Апробация рабочей тетради по этике
материал по истории (5 класс) по теме
Апробация рабочей тетради
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aprobaciya_rabochey_tetradi.doc | 39 КБ |
ikt_na_uroke_etiki.doc | 26 КБ |
ocenka_primenimosti.doc | 24 КБ |
reakciya_uchenikov.doc | 34.5 КБ |
etika.doc | 183 КБ |
Предварительный просмотр:
В этом учебном году уделяла много внимания работе с новой тетрадью по этике.
МОИ ВЫВОДЫ.
1. Содержание
Содержание рабочей тетради соответствует программе и обязательному минимуму содержания образования. Предметное содержание соответствует возрастным особенностям учащихся, изложено на доступном научном языке. Содержание полностью соответствует целям, поставленным авторами.
У учащихся развиваются:
-сознательная организация своей познавательной деятельности,
- умение оценивать поведение людей с точки зрения моральных норм,
- умение решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала.
Материал представлен разносторонне с учётом социокультурного, развивающего, воспитательного, учебного аспектов.
Предложенного материала достаточно для изучения темы.
Понятийный аппарат по трудности соответствует запасу знаний учащихся, познавательной и практической деятельности учащихся, их потребностям и интересам.
Лексика и стилистика учебного материала соответствует возрастным особенностям учащихся.
Отлично оформлены внутритекстовые ссылки, сноски, выделения, на которые можно обратить внимание обучающихся.
Содержание рабочей тетради помогает всесторонне развивать личность детей. В рабочей тетради присутствуют упражнения, способствующие воспитанию интереса и положительного отношения к изучению культуры ; воспитанию потребности расширять кругозор; формированию способности представлять собственную культуру; воспитанию любви к Родине, родному краю, воспитанию любви и уважения к семье и семейным ценностям, воспитанию познавательных потребностей, воспитанию уважительного отношения к чужим занятиям и интересам, воспитанию уважительного отношения к людям, готовности прийти на помощь, чувства товарищества, воспитанию доброты, желания доставить радость людям.
Учебный материал является познавательным, изложен в занимательной, интересной форме, дети с нетерпением ждут каждого урока. У учащихся наблюдается огромный интерес.
2. Методическая схема
Частая смена деятельности соответствует психическим особенностям развития детей данного возраста.
Наличие разноуровневых упражнений в рабочей тетради создает возможности для реализации дифференцированного и личностно-ориентированного подхода в обучении.
В рабочей тетради осуществляются как внутрипредметные, так и межпредметные связи.
3. Дидактический аппарат
Количество вопросов и заданий достаточно для мотивации обучения, для отработки и закрепления материала, для организации практической деятельности, для организации самостоятельной работы, самоконтроля и самооценки. Содержание домашних заданий доступно для понимания учащихся.
Предложенные иллюстрации соответствуют учебным целям и задачам, возрастным и психофизическим особенностям учащихся, способствуют обеспечению комфортного психоэмоционального состояния учащихся в процессе работы с рабочей тетрадью.
Считаю целесообразным:
1. Дополнить тетрадь электронным сопровождением .
2. Дополнить комплектом наглядных пособий .
3. Целесообразно разработать проектную деятельность по темам.
речевой деятельности способствует более прочному усвоению материала и позволяет ученику компенсировать недостающую способность за счет более развитых способностей». (Смирнова О. В., Сапко О. А).
«Грамматический материал ограничен и тесно связан с тематикой». (Кондрашева И. В)
«УМК может быть использован с успехом в классе, где работает начинающий учитель или не имеющий опыта. В книге для учителя имеются подробные комментарии не только к каждому уроку в целом, но и к каждому этапу урока». (Латышева И. Р.)
«Основное достоинство УМК заключается в том, что учащиеся последовательно из урока в урок не просто осваивают азы английского языка, а знакомятся с культурой изучаемого ин. языка, без чего любой язык не существовал бы». (Селиванова Е. С.)
