании рабочей программы в соответствии с учебным планом по профессии 36.3 парикмахер.

Изучение этой темы я выделяю в отдельный урок, так как  Московская  битва имела важное политическое и стратегическое значение, а её историческое значение невозможно переоценить: ведь именно под Москвой фашистская «непобедимая армия» впервые потерпела сокрушительное поражение и план «молниеносной войны» был сорван. В основу содержания урока положен материал о содержании немецкой операции по захвату Москвы, об основных этапах битвы, о героях-защитниках столицы, об итогах и значении битвы за Москву. Особенностями данного комбинированного урока является то, что в начале урока проводится повторение пройденного материала в форме игры «Историческое домино», затем изучение нового материала в форме викторины, в качестве закрепления изученного материала учащимся предлагается проблемный вопрос, а также  в заключении  акцентируется внимание учащихся на   том, что каждому из нас  необходимо помнить о  том, что война - это величайшее бедствие всего человечества. Изучение  этой темы способствует развитию патриотизма, гражданского долга, чувства ответственности за мир и спокойствие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bitva_za_moskvu_metod._rekomendacii.doc175 КБ

Предварительный просмотр:

СОГЛАСОВАНО        УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по УР                                     Директор ГБОУ НПО ПУ №80МО

_______________И.В.Шпагина        ____________Ю.И.Анпилогов

«___»____________20__г.        «___»____________20__г.

                                                                             

Методист ГБОУ НПО ПУ №80 МО                                      

________________Г.В.Ионова                                                                  

«___»____________2011г.                                                            

                       

                       

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПРОВЕДЕНИЮ

УРОКА ИСТОРИИ

Тема:

«Битва за Москву»

Преподаватель: Воробьёва Светлана Анатольевна

                                                                                                                   Методические рекомендации    

                                                                                                                   рассмотрены

                                                                                                                   На заседании методической комиссии

                                                                                                                   (Центральный корпус)

                                                                                                                   Протокол №___от «___»_______20__г

                 Председатель комиссии ___________

                                                                                             

                                                           г.о. Электросталь

                                                                   2012 год

                                                                                         

                                 СОДЕРЖАНИЕ

п/п

Содержание работы

Стр.

1.

Пояснительная записка.

3-4

2.

Ход урока.

5-11

3.

Критерии оценок.

12-15

4.

Самоанализ урока.

16

5.

Используемая литература и интернет-ресурсы.

17

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Методические рекомендации по истории на тему «Битва за Москву» выполнены на основании рабочей программы в соответствии с учебным планом по профессии 36.3 парикмахер.

Изучение этой темы я выделяю в отдельный урок, так как  Московская  битва имела важное политическое и стратегическое значение, а её историческое значение невозможно переоценить: ведь именно под Москвой фашистская «непобедимая армия» впервые потерпела сокрушительное поражение и план «молниеносной войны» был сорван. В основу содержания урока положен материал о содержании немецкой операции по захвату Москвы, об основных этапах битвы, о героях-защитниках столицы, об итогах и значении битвы за Москву. Особенностями данного комбинированного урока является то, что в начале урока проводится повторение пройденного материала в форме игры «Историческое домино», затем изучение нового материала в форме викторины, в качестве закрепления изученного материала учащимся предлагается проблемный вопрос, а также  в заключении  акцентируется внимание учащихся на   том, что каждому из нас  необходимо помнить о  том, что война - это величайшее бедствие всего человечества. Изучение  этой темы способствует развитию патриотизма, гражданского долга, чувства ответственности за мир и спокойствие.

Тип урока:  Комбинированный.                                                                                

Цель урока: Сформировать у учащихся представление о Московской битве; охарактеризовать соотношение сил СССР и Германии накануне сражения, рассказать об основных этапах битвы под Москвой, показать  итоги, значение  и влияние событий Московского сражения на весь дальнейший ход Великой Отечественной войны. Способствовать воспитанию уважения к памяти погибшим защитникам героям-защитникам Москвы.

Задачи:

1.Обучающая:  

-   сформировать  знания о  ходе, событиях, всемирно-историческом значении разгрома фашистских армий под Москвой.

-   продолжать формировать умения работы с картой, со статистическими данными, тестами.

