МЕТОДИКА РАБОТЫ С ТЕКСТОВЫМ МАТЕРИАЛОМ НА УРОКАХ ИСТОРИИ.
статья (история) по теме
Хорошо известно, что историкам по роду своей деятельности приходится часто использовать на уроках различные текстовые источники. В данном материале содержатся методические приемы работы с текстом на уроках истории в среднем звене.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_raboty_s_tekstovym_materialom_na_urokah_istorii.docx | 31.08 КБ |
metodika_raboty_s_tekstovym_materialom_na_urokah_istorii.rar | 28.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Хорошо известно, что историкам по роду своей деятельности приходится часто использовать на уроках различные текстовые источники. Текст — это то, с чем любой человек, вынужденно или добровольно, соприкасается ежедневно. Если же говорить о школьниках, то для них текст является основой обучения. Но для того, чтобы научиться понимать текст, им необходимо овладеть определёнными навыками и технологиями работы с информацией на каждом этапе её прочтения. Данный вид самостоятельной работы крайне важен в преподавании предмета.
Мой педагогический опыт показал, что многие учащиеся не умеют:
• составлять развёрнутый ответ в виде текста;
• выделять и анализировать детали;
• сопоставлять, сравнивать и соединять найденную в разных источниках информацию в целостную информационную картину;
• использовать разные типы чтения: просмотровый (ознакомительный), поисковый (с ориентацией на отбор нужной информации), аналитический;
• формулировать качественный, а не точный (количественный) ответ
• привлечь информацию, не содержащуюся непосредственно в заданных условиях;
• уточнить и переформулировать вопрос, содержащий дополнительную информацию к заданию;
• учесть точку зрения или знания адресата;
• определить замысел и цели автора текста.
Поэтому, на ближайшее время, темой моего самообразования стала именно работа с источниками на уроках истории. В ходе моей подготовки к уроку подбор источников ведется таким образом, чтобы они отражали различные взгляды на проблему, не всегда совпадающие с точкой зрения авторов школьного учебника. Это позволяет учащимся сформировать личное мнение, выработать свое собственное отношение к рассматриваемой проблеме.
Работа с документом приближает учеников к изучаемому событию, создает особый эмоциональный фон восприятия. Это позволяет учащимся выработать свое собственное отношение к рассматриваемой проблеме. Учебный процесс приобретает исследовательский характер. Изменяется и функциональная деятельность учителя: он выступает преимущественно как организатор и координатор самостоятельной работы учащихся.
Источниками при изучении курса истории, помимо учебника, могут выступать:
- отрывки из произведений историков, философов, ученых прошлого;
- мемуары, дневники современников, очевидцев исторических событий;
- фрагменты из современной научной, научно-популярной, художественной литературы;
- фрагменты документов (нормативных, программных, международных, правовых и др.);
- газетная информация и публицистические материалы;
- справочные, статистические материалы;
- наглядные средства обучения.
При отборе текста должны соблюдаться следующие правила:
Текст должен:
- Соответствовать целям и задачам обучения;
- Отражать основные, наиболее типичные факты и события эпохи;
- Быть органически связанным с программным материалом;
- Быть доступным и интересным по содержанию и объему;
- Обладать научными и литературными достоинствами
Среди множества приемов работы с историческими текстами можно выделить следующие:
- чтение и анализ;
- выписки определений понятий, основных положений, выделение главной идеи;
- комментированное чтение;
- коллективный разбор текста;
- формулирование вопросов к тексту;
- обобщение фактического и теоретического материала в целях конкретизации изучаемых общественных явлений;
выявление различных подходов к общественно-историческому развитию;
- анализ аргументации авторов;
- нахождение разных способов решения проблем на основе сопоставления нескольких источников;
- формулирование обобщенных выводов;
- выявление причинно-следственных связей и построение логической цепи суждений;
- составление текстовых, сравнительно-обобщающих и конкретизирующих таблиц, логических и текстовых схем, планов (развернутого, структурно-логического, тематического), тезисов, конспекта;
На уроках я всегда использую систему заданий, ориентированных на три уровня познавательной деятельности. Выбор уровней определяется познавательными возможностями ученика и целями обучения.