«В практике работы школы УМК может использоваться в полной мере как универсальный учебник, рассчитанный на среднестатистического учащегося. УМК поможет немотивированным учащимся познать свои способности к изучению английского языка, а мотивированным учащимся еще больше увлечься его дальнейшим изучением, т.к. стимулирует и активизирует развитие индивидуальности, личности ребенка». (Селиванова Е. С.).
«Особенно хочется отметить задания на аудирование, которые носят системный характер, что позволяет развить фонематический слух, внимание к деталям, и на этом этапе дают возможность развивать спонтанную, неподготовленную монологическую речь на основе прослушанного. Учебник позволяет заложить основы речевого поведения в англоязычной среде». (Кондрашева И. В).
«Контрольно-измирительные материалы позволяют учителю провести качественную объективную проверку усвоения пройденного материала по всем видам речевой деятельности». (Кондрашева И. В).
«Книга для чтения носит новый характер-это не только дополнительный материал, но и совершенно отдельное ценное пособие по обучению чтению. Навыки чтения развиваются в системе, авторы успешно сочетают упражнения на развитие техники чтения с упражнениями на различные виды чтения. У учащихся формируется умение находить логические связи в тексте, умение автономного чтения (чтения про себя), что облегчает и убыстряет процесс обучения на следующем этапе». (Кондрашева И. В).
«Ведется целенаправленная работа по обучению 3 основным видам чтения. Удачным является решение, при котором домашнее чтение органически включается в содержание всего цикла уроков». (Латышева И. Р.)
«Понравилась Книга для чтения: содержательная, познавательная, увлекательная, хорошо иллюстрированная, интересная». (Селиванова Е. С.)
«В Книге для учителя удачно разграничен продуктивный и рецептивный материал, как лексический, так и грамматический». (Кондрашева И. В).
«Наблюдается высокая мотивация у учащихся, желание изучать иностранный язык. УМК получил одобрение со стороны родителей». (Безрукова Е. А.)
По результатам апробации авторский коллектив совместно с редакцией английского языка с целью повышения качества УМК приняли решение:
Выявленные в результате апробации недочеты устранить в исправленном варианте учебника, который будет выпущен издательством в 2009 году.
Запланировать выпуск электронного приложения к УМК в 2010 г.
Запланировать выпуск комплекта демонстрационных тематических плакатов и таблиц с неправильными глаголами для начальной школы. Время выпуска-2008-2009 гг.
Выпустить отдельное пособие по грамматике для начальной школы, где грамматический справочник будет дополнен упражнениями на каждое грамматическое явление.
При переиздании в Учебнике разработать задания по работе над проектами, а в Книге для учителя дать рекомендации по организации проектной деятельности.
Дополнительные упражнения с дифференцированными заданиями для сильных и слабых учащихся включить в электронное приложение.
Включить в план издания пособие по обучению лексической стороне речи в начальной школе.
Дополнительные упражнения по формированию грамматических навыков предусмотреть при работе с демонстрационными тематическими плакатами, а также включить в электронное приложение.
При переиздании Книги для учителя внести рекомендации по проведению различных вариантов речевой подготовки, а также более подробные рекомендации по работе со слабыми учащимися.
При переиздании Учебника перемакетировать страницы, на которых допущен разрыв упражнения.
Авторский коллектив выражает благодарность учителям, принявшим участие в апробации УМК, за ответственную работу и ценные замечания и предложения по совершенствованию УМК.
Предварительный просмотр:
«Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникативных в процессе обучения этики»
В процессе модернизации российского образования информатизация образования выделяется в качестве одного из приоритетов.
Информационное общество предъявляет новые требования к системе образования. Одной из её целей является формирование высокого уровня информационной культуры.
Педагог должен идти в ногу со временем. В мире, который становится всё более зависим от информационных технологий, и школьники и учителя должны быть знакомы с компьютером. Но именно учитель, а не компьютер является более важной составляющей учебного процесса. Поэтому я, как учитель, первоначально изучила нормативно-правовые документы, посвящённые проблеме использования компьютера в школе. Это «Методическое письмо по вопросам обучения информатике в школе» и «Рекомендации по использованию компьютеров в школе».
