«Историческое прошлое Сергиевского района – от древности до средневековья»
элективный курс по краеведению (10 класс) на тему

Зубарева Евгения Альбертовна

Актуальность введения элективных курсов по краеведению в современной школе очевидна и продиктована задачами, которые  ставит современное общество перед школьным образованием: связь обучения с реальной жизнью, направленность на решение социальных  проблем, формирование активной жизненной позиции, новых ценностных ориентаций.

Краеведческие знания служат звеном, способствующим более глубокому усвоению, закреплению тех знаний, которые предусмотрены базовым инвариантным компонентом образования. Программа элективного курса «Историческое прошлое Сергиевского района – от древности до средневековья» ориентирована на  более глубокое и подробное изучение истории родного края, формирование поисковых и исследовательских компетенций учащихся.Программа рассчитана  на учащихся 10-11 классов общеобразовательной школы, проявляющих интерес к изучению истории и краеведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kraevedenie.docx51.53 КБ

Предварительный просмотр:

«Нельзя только призывать к патриотизму, его нужно воспитывать»

Д. С. Лихачев.

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС

«Историческое прошлое Сергиевского района –

 от древности до средневековья»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность введения элективных курсов по краеведению в современной школе очевидна и продиктована задачами, которые  ставит современное общество перед школьным образованием: связь обучения с реальной жизнью, направленность на решение социальных  проблем, формирование активной жизненной позиции, новых ценностных ориентаций. 

Краеведческие знания служат звеном, способствующим более глубокому усвоению, закреплению тех знаний, которые предусмотрены базовым инвариантным компонентом образования. Программа элективного курса «Историческое прошлое Сергиевского района – от древности до средневековья» ориентирована на  более глубокое и подробное изучение истории родного края, формирование поисковых и исследовательских компетенций учащихся. Программа рассчитана  на учащихся 10-11 классов общеобразовательной школы, проявляющих интерес к изучению истории и краеведения.

Разработанный курс в контексте компетентностного подхода создает деятельностную основу для изучения  краеведения и развития исследовательской деятельности у школьников. Активная, осознанная познавательная практическая деятельность обучающихся в окружающей среде является также обязательным условием выполнения практической части федерального компонента стандарта.  

Данный элективный курс создает базовую основу для изучения истории родного края и развития исследовательской деятельности у школьников.

Программа  курса может быть интересна учащимся, которые увлекаются историей, краеведением,  связывают свое будущее с исторической наукой или археологией, тем, кто мечтает развивать индустрию туризма в Сергиевском районе.  Данный курс предоставляет старшеклассникам, которые собираются связать свое будущее с профессиями исторической направленности,   возможность оценить свой потенциал по реализации учебной деятельности, соответствующей избранному направлению высшего образования.

Важная особенность предложенного курса заключается и в том, что он может быть рекомендован слушателям разных профилей. При этом в одном случае его содержание может максимально способствовать реализации углубленного содержания в выбранных в соответствии с профилем предметов, а в другом  способствовать развитию краеведческой грамотности.     

Ведущая идея курса – развитие способностей и творческого потенциала ребенка через приобщение  к истории своей «малой родины»,  посредством формирования навыков поисковой работы.

Цель курса: Формирование у учащихся поисковых и исследовательских компетенций, системы знаний и ценностных ориентиров на основе собственной историко – краеведческой деятельности и опыта приобщения к научному исследованию путем изучения основ поисковой и  исследовательской деятельности и создания собственных исследовательских историко – краеведческих работ.

Задачи курса:

  • Развитие исторического мышления школьников на базе разностороннего краеведческого материала;
  • Предоставление старшеклассникам возможности оценить степень своей готовности к обучению в ВУЗах по специальностям исторической направленности,  через опыт изучения специализированных дисциплин в рамках выбранного направления;
  • Знакомство с основными вспомогательными историческими дисциплинами;
  • Знакомство с  основными  методами  исследования исторического прошлого;
  • Ориентация  обучающихся  на подготовку к осознанному и ответственному выбору сферы будущей профессиональной деятельности, способов получения образования.
  • Формирование у ребят понимания исторического прошлого родного края  в связи с тенденциями развития современной России;
  • Воспитание современного исторического сознания и развитие самостоятельного, персонифицированного мышления;
  • Патриотическое и гражданское воспитание личности, формирование активной гражданской позиции, общее и творческое развитие личности, формирование поисковых и исследовательских компетенций, через  изучение краеведческого материала.