1 уровень – воспроизводящий. Предполагает выписки основных понятий, определений, выводов, ответы на поставленные вопросы, требующие уточнения и пересказа текста; заполнение таблицы, схемы по образцу в ходе коллективного разбора документа, ориентированного на понимание текста; составление простого плана и т.д.
Например, при изучении в 5 классе темы «Греческая колонизация» я предлагаю данный источник:
«Наказ колонистам, переселяющимся из Локров в Навпакт.
В Навпакт выводится колония на следующих условиях. Жителю Локров, ставшему гражданином Навпакта, при посещении им его прежнего города дозволяется участвовать в общественной жизни Локров и совершать жертвоприношения. Если пожелает, пусть совершает жертвоприношения и участвует в обрядах сам и род его вовеки. Если кто пожелает вернуться, пусть разрешается ему беспошлинное возвращение на условии оставления у домашнего очага взрослого сына или брата. Если локрийцы будут изгнаны из Навпакта силой, пусть будет дозволено вернуться каждому к месту его первоначального жительства беспошлинно.
Переселяющиеся в Навпакт пусть принесут клятву не отпадать от локрийцев ни в каком случае. Если у переселившегося в Навпакт окажутся братья, то в случае если какой-либо из братьев умрёт, пусть владеет переселившися той частью наследства, которая ему причитается. Если кто оставит отца и свою долю имущества отцу, то по смерти последнего пусть будет позволено колонисту получить свою долю обратно.
Колонисты, отправляющиеся в Навпакт, пользуются правом вчинять иски перед судьями в первую очередь. Если кто попытается отменить эти решения, тот пусть будет лишён гражданских прав, а имущество его пусть будет конфисковано.»
Определим, какую информацию по теме можно извлечь из данного документа и предложим учащимся самостоятельно выявить её при выполнении следующих заданий:
1. Назвать, что именно связывает колонистов с покидаемым ими городом.
2. Подумать, чем можно объяснить сохранение тесных связей между колонистами и их прежним городом.
3. Вспомнить, на основании чего составляются такие документы как поучение, наставление, наказ и предположите, насколько характерным было для греков описываемое событие.
4. Сравнить процесс создания греческой колонии с известной вам информацией об образовании финикийских колоний и сформулируйте особенности греческой колонизации.
Ученики, выполняя указанные задания, получают представление о том, как проходила греческая колонизация, в чём заключалась её специфика и масштабы, какое она имела значение. При такой организации учебной деятельности параграф по соответствующей теме используется лишь для закрепления и обобщения информации, учитель освобождается от лишних объяснений, а ученики чувствуют себя «первооткрывателями», поскольку они самостоятельно извлекали информацию, выдвигали предположения и делали выводы.
- 2 уровень – преобразующий. Вопросы и задания могут включать рассказ ученика по документу, сопровождающийся анализом текста, выделением в нем основной идеи, вывода, синтезом положений источника с другим теоретическим материалом (самостоятельный отбор, группировка фактов, идей и привлечение их учеником для раскрытия изучаемой темы); составление развернутого плана, тезисов, конспекта, текстовых таблиц, схем; самостоятельную постановку вопросов к документу; подготовку рефератов, докладов и др.
Например, при изучении в 9 классе темы «Конфликт в руководстве СССР в начале 1960-х годов. Смещение Н.С.Хрущева», можно предложить данное задание:
«Здесь перемешалось все – и недовольство пренебрежительным его отношением к коллегам, и опасения по поводу авантюрных действий,…и в особенности – раздражение консервативной части аппарата управления постоянной нестабильностью. Тряской, переменами…»
«Он забыл, что при социализме тоже может вестись борьба за власть…»
«Может быть, самое главное из того, что я сделал, заключается в том, что они смогли меня снять простым голосованием…»
- Определите, какое историческое событие нашло отражение в предложенных источниках?
