Методическая разработка " Компетентностный подход в преподавании истории"
методическая разработка по истории на тему

Потапова Галина Николаевна

Современная информационная цивилизация формирует новую систему ценностей. В центре её   индивид, способный к гибкой смене способов и форм жизнедеятельности на основе коммуникации позитивного типа и принципа социальной ответственности. Основы новой структуры ценностей составляет компетенция, компетентность.

    В современной педагогической науке и практике понятиями-категориями "компетентность" и "компетенция" стали оперировать лишь в конце 90-х годов XX века. Именно этим можно объяснить тот разнобой в толковании, который встречается в научно-педагогической литературе. "Словарь иностранных слов" раскрывает понятие "компетентный" как обладающий компетенцией, знающий, сведущий в определённой области.

    Под компетенциями подразумевается совокупность тех социальных функций, которыми обладает человек при реализации социально значимых прав и обязанностей члена общества, социальной группы, коллектива. А компетентность есть "обладание знаниями, помогающими судить о чём-либо". В психологии существует достаточно устоявшаяся точка зрения, согласно которой понятие "компетентность" включает знания, умения, навыки.

    Таким образом,  компетенцией можно условно обозначить совокупность того, чем человек располагает, а компетентностью -  совокупность того, чем он владеет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Нижегородской области

ГБОУ СПО «Кстовский нефтяной техникум»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

 «Компетентностный подход в преподавании истории»

                      Выполнила преподаватель

 Потапова Г.Н.

Кстово 2012


СОДЕРЖАНИЕ:

Введение   …………………………………………………………       3

Глава1  Компетентностный подход в преподавании истории ….4

1.1 Проблемы и трудности компетентностного подхода

1.2 Необходимые условия для реализации компетенций в преподавании дисциплины «История»

Глава2 Формирование компетенций в рамках дисциплины «История»  ……………………………………………………………   7

2.1 Деятельность преподавателя по формированию компетенций в рамках дисциплины «История»

2.2 Условия успешного формирования компетентностей

Заключение   …………………………………………………………. 11

Список использованной литературы       ………………………      12

Введение

     Современная информационная цивилизация формирует новую систему ценностей. В центре её   индивид, способный к гибкой смене способов и форм жизнедеятельности на основе коммуникации позитивного типа и принципа социальной ответственности. Основы новой структуры ценностей составляет компетенция, компетентность.

    В современной педагогической науке и практике понятиями-категориями "компетентность" и "компетенция" стали оперировать лишь в конце 90-х годов XX века. Именно этим можно объяснить тот разнобой в толковании, который встречается в научно-педагогической литературе. "Словарь иностранных слов" раскрывает понятие "компетентный" как обладающий компетенцией, знающий, сведущий в определённой области.

    Под компетенциями подразумевается совокупность тех социальных функций, которыми обладает человек при реализации социально значимых прав и обязанностей члена общества, социальной группы, коллектива. А компетентность есть "обладание знаниями, помогающими судить о чём-либо". В психологии существует достаточно устоявшаяся точка зрения, согласно которой понятие "компетентность" включает знания, умения, навыки.

    Таким образом,  компетенцией можно условно обозначить совокупность того, чем человек располагает, а компетентностью -  совокупность того, чем он владеет.


Глава1. Компетентностный подход в преподавании истории

1.1 Проблемы и трудности компетентностного подхода

   Одной из основных проблем компетентностного подхода является создание общепринятой методики формирования ключевых компетенций и определение адекватных средств её реализации. Основная трудность заключается в том, что компетентность является многофункциональным понятием. Для его формирования нужна определённая учебная среда, позволяющая преподавателю моделировать ту и  или иную реальную ситуацию; эффективное средство контроля за деятельностью обучаемого в этой модельной среде. Названную проблему в значительной степени можно решить, организуя исследовательскую деятельность, как в аудиторное, так внеаудиторное время.

    На занятиях по дисциплине «История»  для реализации целей данного направления часто используются:

  1. совокупные задания исследовательского характера,  адекватные содержанию учебного материала;
  2. домашние задания с элементами исследования;  вариативные исследовательские задания;
  3. вовлечение студентов в конкурсы исследовательского характера,
  4. участие  в  научно-практических конференциях.