Методическое обеспечение

Данный элективный курс  позволяет  в полной мере использовать активные формы организации занятий, информационные проектные формы.  Содержание курса, форма его организации помогает  ученикам  через успешную практику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы;  способствует  созданию положительной мотивации в учебной деятельности; знакомит   ученика со специфическими видами  деятельности, которые могут стать  для него ведущими. Элективный курс предусматривает как классно-урочную, лекционно-практическую систему, так и использование современных образовательных технологий в учебном процессе. Занятия могут проводиться в форме экскурсий, практикумов, семинаров, игр, конференций.

Режим обучения: курс рассчитан на 17 часов (количество часов можно увеличить до 34 часов  в зависимости от уровня подготовки учащихся).

Курс содержит познавательный, развивающий и воспитательный компоненты.

Познавательный компонент включает в себя ознакомление учащихся с теорией вспомогательных исторических дисциплин; выработку у школьников представлений об основных этапах древнейшего прошлого Сергиевского района основе изучения археологических культур. Развивающий компонент  заключается в усовершенствовании навыков письменной и устной речи; в развитии логики мышления; в выработке  умений самостоятельного получения знаний.

 Воспитательный компонент предполагает формирование ценностных ориентиров и убеждений учащихся на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом и настоящем; воспитание патриотизма и уважения к другим людям.

Использование СОТ при реализации элективного курса «Историческое прошлое Сергиевского района – от древности до средневековья»

Наименование СОТ

Деятельность по реализации СОТ

Информационно-коммуникационные

  • Разработка презентаций к занятиям;
  • Осуществление тестового контроля знаний учащихся по предмету с использованием КП;
  • Помощь учащимся в подготовке презентаций проектов, исследовательских работ.

Компетентностно-ориентированные

  • Ознакомление учащихся с методом проектов (оказание помощи в постановке цели; прогнозирование конкретных результатов обучения, воспитания и развития учащихся; консультирование на всех этапах проекта).
  • Внедрение данной технологии через организацию  научно-практической и исследовательской деятельности;
  • Организация работы со словарями, энциклопедиями, ресурсами Интернет.

Технология проблемного обучения

  • Обеспечение активного характера педагогического процесса.
  • Создание условий для развития учащихся посредством учебного предмета.
  • При моделировании занятий в режиме технологии проблемного обучения учитывать, что учащимся необходимо выполнить систему проблемных заданий для самостоятельной работы на каждом этапе занятия. Задания для самостоятельной работы должны быть взаимосвязаны по дидактической цели и содержанию учебного материала.

Личностно-ориентированные

  • Выявление и использование способов учебной деятельности, предпочитаемых самими учащимися с учетом их индивидуальных особенностей;
  • Выявление одаренных и талантливых детей для организации индивидуальной работы по развитию творческих и интеллектуальных способностей;
  • Подготовка и консультирование учащихся при подготовке к выступлениям на НПК;
  • Разработка и использование разно уровневых проверочных заданий;

Здоровьесберегающие

  • Осуществление дифференцированного подхода к детям с ослабленным здоровьем;
  • Включение в занятия физминуток, дыхательной, зрительной гимнастик;
  • Смена  видов деятельности на занятиях

Формы и виды контроля

Приоритет интерактивных методов в организации учебного процесса  предполагает  выбор соответствующих форм текущего и итогового контроля, которые бы позволили судить об успешности усвоения познавательной части курса и формировании умений и навыков. Предпочтение рекомендуется отдавать творческим формам контрольных заданий: разработка исследовательских проектов,  подготовка устных выступлений и презентаций, подготовка рефератов, отчетов-портфолио, фото-отчетов.

