Методическая разработка " Компетентностный подход в преподавании истории"
методическая разработка по истории на тему
Современная информационная цивилизация формирует новую систему ценностей. В центре её индивид, способный к гибкой смене способов и форм жизнедеятельности на основе коммуникации позитивного типа и принципа социальной ответственности. Основы новой структуры ценностей составляет компетенция, компетентность.
В современной педагогической науке и практике понятиями-категориями "компетентность" и "компетенция" стали оперировать лишь в конце 90-х годов XX века. Именно этим можно объяснить тот разнобой в толковании, который встречается в научно-педагогической литературе. "Словарь иностранных слов" раскрывает понятие "компетентный" как обладающий компетенцией, знающий, сведущий в определённой области.
Под компетенциями подразумевается совокупность тех социальных функций, которыми обладает человек при реализации социально значимых прав и обязанностей члена общества, социальной группы, коллектива. А компетентность есть "обладание знаниями, помогающими судить о чём-либо". В психологии существует достаточно устоявшаяся точка зрения, согласно которой понятие "компетентность" включает знания, умения, навыки.
Таким образом, компетенцией можно условно обозначить совокупность того, чем человек располагает, а компетентностью - совокупность того, чем он владеет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompetentnostnyy_podhod_v_prepodavanii_discipliny_istoriya.doc | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Нижегородской области
ГБОУ СПО «Кстовский нефтяной техникум»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«Компетентностный подход в преподавании истории»
Выполнила преподаватель
Потапова Г.Н.
Кстово 2012
СОДЕРЖАНИЕ:Введение ………………………………………………………… 3
Глава1 Компетентностный подход в преподавании истории ….4
1.1 Проблемы и трудности компетентностного подхода
1.2 Необходимые условия для реализации компетенций в преподавании дисциплины «История»
Глава2 Формирование компетенций в рамках дисциплины «История» …………………………………………………………… 7
2.1 Деятельность преподавателя по формированию компетенций в рамках дисциплины «История»
2.2 Условия успешного формирования компетентностей
Заключение …………………………………………………………. 11
Список использованной литературы ……………………… 12
Введение
Современная информационная цивилизация формирует новую систему ценностей. В центре её индивид, способный к гибкой смене способов и форм жизнедеятельности на основе коммуникации позитивного типа и принципа социальной ответственности. Основы новой структуры ценностей составляет компетенция, компетентность.
В современной педагогической науке и практике понятиями-категориями "компетентность" и "компетенция" стали оперировать лишь в конце 90-х годов XX века. Именно этим можно объяснить тот разнобой в толковании, который встречается в научно-педагогической литературе. "Словарь иностранных слов" раскрывает понятие "компетентный" как обладающий компетенцией, знающий, сведущий в определённой области.
Под компетенциями подразумевается совокупность тех социальных функций, которыми обладает человек при реализации социально значимых прав и обязанностей члена общества, социальной группы, коллектива. А компетентность есть "обладание знаниями, помогающими судить о чём-либо". В психологии существует достаточно устоявшаяся точка зрения, согласно которой понятие "компетентность" включает знания, умения, навыки.
Таким образом, компетенцией можно условно обозначить совокупность того, чем человек располагает, а компетентностью - совокупность того, чем он владеет.
Глава1. Компетентностный подход в преподавании истории
1.1 Проблемы и трудности компетентностного подхода
Одной из основных проблем компетентностного подхода является создание общепринятой методики формирования ключевых компетенций и определение адекватных средств её реализации. Основная трудность заключается в том, что компетентность является многофункциональным понятием. Для его формирования нужна определённая учебная среда, позволяющая преподавателю моделировать ту и или иную реальную ситуацию; эффективное средство контроля за деятельностью обучаемого в этой модельной среде. Названную проблему в значительной степени можно решить, организуя исследовательскую деятельность, как в аудиторное, так внеаудиторное время.