2. Развивающая:

-   продолжать развивать коммуникативную культуру учащихся, умение работать в команде;

- продолжать развивать умение структурировать учебный материал в логической последовательности;

- формировать способность учащихся к творческой деятельности.

3.Воспитательная

-   способствовать формированию нравственного отношения к героическому прошлому России;

-   Формировать  чувство гражданской ответственности за судьбу страны, готовности  защищать  Родину;

-   способствовать воспитанию чувства национальной гордости,  патриотизма и  уважения к  подвигам народа в Великой Отечественной войне.

Технологии, используемые мною на данном уроке: обучение в сотрудничестве (командная работа), технология использования игровых методов, информационно-коммуникационные технологии.

Ход урока:

    1. Оборудование:

          - дидактический материал: карта Великой Отечественной войны,

       компьютерная презентация, раздаточный материал  – маршрутные

       листы, дидактический материал.

     2.   Структура урока:

  1. Организационный этап  - 2 мин.
  2. Этап проверки знаний – 10 мин.
  3. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению нового материала – 2 мин.
  4. Этап усвоения новых знаний. – 20 мин.
  5. Этап подведения итогов и закрепления знаний. – 5 мин.
  6. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению. – 1 мин.

Базовые понятия: «Тайфун», мобилизация, народное ополчение, партизанское движение, контрнаступление.

Тип урока:   комбинированный.

Методы: опрос в виде игры «Историческое домино», рассказ учителя, работа с                                    

                 картой, показ презентации.

                           компьютерная презентация.

 План урока:     1. Враг на подступах к Москве.             

                             2. Заслон «Тайфуну». Мероприятия по обороне Москвы.  

                             Героизм советских людей.

                             3. Контрнаступление советских войск под

                             Москвой. Историческое значение победы и

                             причины победы.

    1. Организационный этап. Объявление темы урока, раздача маршрутных листов, объяснение критериев  оценок (2 мин.)

    2. Актуализация знаний.                                   

Вопросы на закрепление материала в виде игры «Домино» (см. приложение №1)

Учащиеся разделены на три команды, каждая получает индивидуальное задание: ответить на вопрос и найти неверный ответ. Подведение итогов игры, заполнение маршрутных листов (Раздел «Тест»).

II. Изучение новой темы.

                           

   Итак, записываем тему урока: Битва за Москву.    

   Определим цели нашего урока: раскрыть всенародный характер борьбы, программу     мобилизационных сил    страны на разгром врага, показать    историческое значение и причины победы советского народа в битве за  Москву.

   Домашнее задание: Параграф 24. Учебник О.В.Волобуев, В.А.Клоков «История. Россия и мир» М.: Дрофа, 2010.

    Провести исследовательскую работу на тему «Судьба моей семьи в годы Великой Отечественной войны». Ответить на вопрос №3 на с.165 «Почему Германии не удалось реализовать план молниеносной войны против Советского Союза?

Народная мудрость гласит: «Народ, который не помнит прошлого, вынужден вновь его пережить»          

 Познакомимся с планом изучения темы:

 1. Враг на подступах к Москве.             

 2. Заслон «Тайфуну».

 3. Контрнаступление советских войск под Москвой. Историческое значение и  причины победы над врагом.

Записи на доске:  

   Проблемное задание: можно ли утверждать, что победа  Красной Армии под Москвой была чудом, что главную роль сыграл «Генерал Мороз»? (выяснение причин победы)

   2 этапа битвы за Москву.

         1 этап:   30 сентября 1941- 4 декабря 1941 – оборонительные сражения

2 этап:   5-6 декабря 1941- 7 января 1942 – контрнаступление советских      

войск.

   

1. Враг на подступах к Москве.

Фашисты решили стереть Москву с лица земли. На совещании в штабе группы армии «Центр» осенью 1941 года Гитлер заявил, что город должен быть окружён так, чтобы ни один русский солдат, ни один житель, будь то мужчина или женщина, или ребёнок, - не мог покинуть его. Гитлер надеялся затопить Москву и её окрестности.

   План наступления немцев на Москву получил название «Тайфун», так подчёркивалась сокрушительная сила удара. Против Западного, Резервного и Брянского фронтов, оборонявших московское направление, противник сосредоточил мощные силы.

