Слайд 1
Учитель истории и обществознания МОУ СОШ №5, г.Ртищево, Саратовской обл.
Слайд 2
«Человек достигнет результата, только делая что-то сам...» (Александр Пятигорский, всемирно известный русский философ)
Слайд 4
18.04.17 «В основе построения содержания федерального государственного образовательного стандарта общего образования лежит системно-деятельностный подход , который предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества , инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества, толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессиального состава российского общества…» ( Из проекта стандарта общего образования)
Слайд 5
18.04.17 Сведений науки не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий. Трудностью объясняется редкость его применения. Изложение, считывание, диктовка против него детская забава… А. Дистервег, немецкий педагог-демократ XIX в., последователь Песталоцци
Слайд 6
18.04.17 Известный психолог Леонтьев говорил, что человеческая жизнь-это “система сменяющих друг друга деятельностей”. Процесс обучения как передача информации от учителя к ученику, считают психологи, противоречит самой природе человека – только через собственную деятельность каждый познает мир.
Слайд 7
18.04.17 Л.С. Выготский А.Н. Леонтьев Д.Б. Эльконин П.Я. Гальперин В.В. Давыдов
Слайд 8
18.04.17
Слайд 9
личностные регулятивные познавательные коммуникативные
Слайд 10
18.04.17 Системно-деятельностный подход Основной результат – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие Вектор смещения акцентов нового стандарта Чему учить? обновление содержания Ради чего учить? ценности образования Как учить? обновление средств обучения
Слайд 11
Уметь учиться – это значит уметь выполнять и рефлектировать деятельность учения. Ученик должен осознать : «Я знаю, что я умею это делать и знаю, как это делать». В учебной деятельности пребывают учащиеся, а не педагог.
Слайд 12
18.04.17 Принцип деятельности Принцип непрерывности Принцип целостности Принцип минимакса Принцип психологической комфортности Принцип вариативности Принцип творчества Принципы построения обучения в СДП
Слайд 13
18.04.17 обеспечивает передачу детям культурных ценностей общества в соответствии с основными дидактическими требованиями традиционной школы (принципы наглядности, доступности, преемственности, активности, сознательного усвоения знаний, научности и др.); не отвергает традиционную дидактику, а продолжает и развивает ее в направлении реализации современных образовательных целей; является механизмом разноуровневого обучения, обеспечивая возможность выбора каждым учеником индивидуальной образовательной траектории.
Слайд 14
18.04.17 Для того, чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность. Вместо простой передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться.
Слайд 15
Обучать деятельности - значит делать учение мотивированным, учить ученика оптимально организовывать свою деятельность, помогать сформировать умение контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Учитель не должен просто «натренировывать» ученика в выполнении каких-то приемов, операций - эти операции должны быть осмыслены и приняты учеником, в идеале - он должен находить свои способы действий.
Слайд 16
Традиционное обучение Инновационное развивающее обучение 1) Базируется на принципе доступности; 1) опирается на зону ближайшего развития; 2) учащийся выступает в роли объекта ПД; 2) учащийся действует как субъект собственной УД; 3) ориентировано на усвоение определенной суммы знаний; 3) нацелено на усвоение способов познания как конечной цели учения; 4) развивает обыденное мышление, эмпирический способ познания 4) развивает теоретическое мышление и теоретический способ познания 5) решая конкретно-практические задачи, учащиеся усваивают частные способы 5) на первый план выступают учебные задачи, решая их учащиеся, усваивают общие способы умственной деятельности 6) в результате формируется индивид – человек, способный к исполнительской деятельности. 6) формируется личность, способная к самостоятельной творческой деятельности
Слайд 17
Технология, основанная на создании учебной ситуации Технология проектного обучения Технология, основанная на уровневой дифференциации обучения Информационные и коммуникативные
Слайд 18
18.04.17 Этапы урока Организующая роль учителя Мотивация к учебной деятельности Создают условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в деятельность («хочу») и выделения содержательной области («могу»). Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Организует подготовку учащихся к самостоятельному выполнению пробного учебного действия: 1) актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; 2) тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершении этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащимися, которое фиксируется ими самими. Технология деятельностного метода предполагает следующую последовательность шагов на уроке:
Слайд 19
18.04.17 Построение проекта выхода из затруднения Организует процесс открытия нового знания, где учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, строят план достижения цели, выбирают метод разрешения проблемной ситуации. Реализация построенного проекта Организует: обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися; выбор оптимального варианта, который фиксируется вербально и знаково. Уточняет характер нового знания. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Организует усвоение учениками нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием (фронтально, в парах или группах).
Слайд 20
18.04.17 Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Организует подготовку учащихся к самостоятельному выполнению пробного учебного действия: 1) актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; 2) тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершении этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащимися, которое фиксируется ими самими. Выявление места и причины затруднения Организует выявление учащимися места и причины затруднения: 1) организовывается восстановление выполненных операций и фиксация места, шага, где возникло затруднение; 2) выявление причины затруднения- каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.
Слайд 21
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Организует самостоятельное выполнение учащимися задания на новый способ действия и самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Создает, по возможности, для каждого ученика ситуацию успеха. Включение в систему знаний и повторение Организует выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. Рефлексия учебной деятельности. Организует оценивание учащимися собственной деятельности, фиксирование неразрешённых затруднений на уроке как направления будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания. 18.04.17
Слайд 22
18.04.17
Слайд 23
18.04.17 - положительный настрой; - девиз, эпиграф; - притча; - проблемный вопрос; - рассказ о реальных событиях.
Слайд 24
18.04.17 Постановка целей и задач урока выражается в дидактических категориях «знать», «уметь» Приемы, используемые на стадии вызова ТРКМ - «Я уже знаю», «Ключевые слова», «Кластер». «Сброс идей в корзину», «Лови ошибку» Технология «Ассоциативный ряд». «Верю - не верю»
Слайд 25
18.04.17 используются частично-поисковые, проблемные методы, которые позволяют обучать.
Слайд 26
18.04.17 Приемы «Пометки на полях», «Плюс и минус» Цель этого приема – показать неоднозначность любого общественного и исторического явления. «Три предложения» (передать содержание 3-я предложениями)
Слайд 27
« Мы не учим их; мы создаем условия, в которых они учатся» С Паперт.
Слайд 28
18.04.17 Трепетно, нежно, заботливо, ласково С каждым ребенком с открытой душой, Все, что умеем, знаем и можем. Просто отдали и в сердце большом Место найдется для каждого школьника. Каждого нужно увидеть, раскрыть Всем нам желаю всего наилучшего, Чтобы всегда нам хотелось учить!
Слайд 29
18.04.17