Урок-игра для 6-7 классов "Загадки доктора Фауста"
методическая разработка (6, 7 класс) на тему
Игровая форма проведения урока способствует развитию коммуникативности обучающихся посредством работы в группах. Содержание материала мотивирует познавательный интерес при решении учебных заданий в форме загадок. Элементы ролевой игры позволяют учащимся проявить самостоятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zagadki_dokt._fausta.docx | 28.18 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Гуманитарно-эстетическая гимназия № 11 г. Дубны Московской области»
Федорова Л. М., учитель истории и обществознания
«Загадки доктора Фауста»
внеклассное мероприятие в рамках школьной Декады наук
для учащихся параллельных 8-х классов
Форма: игра-викторина с элементами театрализации.
Интеграция знаний из области истории, ДКП и МХК.
Цель: расширение общей эрудиции учащихся и знаний в области культурологи, развитие умения применять знания, полученные на уроках, в нестандартной ситуации.
Задачи:
1. Развивать коммуникативность в условиях командного взаимодействия учащихся.
2. Мотивировать желание состязаться и отстаивать честь класса.
3. Самовоспитание: честности, ответственности, взаимопомощи, самооценки.
Состав участников игры:
2 ведущих (учащиеся в роли Мефистофеля, Фауста);
2 команды;
2 группы болельщиков;
жюри.
Оборудование: аудиоаппаратура, тексты ведущих, схемы с изображениями знаков-символов, табло для фиксирования правильности ответов в ходе игры, призы, элементы декорации, элементы костюмов ведущих, плакаты болельщиков, оценочные карточки жюри и др.
Ход мероприятия
Этапы игры | Основная деятельность ведущих и участников | Примечание | Время |
Настрой | Звучит музыкальный фрагмент из произв. «Женитьба Фигаро» Дж. Россини. | Желательно участие звукорежиссера | 1 минута |
Организационный момент | Организатор игры сообщает тему, особенности, условия, цель игры, задачи каждого из участников, регламент, знакомит с формой и критериями определения победителей, составом жюри и предполагаемым вознаграждением. | Организатор игры - учитель | 5 минут |
Ведущие (1-2 человека и актеры: Мефистофель, Фауст, Вагнер) | Декламируют по ролям диалог Фауста с Вагнером. (См. Хрестоматию по Зарубежной литературе для школьников. Т.2, стр. 100-101.–Донецк: Изд. ИКФ «Сталкер», 1996. | Второй ведущий помогает первому ведущему, жюри и организатору игры) | 3 минуты |
Игра. Часть 1. | Загадки 1-5. Ведущие читают стихотворные отрывки в стиле произведения В. Гете «Фауст» по ролям. В каждом из отрывков содержится вопрос. Команды должны отвечать на вопросы правильно и полно, используя сигнальную карточку «Прошу слова!». | Побеждает тот, кто ответит быстрее, правильно и полно. По мере ответов, результаты заносятся в табло как счет матча по оценке жюри (от 1 до 3-х баллов за каждый ответ) | 12 мин |
Музыкальная пауза для отдыха | Проводит «жонглер» | 2 мин | |
Игра. Часть 2. | Продолжение игры. Загадки 6-10. | 12 мин | |
Подведение итогов игры | Жюри подводит общий счет команд и определяет победителя. | 5 минут | |
Завершение игры | Ведущие заканчивают театрализованную часть поэтическим диалогом, благодарят участников, болельщиков и зрителей. | 2 минуты | |
Награждение победителей и участников игры | Вручаются: грамота капитану команды- победительницы, и медали каждому игроку в команде победителей; призы всем участникам игры (пироги). | 5 минут |
Задания-вопросы викторины:
Часть 1.
«Загадка 1.». Ведущий 1.
[открывает книгу, чтобы приступить к работе]
«В начале было Слово». С первых строк загадка. Так ли понял я намек?
Вопрос: Из какой книги автор взял строчку этой фразы, произносимой Фаустом?
Ответ: Из Библии.
«Загадка 2.». Мефистофель
Я о планетах говорить стесняюсь,
Я расскажу, как люди бьются, маясь.
Божок вселенной, человек таков,
Каким и был он испокон веков.
Он лучше б жил чуть-чуть, не озари
Его ты божьей искрой изнутри.
Он эту искру разумом зовет
И с этой искрой скот скотом живет.
Вопрос: Что вам известно о том, как человек получил разум? Почему Мефистофель смеет утверждать о скотском существовании человека разумного?
(ответ по тексту см. на стр. 91, но возможны и другие ответы учащихся)
«Загадка 3.». Мефистофель
[открывает книгу и видит знак макрокосма]
Какой восторг и сил какой напор
Во мне рождает это начертанье!
Я оживаю, глядя на узор,
И вновь бужу уснувшие желанья.
Кто из богов придумал этот знак?
Какое исцеленье от унынья
Дает мне сочетанье этих линий!
Вопрос: Кто из богов придумал знак макрокосма? Кто может его определить среди других знаков на схеме?
(Ответ по тексту см. на стр. 95)
«Загадка 4.». Мефистофель
Природа, вновь я в стороне
Перед твоим священным лоном!
О, как мне руки протянуть
К тебе, как пасть к тебе на грудь,
Прильнуть к твоим ключам бездонным!
[с досады перевертывает страницу и видит знак земного духа]
Я больше этот знак люблю.
Мне дух земли родней, желанней.
Благодаря его влиянью
Я рвусь вперед…
И твердо знаю, что не струшу
В свой час крушенья роковой.