 

На слайде вы видите соотношение сил противника и советских войск

к началу операции:

   Численный состав

   Орудий и минометов

   Танков

    Самолетов

Силы фашистов

 Силы СССР

  1,8 млн. человек

   свыше 14 тыс.

   1700

   1390

      1,25 млн.

       7,6 тыс.

       960

       677

   Таким образом, Советские войска в 1,5-2 раза уступали противнику, как в личном составе, так и в военной технике.

   Немецкими войсками командовали опытные генералы: Бок, Клюге, Штраус, Гудериан, Гот и другие.

     30 сентября враг начал наступление на Москву, Одна из крупнейших во Второй мировой войне, битва под Москвой проходила в полосе одной тысячи километров, продолжалась более 5 месяцев. Гитлеровским армиям удалось к 7 октября прорвать линию фронта, окружить четыре советские армии  западнее Вязьмы и две южнее Брянска. Около 660 тысяч советских солдат и офицеров попали в плен.

        Немцы захватили Калинин, Малоярославец, Можайск, Волоколамск. Дорога на Москву, как полагало немецкое командование, была открыта. До Москвы оставалось 80 – 90 км.

   

2. Заслон «Тайфуну».

   8 октября 1941 года Сталин принимает решение о составлении списка предприятий Москвы, которые должны быть заминированы, часть предприятий и правительственных учреждений начали эвакуировать. Правительство должно было переехать в Куйбышев. Таким образом, возник вопрос об оставлении Москвы, хотя об этом открыто не сообщалось. Спешка при поведении эвакуации породила панику. Это вынудило ГКО ввести в Москве с 20 октября осадное положение. Происходит смена командования Западным фронтом. Им вместо Конева становится Г. К. Жуков, отозванный с Ленинградского фронта.

   Г. К. Жуков.  

   Будущий прославленный маршал, четырежды Герой Советского Союза Георгий Константинович Жуков родился 19 ноября в деревне Стрелковке Калужской губернии в бедной крестьянской семье. Рано познал тяготы крестьянского труда. Любил учиться. Три класса церковно-приходской школы закончил с похвальным листом. В 11 лет его отдали на обучение в ремесленную мастерскую в Москву. Жизнь его была нелёгкой, но одновременно, он сумел закончить вечернее общеобразовательное училище. В 15 лет он стал подмастерьем и стал самостоятельным человеком. В первую мировую войну он прошёл обучение на унтер-офицера, за героизм получил два Георгиевских креста, терпеть не мог трусов.. После революции служил в Красной Армии. Награждён орденом Красного Знамени. В 26 лет он уже командовал кавалерийским полком. Закончил Высшую кавалерийскую школу в Ленинграде. В 36 лет Жуков уже командовал дивизией, в 40 лет – конным корпусом. В 1939 году за победу на  Халхин-Голе получил свою первую звезду Героя Советского Союза. В 44 года он командовал самым крупным Киевским военным округом. Когда началась Великая Отечественная война, в тяжёлые дни отступления, войска под его командованием в ельнинской операции доказали, что Красная Армия может побеждать врага.  С именем Жукова связаны все крупнейшие операции Великой Отечественной войны: оборона Ленинграда и Москвы, разгром немцев под Москвой и Сталинградом, на Курской дуге и Белоруссии, победы на Украине и Польше, взятие Берлина. Но самым запоминающимся событием войны, по его словам, стала битва за Москву.

   Он был очень требовательным к командирам, жёстким в принятии решений, но уважительно относился к простому русскому солдату.

    В памяти народа Жуков остался маршалом Победы, спасшим Отечество от фашизма.

     Гитлеровцы обрушили на Москву сильные удары с воздуха. Самоотверженно защищали  столицу наши лётчики. В московском небе совершил первый в истории авиации ночной таран Виктор Талалихин.

  В. Талалихин.  

Виктор Васильевич Талалихин родился в волжской деревне Тепловка 18 сентября 1918 года и был четвертым ребенком в семье. С детства мечтал летать.  Сначала учеба в аэроклубе, а затем летное училище. В декабре 1938 года младший лейтенант Талалихин начал службу в авиационном  полку.
А в декабре 1939 года Виктор участвовал в воздушном бою с самолетами белофинов, где молодой летчик сбил свой первый вражеский самолет.          