На занятиях по дисциплине «История» для реализации целей данного направления часто используются:
- совокупные задания исследовательского характера, адекватные содержанию учебного материала;
- домашние задания с элементами исследования; вариативные исследовательские задания;
- вовлечение студентов в конкурсы исследовательского характера,
- участие в научно-практических конференциях.
В настоящее время отечественное образование находится в стадии реформирования. Одним из направлений развития реформ является более широкое использование компетентностного подхода.
1.2 Необходимые условия для реализации компетенций в преподавании дисциплины «История»
Время показывает, что необходимо сформировать у студентов навыки деятельности в конкретных ситуациях, а это значит- придать образованию личностно-ориентированный характер.
Для этого необходимо «вооружить» молодежь:
- политическими и социальными компетенциями, связанными со способностью брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, урегулировать конфликты ненасильственным путем, участвовать в функционировании и развитии демократических институтов;
- компетенциями, касающимися жизни в многокультурном обществе: понимание различий, уважение друг друга, способность жить с людьми других культур, языков и религий;
- компетенциями, определяющими владение устным и письменным общением (не обладающим ими грозит изоляция от общества);
- компетенциями, связанными с возникновением общества информации;
- компетенциями, реализующими способность и желание учиться всю жизнь, как основа непрерывной подготовки в профессиональном плане, личной и общественной жизни.
Что должны уметь молодые люди для того, чтобы овладеть, а затем и реализовать ключевые компетенции?
- Изучать:
- уметь извлекать пользу из опыта;
- организовать взаимосвязь своих знаний и упорядочить их;
- организовать свои собственные приемы обучения;
- уметь решать проблемы;
- самостоятельно заниматься своим обучением.
- Искать:
- запрашивать различные базы данных;
- консультироваться у эксперта;
- получать информацию (из различных источников);
- уметь работать с документами и классифицировать их.
- Думать:
- организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий;
- критически относиться к тому или иному аспекту наших обществ;
- уметь противостоять неуверенности и сложности;
- занимать позицию в дискуссиях и "выковывать" свое собственное мнение;
- видеть важность политического и экономического окружения, в котором проходит обучение;
- оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также окружающей средой;
- уметь оценивать произведения искусства и литературы;
- Сотрудничать:
- уметь сотрудничать и работать в группе;
- принимать решения;
- улаживать разногласия и конфликты;
- уметь договариваться;
- уметь разрабатывать и выполнять контракты;
- Приниматься за дело:
- включаться в проект;
- нести ответственность;
- войти в группу или коллектив и внести свой вклад;
- доказать солидарность;
- уметь организовывать свою работу;
- уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приемами;
- Адаптироваться:
- уметь использовать новые технологии информации и коммуникации;
- доказать гибкость перед лицом быстрых изменений;
- показать стойкость перед трудностями;
- уметь находить новые решения.
Таким образом, необходимо формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности студентов. Основу новой структуры ценностей составляет компетенция, компетентность
Глава 2. Формирование компетенций в рамках дисциплины «История»
2.1 Деятельность преподавателя по формированию компетенций в рамках дисциплины «История»
Преподаватель истории должен подготовить студентов к необходимости:
- владеть большим объемом исторической и обществоведческой информации; знать досконально понятийный аппарат;
- уметь критически анализировать исторические документы;
- выстроить историческую вертикаль;
- сформулировать свое суждение о важнейших исторических событиях;
- знать хронологию исторического процесса.
Компетентностный подход в обучении ставит новые задачи в построении образовательного процесса: не "чему учить", а "как учить".
Деятельность преподавателя истории должна включать формирование всех ключевых компетенций. В связи со спецификой предмета особое внимание следует уделять следующим компетенциям:
- общекультурной;
- ценностно-смысловой;
- социально-трудовой.
Это способствует:
- развитию познавательной способности;
- умению решать поставленные задачи;
- умению извлекать информацию;
- развитию мышления.