   В настоящее время отечественное образование находится в стадии реформирования. Одним из направлений развития реформ является более широкое использование компетентностного подхода.

1.2 Необходимые условия для реализации компетенций в преподавании дисциплины «История»

   Время показывает, что необходимо сформировать у студентов навыки деятельности в конкретных ситуациях, а это значит- придать образованию личностно-ориентированный характер.

   Для этого необходимо «вооружить» молодежь:

  1. политическими и социальными компетенциями, связанными со способностью брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, урегулировать конфликты ненасильственным путем, участвовать в функционировании и развитии демократических институтов;
  2. компетенциями, касающимися жизни в многокультурном обществе: понимание различий, уважение друг друга, способность жить с людьми других культур, языков и религий;
  3. компетенциями, определяющими владение устным и письменным общением (не обладающим ими грозит изоляция от общества);
  4. компетенциями, связанными с возникновением общества информации;
  5. компетенциями, реализующими способность и желание учиться всю жизнь, как основа непрерывной подготовки в профессиональном плане, личной и общественной жизни.

Что должны уметь молодые люди для того, чтобы овладеть, а затем и реализовать ключевые компетенции?

  1. Изучать:
  1. уметь извлекать пользу из опыта;
  2. организовать взаимосвязь своих знаний и упорядочить их;
  3. организовать свои собственные приемы обучения;
  4. уметь решать проблемы;
  5. самостоятельно заниматься  своим обучением.
  1. Искать:
  1. запрашивать различные базы данных;
  2. консультироваться у эксперта;
  3. получать информацию (из различных источников);
  4. уметь работать с документами и классифицировать их.
  1. Думать:
  1. организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий;
  2. критически относиться к тому или иному аспекту наших обществ;
  3. уметь противостоять неуверенности и сложности;
  4. занимать позицию в дискуссиях и "выковывать" свое собственное мнение;
  5. видеть важность политического и экономического окружения, в котором   проходит обучение;
  6. оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также окружающей средой;
  7. уметь оценивать произведения искусства и литературы;
  1. Сотрудничать:
  1. уметь сотрудничать и работать в группе;
  2. принимать решения;
  3. улаживать разногласия и конфликты;
  4. уметь договариваться;
  5. уметь разрабатывать и выполнять контракты;
  1. Приниматься за дело:
  1. включаться в проект;
  2. нести ответственность;
  3. войти в группу или коллектив и внести свой вклад;
  4. доказать солидарность;
  5. уметь организовывать свою работу;
  6. уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приемами;
  1. Адаптироваться:
  1. уметь использовать новые технологии информации и коммуникации;
  2. доказать гибкость перед лицом быстрых изменений;
  3. показать стойкость перед трудностями;
  4. уметь находить новые решения.

Таким образом, необходимо  формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности студентов. Основу новой структуры ценностей составляет компетенция, компетентность

Глава 2. Формирование компетенций в рамках дисциплины «История»

2.1 Деятельность преподавателя по формированию компетенций в рамках дисциплины «История»

Преподаватель истории должен подготовить студентов к необходимости:

  1. владеть большим объемом исторической и обществоведческой информации; знать досконально понятийный аппарат;
  2. уметь критически анализировать исторические документы;
  3. выстроить историческую вертикаль;
  4. сформулировать свое суждение о важнейших исторических событиях;
  5. знать хронологию исторического процесса.

Компетентностный подход в обучении ставит новые задачи в построении образовательного процесса: не "чему учить", а "как учить".

Деятельность преподавателя  истории должна включать формирование всех ключевых компетенций. В связи со спецификой предмета особое внимание следует уделять следующим компетенциям:

  1. общекультурной;
  2. ценностно-смысловой;
  3. социально-трудовой.

 Это способствует:

  1. развитию познавательной способности;
  2. умению решать поставленные задачи;
  3. умению извлекать информацию;
  4.  развитию мышления.