     Первые дни войны в московском небе были тихими. Но уже через месяц с начала войны вражеские истребители стали прорываться к столице. В очередном налете на Москву в ночь с 6 на 7 августа участвовало до 80 бомбардировщиков. В отражении налета активно участвовали летчики 177 истребительного авиационного полка и среди них младший лейтенант Виктор Талалихин. Виктор внимательно наблюдал за воздухом. На высоте 4500 метров он заметил двухмоторный бомбардировщик «Хейнкель-III», шедший к Москве. Очередь из пулемета и правый мотор «Хейнкеля» загорелся. Но вражеский самолет прибавил скорость и стал уходить. Когда Виктор израсходовал все патроны, он направил свою машину в хвост бомбардировщика.  Фашист, объятый пламенем, рухнул на землю.  А сам он удачно приземлился на парашюте.  Это был первый в мире ночной таран. За этот подвиг  Виктору Васильевичу Талалихину присвоили звание Героя Советского Союза.  Много боевых вылетов совершил мужественный лётчик, эащищая московское небо. Но пасмурное утро 27 октября 1941 года для него оказался последним. Три «Мессершмита» атаковали самолёт Талалихина, два из них были сбиты, но вражеская пуля пробила его голову. Виктор Талалихин погиб в бою, защищая свою Родину, которая была для него дороже жизни.

Подвиг Подольских курсантов. Пока немцы уничтожали окружённые советские части, за две недели фронт был построен заново. Под Москву были брошены последние силы. Для защиты Москвы по тревоге были подняты и курсанты двух военных училищ:Подольского и имени Верховного Совета. Слабо вооружённые, необстрелянные, осознавшие, что первый бой для них станет последним, они полегли под Москвой, но задержали врага на несколько дней. Вот как вспоминает о подвиге курсантов генерал-лейтенант артиллерии запаса Стрельбицкий: «Они шли в атаку так, словно всю предыдущую жизнь ждали именно этого момента. Это был их праздник, их торжество. Они мчались стремительные – не остановишь ничем! – без страха, без оглядки, не хоронясь от пуль. Пусть их было немного, но это была буря, ураган, способный смести со своего пути всё. У каждого на устах было одно – за Москву!»

     Несмотря на потери, немцы продолжали наступление. На защиту Москвы поднялась вся страна. С Урала, Сибири, Средней Азии шли эшелоны с войсками, военной техникой, боеприпасами, зимним обмундированием, продовольствием. В течении нескольких дней были сформированы дивизий народного ополчения, сотни истребительных батальонов.   

    Помощь москвичей.

В дивизии народного ополчения вступали люди различных профессий – рабочие, учёные, писатели, врачи, учителя, инженеры. Плохо вооружённые и необученные почти все они погибли в первых же боях. Но для всех был свойственен высочайший патриотизм, непоколебимая стойкость и уверенность в победе. Только за первую половину октября Москва дополнительно дала фронту 50 тысяч воинов. А 450 тысяч москвичей, главным образом, женщин и  подростков участвовали в строительстве оборонительных рубежей. Только за октябрь-ноябрь они вырыли 27 тысяч погонных метров противотанковых рвов, 128 тысяч окопов и ходов сообщений, своими руками люди вынули более 3 миллионов кубометров земли. Сотни тысяч москвичей круглосуточно работали на оставшихся в Москве предприятиях.

    Военный парад на Красной площади.  

Много было сделано для защиты Москвы, но немцы наступали.  Необходимо было вселить уверенность в возможность отстоять столицу. 6 ноября 1941 года в подземном вестибюле метро станции «Маяковская» состоялось торжественное заседание, посвящённое годовщине Октябрьской революции, а 7 ноября на запорошенном первым снегом Красной площади состоялся военный парад. Вся страна с замиранием сердца слушала речь Сталина, который прежде всего обращался к патриотическим идеям: «Война, которую ведёт советский народ, есть война освободительная, справедливая. Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков – Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова».