Комбинируются различные виды контроля знаний: текущий контроль, тематический, обобщающий.

Оценивание результатов освоения элективного курса производится на основании выполнения и защиты итоговых  творческих  работ учащихся.

Методами диагностики выступают:  наблюдение учителя за состоянием и деятельностью детей; участие ребят  в интеллектуальных мероприятиях (НПК, предметных олимпиадах, школьном Дне науки, творческих конкурсах и т.д.); анализ продуктов деятельности учащихся.

Педагогической основой курса являются  педагогика  сотрудничества, сотворчества, партнерства.

Дидактическими принципами курса являются :

  • Принцип преемственности со средним звеном школы в формировании интегрированного образа своей малой Родины;
  • Принцип самости (ориентации на саморазвитие, самообучение, самообразование учащегося). Основным приоритетом современного образования является создание условий для самостоятельной учебной деятельности, способствующих самопознанию, самоопределению, самосовершенствованию, саморазвитию обучаемых.
  • Краеведческий принцип предполагает осуществление  взаимосвязи теоретических и практических видов самостоятельной деятельности учащихся, развитие  исследовательской деятельности.
  • Принцип наглядности предполагает возможность непосредственно наблюдать изучаемые исторические объекты.
  • Принцип рефлексии предполагает критическую оценку учащимися собственных результатов исследовательской деятельности при изучении своей местности.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны  знать:

  • знать об основных исторических этапах развития Сергиевского района в древности и в период средневековья;
  • знать об основных научных методах познания;
  • знать об основных принципах работы краеведческих музеев;

Учащиеся должны  уметь/владеть:

  • способами определения сущностных характеристик изучаемых объектов, сравнивать, сопоставлять, оценивать и классифицировать их по указанным критериям;
  • обосновывать суждения, приводить доказательства, формулировать собственные выводы, владеть основными видами публичной защиты;
  • выражать информацию в графической, табличной, текстовой, электронной формах;
  • создавать собственные исследовательские и  творческие работы , в том числе с помощью мультимедийных технологий;
  • уметь работать с литературными и историческими источниками, справочной литературой, статистическими данными;
  • уметь выражать свое отношение к исторической судьбе  своей малой Родины.
  • уметь самостоятельно провести экскурсию.

Обучающиеся  осваивают следующие этапы организации исследования:

  •  актуализация проблемы,
  •  определение сферы исследования,
  •  выбор темы,
  •  выдвижение гипотез,
  •  выявление и систематизация подходов к решению,
  •  определение последовательности проведения исследования,
  •  сбор и обработка информации,
  •  анализ и обобщение полученного материала,
  •  презентация результатов исследования,
  •  обсуждение итогов завершенной работы.

Критериями эффективности и принципами успешности реализации программы курса выступают:

  • познавательный компонент – потребность в новых знаниях, умениях и навыках;
  • деятельностный компонент – активная позиция в овладении знаниями поиска и исторического исследования, развитие потребности в самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности;
  • волевой компонент – наличие волевых усилий при ознакомлении с содержанием новой деятельности;
  • принцип добровольности;
  • принцип максимальной самостоятельности;
  • принцип компетентности и заинтересованности педагога;
  • материально – техническая поддержка руководителя и исполнителя.

Содержание программы элективного курса «Историческое прошлое Сергиевского района – от древности до средневековья» направлено на реализацию приоритетных направлений исторического образования – формирование ключевых компетенций, общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности. Курс также реализует цель современного исторического образования: развитие и воспитание гражданина и патриота, ценностно – ориентированной личности, обладающей нравственными качествами, способной к самореализации в условиях современной российской социокультурной ситуации.  

Содержание программы основывается на следующих современных педагогических подходах:

Содержательно – деятельностный: деятельность учащихся предстает системой учебных действий и включением их в активную учебную, поисковую и исследовательскую деятельность;

Системно – комплексный: освоение методов, средств и способов поисковой деятельности и исторического исследования и их практического применения учащимися;

Личностно-ориентированный:  поисковая и исследовательская деятельность является средством формирования и развития личности ребенка.