- Выделите основные идеи текста
- Назовите предполагаемых авторов, сравните, какие причины произошедшего они называют. С какой из них вы согласны?
- Сравните причины события данные в источниках с причинами данной авторами учебника.
- Другой пример такого задания:
При изучении темы «Жизнь первобытных людей» в 5 классе предлагаю на основе описания некоторых занятий первобытных людей, сделанных учеными – этнографами, определить, что общего между всеми этими занятиями и чем они отличаются от занятий животных.
1. Сначала они намазывали себе тело свежими слоновьими испражнениями , для того чтобы животное не чуяло опасности, а чувствовало только свой запах, когда люди приближаются к нему. Ползя на животе они медленно приближаются к нему. Пока не оказываются под ним, и внезапно со всей силы втыкают отравленное копье в мягкую ткань живота, после чего животное падает. Затем они острым ножом быстро отрубают хобот, чтобы он истек кровью.
Современное описание охоты в Африке.
2.По Сибири промышляют медведей…ямами, в которые вколачивают вострую обожженную сваю…он ( медведь) принужден бывает бежать скорее и, набежав на яму, провалиться и брюхом упасть на сваю.
С.П.Крашенниников. «Описание земли Камчатки».
3. Все свое время и силы они тратят на поиски пищи. Питаются фруктами. Ягодами, корнями и клубнями. Которые откапывают острыми палками. С удовольствием едят и ящериц, лягушек, гусениц…
В. Фольц.»В девственных лесах Сумарты»
4. Двое других были заняты возле толстого сухого пня, который они прилежно рубили каменным топорами… Порубив некоторое время, они останавливались и с большим аппетитом жевали и глотали толстые личинки …
5. Вдруг папуас сделал энергичный прыжок, и одна из рыбок оказалась поймана. Папуас ловил их ногой. Он сперва придавил ее ступней, а потом поднял, ухватив между большим и вторым пальцем ноги. После этого, быстро нагнувшись и схватив камень, он бросил его в воду со значительной силой: потом, подойдя к тому месту, куда был брошен камень, он, стоя на одной ноге, поднял другую убитую им рыбу.
№ п/п | занятие | орудия | продукт |
1 | охота | копья, ножи | еда, бивни |
2 | охота | свая в яме - ловушке | еда, шкуры |
3 | собирательство | острые палки | еда |
4 | собирательство | каменные топоры | еда |
5 | собирательство | камни | еда |
Н.Н. Миклухо – Маклай. «На берегу Маклая»
После того как учащиеся приходят к выводу, что общее между всеми занятиями - использование человеком орудий, и именно это отличало первобытного человека от животных , можно предложить заполнить таблицу. (Приведена уже в заполненном виде. Вместе с ответами).
3 уровень – творческо-поисковый. На данном уровне учащимся предлагаются познавательные задания, требующие осмысления и сопоставления точек зрения мыслителей, положений нескольких документов; выявления линий сравнения изучаемых явлений и составление сравнительных таблиц, логических цепочек; применения теоретических положений документа для доказательства, аргументирования своей точки зрения, обсуждения дискуссионных проблем; посильной поисковой деятельности по сбору материала, его анализу и систематизации по определенной теме, подготовки творческих сочинений, эссе и др.
Примером работы на таком уровне может служить постановка проблемных вопросов соответствующих изучаемой, теме на основе исторических противоречий найденных в тексте учебника или доп. материала.