   Вот что вспоминает о параде один из руководителей партизанского движения: «Парад сорок первого… Мы всматривались в мужественные лица наших воинов. Полыхали алые знамёна войсковых соединений. Волнующим моментом парада было прохождение пехоты отрядов вооружённых рабочих Москвы. Шли автозаводцы, динамовцы, краснопролетарцы – лучшие представители рабочего класса, шли твёрдо, уверенно. И невольно, думалось какая же это огромная силища - советский народ, который в минуту грозной опасности грудью встаёт на защиту своей Отчизны!» Парад произвёл огромное впечатление на советских граждан. Это был колоссальный удар по престижу гитлеровцев, кричавших о крахе Красной Армии, крахе Москвы и Советского Союза. Прямо с парада войска Красной Армии шли на фронт. Гитлер был в бешенстве, ведь это он мечтал о военном параде на Красной площади. Срочно был дан приказ бомбить Красную площадь. Но немецкие самолёты не сумели прорваться к Москве.

     Второй этап наступления немцев на Москву

 Враг был ещё силён. 15 ноября 1941 года немцы начали новое наступление на Москву. На протяжении всего фронта, от Калинина до Тулы, с новой силой развернулись ожесточённые бои.

  Враг в некоторых участках фронта продвинулся на 25-30 км. Лишь упорное сопротивление советских воинов вновь спасало столицу. Особо отличилась 316-я дивизия под командованием генерала Панфилова.  

   16 ноября у разъезда Дубосеково на Волоколамском шоссе группа бойцов под командованием политрука Василия Клочкова  отражала несколько танковых атак противника, они уничтожили до 30 танков. Всю страну облетели слова политрука Клочкова: «Велика Россия, а отступать некуда: позади Москва.

 Активными помощниками в уничтожении врага были партизаны и подпольщики.

    Зоя Космодемьянская.  

   В декабре 1941 года в селе Петрищево под Москвой немцы казнили за поджог молодую партизанку, которая назвалась Таней. Это была Зоя Космодемьянская. Она была дочерью «врага народа», поэтому её долго не брали на фронт. Наконец, в ноябре ей удалось добиться своего. Зоя вместе с другими доборовольцами была переправлена через линию фронта в один из партизанских отрядов. Их целью было уничтожать огнём дома, где были фашисты. Приказ об уничтожении населённых пунктов в тылу немцев на глубине 40 – 60 км. был подписан Сталиным 17 ноября 1941 года. Сёла сжигали зажигательными бомбами с самолётов и орудийным огнём. Вот такой жестокой была война, что о страданиях мирного населения не думали. Зоя подожгла три дома, но когда она пыталась это сделать через два дня, её схватили. Она призналась в поджогах, но на остальные вопросы молчала, стойко переносила пытки и побои. Её несколько раз выводили босую и раздетую на мороз. Но она никого не предала. А перед казнью немцы повесили на её шею табличку с надписью: «Поджигатель домов». У виселицы собралась большая толпа жителей. Зоя призывала их к борьбе: «Эй, товарищи! Что невесело смотрите? Будьте смелее, боритесь, бейте немцев, жгите, травите! Мне не страшно умирать. Это счастье - умереть за свой народ». С петлёй на шее, когда палач подтянул верёвку, она выкрикнула последние слова: «Сколько нас ни вешайте,  всех не перевешаете! Нас 200 миллионов. Товарищи отомстят за меня». Она провисела на виду у всей деревни полтора месяца, её тело освободили  наступавшие части Красной Армии. Она посмертно стала Героем Советского Союза. После войны её подвиг увековечил памятник.

 

   

3. Контрнаступление советских войск под Москвой. Историческое значение победы.

   Много сил потратили фашисты для взятия Москвы. Фашистские генералы уже рассматривали башни Кремля в бинокли. Тактика советских войск была направлена на изматывание противника.

  Разбор документа.

Из письма немецкого солдата. Ноябрь 1941.

«Нам говорят, чтобы мы не рассуждали. Но мне кажется, что происходящее под Москвой не так просто. Нам предстоит многое преодолеть и испытать… Жду не дождусь, когда нас переведут в резерв…»

  Что изменилось в настроении немецкого солдата? Почему он хочет в резерв?