Планируемые результаты обучения

Предметные результаты:  

  • Сознательное самоопределение ученика относительно выбора будущей профессии; 
  • Знания учащихся основ вспомогательных исторических дисциплин,  методов  научного познания истории  и краеведения;
  • Полученный опыт исследовательской деятельности, краеведческой  и музейной работы;
  • Предпрофессиональные умения: проведение экскурсий по заданной  теме; работа в архиве, составление экскурсионного маршрута.

Метапредметные результаты:

  • Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность;
  • Умения  работать с различными видами  информации, использовать современные источники информации;
  • Способность  решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах;
  • Умение эффективно сотрудничать с соучениками, готовность к коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия.

Результатом обучения элективного курса «Историческое прошлое Сергиевского района – от древности до средневековья» должно стать  развитие у учащихся следующих компетентностей:

  • социально – адаптивной (гражданственной),
  • когнитивной (познавательной),
  • информационно – технологической и коммуникативной.

Ресурсное обеспечение курса

К ресурсному обеспечению курса можно отнести: помещение школы; материалы и помещение Сергиевского краеведческого музея; материалы и помещение Сергиевской районной библиотеки; технические средства ОУ: компьютеры, принтеры, проекторы, фотоаппараты; карты, атласы, справочную и научную литературу.

Содержание программы

Раздел 1. «Историческое прошлое Сергиевского района – от древности до средневековья» (10 часов)

Тема 1.  Вспомогательные исторические дисциплины и краеведение (2 часа).

Вспомогательные исторические дисциплины – как, собирательное название ряда научных дисциплин, изучающих определённые виды или отдельные стороны формы и содержания источников исторических (в современной исторической литературе иногда называются специальными историческими дисциплинами). Виды вспомогательных исторических дисциплин. Как ВИДы помогают в работе краеведа. Что такое краеведение, основные формы и способы краеведческой работы. Археология – как наука, методы и формы археологических исследований. значение археологии в развитии исторической науки и краеведения.  

Тема 2. Сергиевский район в эпоху каменного века (1 час). Каменный век – как древнейший период истории развития человечества; периодизация каменного века. Сергиевский район в эпоху палеолита; стоянки древнего человека на территории Сергиевского района. Археологические раскопы на территории Сергиевского района.

Тема 3. Эпоха неолита на территории Сергиевского района(1 час). Неолит - как новый каменный век, эпоха позднейшего каменного века. Периодизация, основные характеристики эпохи. Сергиевский район в эпоху неолита; стоянки древнего человека на территории Сергиевского района.

Тема 4.  Эпоха энеолита  на территории Сергиевского района(1 час). Основные характеристики эпохи энеолита; историко-культурные памятники эпохи энеолита на территории Сергиевского района.

Тема5. Курганные культуры на территории Сергиевского района(1 час). Основные характеристики курганных культур. Археологические памятники курганных культур на территории Сергиевского района.

Тема 6. Сергиевский район в 8-4 вв.  до н.э.(1 час). Памятники культуры 8-4 веков до н.э на территории Сергиевского района. Археологические находки данного периода, найденные археологами в Сергиевском районе.

Тема 7. Великое переселение.(1 час). Артефакты «славкинского» типа культуры  на территории Сергиевского района.

Тема 8. Эпоха средневековья – период обретения(2 часа). Периодизация эпохи. Памятники культуры эпохи средневековья на территории Сергиевского района.

Раздел 2.  Краеведческое исследование. (7 часов)

Тема 1.   Подготовительный этап краеведческого исследования. (2 часа) 

Организация исследовательской деятельности по краеведению. Проблема и гипотеза, объект и предмет исследования.  

Тема 2. Целевой этап краеведческого исследования. (2 часа)

Цель краеведческого исследования и поиск путей ее реализации через фиксирование задач и необходимых методов экспериментальной работы. Алгоритм исследования.