Изучаемое положение | Альтернативное положение | Проблема |
В войне на Балканах (Русско – турецкая война 1853 - 1856гг) Россия победила турцию. Был заключен выгодный для России Сан – Стефанский мирный договор. | Вскоре по инициативе европейских стран состоялась Берлинская конференция, пересмотревшая условия Сан – Стефанского договора в свою пользу. | В войне участвовала Россия и Турция. Победила Россия. Воевавшие страны заключили мир. Европейские страны собирают другой кворум, в работе которого участвует Россия, пересматривают условия договора не в пользу России и она с этим соглашается. Почему? |
Большевики не были уверены в своей победе на выборах в Учредительное собрание. | Большевики приняли участие в выборах в Учредительное собрание. | Почему, находившиеся у власти большевики, заранее зная о своем поражении на выборах, тем не менее приняли в них участие? |
М.С. Горбачев с середины 1980-х годов хотел начать строить социализм «с человеческим лицом», сохраняя при этом руководящую роль КПСС в обществе. Как известно из этого ничего не вышло. | Дэн Сяопин начал проводить экономические реформы еще раньше Горбачева и тоже при руководящей роли ком. партии. Тем не менее Китай добился поразительных успехов. | Почему в СССР при коммунистах реформы не прошли, а в Китае они продолжаются и довольно успешно? |
Тексты следует привлекать не только для изучения новой темы, но и для того, чтобы разнообразить деятельность учащихся на уроке. При этом наряду с дополнительной информацией можно использовать и параграф учебника, изменив способ его подачи и организацию работы с ним. Например, при изучении темы «Возникновение государства в Древнем Египте» вместо традиционного чтения и пересказа материала можно организовать прерывистое чтение текста параграфа и при этом использовать различные виды деятельности:
• предположить, о чём пойдёт речь в следующем абзаце;
• подтвердить текстовую информацию условными обозначениями на карте;
• найти на карте информацию, дополняющую текст;
• сформулировать вопрос к следующему абзацу;
• объяснить, почему происходили изменения в организации жизни людей;
• предположить, на какой вопрос можно будет найти ответ в конце параграфа;
• схематически изобразить текстовую информацию.
Эффективным является прием чтения со значками. Читая новый текст ребятам предлагаю пометить его условными знаками.
N – noting самоактивизирующая «V» - уже знал
S – system системная разметка «+» - новое
Е – effective для эффективного «-» - думал иначе
R – reading and чтения и размышления «?» - не понял, есть вопросы
При использовании данного приема информация не только более активно воспринимается, систематизируется, но и оценивается. Подобная форма организации материала позволяет провести обсуждение, дискуссию по спорным вопросам.
Конечно, вначале слабые ученики плохо понимают, чего от них требуют, но со временем им тоже хочется показать свою смекалку, эрудицию, старательность. Что же касается сильных, способных учащихся, они изначально мотивированы на достижение успеха. Но я решительно или ненавязчиво, в зависимости от обстоятельств, стремлюсь заинтересовать всех детей в чтении, а значит, развитии, пополнении словарного запаса (это как минимум).
Мне удалось научить большинство ребят составлять развёрнутый ответ в виде текста; выделять и анализировать детали; сопоставлять, сравнивать и соединять найденную в разных источниках информацию в целостную информационную картину; использовать разные типы чтения.
Они научились осознавать важность использования текста как самостоятельного объекта познания, а также как основы для изучения той или иной темы (вопроса).
Считаю, что мои действия в подобном направлении оправданны: результаты обучения улучшаются. Сам факт, что дети на протяжении всего урока не скучают, а заняты полезным для самих себя делом, является доказательством правильности выбранного пути.
МБОУ «ГИМНАЗИЯ №3»
Г. РУБЦОВСК
МЕТОДИКА РАБОТЫ
С ТЕКСТОВЫМ
МАТЕРИАЛОМ
НА УРОКАХ ИСТОРИИ
Подготовила:
Ямилова Татьяна Николаевна
учитель истории и обществознания
I квалификационная категория.
Предварительный просмотр:
Хорошо известно, что историкам по роду своей деятельности приходится часто использовать на уроках различные текстовые источники. Текст — это то, с чем любой человек, вынужденно или добровольно, соприкасается ежедневно. Если же говорить о школьниках, то для них текст является основой обучения. Но для того, чтобы научиться понимать текст, им необходимо овладеть определёнными навыками и технологиями работы с информацией на каждом этапе её прочтения. Данный вид самостоятельной работы крайне важен в преподавании предмета.