Так работа с картой на занятиях позволяет студентам самостоятельно получать разнообразную информацию о странах, сопоставлять и сравнивать развитие различных регионов и государств. Обращение к ситуациям выбора или постановка перед студентами жизненных ситуаций формируют мышление, воображение, возникает понимание необходимости выбора в жизни ценностей, представлять себя в различных социальных ролях. Реализация компетентностного подхода в обучении возможна через технологии обучения, в основе которых лежит планирование и организация учебного процесса, в котором главное место отводится активности и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной, познавательной деятельности студента.
При изучении материала по истории серьезное внимание необходимо уделять самостоятельной работе с учебным и оригинальным текстом, что позволит развить умение работать с проблемами и искать пути их решения, умение действовать в неопределенной ситуации, самостоятельно добывая недостающую информацию.
Использование различных форм и методов работы с учебным и оригинальным текстами на аудиторных и внеаудиторных занятиях по дисциплине «История» позволяет выделить ряд проблем:
- недостаточное владение навыками и умениями осуществлять поиск необходимой информации, анализировать и обобщать неупорядоченную информацию;
- недостаточное умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.
- недостаточное умение осуществлять поиск информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма).
Поэтому перед преподавателем стоит задача: сформировать комплекс умений и знаний в сфере работы с информацией - овладеть методами поиска, структурирования, свертывания, предъявления информации в различных формах.
В своей деятельности я применяю основные формы и методы работы с текстом, позволяющие решить эту задачу:
- составление вопросов к тексту и ответы на них;
- комментированное чтение текста;
- аналитическое чтение текста;
- разбивка текста на смысловые части;
- составление тезисного плана;
- составление конкретизирующих, сравнительных, хронологических обобщающих таблиц;
- подбор примеров, раскрывающих основные идеи текста;
- составление логической схемы;
- преобразование цифровой информации, данной в тексте, в график, статистическую таблицу, диаграмму.
Выступая в роли консультанта, помогаю студентам разобраться с содержанием текста параграфа. Задания составляются таким образом, чтобы через разные формы работы с текстом развивать умение применять приобретенные знания и умения в практической деятельности.
Приоритетное место среди ключевых компетентностей в рамках стратегии модернизации российского образования отводится компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации. Личностно-осмысленный опыт успешного осуществления учебно-познавательной деятельности можно определить как познавательную компетентность студента.
Несмотря на то, что познавательная компетентность носит метапредметный характер и формируется усилиями преподавателей разных предметов, каждый учебный предмет вносит в ее развитие собственный, специфический вклад. Прежде всего, познание исторического прошлого базируется на обращении к специфическим, «многослойным» источникам информации, методы изучения которых имеют свои особенности.
Соответственно, именно на занятиях по дисциплине «История» формируется такая составляющая познавательной компетентности, как способность анализировать и понимать побудительные причины социальных действий, соотносить их с исторически сложившимися системами социальных ценностей. В связи с этим неотъемлемым элементом подготовки студентов по истории выступает формирование умения давать собственную оценку тем или иным событиям, явлениям, фактам; аргументировать ее.
В этих условиях реализацию принципов компетентностного подхода можно понимать как тренинг познавательных и прочих компетенций на основе работы с отдельными подборками исторического материала, отражающего действительно ключевые явления и процессы истории. Таким образом, компетентностный подход в преподавании истории требует органичного сочетания его с «традиционным» подходом, направленным на расширение фактологических и теоретических знаний студентов.
В самом общем виде можно сказать: Компетентностным является задание, которое име ет не только учебное, но и жизненное обоснование и не вызы вает у студента безответного вопроса «А зачем мы это делаем?». Поэтому одна из ключевых проблем развития познавательной компетентности студентов в процессе обучения истории связана с необходимостью создания и поддержания внутренней мотивации к познавательной деятельности.
2.2 Условия успешного формирования компетентностей
Условием успешного формирования познавательной компетентности является выбор и грамотное использование педагогических технологий и методик, отвечающих этим задачам. В принципе, можно отметить, что абсолютно некомпетентностных форм и методов учебной работы не существует. Однако некоторые формы и методы (например: монолог учителя, фронтальный опрос, информирующая беседа), не снабженные специальными акцентами или допол нениями (например: групповое целеполагание, самооценка), сами по себе не работают на развитие ключевых ком петенции.