Компьютер выступает как средство управления учебной деятельностью, выполняет обучающую функцию. Поэтому, я стала активно использовать ИКТ в своей практике. Через индивидуальную, групповую деятельность, через нетрадиционные формы уроков учу самостоятельно добывать знания, используя программы на дисках, готовить домашние задания в компьютерном варианте: составлять схемы, диаграммы, готовить сообщения на разные темы, делать презентации.
Стараюсь эффективно использовать ИКТ на своих уроках и во внеурочное время, чтобы достичь наиболее качественных образовательных результатов.
Информационные технологии применяю на самых разных этапах образовательного процесса и в самых разных направлениях – от использования в работе готовых решений до разработки собственных, от поиска в Интернете до организации самостоятельных проектов.
С помощью программы Microsoft Word готовлю тесты, индивидуальные задания, печатную продукцию с фото, рисунками, диаграммами. Использую в работе электронные энциклопедии: «Энциклопедия Кирилла и Мефодия», «Большая детская энциклопедия».
Особенно активно применяю информационные технологии в качестве тестирования учащихся. Это нравится учащимся и экономит полезное время на уроке. С целью привития интереса к предмету я использую различные презентации. Мною составлены уроки по темам: «А.В. Суворов – пример самовоспитания», «Муромские святые Пётр и Феврония».
В школе есть 2 компьютерных класса, где учащиеся работают как в урочное, так и внеурочное время. Использование персонального компьютера позволяет реализовать творческую активность учащихся.
В декабре 2009 года я прошла курсы по программе INTEL «Обучение для будущего». «Введение в образовательные и информационные технологии. Как стать учителем в XXI веке».
С принятием президентской программы компьютеризации образования ставится задача выхода на новый уровень использования возможностей Интернета в целях развития образования. Я использую информационные ресурсы Интернета для самообразования, изучаю опыт работы коллег. В Интернете беру разработки конспектов и дидактического материала по этике, получаю информацию о конференциях, конкурсах.
Смена разных видов деятельности в образовательном процессе помогает привлечь школьников к предмету этика, сохранить устойчивый интерес, повышает качество успеваемости, создаёт атмосферу успешности, а значит – получение чувства удовлетворённости.
Являюсь координатором сетевого проекта «Вместе мы сила», цель которого привлечь внимание к деятельности детских и молодёжных объединений через сеть Интернет.
Разработки моих уроков размещены в сетевом образовательном сообществе «Открытый класс»
Предварительный просмотр:
Оценка применимости методических рекомендаций авторов в реальном образовательном процессе (последовательность, использование различных видов деятельности на уроке).
На уроках по курсу «Этика» я пользуюсь «Методическим пособием для учителя»/ Под ред. Т. Х. Дебердеевой. - Владимир, ВИПКРО, 2008 год.
Данное издание включает в себя программу по этике (5 - 8 классы), ряд научных статей и методических разработок по курсу «Этика». Содержание основного общего образования по этике представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общечеловеческие нормы нравственности, культуры общения, самовоспитание, самоидентификация, проблемы взаимодействия с окружающими людьми, жизнь человека в обществе, нравственное регулирование общественных отношений.
Программа этики выстроена в концентрической системе. Ключевые этические проблемы повторяются из года в год, но на ином уровне их рассмотрения. Ключевыми проблемами являются:
- «Культура общения».
- «Самовоспитание».
- «Общечеловеческие нормы нравственности».
Авторы данного пособия рекомендуют использовать следующие виды и формы деятельности учащихся:
- Групповая работа.
- Ролевые игры.
- Работа по анализу текста.
- Работа в парах.
- Игровая деятельность.
- Творческая работа.
- Практикум и др.
Наблюдая за учащимися во время уроков, я сделала для себя следующие выводы:
1.Авторами предложен оптимальный вариант форм и видов деятельности учащихся ;
2. Продуктивнее всего учащиеся работают в группах;
3. Учащимся нравятся такие формы работы как: игровая деятельность, ролевая игра. Однако в 6 классе не все ролевые игры получаются. Дети не достаточно раскрепощены, не удаётся войти в роли.
4. Достаточно сложной является работа с текстом, однако считаю, что именно эта работа приучает школьников к самостоятельности (академической мобильности). С текстами работаю по технологии РКМ.