Мой педагогический опыт показал, что многие учащиеся не умеют:
• составлять развёрнутый ответ в виде текста;
• выделять и анализировать детали;
• сопоставлять, сравнивать и соединять найденную в разных источниках информацию в целостную информационную картину;
• использовать разные типы чтения: просмотровый (ознакомительный), поисковый (с ориентацией на отбор нужной информации), аналитический;
• формулировать качественный, а не точный (количественный) ответ
• привлечь информацию, не содержащуюся непосредственно в заданных условиях;
• уточнить и переформулировать вопрос, содержащий дополнительную информацию к заданию;
• учесть точку зрения или знания адресата;
• определить замысел и цели автора текста.
Поэтому, на ближайшее время, темой моего самообразования стала именно работа с источниками на уроках истории. В ходе моей подготовки к уроку подбор источников ведется таким образом, чтобы они отражали различные взгляды на проблему, не всегда совпадающие с точкой зрения авторов школьного учебника. Это позволяет учащимся сформировать личное мнение, выработать свое собственное отношение к рассматриваемой проблеме.
Работа с документом приближает учеников к изучаемому событию, создает особый эмоциональный фон восприятия. Это позволяет учащимся выработать свое собственное отношение к рассматриваемой проблеме. Учебный процесс приобретает исследовательский характер. Изменяется и функциональная деятельность учителя: он выступает преимущественно как организатор и координатор самостоятельной работы учащихся.
Источниками при изучении курса истории, помимо учебника, могут выступать:
- отрывки из произведений историков, философов, ученых прошлого;
- мемуары, дневники современников, очевидцев исторических событий;
- фрагменты из современной научной, научно-популярной, художественной литературы;
- фрагменты документов (нормативных, программных, международных, правовых и др.);
- газетная информация и публицистические материалы;
- справочные, статистические материалы;
- наглядные средства обучения.
При отборе текста должны соблюдаться следующие правила:
Текст должен:
- Соответствовать целям и задачам обучения;
- Отражать основные, наиболее типичные факты и события эпохи;
- Быть органически связанным с программным материалом;
- Быть доступным и интересным по содержанию и объему;
- Обладать научными и литературными достоинствами
Среди множества приемов работы с историческими текстами можно выделить следующие:
- чтение и анализ;
- выписки определений понятий, основных положений, выделение главной идеи;
- комментированное чтение;
- коллективный разбор текста;
- формулирование вопросов к тексту;
- обобщение фактического и теоретического материала в целях конкретизации изучаемых общественных явлений;
выявление различных подходов к общественно-историческому развитию;
- анализ аргументации авторов;
- нахождение разных способов решения проблем на основе сопоставления нескольких источников;
- формулирование обобщенных выводов;
- выявление причинно-следственных связей и построение логической цепи суждений;
- составление текстовых, сравнительно-обобщающих и конкретизирующих таблиц, логических и текстовых схем, планов (развернутого, структурно-логического, тематического), тезисов, конспекта;
На уроках я всегда использую систему заданий, ориентированных на три уровня познавательной деятельности. Выбор уровней определяется познавательными возможностями ученика и целями обучения.
1 уровень – воспроизводящий. Предполагает выписки основных понятий, определений, выводов, ответы на поставленные вопросы, требующие уточнения и пересказа текста; заполнение таблицы, схемы по образцу в ходе коллективного разбора документа, ориентированного на понимание текста; составление простого плана и т.д.
Например, при изучении в 5 классе темы «Греческая колонизация» я предлагаю данный источник:
«Наказ колонистам, переселяющимся из Локров в Навпакт.
В Навпакт выводится колония на следующих условиях. Жителю Локров, ставшему гражданином Навпакта, при посещении им его прежнего города дозволяется участвовать в общественной жизни Локров и совершать жертвоприношения. Если пожелает, пусть совершает жертвоприношения и участвует в обрядах сам и род его вовеки. Если кто пожелает вернуться, пусть разрешается ему беспошлинное возвращение на условии оставления у домашнего очага взрослого сына или брата. Если локрийцы будут изгнаны из Навпакта силой, пусть будет дозволено вернуться каждому к месту его первоначального жительства беспошлинно.
