Алгоритмы мыслительной деятельности учащихся при изучении истории
методическая разработка по истории по теме
Данный материал поможет систематизировать знания учащихся по истории
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
algoritmy.doc | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
АЛГОРИТМЫ
МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Алгоритмы раскрытия тех или иных исторических событий, явлений, процессов содействуют более качественному, осмыс ленному усвоению учебного материала школьниками на уроках истории.
*** ОБЩИЕ СТРУКТУРНЫЕ АЛГОРИТМЫ
РАСКРЫТИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Алгоритм
раскрытия экономического развития страны, общества
- Влияние географического положения страны на развитие хозяйства.
- Направления государственной экономической политики.
- Развитие промышленности (ремесел): районы; специализация регионов; виды, характер и особенности организации про изводства; типы промышленных предприятий; технические до стижения; объем выпускаемой продукции; ее потребление на селением.
- Развитие торговли.
- Развитие сельского хозяйства: земледелие (разновидности культур, развитие орудий труда и сельскохозяйственной техники, урожайность); скотоводство; промыслы; объем производимой продукции и пути ее реализации.
- Развитие форм собственности.
- Финансовое развитие страны (состояние денежной системы; банки, ростовщичество); финансовая политика государства.
- Роль экономики в социально-политическом развитии страны.
- Место страны в мировом производстве.
10.Аспект собственности (уровень развития форм собственности).
Алгоритм
раскрытия социального развития страны, общества
- Социальная основа (слои, группы и их взаимоотношения).
- Государственный курс социальной политики.
- Этнический, религиозный состав общества.
- Межэтнические отношения.
- Образ жизни различных слоев общества данной страны.
Алгоритм раскрытия политического развития страны
Внутриполитический аспект
- Государственное устройство, характеристика законодатель ных, исполнительных и судебных органов власти.
- Административно-территориальное деление.
- Местные органы самоуправления и управления.
- Форма власти (характеристика власти с точки зрения ее источника: монархия или республика).
- Право (характеристика правового государства, статусы граждан).
- Преобразования во внутренней и внешней политике (ха рактеристика экономических, социальных, политических и культурных мероприятий государства).
- Состояние войска.
Внешнеполитический аспект
- Внешнеполитический курс государства.
- Основные направления внешней политики государства.
- Положение страны в мировом сообществе государств.
- Участие страны в международных организациях.
- Влияние политических группировок на внешнюю политику.
- Организация внеполитических ведомств (характеристика внешнеполитических институтов государства).
- Итоги внешнеполитического курса данной страны за оп ределенный (данный) период.
Алгоритм
раскрытия культурного развития общества, государства
- Ценностные ориентации (морально-нравственные нормы общества).
- Общественные идеи данного периода.
- Право (характеристика правового статуса граждан).
- Роль религии (характеристика религиозных и антирелиги озных основных течений страны).
- Система образования (характеристика начального, средне го, высшего образования).
- Искусство (характеристика литературы, архитектуры, скульптуры, живописи, театра, кино и т.д.).
- Роль науки (характеристика естественных, технических, гуманитарных знаний).
Алгоритм характеристики
и оценки выдающегося исторического деятеля
1. Раскройте исторические условия и влияние обществен ной среды, в которой формировались взгляды исторической личности:
- историческая обстановка;
- ближайшее окружение;
- путь формирования личности; основные черты характе ра, представления о морали, общественно-политические взгляды, направленность деятельности.
- Определите, с чем была связана его деятельность, инте ресы какого социального слоя он выражал; его единомышлен ники.
- Определите, какие качества личности (интеллектуальные, нравственные, волевые) помогали или препятствовали достиже нию его целей, решению исторических задач, объективно сто явших перед страной и народом.
- Раскройте связи и противоречия личности — в деятельно сти, между его целями и средствами их достижения, с другими людьми.
- Оцените средства, используемые данным деятелем для достижения поставленных целей.
- Определите, каких результатов он достиг в своей деятель ности.
- Оцените его роль в истории:
- по результатам его деятельности;
- по значимости этой личности для страны, народа;
- по его влиянию на последующий ход событий и т.д.;
- по воздействию его личного примера на других людей, на новые поколения.
8. Раскройте причины успеха или неуспеха этого историчес кого деятеля. Выразите свое отношение к нему: нравственная оценка (восхищение его деятельностью или неодобрение его поступков и т.п.).
Алгоритм изучения и характеристики государства
- Определите форму правления государством.
- Раскройте систему политического устройства государства:
- глава государства, его полномочия;
- система законодательных органов (структура, способ фор мирования, полномочия);
- судебные органы;
- механизмы воздействия общества на власть;
- соотношение прав законодательной и судебной власти.
3. Назовите основные политические партии и движения:
- краткая характеристика программ;
- методы их реализации;
- социальный состав;
- чьи интересы выражают;
- положение в политической системе.
4. Укажите перспективы данного политического строя для страны.