   Позади Москвы  стояли три вновь сформированные советские армии. Их готовились бросить в бой в последний момент, когда противник будет измотан.

    И в ночь с 5 на 6 декабря части Красной Армии начали мощное контрнаступление по всему фронту от Калинина до Ельца.

   Работа с картой

Это было полной неожиданностью для немцев. Немного найдётся примеров в истории, когда после пятимесячной обороны, не имея численного превосходства над противником, без отдыха, войска переходили в решительное мощное контрнаступление.  

   

Можно дать задание об успехах и историческом значении победы под Москвой,    В первые же дни были освобождены города Калинин, Солнечногорск, Клин, Истра. Всего в ходе зимнего наступления, продолжавшееся до 7 января 1942 года, советские войска разгромили 38 немецких дивизий. Враг был отброшен на 100 – 250 км. от Москвы.

     Значение победы под Москвой: (запись в маршрутных листах)

 

1) развеян миф о непобедимости гитлеровских войск, первое крупное поражение, боевой дух немецко-фашистских войск падал;

2) укрепился международный авторитет СССР;

3) росла вера и уверенность советского народа в победу над врагом;

4) укреплялось мастерство советских военачальников.

   Обсуждение проблемного задания о причинах  поражения немецких войск под Москвой: (запись в маршрутных листах)

1) героизм, самопожертвование советского народа, бойцов и командиров;

2)умелое использование советским руководством мобилизационных возможностей страны.

3) действия талантливых полководцев, в первую очередь Г.К.Жукова.

   Подвиг воинов, оборонявших город-герой Москву навсегда останется в памяти народа. Через 25 лет после московской битвы в декабре 1966 года под стенами  Кремля  был зажжен  вечный огонь на могиле неизвестного солдата,

погибшего в 1941 году на полях Подмосковья.  

«Имя твое неизвестно. Подвиг твой бессмертен. Павшим за Родину.» Такие слова начертаны на памятной доске.

            Спи спокойно, наш воин! Ты прожил немного,

            Шагал ты вперед по военным дорогам.

            Но то, что ты сделал, защитник Отчизны,

            Хватило б, наверно, на тысячу жизней!

 Заключительное слово учителя о современных проблемах борьбы за мир, о разрешение конфликтов мирными средствами.

   Последние залпы Великой Отечественной войны отгремели давно. Но вновь матери России оплакивают своих сыновей, вновь звучат выстрелы, гремят взрывы. Гибнут ни в чём неповинные мирные люди. Нужно помнить прошлое. Если забыть трагедии прошлого, они могут повториться снова.

   

1. Критерии для оценивания устного ответа на уроках истории

Оценка «5» ставится, если ученик:
1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.
2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники.
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя.

Оценка «4» ставится, если ученик:
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.
3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.

Оценка «3» ставится, если ученик:
1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.
2. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
3. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов или допустил ошибки при их изложении.
4. Испытывает затруднения в применении знаний, при объяснении конкретных явлений на основе теорий, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.
5. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.
6. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.

Оценка «2» ставится, если ученик:
1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.
2. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов.
3. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
4. Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.
5. Полностью не усвоил материал.

 

Оценка «1» ставится, если ученик:

  1. Отказался  ответить по теме при неуважительной причине или при полном незнании основных положений темы.

2. Критерии оценки письменных развернутых ответов

 

Баллы                                       Критерии оценки

 

 «5»      Коммуникативная задача решена полностью, применение лексики адекватно

         коммуникативной задаче, грамматические ошибки либо отсутствуют, либо не

         препятствуют решению коммуникативной задачи.

 

  «4»      Коммуникативная задача решена полностью, но понимание текста незначительно

         затруднено наличием грамматических и/или лексических ошибок.

 

  «3»      Коммуникативная задача решена, но понимание текста затруднено наличием грубых

         грамматических ошибок или неадекватным употреблением лексики.

 

  «2»     Коммуникативная задача не решена ввиду большого количества лексико-     

            грамматических ошибок или недостаточного объема текста.

 

 

                   3.   Критерии оценки устных развернутых ответов

 

 

Оценки

Коммуникативное              взаимодействие

 

                                                Произношение           

Лексико-          

грамматическая

правильность речи

«5»

Адекватная естественная          реакция на реплики  собеседника. Проявляется          

речевая инициатива для решения поставленных  

 коммуникативных задач.