Переселяющиеся в Навпакт пусть принесут клятву не отпадать от локрийцев ни в каком случае. Если у переселившегося в Навпакт окажутся братья, то в случае если какой-либо из братьев умрёт, пусть владеет переселившися той частью наследства, которая ему причитается. Если кто оставит отца и свою долю имущества отцу, то по смерти последнего пусть будет позволено колонисту получить свою долю обратно.
Колонисты, отправляющиеся в Навпакт, пользуются правом вчинять иски перед судьями в первую очередь. Если кто попытается отменить эти решения, тот пусть будет лишён гражданских прав, а имущество его пусть будет конфисковано.»
Определим, какую информацию по теме можно извлечь из данного документа и предложим учащимся самостоятельно выявить её при выполнении следующих заданий:
1. Назвать, что именно связывает колонистов с покидаемым ими городом.
2. Подумать, чем можно объяснить сохранение тесных связей между колонистами и их прежним городом.
3. Вспомнить, на основании чего составляются такие документы как поучение, наставление, наказ и предположите, насколько характерным было для греков описываемое событие.
4. Сравнить процесс создания греческой колонии с известной вам информацией об образовании финикийских колоний и сформулируйте особенности греческой колонизации.
Ученики, выполняя указанные задания, получают представление о том, как проходила греческая колонизация, в чём заключалась её специфика и масштабы, какое она имела значение. При такой организации учебной деятельности параграф по соответствующей теме используется лишь для закрепления и обобщения информации, учитель освобождается от лишних объяснений, а ученики чувствуют себя «первооткрывателями», поскольку они самостоятельно извлекали информацию, выдвигали предположения и делали выводы.
- 2 уровень – преобразующий. Вопросы и задания могут включать рассказ ученика по документу, сопровождающийся анализом текста, выделением в нем основной идеи, вывода, синтезом положений источника с другим теоретическим материалом (самостоятельный отбор, группировка фактов, идей и привлечение их учеником для раскрытия изучаемой темы); составление развернутого плана, тезисов, конспекта, текстовых таблиц, схем; самостоятельную постановку вопросов к документу; подготовку рефератов, докладов и др.
Например, при изучении в 9 классе темы «Конфликт в руководстве СССР в начале 1960-х годов. Смещение Н.С.Хрущева», можно предложить данное задание:
«Здесь перемешалось все – и недовольство пренебрежительным его отношением к коллегам, и опасения по поводу авантюрных действий,…и в особенности – раздражение консервативной части аппарата управления постоянной нестабильностью. Тряской, переменами…»
«Он забыл, что при социализме тоже может вестись борьба за власть…»
«Может быть, самое главное из того, что я сделал, заключается в том, что они смогли меня снять простым голосованием…»
- Определите, какое историческое событие нашло отражение в предложенных источниках?
- Выделите основные идеи текста
- Назовите предполагаемых авторов, сравните, какие причины произошедшего они называют. С какой из них вы согласны?
- Сравните причины события данные в источниках с причинами данной авторами учебника.
- Другой пример такого задания:
При изучении темы «Жизнь первобытных людей» в 5 классе предлагаю на основе описания некоторых занятий первобытных людей, сделанных учеными – этнографами, определить, что общего между всеми этими занятиями и чем они отличаются от занятий животных.
1. Сначала они намазывали себе тело свежими слоновьими испражнениями , для того чтобы животное не чуяло опасности, а чувствовало только свой запах, когда люди приближаются к нему. Ползя на животе они медленно приближаются к нему. Пока не оказываются под ним, и внезапно со всей силы втыкают отравленное копье в мягкую ткань живота, после чего животное падает. Затем они острым ножом быстро отрубают хобот, чтобы он истек кровью.
Современное описание охоты в Африке.
2.По Сибири промышляют медведей…ямами, в которые вколачивают вострую обожженную сваю…он ( медведь) принужден бывает бежать скорее и, набежав на яму, провалиться и брюхом упасть на сваю.
С.П.Крашенниников. «Описание земли Камчатки».