Тема 3. Поисковый этап краеведческого исследования. (1 час)

Сбор краеведческого материала по обозначенному содержанию с использованием выбранных методик. Результат исследования в виде конкретных выводов.

Тема 4. Аналитический этап краеведческого исследования. (1 час)

Оценка краеведческого исследования. Оформление и презентация исследования в различных формах.

Заключение. (1 час). Защита коллективных проектов, индивидуальных краеведческих исследований, исследовательских, творческих  работ, рефератов.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 №

п/п

Наименование темы

Кол-во

 часов

Возможное место проведения занятия

1-2

ВИДы и краеведение, основные формы и способы краеведческой работы.

2

Школьный  музей

3

Сергиевский район в эпоху каменного века.

1

Экскурсия в с.Чекалино

4

Эпоха неолита на территории Сергиевского района

1

Сергиевский краеведческий музей

5

Эпоха энеолита  на территории Сергиевского района

1

6

Курганные культуры на территории Сергиевского района

1

Экскурсия в с.Нижняя Орлянка

7

Сергиевский район в 8-4 вв.  до н.э.

1

8

Великое переселение

1

Экскурсия в с.Славкино

9-10

Эпоха средневековья – период обретения

2

Сергиевский краеведческий музей

11-12

Подготовительный этап краеведческого исследования

2

Работа в  школьном музее

13-14

Целевой этап краеведческого исследования

2

15

Поисковый этап краеведческого исследования

1

Школьный  музей

16

Аналитический этап краеведческого исследования

1

17

Заключение

1

Примерные темы проектов, творческих и исследовательских работ  учащихся в рамках курса

«Биография моего предка»

Тип проекта (работы): исследовательский, индивидуальный, средней продолжительности (2 недели).

Цели и задачи:

  • установление связи между историей семьи и историей Отечества;
  • включение ребенка в систему ценностных отношений своих предков;
  • исследование вклада одного из предков в историю родины, региона, города.

Практический результат проекта: создание иллюстрированной биографии предка в форме альбома, буклета, «раскладушки», папки с файлами, документального фильма и т.д. Иллюстрированная биография может быть выполнена в виде сочинения, рассказывающего о предке и содержащего фотографии и иллюстрации, хронологии жизни предка в контексте истории страны, географической карты путешествий предка по стране, миру.

 «Мое генеалогическое древо»

Тип проект (работы): исследовательский, индивидуальный, средней продолжительности (2 недели).

Цели и задачи:

  • формирование представлений о себе, своих родителях, бабушках и дедушках как о наследниках предшествующих поколений, имеющих тесную духовную и кровную связь;
  • знакомство с новыми фактами из истории семьи;
  • выявление типичных особенностей семей различных поколений (количество детей, наиболее популярные имена, род занятий и т.д.);
  • обучение составлению родословного древа или таблицы.

Практический результат проекта: составление собственного генеалогического древа. Презентация может проходить в форме «научной конференции», где в роли исследователей-специалистов в области генеалогии выступают учащиеся, подготовившие проект. Участники делают мини-сообщения, а также обмениваются мнениями, выясняя, кому удалось собрать больше информации об истории своей семьи (по числу поколений, по датам рождения, по объему собранной информации).

 «Выставка семейных реликвий»

Тип проекта (работы): исследовательский, групповой, средней продолжительности (2 недели).

Цели и задачи:

  • знакомство детей с отдельными эпизодами семейной истории;
  • формирование ценностного отношения к истории, к историческим источникам с использованием близкого и доступного материала.

Практический результат проекта: альбом «Выставка фотографий семейных реликвий» (выполняется каждой группой учащихся

Работа над проектом идёт в группах по 3--5 человек. Ребята вместе с учителем разрабатывают структуру будущего альбома, отбирают и систематизируют материал, готовят реликвии для фотографирования. Отбор и размещение материала в альбоме может осуществляться  по хронологическому принципу.

