Урок по истории в 5 классе "Время-вечная загадка"
план-конспект урока истории (5 класс) по теме

 

 

                 Цели урока:

·        создать условия для обобщения начальных знаний о летоисчислении, временном восприятии истории; комфортного применения ранее полученных ЗУНов по заявленной теме;

·        развития общеученических навыков анализа, сравнения;

·        формирования основ исторического мировоззрения. 

Форма проведения:  виртуальное путешествие

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vremy.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Руднева О.А.

План – конспект урока  истории по теме:

«Время -  вечная загадка»  .   5 класс

Цели урока:

  1. создать условия для обобщения начальных знаний о летоисчислении, временном восприятии истории; комфортного применения ранее полученных ЗУНов по заявленной теме;
  2. развития общеученических навыков анализа, сравнения;
  3. формирования основ исторического мировоззрения.

Инструментарий.

кроссворды;

лента времени;

задачи и задания к ленте времени;

задание синтезированного порядка;

мультимедийные пособия   « История 5 класс» и «Библия для детей»;

эмблемы «будильник»;

компьютер;

проектор.

Форма проведения:  виртуальное путешествие

ХОД УРОКА.

I. Организационный момент

II. Актуализация.

Учитель.

Добрый день, мои юные историки!  Я рада видеть вас  на нашем занятии!

Не так давно, начиная экскурс в историческое прошлое, я говорила вам, что история это самая загадочная наука.

Каждый день мы сталкиваемся со временем. Вы знаете, в котором часу начинаются занятия, когда они заканчиваются, когда приходит время обедать, гулять или ложиться спать. Это настоящее время, в котором мы с вами живём.

Но когда мы воссоздаём яркие образы ушедших эпох, мы сталкиваемся с историческим временем. И сразу время превращается для нас в загадку.

(Показ слайда через проектор с названием темы урока. Слайд № 1)

Время – вечная загадка для человека. Мы живем во времени. Мы говорим "настоящее", "прошлое", "будущее", но никому еще не удавалось понять, что, же такое время, и вряд ли удастся. Ребята, мы с вами на наших уроках сделали несколько шагов  в разрешении этой сложной загадки, но наше путешествие по историческому времени будет продолжаться еще очень долго. Ребята,  я знаю, что вам   эта тема очень интересна и вы сегодня  подготовили стихи. (Дети читают свои стихи)

Сейчас я прочту небольшое стихотворение, а вы попробуйте из предложенного отрывка определить знакомые для вас понятия, ответить на вопрос: “Какова цель нашего занятия?»:

Узнавая истории строки
Погружаемся вместе во время,
Хоть герои давно уже смолкли,
Но узнать их судьбу – наше бремя!

Лента времени – это дорога,
Где события лишь остановки,
Где историков мудрое племя
Ищет истину каждой эпохи.

Дети делают вывод о том, что:

данное стихотворение нацеливает их на поиск истины каждой эпохи

цель: показать на каком уровне каждый учащийся овладел знаниями, умениями, навыками пользования терминологией, рассуждениями “исторического времени”;

Учитель.

Вы правы, ребята,  история – это не справочник по ушедшим эпохам, а интереснейший процесс познания себя и своих предков. А для того, что  бы ваше путешествие по историческому прошлому было увлекательным?

Итак, наша задача – обобщить все знания, которые мы получили на предыдущих уроках.

Сегодня мы – путешественники – исследователи. А что необходимо для хорошего путешествия?

Дорогу, по которой мы с вами будем путешествовать,  изобразим в виде ЛЕНТЫ ВРЕМЕНИ.

(на  экране изображается лента времени)

III. Повторение и обобщение.

Перед тем, как двинуться в путь, я предлагаю сделать вам разминку.

1.Разминка

А) Блиц - вопросы

1.Год это-

2.Отрезок времени в 100 лет это-

3.Десять раз по сто лет-

4.Время от января до января-

Б) Загадка.  

  Стоит дуб,
На дубу 12 гнезд,
В каждом гнезде по 4 синицы,
У каждой синицы по 14 яиц:
7 беленьких, 7 черненьких.

( Это год, месяцы, недели, день, ночь.)

И в завершении нашей разминки я предлагаю выполнить вот такое задание.

в) Магическая фигура. Разместите единицы времени в соответствии с их продолжительностью:

Год, век, месяц, тысячелетие

 Учитель.

 Дорогие мои путешественники, как вы размялись?

В добрый путь!

Перед нами лента времени, а где сейчас на ней мы с вами?

Мы живём в век информации и поэтому первый этап нашего путешествия

назовём так:

2.Думать человек устал –

Век компьютерный настал.

Но сегодня мы не позволим нашему компьютеру думать за нас! Это мы будем помогать ему думать.