3. Все свое время и силы они тратят на поиски пищи. Питаются фруктами. Ягодами, корнями и клубнями. Которые откапывают острыми палками. С удовольствием едят и ящериц, лягушек, гусениц…
В. Фольц.»В девственных лесах Сумарты»
4. Двое других были заняты возле толстого сухого пня, который они прилежно рубили каменным топорами… Порубив некоторое время, они останавливались и с большим аппетитом жевали и глотали толстые личинки …
5. Вдруг папуас сделал энергичный прыжок, и одна из рыбок оказалась поймана. Папуас ловил их ногой. Он сперва придавил ее ступней, а потом поднял, ухватив между большим и вторым пальцем ноги. После этого, быстро нагнувшись и схватив камень, он бросил его в воду со значительной силой: потом, подойдя к тому месту, куда был брошен камень, он, стоя на одной ноге, поднял другую убитую им рыбу.
№ п/п | занятие | орудия | продукт |
1 | охота | копья, ножи | еда, бивни |
2 | охота | свая в яме - ловушке | еда, шкуры |
3 | собирательство | острые палки | еда |
4 | собирательство | каменные топоры | еда |
5 | собирательство | камни | еда |
Н.Н. Миклухо – Маклай. «На берегу Маклая»
После того как учащиеся приходят к выводу, что общее между всеми занятиями - использование человеком орудий, и именно это отличало первобытного человека от животных , можно предложить заполнить таблицу. (Приведена уже в заполненном виде. Вместе с ответами).
3 уровень – творческо-поисковый. На данном уровне учащимся предлагаются познавательные задания, требующие осмысления и сопоставления точек зрения мыслителей, положений нескольких документов; выявления линий сравнения изучаемых явлений и составление сравнительных таблиц, логических цепочек; применения теоретических положений документа для доказательства, аргументирования своей точки зрения, обсуждения дискуссионных проблем; посильной поисковой деятельности по сбору материала, его анализу и систематизации по определенной теме, подготовки творческих сочинений, эссе и др.
Примером работы на таком уровне может служить постановка проблемных вопросов соответствующих изучаемой, теме на основе исторических противоречий найденных в тексте учебника или доп. материала.
Изучаемое положение | Альтернативное положение | Проблема |
В войне на Балканах (Русско – турецкая война 1853 - 1856гг) Россия победила турцию. Был заключен выгодный для России Сан – Стефанский мирный договор. | Вскоре по инициативе европейских стран состоялась Берлинская конференция, пересмотревшая условия Сан – Стефанского договора в свою пользу. | В войне участвовала Россия и Турция. Победила Россия. Воевавшие страны заключили мир. Европейские страны собирают другой кворум, в работе которого участвует Россия, пересматривают условия договора не в пользу России и она с этим соглашается. Почему? |
Большевики не были уверены в своей победе на выборах в Учредительное собрание. | Большевики приняли участие в выборах в Учредительное собрание. | Почему, находившиеся у власти большевики, заранее зная о своем поражении на выборах, тем не менее приняли в них участие? |
М.С. Горбачев с середины 1980-х годов хотел начать строить социализм «с человеческим лицом», сохраняя при этом руководящую роль КПСС в обществе. Как известно из этого ничего не вышло. | Дэн Сяопин начал проводить экономические реформы еще раньше Горбачева и тоже при руководящей роли ком. партии. Тем не менее Китай добился поразительных успехов. | Почему в СССР при коммунистах реформы не прошли, а в Китае они продолжаются и довольно успешно? |
Тексты следует привлекать не только для изучения новой темы, но и для того, чтобы разнообразить деятельность учащихся на уроке. При этом наряду с дополнительной информацией можно использовать и параграф учебника, изменив способ его подачи и организацию работы с ним. Например, при изучении темы «Возникновение государства в Древнем Египте» вместо традиционного чтения и пересказа материала можно организовать прерывистое чтение текста параграфа и при этом использовать различные виды деятельности:
• предположить, о чём пойдёт речь в следующем абзаце;
• подтвердить текстовую информацию условными обозначениями на карте;
• найти на карте информацию, дополняющую текст;
• сформулировать вопрос к следующему абзацу;
• объяснить, почему происходили изменения в организации жизни людей;
• предположить, на какой вопрос можно будет найти ответ в конце параграфа;
• схематически изобразить текстовую информацию.
