Урок повторения «Борьба Руси за независимость»
план-конспект урока по истории (10 класс) по теме

Урок повторения «Борьба Руси за независимость»  Урок – семинар для учащихся 10-х классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_povtoreniya_borba_rusi_za_nezavisimost.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Урок повторения «Борьба Руси за независимость»

( Урок – семинар)

Щербакова И.Н., ноябрь 2011г

Задачи урока:

1.Повторить и обобщить материал по заданной теме.

Особое внимание уделить понятиям об исторической обусловленности и закономерности образования Русского централизованного государства, об историческом значении образования единого Русского государства как одном из наиболее важных этапов в истории России.

2.Учить учащихся анализировать исторический материал, обобщать, делать выводы. Учить школьников работать с историческими источниками, исторической литературой, подбирать дополнительный материал, работать с интернетом, делать презентации.

3.Воспитывать любовь к Отечеству, уважение к историческим деятелям, для которых Родина была превыше всего.

Александр Невский – «Имя России»

Оснащение урока: Карты «Русь в 12 – 13 веках», «Объединение Русских земель вокруг Москвы», презентации по заданной теме.

1.Какие события в истории монголов предшествовали их нашествию на Русь?

2.Докажите или опровергните утверждение: Руси противостоял сильный противник, превосходивший её в политическом, в экономическом, в военном отношении.

3.Борьба Руси с монголо – татарами.

4.Чем можно объяснить победы и высокий уровень военного искусства монголо – татар при условии, что по характеру общественного строя они стояли ниже многих завоёванных ими стран.

5. «Мы со многими царями, во многих странах, на многих битвах бывали, а таких удальцов и резвецов не видали…» О каком историческом событии идёт речь?

6. «Последним оплотом защитников стала Десятинная церковь. Монголы начали сокрушать её стены. Храм рухнул, погибли все его защитники, в том числе и раненый воевода». О каком событии идёт речь?

7. На какие исторические факты опирался историк Н.М. Карамзин, определяя следующие причины поражения русских от монголо – татар? Можно ли  с ними согласится?

    1) с военной точки зрения татары не превосходили русских, но значительно превосходили числом;

    2) войско монголо – татар действовало как один человек;

    3) Русь была разъединена  внутренними распрями;

    4) при благоприятных условиях на союз у русских князей не было времени.

    5) у монголо – татар каждый человек был воин, а на Руси – нет.

    6) Монголо – татарская армия уже ко времени наступления на Русь завоевала почти всю

        Азию.

8. В чём была зависимость Руси от Золотой Орды?

9. В чём заключались последствия монголо – татарского ига для Руси?

Просмотр 1-2 презентаций учащихся по первой части урока (4-5 мин.)

10. Охарактеризуйте положение в Прибалтике, в северных русских землях в 13 веке.

11. Какими обстоятельствами воспользовались северо – западные соседи Руси для нападения?

12. Почему хан Батый не вмешался в военный конфликт Северо – Западной Руси со своими соседями?

13. Дать характеристику Александру Ярославичу.

13. Рассказать о битве на реке Неве. Итоги. Причины победы русских. Значение победы.

14. Борьба Новгорода с крестоносцами. Битва на льду Чудского озера. Причины победы. Значение.

15. Александр Невский сделал исторический выбор: активное противостояние Западу и осторожная политика с Ордой (рассказать)

Какие последствия имела политика Александра Невского?

16. Согласны ли вы с позицией английского историка Фенела, считавшего, что победы русских над шведами на Неве в 1240г. и над немецкими рыцарями на льду Чудского озера – это «две относительно мелкие победы»?

17. Можно ли выделить положительные моменты в союзе, который заключил Александр Невский с Золотой Ордой?

18. Причины объединения Русских земель, условия.

19. Какие центры наряду с Москвой могли претендовать на объединение русских земель?

20. Причины возвышения Москвы.

21. Взаимоотношения Твери и Москвы.

22. В.О. Ключевский в курсе «Русской истории» писал о тверских и московских князьях:

- «… на стороне тверских князей были права старшинствам и личной доблести, средства юридические и нравственные; на стороне московских князей были деньги и умение пользоваться обстоятельствами, средства материальные и практические; а тогда Русь переживала время, когда последствия средств были действеннее первых»

- сын Михаила Тверского  призвал свою братию, русских князей, «друг за друга и брат за брата стоять, а татарам не выдавать, и всем вместе оборонять Русскую землю.

- Московские князья иначе смотрели на положение дел. Они пока вовсе не думали о борьбе с татарами; видя, что Орду гораздо выгоднее действовать «смиренной мудростью» или угодничеством и деньгами, они усердно ухаживали за ханом и делали оружием своих замыслов…»

Согласны  ли вы с характеристикой В.О Ключевского тверских и московских князей? Свою позицию аргументируйте. 

Почему историк считает, что в этот период для Руси были предпочтительнее «материальные и практические средства»?

23. Иван Калита. Его политика. Дать оценку.

24. Д.И. Иловайский.

«Необыкновенно расчётливый и осторожный, он пользовался всеми средствами к достижению главной цели, то есть возникновению Москвы за счёт её соседей… Московский князь часто ездил в Орду с дарами и раболепно кланялся хану; он получал от хана помощь в борьбе с соперниками и таким образом самих татар сделал орудием усиления Москвы»

А.Н.Насонов

«Калита не был и не мог быть объединителем Руси, ни умиротворителем. Народное движение за объединение Руси началось тогда, когда открылась возможность борьбы с татарами»

Согласны ли вы с данными утверждениями?

25. Возвышение Москвы – это благоприятное стечение обстоятельств или закономерность?

26. Сыновья Ивана Калиты.

Начало княжения Дмитрия Ивановича. Дать характеристику.

Какие события повлияли на его политику?

27. В каких произведениях отечественной культуры и литературы нашли отражение события борьбы Руси за независимость?

  

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по истории для 6 класса "Борьба Руси с западными завоевателями".

Разработка урока по истории  "Борьба Руси с западными завоевателями"....

Урок по теме "Борьба Руси с западными завоевателями в XIII веке".

Урок по теме "Борьба Руси с западными завоевателями в XIII веке" разработан в технологии РКМЧП с использованием стратегии "чтение с остановками" и приемов "бортовой журнал", "эссе"....

Урок по теме "Борьба Руси с западными завоевателями в 13 веке"

Урок направлен на ознакомление учеников с причинами, характером, основными итогами борьбы Новгородской земли с немецкими и шведскими рыцарями; на формирование умения работать с разными источниками, вы...

Конспект урока истории 6 класс "Борьба Руси с западными завоевателями"

Цель  урока:    формирование представлений о борьбе северорусских земель с экспансией крестоносцев и шведов; обратить внимание учеников на полководческий талант Александра Невского...

Презентация к уроку "Борьба Руси с западными завоевателями"

Цель  урока:    формирование представлений о борьбе северорусских земель с экспансией крестоносцев и шведов; обратить внимание учеников на полководческий талант Александра Невского...

«БОРЬБА РУСИ С ИНОЗЕМНЫМИ ЗАВОЕВАТЕЛЯМИ» (УРОК-ПОВТОРЕНИЯ)

Конспект урока по истории Отечества  для учащихся 7 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида....

Материал к уроку по теме "Борьба Руси за независимость. Куликовская битва" 6 класс

Данный материал предназначен для проведения урока в 6 классе. Используя технологию продуктивного чтения, я ориентирую учащихся на самостоятельную работу с текстом и поиск ответов на поставленную задач...