(решение  тестов на компьютере)

3. И ещё один шажок –

В даты прошлого прыжок!

Сейчас каждый получит карточку с датой. Ваша задача: определить к какому веку относится указанный год. Но это ещё не всё. На доске римские цифры.

Соотнесите свою карточку с нужным веком .

4.  Сказка ложь,

     Да  в ней намёк …

Давайте прочитаем небольшой отрывок из, надеюсь, известной вам сказки, и ответьте на вопрос: «Что  смутило  юную героиню?»

Л.Кэролл  « Алиса в стране Чудес».

Вывод: время движется всегда только вперёд.

5.   В здоровом теле

      Здоровый дух.

Физкультминутка «Часы»

Тик – так, Тик – так,

Все часы идут вот так:

Тик – так,

Смотри, скорей, который час:

Тик – так, Тик – так, Тик – так,

Налево – раз, направо – раз,

Мы тоже можем так.

Тик – так, Тик – так.

6. Летопись писать я буду

О себе я не забуду.

 1.Откройте «Мои документы»

2.Найдите файл со своим именем и откройте его.

3.В текстовом редакторе Word  на ленте времени  отметьте  значимые события из своей жизни.

В каком веке мы живём?

Отметь год своего рождения. В каком веке это было?

3.Отметьте год, когда вы пошли в 1 класс

4.Отметьте год, когда вы пошли в 5 класс

5.Ваш предок родился в Древней Греции в том же году, что и Вы, но только до н.э. В школу он пошел в том же году что и вы только до н.э.

Взаимопроверка.

7.Гимнастика для пальчиков (заводим часы)

8. Свершилось желанное чудо

Родился Младенец – Христос!

( электронное учебное пособие «Библия для детей», сюжет АО3)

Учитель.

Я предлагаю вам посмотреть небольшой сюжет и определить каким образом он связан с темой нашего путешествия.

(Сюжет рождения  Иисуса Христа)

Учитель.

- Началом нашей эры считают дату рождения Иисуса Христа, основателя новой религии Христианства. Эта религия широко распространилась  во многих странах, и теперь понятие «христианская эра» принято во всём мире. (Слайд № 4)

- Ребята, а какие системы летоисчисления, существовавшие ранее, вы знаете?

IV .Подведение итогов.

Хоть немножечко устали,

Силу знаний показали!

Учитель.

Сегодня наше путешествие подходит к концу. Только маленькая часть пройдена по дороге, которая называется «история». А сколько интересного и полезного мы узнали! Я благодарю вас за занятие. От вас сегодня я получила заряд хорошего настроения  и готова путешествовать с вами дальше!

Чем запомнилось вам наше путешествие?

какие виды работы вам особенно понравились, почему;

чему вы научились;

какие трудности вам встретились;

над чем следует ещё поработать?

V.  Рефлексия.

С каким днём, солнечным или пасмурным, вы можете сравнить ваше настроение после занятия?

Впечатление от нашего путешествия я предлагаю выразить графически

в  редакторе  Paint .

Задания на дом  (индивидуально для тех, кто встретил трудности) кроссворд

или сообщения о часах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока истории в 8 классе "Загадки "золотого века" русской культуры"

Тема урока: Загадки «Золотого века» русской культуры.      Цель: развитие социально – адаптивной и когнитивной (познавательной) компетентности через овладение учащимися знания...

Урок Всемирной истории .Разработка урока по истории 8 класс. "Великая Отечественная война в 1812 г." Историческое значение Бородинского сражения .

Разработка урока по истории 8 класс. "Великая Отечественная война в 1812 г." Историческое значение Бородинского сражения ....

Технологическая карта урока обществознания 5 кдасс по теме "Загадка человека"

Технологическая карта урока обществознание 5 класс. Уроки  1-2....

Урок-игра для 6-7 классов "Загадки доктора Фауста"

Игровая форма проведения урока способствует развитию коммуникативности обучающихся посредством работы в группах. Содержание материала мотивирует познавательный интерес при решении учебных заданий в фо...

Презентация к уроку географии 6 класс "География в загадках".

Предлагаю красочную презентацию к уроку географии по теме "География в загадках" для 6 класса. В ней представлены загадки с ответами-картинками. Можно использовать на уроках повторения в кон...

Урок литературы в 5 классе “Секреты загадки”

Методическая разработка урока литературы в 5 классе "Секреты загадки" из раздела "Фольклор"...

Технологическая карта урока литературы (урок внеклассного чтения) в 8 классе «Загадка исполнения желаний»

Учитывая тот факт, что  приоритетной целью современного российского образования является развитие способностей ученика самостоятельно ставить учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, ...