            

Речь звучит в естественном   темпе, учащийся не делает    грубых фонетических ошибок.       

  Лексика адекватна

  ситуации, редкие

грамматические ошибки не мешают коммуникации.

«4»

Коммуникация затруднена,        речь учащегося неоправданно        паузирована

В отдельных словах допускаются фонетические ошибки (например замена, английских фонем сходными русскими).

Общая интонация в 

большой степени обусловлена влиянием родного языка.

                                                   

Грамматические и/или

лексические ошибки           заметно влияют на  восприятие речи                                          учащегося.

 

«3»

Коммуникация существенно      затруднена, учащийся не  проявляет речевой инициативы.

Речь воспринимается с трудом  из-за большого количества фонетических ошибок. Интонация обусловлена                           влиянием родного языка.                

.                  

Прогнозируемый результат контроля качества знаний учащихся в конце урока:

Группа 005 – 006 (2 курс)

Ф. И. учащегося

Прогноз

Факт

1. Аджимоглян Л.

4

2. Аникина К

4

3. Богатова В.

3

4. Бронникова

3

5. Бутюнина

4

6. Вороновская

4

7. Гришаева А.

3

8. Громова Т.

4

9. Демёшкина А.

5

10. Зайцева М.

4

11. Кирюхина Д.

4

12. Корниенкова Т.

4

13. Кушнерёва А.

3

14. Ларичева А.

4

15. Макарова Д.

4

16. Малофеева С.

4

17. Михеева Г.

3

18. Муравьёва У.

4

19. Павлова А.

5

20. Промыслова А.

4

21. Тагаева А.

3

22. Тыртова А.

4

23. Чагрова Ю.

4

24. Чистова Е.

4

25. Минакова А.

4

Итого:

«5» - 2 человека,

«4» - 17 человек,

«3» - 6 человек,

средний балл – 3,8

Литература и интернет-ресурсы.

                      1. Журнал «Открытый урок» 2011 № 1(15).

                      2. Конспекты уроков для учителя истории. История России ХХ              

                      век. М.,2001.

                      3. Великая Отечественная война. Цифры и факты. М.,1995.

                      4. История Отечества 1939-1991. М.,1992.

                      5. СССР в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

                      Пакет - комплект документов «История». М.,1993.

                      6. 1418 дней войны. Из воспоминаний о Великой Отечест-                                                

                      венной войне. М.,1990.

        7. Journal-ou@yandex.ru.

        8. www.obrazovanie-mo.com

        9. http: //www.rambler.rulpobeda/memo


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рогулькина Наталья Дмитриевна, преподаватель ИЗО, Московский кадетский корпус «Пансион воспитанниц МО РФ» г.Москва, 2011 год Разработка открытого урока «Детский портрет»

Рогулькина Наталья Дмитриевна,преподаватель  ИЗО,Московский кадетский корпус «Пансион воспитанниц МО РФ»г.Москва, 2011 годРазработка открытого урока«Детский портрет»Характеристики урока: от...

Открытый урок по русскому языку в 6 классе «Заочная экскурсия по Москве» (Обобщающий урок по теме «Имя числительное»)

          Представляется методическая разработка урока русского языка по теме:«Заочная экскурсия по Москве» (Обобщающий урок по теме «Имя числительное»). Эт...

Открытый урок по русскому языку в 7 классе "Заочная экскурсия в Дом-музей М.Ю. Лермонтова в Москве". (Повторение по теме Служебные части речи Предлоги и союзы)

Представляется методическая разработка урока русского языка по теме: «Заочная экскурсия в Дом-музей М.Ю. Лермонтова в Москве» (Повтор...

ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКА На тему: «Название Москвы. Мое открытие Москвы» 1 клас История изобразительного искусства.

Тема: «Названия Москвы. Мое открытие Москвы» Цели: Познакомить учащихся с интересными названиями города Москвы.Познакомить  со знаменитыми местностями и названиями улиц, переулков. Расширить...

конспект открытого урока "Я Шаганов по Москве"

Интегрированный урок литература и музыка для 7-9 классов с использованием компьютерной презентации....