Эффективным является прием чтения со значками. Читая новый текст ребятам предлагаю пометить его условными знаками.
N – noting самоактивизирующая «V» - уже знал
S – system системная разметка «+» - новое
Е – effective для эффективного «-» - думал иначе
R – reading and чтения и размышления «?» - не понял, есть вопросы
При использовании данного приема информация не только более активно воспринимается, систематизируется, но и оценивается. Подобная форма организации материала позволяет провести обсуждение, дискуссию по спорным вопросам.
Конечно, вначале слабые ученики плохо понимают, чего от них требуют, но со временем им тоже хочется показать свою смекалку, эрудицию, старательность. Что же касается сильных, способных учащихся, они изначально мотивированы на достижение успеха. Но я решительно или ненавязчиво, в зависимости от обстоятельств, стремлюсь заинтересовать всех детей в чтении, а значит, развитии, пополнении словарного запаса (это как минимум).
Мне удалось научить большинство ребят составлять развёрнутый ответ в виде текста; выделять и анализировать детали; сопоставлять, сравнивать и соединять найденную в разных источниках информацию в целостную информационную картину; использовать разные типы чтения.
Они научились осознавать важность использования текста как самостоятельного объекта познания, а также как основы для изучения той или иной темы (вопроса).
Считаю, что мои действия в подобном направлении оправданны: результаты обучения улучшаются. Сам факт, что дети на протяжении всего урока не скучают, а заняты полезным для самих себя делом, является доказательством правильности выбранного пути.
МБОУ «ГИМНАЗИЯ №3»
Г. РУБЦОВСК
МЕТОДИКА РАБОТЫ
С ТЕКСТОВЫМ
МАТЕРИАЛОМ
НА УРОКАХ ИСТОРИИ
Подготовила:
Ямилова Татьяна Николаевна
учитель истории и обществознания
I квалификационная категория.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с текстовой информацией на уроках истории. "Методическая копилка" для молодого специалиста.
Обилие информации на сегодняшний день, окружающей ребенка по телевидению и Интернету, создает как благо, так и колоссальную опасность, поскольку, школьники получают доступ к любой информации и точкам ...
методика работы с текстовой информацией на уроках русского языка и литературы
Данная работа представляет собой выступление на заседании методического объединения учителей русского языка и литературы. В работе рассматривается пошаговое обучение учеников 5-го класса анализу ...
Методика работы с текстовой информацией на уроках истории.Веревкина Елена Вениаминовна, учитель истории и обществознания МБОУ « Михайловская средняя ( полная) общеобразовательная школа»Бурлинского районаАлтайского края
Одним из способов построения урокаистории, который стимулировал бысамостоятельную деятельностьучащихся, формировал потребность взнаниях, интерес к истории являетсяиспользование историческихисточ...
Работа с текстовой информацией на уроках истории "Русь Древняя. Первые Киевские князья"
Сегодня в работе школы актуально не только усвоение учащимися определенной суммы знаний, но и развитие личности, ее познавательных и созидательных способностей. Работа с текстом значительно повышает п...
Методика работы с песенным материалом на уроках английского языка
Работа над грамматическим и лексическим материалом, заключённым в песне, является одной из разновидностей ситуативно-вариативных упражнений, которая способствует многократному повторению уч...
Статья "Работа с текстовыми документами на уроках истории и обществознания"
Работа с текстом на уроках истории и обществознания создаёт условия для самостоятельного освоения учащимися предметных знаний и общеучебных навыков, обеспечивает «прохождение» всех уровней...
Методические приёмы формирования познавательных УУД при работе с картографическим материалом на уроках истории (рекомендации по организации работы с картами детей с нарушением зрения)
Для учащихся школы слепых знание карты важно особенно, так как историческая карта – это модель пространства, который так трудно познаётся незрячими. Информационное пространство карты познаётся п...