Так работа с картой на занятиях позволяет студентам самостоятельно получать разнообразную информацию о странах, сопоставлять и сравнивать развитие различных регионов и государств. Обращение к ситуациям выбора или постановка перед студентами жизненных ситуаций формируют мышление, воображение,  возникает понимание необходимости выбора в жизни ценностей,  представлять себя в различных социальных ролях. Реализация компетентностного подхода в обучении возможна через технологии обучения, в основе которых лежит планирование и организация учебного процесса, в котором главное место отводится активности и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной, познавательной деятельности студента.

   При изучении материала по истории серьезное внимание необходимо уделять самостоятельной работе с учебным и оригинальным текстом, что позволит развить умение работать с проблемами и искать пути их решения, умение действовать в неопределенной ситуации, самостоятельно добывая недостающую информацию.

Использование различных форм и методов работы с учебным и оригинальным текстами на аудиторных и внеаудиторных занятиях по дисциплине «История» позволяет выделить ряд проблем:

  1. недостаточное владение навыками и умениями осуществлять поиск необходимой информации, анализировать и обобщать неупорядоченную информацию;
  2. недостаточное умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.
  3. недостаточное умение осуществлять поиск информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма).

Поэтому перед преподавателем стоит задача: сформировать комплекс умений и знаний в сфере работы с информацией - овладеть методами поиска, структурирования, свертывания, предъявления информации в различных формах.

В своей деятельности я применяю основные формы и методы работы с текстом, позволяющие решить эту задачу:

  1. составление вопросов к тексту и ответы на них;
  2. комментированное чтение текста;
  3. аналитическое чтение текста;
  4. разбивка текста на смысловые части;
  5. составление тезисного плана;
  6. составление конкретизирующих, сравнительных, хронологических обобщающих таблиц;
  7. подбор примеров, раскрывающих основные идеи текста;
  8. составление логической схемы;
  9. преобразование цифровой информации, данной в тексте, в график, статистическую таблицу, диаграмму.

Выступая в роли консультанта, помогаю студентам разобраться с содержанием текста параграфа. Задания составляются таким образом, чтобы через разные формы работы с текстом развивать умение применять приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Приоритетное место среди ключевых компетентностей в рамках стратегии модернизации российского образования отводится компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации. Личностно-осмысленный опыт успешного осуществления учебно-познавательной деятельности можно определить как познавательную компетентность студента.

Несмотря на то, что познавательная компетентность носит метапредметный характер и формируется усилиями преподавателей разных предметов, каждый учебный предмет вносит в ее развитие собственный, специфический вклад. Прежде всего, познание исторического прошлого базируется на обращении к специфическим, «многослойным»   источникам информации, методы изучения которых имеют свои особенности.

Соответственно, именно на занятиях по дисциплине «История» формируется такая составляющая познавательной компетентности, как способность анализировать и понимать побудительные причины социальных действий, соотносить их с исторически сложившимися системами социальных ценностей. В связи с этим неотъемлемым элементом подготовки студентов по истории выступает формирование умения давать собственную оценку тем или иным событиям, явлениям, фактам; аргументировать ее.

В этих условиях реализацию принципов компетентностного подхода можно понимать как тренинг познавательных и прочих компетенций на основе работы с отдельными подборками исторического материала, отражающего действительно ключевые явления и процессы истории.   Таким образом, компетентностный подход в преподавании истории требует органичного сочетания его с «традиционным» подходом, направленным на расширение фактологических и теоретических знаний студентов.

В самом общем виде можно сказать: Компетентностным является задание, которое име ет не только учебное, но и жизненное обоснование и не вызы вает у студента безответного  вопроса «А зачем мы это делаем?». Поэтому одна из ключевых проблем развития познавательной компетентности студентов в процессе обучения истории связана с необходимостью создания и поддержания внутренней мотивации к познавательной деятельности.

2.2 Условия успешного формирования компетентностей

 Условием успешного формирования познавательной компетентности является выбор и грамотное использование педагогических технологий и методик, отвечающих этим задачам. В принципе, можно  отметить, что абсолютно некомпетентностных форм и методов учебной работы не существует.  Однако некоторые формы и методы (например: монолог учителя, фронтальный опрос, информирующая беседа), не снабженные специальными акцентами или допол нениями (например: групповое целеполагание, самооценка),  сами по себе не работают на развитие ключевых ком петенции.