Алгоритм изучения революции
1. Определите предпосылки революции.
- Проанализируйте социальную структуру общества.
Раскройте: социально-экономические условия развития страны накануне революции (уровень жизни разных слоев об щества, их притязания и недовольство своим положением; уровень развития производства, ремесла, сельского хозяйства, основ ные экономические тенденции; обострение экономической и соци альной борьбы).
2. Изучая ход революции, определите:
- время и место начала выступлений; требования высту павших; реакцию властей;
- задачи и характер революции;
- движущие силы, основные группы участников;
- ход революции;
- лидеры и их политические позиции, цели (стратегия), методы и средства ее достижения (тактика);
- особенности данной революции. Решение вопроса о вла сти;
- итоги и результаты, значение революции;
- оценка ее с позиций различных политических деятелей, участников, обывателей, деятелей культуры.
Революция — это глубокие, качественные изменения, рез кий переворот в экономике, науке, культуре, мировоззрении, обществе.
Социальная революция — резкий переворот, в результате которого на смену одним общественным силам приходят другие.
Революция «сверху» — крутой переворот всего уклада об щественной жизни, производимый самой государственной вла стью. Обычно в качестве примера указывается на преобразова ния Петра I и Александра II.
Революция «снизу» — резкий переворот во всех сферах жизни общества, государства в результате вооруженной борьбы пред ставителей разных слоев общества и власти.
Революционная ситуация — совокупность обстоятельств экономической, политической, общественной жизни, создаю щая возможность осуществления революции (объективные фак торы). Помимо революционной ситуации необходимо наличие субъективных условий — способности революционных сил к победе, когда возможность революции перерастает в стадию реализации.
Субъективный фактор — степень готовности, организации, сознательности, сплоченности масс, правильности политики революционных партий.
Совокупность объективных факторов — совокупность обстоятельств экономической, политической, общественной жизни, создающая возможность революции.
Алгоритм изучения военных событий
- Причины и повод вооруженного столкновения (войны).
- Готовность сторон к вооруженному столкновению.
- Хронологические рамки вооруженной борьбы.
- Этапы.
- Ход военных действий (по этапам):
- планы сторон на начало каждого этапа;
- основные сражения и события;
- особенности стратегии и тактики;
- военные и политические итоги этапа;
- причины успеха или неудачи той или иной стороны;
- полководцы и другие героические участники военных действий.
- Раскройте в целом военные и политические итоги воору женной борьбы, определите, каких результатов добилась побе дившая сторона, отметьте условия мира: оцените значение этой победы, уроки.
- Международные последствия войны.
Война — вооруженное столкновение государств друг с дру гом с целью установления господства, разрешения территори альных притязаний.
Гражданская война — наиболее острая форма социальной борьбы населения внутри государства (война граждан) за власть и решение основных жизненных проблем противоборствующих сторон.
Алгоритм изучения крестьянских выступлений
- Опишите социально-экономическую ситуацию в стране.
- Раскройте причины выступления крестьян:
- внутренние: экономические, политические, социальные;
- укажите районы социальной активности крестьян;
- опишите основные события (по этапам);
- определите основные итоги каждого из этапов;
- выделите причины успеха или неудачи той или иной стороны.
- Дайте характеристику предводителя крестьян.
- Определите характер выступления:
- состав восставших;
- их вооружение и организация;
- требования основных групп восставших.
- Обобщите и оцените итоги и значение выступлений кре стьян.
Алгоритм анализа конкретных исторических фактов
- Выделите исторические условия события, явления.
- Определите причины события, явления.
- Раскройте главные черты, признаки, связь с другими событиями; установите основные этапы.
- Выделите причинно-следственные связи событий, явлений (последовательность — вертикальные связи; взаимовлияние событий — горизонтальные связи; влияние внутренних причин событий; выявлений противоречий).
- Обобщите и оцените последствия, значение, характер, место и роль факта, события в последующем развитии общества.
Алгоритм анализа идейных течений (общественной мысли)
- Определите предпосылки возникновения общественных настроений, идей.
- Охарактеризуйте идеологов, представителей идейного те чения: чьи интересы они выражали, что подвергали критике;
какой положительный идеал стремились утвердить; какие пред лагали средства достижения цели.
3. Обобщите и оцените значение данного идейного течения в жизни общества, его истории.
Алгоритм изучения общественных движений
(политических, социальных, национальных)
- Определите масштабы движения, проанализируйте соци альный состав его участников.
- Раскройте причины и цели общественного движения: против чего или кого оно было направлено.
- Определите цели и требования (экономические и полити ческие) участников общественного движения, средства и мето ды их достижения (митинги, демонстрации, стачки, восстания, акции протеста или гражданского неповиновения и т.п.).
- Степень организованности движения.
- Его итоги и последствия: раскройте причины успеха или неудач данного движения.
- Обобщите и оцените историческое значение движения.