 «Хранитель семейного архива»

Тип проекта (работы): практико-ориентированный, индивидуальный, средней продолжительности (3 недели).

Цели и задачи:

  • познакомить детей с историей собственной семьи;
  • формировать первоначальные умения и навыки работы с историческими документами;
  • прививать ценностное отношение к документам как к историческим источникам;
  • приведение семейного архива учащегося в порядок, сохранение важных документов семьи для последующих поколений.

Практический результат проекта: составление «Каталога семейного архива», «Описания семейного архива». Работа над проектом требует знакомства детей с понятием «архив», значением архивов в жизни людей. Предполагается максимальное участие старших родственников в реализации проекта. Задача учащихся – сделать список всех встречающихся типов материалов семейного архива (фотографии, письма, дневники, почётные грамоты, свидетельства, рукописи и т.д.). Каталог семейного архива может быть составлен как в рукописном виде , так и в электронном вариантах. Наиболее интересный документ оформляется для презентации в виде сочинения на тему «История одного документа» или формируется классная выставка «Каталоги и описания семейных архивов».

 «Край, в котором мы живём»

Тип проекта( работы): исследовательский, интегрированный (история, природоведение, литература, русский язык), средней продолжительности (1 месяц), групповой и индивидуальный.

Цели и задачи:

  • собрать информацию об условиях проживания людей на территории родного края в различные (или какой-то один) периоды истории;
  • узнать больше о флоре и фауне своего города, области;
  • познакомиться с традициями, национальными играми, одеждой, местным фольклором.

Практический результат проекта: альбом «Мой край» (фотокомпозиция по истории края или конкретного населенного пункта, улицы), коллективная газета «История нашего города (села)», фотоальбом «Природа нашего края».

Работа над проектом: на первом занятии учитель и учащиеся определяют цели проекта, составляют план работы; следующие четыре занятия, а также внеклассная работа в этот период посвящены определению метода исследования, обмену полученной информацией в группах, определению формы отчётности, составлению сценария защиты проекта. Презентация проекта может проходить в форме групповой защиты проектов. Экспертный совет – учителя-предметники, родители, администрация школы, ученики из других групп могут выступать в роли оппонентов.

 

 Список используемой литературы

1.Васильев И.Б. « Среднее Поволжье в эпоху ранней и средней бронзы(ямные и полтавкинские племена), Куйбышев, 1979

2.Васильев И.Б., Выборнов А.А. «Неолит Поволжья (степь и лесостепь)», Куйбышев 1988

3.Матвеева Г.И. «Тропою тысячелетий», Куйбышев 1977

4. Мышкин В.Н., Скарбовенко В.А.»Савроматские и раннесавроматские памятники Самарского Заволжья», Самара 1996

5. Фахрутдинов Р.Г. « Очерки по истории Волжской Болгарии», М., 1984

6. А.Е Мамонов, Ю.И.Колев, В.Н.Мышкин, Н.П. Салугина «Сергиевский район. Древность и средневековье», Самара1997

7.Халиков А.Х. «Татарский народ и его предки», Казань 1989

8. Седов В.В. «Очерки по археологии славян», Москва 1994


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "ГИА по истории: древность и средневековье: даты"

Данная презентация поможет учащимся подготовиться к ГИА по первому разделу кодификатора "Древность и средневековье" (период с 9 по 17 век)....

« Особенности социально-экономического развития Сергиевского района в современных условиях»

Представленный материал может быть использован  в 8-9 классах при изучении раздела "География Самарской области" при изучении географических, экономических и социальных  особенностей Сергиев...

Географические открытия древности и средневековья

Презентация к уроку географии в 5 классе...

Урок математики. Великие математики древности и средневековья.

Урок закрепления по теме "Рациональные числа"....

Туристический маршрут "Историческое прошлое Староюрьевского района"

Предлагаемый культурно-познавательный туристический маршрут "Историческое прошлое Староюрьевского района" представляет собой обзорную экскурсию по исторически значимым местам Староюрьевского...