К наиболее типичным методам формирования и развития ключевых компетенций, применимым в преподавании истории, можно отнести:
- обращение к прошлому или только что сформированному опыту студентов;
- открытое обсуждение новых знаний, в ходе которого оказывается задействованной субъектная позиция студентов;
- решение проблемных задач и обсуждение проблемных ситуаций, «соразмерных» опыту данного возраста;
- дискуссию студентов, столкновение их субъектных по зиций;
- ролевые и деловые игры;
- проектную деятельность;
- метод анализа конкретных ситуаций.
Заключение
Исходя из этих позиций, можно сформулировать основную идею: процесс активизации познавательной деятельности студентов на аудиторных и внеаудиторных занятиях является приоритетным в формировании компетенций. В технологическом смысле - познавательная активность обеспечивается за счет внедрения эффективных педагогических технологий; постоянного использования межпредметных связей, повышающих научный уровень образования; использования информационно-коммуникационных технологий; организации процесса личностного осмысления исторического опыта.
Таким образом, шанс выиграть конкуренцию начинающий специалист с особыми адаптивными возможностями может иметь только за счет собственных профессиональных и личностных качеств, а также качества полученных знаний и практической подготовки. В этом контексте, именно гуманитарные дисциплины призваны сформировать эти качества или общие компетенции.
Конкурентоспособность человека на современном рынке труда, по мнению специалистов, во многом зависит от его способности приобретать и развивать умения, навыки и компетенции, которые могут использоваться применительно к целому ряду ситуаций. Образование должно быть нацелено на формирование готовности эффективно организовывать свои внутренние и внешние ресурсы для принятия решений и достижения поставленной цели.
Список использованной литературы:
- Зинченко В.П. Психологические основы педагогики. – М., 2002.
- Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий.- М.: АПК и ПРО, 2003.
- Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании//Школьные технологии.-2004.-№5.-С.3-12
- Новиков А. М. Методология учебной деятельности. М., 2005.
- Стрелова О.Ю. Историческое образование в условиях новых стандартов: от программы-конспекта содержания – к программе-плану деятельности. Журнал «Преподавание истории в школе», 2010г., № 6.
- uchportal.ru Методические разработки.
- http://metodsovet.su
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Компетентностный подход в преподавании истории и обществознания и его роль при переходе на стандарты нового поколения»
Доклад о компетентностном подходе в преподавании истории и обществознания и его роли при переходе на стандарты нового поколения....
Презентация "Компетентностный подход в преподавании истории"
Данная работа дает возможность познакомиться с особенностями компетентностного подхода в преподавании истории. Автор знакомит с основными компетенциями, формирующимися через преподавание дисциплины....
Обобщение опыта работы на тему: "Инновационные подходы к преподаванию истории на основе использования опорных сигналов и видео материалов в рамках информационно коммуникативных технологий"
P { text-indent: 1.2cm; margin-bottom: 0.21cm; text-align: justify; }A:link { color: rgb(0, 0, 128); text-decoration: underline; } Проработав в школе в общей сложности одиннадцать лет и наработав...
Системно- деятельностный подход в преподавании истории и обществознания.
Системно- деятельностный подход в преподавании истории и обществознания....
Системно- деятельностный подход в преподавании истории и обществознания.
Системно- деятельностный подход в преподавании истории и обществознания....
Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения и системно-деятельностный подход в преподавании истории и обществознания.
В данной статье рассматривается преподавание истории и обществознания в средней и старшей школе на основе системно-деятельностного подхода. Автор обосновывает актуальность темы, приводит концепт...
Метапредметный подход при преподавании истории и обществознания
В современном мире роль предметов "История" и "Обществозание" в подготовке учащихся к жизни в значительной мере связана с тем, насколько они помогают им ответить на сущнсотные вопросы миропознания и м...