Алгоритм характеристики и анализа
памятников архитектуры
- Название и место нахождения памятника. Исторические условия его создания.
- Время его создания.
- Назначение сооружения.
- Опишите план сооружения, особенности архитектуры. Укажите архитектурный стиль.
- Изложите ваше отношение к данному историческому па мятнику.
Алгоритм характеристики и анализа произведения изобразительного искусства
- Ознакомьтесь с произведением искусства: определите ав тора, время и место его создания (исторический период, век).
- Проанализируйте его содержание:
- сюжет произведения, кто и что в нем изображено: пе редний план, центр, задний план, интерьер помещения, пейзаж и т.п.;
- основная идея произведения;
- степень достоверности изображенного (если в этом есть необходимость).
- Охарактеризуйте средства выражения (объемность, пропор циональность, перспектива изображения, колорит).
- Определите его соответствие специфике искусства данной страны, исторической эпохе (античность, эллинизм, Возрождение), направлению и стилю в искусстве этого периода (готика, класси цизм, реализм и др.).
- Укажите цель создания произведения автором, охарактери зуйте мировосприятие автора. Какие чувства и идеи вложил, по вашему мнению, художник в свое творение?
- Историческая ценность произведения.
Алгоритм анализа статистических данных
- Изучите представленные статистические данные.
- Сделайте выводы о тенденциях явлений и процессов, отра женных в статистическом материале (динамика, уровень, удель ный вес, роль данного явления).
- Определите процессы, отраженные в этих явлениях. Объяс ните их важнейшие причины, закономерности, возможные послед ствия, перспективы, значение.
!!! Чтение может быть сплошным или выборочным (читается только текст отдельных разделов, глав, пара графов). Помните!
- В ходе чтения используйте записи: цитаты, план, тезисы, план-конспект.
- Встретив незнакомое слово, обязательно найдите его зна чение в словаре, справочнике, энциклопедии или другом спра вочном издании.
- Работая с книгой, нужно активно мыслить — задавать себе вопросы и искать на них ответы.
Алгоритм работы с дополнительными источниками информации
1. Изберите способ работы: просмотр, чтение, изучение.
- Ознакомьтесь с данной книгой, статьей, монографией и т.п., просмотрите данные: аннотацию, предисловие, зак лючение, оглавление.
- Ознакомьтесь с источником, определите:
- автора, соавторов, участвовавших в его подготовке;
- время и место создания текста (по его содержанию), как повлияли исторические условия на его создание.
• Установите:
- источники изучаемой информации;
- цель автора(ов) текста.
2. Определите:
- вид источника (письмо, дневник, архивный документ и т.д.);
- что представляет собой текст: приведен полностью или только отрывок;
- о чем идет речь в данном тексте.
3. Изучите и проанализируйте содержание текста:
- постарайтесь понять, выделить его основные положения;
- разделите мысленно содержание текста на ряд смысловых частей, выделите главные мысли каждой части;
- по ходу изучения текста формулируйте главные мысли источника и записывайте их в виде тезисов или цитат, ключевых слов.
4. Оцените степень достоверности изложенных в тексте све дений:
- является ли автор непосредственным свидетелем изла гаемого;
- первичность или вторичность информации.
5. Определите:
- представляет ли автор определенную точку зрения или он предлагает эксклюзивный взгляд на события;
- в каких ситуациях можно использовать эту информа цию.
- Раскройте значение источника и содержащейся в нем информации для современности, для каждого из нас.
- Дайте обобщающую оценку данному источнику.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-исследовательская деятельность учащихся при изучении истории и теории изобразительного искусства
Модернизация системы образования невозможна без новых идей, подходов, современных технологий, совместной работы учащихся и педагогов. Важную роль в развитии и реализации творческих с...
Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках истории
Главная цель современного образования-формирование активности учащихся, изменение роли и места учителя на уроке ,взаимоотношений между учителем и учеником ....
Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках истории
Главная цель современного образования-формирование активности учащихся, изменение роли и места учителя на уроке ,взаимоотношений между учителем и учеником ....
Аттестационная работа по теме"Использование технологии развития критического мышления для активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках истории"
в работе содержится теоретический и практический материал по технологии развития критического мышления...
Проблемное обучение как способ развития мыслительной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания
Статья даёт описание проблемно-диалогичесой педтехнологии, рассматривает её положительные и отрицательные стороны, характеризует различные виды проблемных заданий и приводит их примеры....
Использование методов и приёмов технологии критического мышления, как средство развития мыслительной деятельности учащихся при изучении географии
Мой отчет по применению методов и приемов технологии критического мышления.Эти методы помогут разнообразить уроки географии(и других предметах) сделать их более интересными и занимательным...
Статья "Активизация мыслительной деятельности учащихся при изучении математики в классах ОВЗ"
Взрослый человек обладает определенными умениями и навыками и может не отдавать себе отчета в том, каким образом он запоминает, что делает для того, чтобы понять материал. Учителю же, для того чтобы о...