К наиболее типичным методам формирования и развития ключевых компетенций, применимым в преподавании истории, можно отнести:

  1. обращение к прошлому или только что сформированному опыту студентов;
  2. открытое обсуждение новых знаний, в ходе которого оказывается задействованной субъектная позиция студентов;
  3. решение проблемных задач и обсуждение проблемных ситуаций, «соразмерных» опыту  данного возраста;
  4. дискуссию студентов, столкновение их субъектных по зиций;
  5. ролевые и деловые игры;
  6. проектную деятельность;
  7. метод анализа конкретных ситуаций.

Заключение

  Исходя из этих позиций, можно сформулировать основную идею: процесс активизации познавательной деятельности студентов на аудиторных и внеаудиторных занятиях является приоритетным в формировании компетенций.  В технологическом смысле - познавательная активность обеспечивается за счет внедрения эффективных педагогических технологий; постоянного использования межпредметных связей, повышающих научный уровень образования; использования информационно-коммуникационных технологий; организации процесса личностного осмысления исторического опыта.

  Таким образом, шанс выиграть конкуренцию начинающий специалист с особыми адаптивными возможностями может иметь только за счет собственных профессиональных и личностных качеств, а также качества полученных знаний и практической подготовки. В этом контексте, именно гуманитарные дисциплины призваны сформировать эти качества или общие компетенции.

Конкурентоспособность человека на современном рынке труда, по мнению специалистов, во многом зависит от его способности приобретать и развивать умения, навыки и компетенции, которые могут использоваться применительно к целому ряду ситуаций. Образование должно быть нацелено на формирование готовности эффективно организовывать свои внутренние и внешние ресурсы для принятия решений и достижения поставленной цели.


Список использованной литературы:

  1. Зинченко В.П. Психологические основы педагогики. – М., 2002.
  2. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий.- М.:  АПК и ПРО, 2003.
  3. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании//Школьные технологии.-2004.-№5.-С.3-12
  4. Новиков А. М. Методология учебной деятельности. М.,  2005.
  5. Стрелова О.Ю. Историческое образование в условиях новых стандартов: от программы-конспекта содержания – к программе-плану деятельности. Журнал «Преподавание истории в школе», 2010г., № 6.
  6. uchportal.ru Методические разработки.
  7. http://metodsovet.su


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Компетентностный подход в преподавании истории и обществознания и его роль при переходе на стандарты нового поколения»

Доклад о компетентностном подходе в преподавании истории и обществознания и его роли при переходе на стандарты нового поколения....

Презентация "Компетентностный подход в преподавании истории"

Данная работа дает возможность познакомиться с особенностями компетентностного подхода в преподавании истории. Автор знакомит с основными компетенциями, формирующимися через преподавание дисциплины....

Обобщение опыта работы на тему: "Инновационные подходы к преподаванию истории на основе использования опорных сигналов и видео материалов в рамках информационно коммуникативных технологий"

P { text-indent: 1.2cm; margin-bottom: 0.21cm; text-align: justify; }A:link { color: rgb(0, 0, 128); text-decoration: underline; } Проработав в школе в общей сложности одиннадцать лет и наработав...

Системно- деятельностный подход в преподавании истории и обществознания.

Системно- деятельностный подход в преподавании истории и  обществознания....

Системно- деятельностный подход в преподавании истории и обществознания.

Системно- деятельностный подход в преподавании истории и  обществознания....

Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения и системно-деятельностный подход в преподавании истории и обществознания.

В данной статье рассматривается преподавание истории и обществознания в средней и старшей школе  на основе системно-деятельностного подхода. Автор обосновывает актуальность темы, приводит концепт...

Метапредметный подход при преподавании истории и обществознания

В современном мире роль предметов "История" и "Обществозание" в подготовке учащихся к жизни в значительной мере связана с тем, насколько они помогают им ответить на сущнсотные вопросы миропознания и м...