Урок повторения «Борьба Руси за независимость»
план-конспект урока по истории (10 класс) по теме
Урок повторения «Борьба Руси за независимость» Урок – семинар для учащихся 10-х классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_povtoreniya_borba_rusi_za_nezavisimost.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок повторения «Борьба Руси за независимость»
( Урок – семинар)
Щербакова И.Н., ноябрь 2011г
Задачи урока:
1.Повторить и обобщить материал по заданной теме.
Особое внимание уделить понятиям об исторической обусловленности и закономерности образования Русского централизованного государства, об историческом значении образования единого Русского государства как одном из наиболее важных этапов в истории России.
2.Учить учащихся анализировать исторический материал, обобщать, делать выводы. Учить школьников работать с историческими источниками, исторической литературой, подбирать дополнительный материал, работать с интернетом, делать презентации.
3.Воспитывать любовь к Отечеству, уважение к историческим деятелям, для которых Родина была превыше всего.
Александр Невский – «Имя России»
Оснащение урока: Карты «Русь в 12 – 13 веках», «Объединение Русских земель вокруг Москвы», презентации по заданной теме.
1.Какие события в истории монголов предшествовали их нашествию на Русь?
2.Докажите или опровергните утверждение: Руси противостоял сильный противник, превосходивший её в политическом, в экономическом, в военном отношении.
3.Борьба Руси с монголо – татарами.
4.Чем можно объяснить победы и высокий уровень военного искусства монголо – татар при условии, что по характеру общественного строя они стояли ниже многих завоёванных ими стран.
5. «Мы со многими царями, во многих странах, на многих битвах бывали, а таких удальцов и резвецов не видали…» О каком историческом событии идёт речь?
6. «Последним оплотом защитников стала Десятинная церковь. Монголы начали сокрушать её стены. Храм рухнул, погибли все его защитники, в том числе и раненый воевода». О каком событии идёт речь?
7. На какие исторические факты опирался историк Н.М. Карамзин, определяя следующие причины поражения русских от монголо – татар? Можно ли с ними согласится?
1) с военной точки зрения татары не превосходили русских, но значительно превосходили числом;
2) войско монголо – татар действовало как один человек;
3) Русь была разъединена внутренними распрями;
4) при благоприятных условиях на союз у русских князей не было времени.
5) у монголо – татар каждый человек был воин, а на Руси – нет.
6) Монголо – татарская армия уже ко времени наступления на Русь завоевала почти всю
Азию.
8. В чём была зависимость Руси от Золотой Орды?
9. В чём заключались последствия монголо – татарского ига для Руси?
Просмотр 1-2 презентаций учащихся по первой части урока (4-5 мин.)
10. Охарактеризуйте положение в Прибалтике, в северных русских землях в 13 веке.
11. Какими обстоятельствами воспользовались северо – западные соседи Руси для нападения?
12. Почему хан Батый не вмешался в военный конфликт Северо – Западной Руси со своими соседями?
13. Дать характеристику Александру Ярославичу.
13. Рассказать о битве на реке Неве. Итоги. Причины победы русских. Значение победы.
14. Борьба Новгорода с крестоносцами. Битва на льду Чудского озера. Причины победы. Значение.
15. Александр Невский сделал исторический выбор: активное противостояние Западу и осторожная политика с Ордой (рассказать)
Какие последствия имела политика Александра Невского?
16. Согласны ли вы с позицией английского историка Фенела, считавшего, что победы русских над шведами на Неве в 1240г. и над немецкими рыцарями на льду Чудского озера – это «две относительно мелкие победы»?
17. Можно ли выделить положительные моменты в союзе, который заключил Александр Невский с Золотой Ордой?
18. Причины объединения Русских земель, условия.
19. Какие центры наряду с Москвой могли претендовать на объединение русских земель?
20. Причины возвышения Москвы.
21. Взаимоотношения Твери и Москвы.
22. В.О. Ключевский в курсе «Русской истории» писал о тверских и московских князьях:
- «… на стороне тверских князей были права старшинствам и личной доблести, средства юридические и нравственные; на стороне московских князей были деньги и умение пользоваться обстоятельствами, средства материальные и практические; а тогда Русь переживала время, когда последствия средств были действеннее первых»
- сын Михаила Тверского призвал свою братию, русских князей, «друг за друга и брат за брата стоять, а татарам не выдавать, и всем вместе оборонять Русскую землю.
- Московские князья иначе смотрели на положение дел. Они пока вовсе не думали о борьбе с татарами; видя, что Орду гораздо выгоднее действовать «смиренной мудростью» или угодничеством и деньгами, они усердно ухаживали за ханом и делали оружием своих замыслов…»
Согласны ли вы с характеристикой В.О Ключевского тверских и московских князей? Свою позицию аргументируйте.
Почему историк считает, что в этот период для Руси были предпочтительнее «материальные и практические средства»?
23. Иван Калита. Его политика. Дать оценку.
24. Д.И. Иловайский.
«Необыкновенно расчётливый и осторожный, он пользовался всеми средствами к достижению главной цели, то есть возникновению Москвы за счёт её соседей… Московский князь часто ездил в Орду с дарами и раболепно кланялся хану; он получал от хана помощь в борьбе с соперниками и таким образом самих татар сделал орудием усиления Москвы»
А.Н.Насонов
«Калита не был и не мог быть объединителем Руси, ни умиротворителем. Народное движение за объединение Руси началось тогда, когда открылась возможность борьбы с татарами»
Согласны ли вы с данными утверждениями?
25. Возвышение Москвы – это благоприятное стечение обстоятельств или закономерность?
26. Сыновья Ивана Калиты.
Начало княжения Дмитрия Ивановича. Дать характеристику.
Какие события повлияли на его политику?
27. В каких произведениях отечественной культуры и литературы нашли отражение события борьбы Руси за независимость?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по истории для 6 класса "Борьба Руси с западными завоевателями".
Разработка урока по истории "Борьба Руси с западными завоевателями"....
Урок по теме "Борьба Руси с западными завоевателями в XIII веке".
Урок по теме "Борьба Руси с западными завоевателями в XIII веке" разработан в технологии РКМЧП с использованием стратегии "чтение с остановками" и приемов "бортовой журнал", "эссе"....
Урок по теме "Борьба Руси с западными завоевателями в 13 веке"
Урок направлен на ознакомление учеников с причинами, характером, основными итогами борьбы Новгородской земли с немецкими и шведскими рыцарями; на формирование умения работать с разными источниками, вы...
Конспект урока истории 6 класс "Борьба Руси с западными завоевателями"
Цель урока: формирование представлений о борьбе северорусских земель с экспансией крестоносцев и шведов; обратить внимание учеников на полководческий талант Александра Невского...
Презентация к уроку "Борьба Руси с западными завоевателями"
Цель урока: формирование представлений о борьбе северорусских земель с экспансией крестоносцев и шведов; обратить внимание учеников на полководческий талант Александра Невского...
«БОРЬБА РУСИ С ИНОЗЕМНЫМИ ЗАВОЕВАТЕЛЯМИ» (УРОК-ПОВТОРЕНИЯ)
Конспект урока по истории Отечества для учащихся 7 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида....
Материал к уроку по теме "Борьба Руси за независимость. Куликовская битва" 6 класс
Данный материал предназначен для проведения урока в 6 классе. Используя технологию продуктивного чтения, я ориентирую учащихся на самостоятельную работу с текстом и поиск ответов на поставленную задач...