Вопрос: Как изображали в языческие времена знак земли наши предки, используя его в орнаментах одежды, декоре жилищ или поясах-оберегах?
(ответ по тексту см. на стр. 96)
«Загадка 5.». Фауст, Дух (или ведущий 2).
Фауст:
О деятельный гений бытия,
Прообраз мой!
Дух:
О нет, с тобою схож лишь дух, который сам ты познаешь, -
Не я! [исчезает]
Фауст [сокрушенно]
Не ты?
Так кто же?
Я, образ и подобье божье,
Я даже с ним,
С ним, низшим, несравним!
Вопрос: В чем человек, созданный как он считает, по образу и подобию божиему в действительности может быть подобен богам?
(Ответ по тексту см. на стр. 98)
Часть 2.
«Загадка 6.». Фауст.
Ликующие звуки торжества,
Зачем вы раздаетесь в этом месте?
Гудите там, где набожность жива,
А здесь вы не найдете благочестья.
…………….
Я не сумею унестись в те сферы,
Откуда радостная весть пришла.
Вопрос: В чем разница между знанием религиозным и научным?
Ответ: «Ведь чудо – веры лучшее дитя». (См. по тексту на стр. 103) В науке знание доказуемо.
«Загадка 7.». Вагнер, Фауст.
Вагнер:
Обыкновенный пудель, пес лохматый,
Своих хозяев ищет по следам.
Фауст:
Кругами, сокращая их охваты,
Все ближе подбирается он к нам.
И, если я не ошибаюсь, пламя
За ним змеится по земле полян.
Вагнер:
Не вижу. Просто пудель перед нами,
А этот след – оптический обман.
Вопрос: Какой закон открыл автор этого произведения?
Ответ: Гете открыл законы оптики.
«Загадка 8.». Мефистофель.
А люди, звери и порода птичья, мори их не мори, им трын-трава.
Плодятся вечно эти существа,
И жизнь всегда имеется в наличье.
В земле, в воде, на воздухе свободном.
Зародыши роятся и ростки
В сухом и влажном, теплом и холодном.
…………………
Местечка не нашлось бы для меня.
Не завладей я….
Вопрос: Какой областью материального мира владел Мефистофель?
Ответ: «Не завладей я областью огня». ( См. по тексту на стр. 117)
«Загадка 9.». Вагнер, Фауст.
Ах, господи, но жизнь-то недолга,
А путь к познанью дальний.
……………..
(*Иной) Пыхтит от рвенья,
А не стало б хуже!
Иной на то полжизни тратит,
Чтоб до источников дойти,
Глядишь – его на полпути
Удар от прилежанья хватит.
Фауст:
Пергаменты не утоляют жажды.
Ключ мудрости не на страницах книг.
Вопрос: В чем кроется «ключ мудрости» по мнению Фауста?
Ответ: «Кто к тайнам жизни
Рвется мыслью каждой
В своей душе находит их родник». (См. по тексту на стр. 100)
«Загадка 10.». Ведущий 1.
«В начале было Слово».
Вопрос: Согласен Фауст с этим утверждением или смеет утверждать свое мнение? Каково оно?
Ответ: Он утверждает следующее.
«В начале было Слово».
«В начале Мысль была».
«Была в начале Сила».
«В начале было Дело» – стих гласит. (См. по тексту на стр. 111, 113)
Источники
Для учащихся:
1. Хрестоматию по Зарубежной литературе для школьников. Т.2,–Донецк: Изд. ИКФ «Сталкер», 1996, стр. 100-117.
2. Л. Л. Шевченко. Учебник «Духовное краеведение Подмосковья», - М., 2007 г.
Для учителя:
3. http://www.gete.velchel.ru/index.php?cnt=14&sub=5&part=1 – о И. В. Гете и его произведении.
4. http://www.classic-book.ru/lib/sb/book/348/page/97 - комментарии к тексту произведения.
5. http://www.hermetism.info/scool/okkultism/pic/pantkl6.gif - изображение знака макрокосма и комментарии символов в знаке.
Дубна, 2009 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-игра "Своя Игра"
Урок-игра "Своя Игра", 10 классЭлемент внеурочного мероприятия, используем на уроках-викторинах....
Урок-игра "Олимпийские игры", 6 класс
Урок на действия с дробями....
Урок-игра: В гостях у Шерлока Холмса и доктора Ватсона
Задачи урока:В предметной областиОтработать навыки записи десятичных дробей, навыки сложения и вычитанияВ области применения информационных технологийСовершенствовать умения учащихся использовать разл...
Урок-игра. Размещение предприятий на территории Кубани. интегрированный урок - деловая игра по технологии и экологии в 8 классе
деловая игра, интегрированный урок .Проводится в групповом в сочетании с индивидуальной деятельностью учащихся. Обобщает знания учащихся полученные на предыдущих уроках технологии, географии.Фор...
Обобщающий урок по теме "Общий обзор природы России" (Урок - игра "Своя игра ") 8 класс
Цель урока: Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков по теме....
Урок- игра по истории, 10 класс. Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»
Урок- игра по истории, 10 класс.Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»...
Урок-игра «Экономика России. Отрасли хозяйства» (урок обобщения знаний по теме «Хозяйство России» в форме игры «Счастливый случай»)
Урок-игра «Экономика России. Отрасли хозяйства» (урок обобщения знаний по теме «Хозяйство России» в форме игры «Счастливый случай»)...