Предварительный просмотр:
Общая реакция учеников на предлагаемые задания.
5 класс.
Тема урока | Задания | Реакция учеников |
Почему мы так себя ведём? Обычаи и традиции. | Практикум: выявление общего и различного в традициях отдельных народов. Составление таблицы. Работа по анализу текста. | Задание вызвало определённые трудности: 1. Это третий урок этики, дети ещё не умеют работать с текстами, поэтому учителю необходимо сначала провести большую подготовительную работу ( Памятка «Алгоритм работы с текстами»). 2. Несмотря на проделанную подготовительную работу учениками было задано большое количество вопросов. Объясняю это тем, что у учащихся вызвало трудности выявить общее и различное. Не выработан навык. |
Правила поведения в различных ситуациях | Игра: «Найди ошибки в поведении литературных героев» | Дети были очень активны на уроке. Предварительно детям было дано задание принести любимую книгу и описать своего любимого героя. Каждому хотелось рассказать именно о своём герое, показать именно свою книгу .Вместе мы искали ошибки в поведении литературных героев. |
Гостевой этикет. Этикет подарков. | Ролевая игра «В гостях», «В театре», «За столом». | Дети были заинтересованы. Каждый хотел побывать и гостем, и хозяйкой, удалось произвести даже какое-то ощущение праздника. Были сделаны коробочки с вложенными туда небольшими пожеланиями. Их мы и учились дарить правильно. Урок удался. |
Великодушный и благородный человек. | Дискуссия: «Понятие великодушного и благородного человека». Работа по анализу текста (определение качеств благородного человека» | Дискуссия не удалась, вероятнее всего из-за того, что дети только пришли с каникул. Каждое высказывание ценилось мной практически на вес золота. Но вот работа по анализу текста сразу же заладилась. Дети очень оживлённо выписывали из текста качества благородного человека и охотно озвучивали их. |
Каким должен быть хороший человек? | Творческая работа «Хороший человек – кто он? Практикум по составлению характеристики личности героев литературных произведений. Самоанализ «Мои хорошие качества». | Дети были разбиты на группы для творческой работы. Учащимся вообще очень нравится работать в группах, они знают правила работы в группе и соблюдают их. Поэтому школьники успешно справились и с творческой работой и с практикумом по составлению характеристики литературных произведений. На втором уроке учащиеся делали самоанализ «Мои хорошие качества». Кто-то сделал анализ в форме ромашки, кто-то в форме лестницы и др. (диаграмма ниже). |
Что я делаю, чтобы быть хорошим человеком? | Психологическая диагностика. | К тестированию у детей особенное отношение. Им настолько интересно узнать результаты, что до конца теста слышно «как пролетает муха». |
Кому нужна благодарность? | Круглый стол «За что я благодарен людям». | Эта форма работы применялась мной впервые на уроке этики в 5 классе. Однако сразу же понравилась детям и дала свои положительные результаты. Сидя за «круглым столом» дети чувствовали себя очень важно, почти «президентами», решающими важные государственные дела. Учащиеся были раскрепощены и по очереди обсуждали данный вопрос. |
Предварительный просмотр:
Предмет «Этика» в нашей школе преподаётся с 2008 года.
Как учитель я отношусь к данному предмету положительно и считаю, что «Этика» очень нужна школе и обществу в целом. На данном этапе обучения я поставила перед собой вопросы:
- Нравится ли предмет «Этика» детям?
- Что именно нравится? Какие темы наиболее интересны?
- Что вызывает затруднения при изучении предмета?
ЦЕЛИ КУРСА
- формирование сознательного и разумного отношения к нравственным проблемам, оказание помощи учащимся по ориентированию в непростых условиях жизни;
- развитие личности «Я»;
- воспитание общероссийской идентичности, нравственной ответственности;
- освоение на уровне применяемости системы знаний, необходимых для социальной адаптации.
Из данных целей вытекают следующие ЗАДАЧИ:
- познакомить учащихся с общечеловеческими нормами нравственности, христианской, буддистской и исламской моралью;
- научить учащихся уважать себя и верить в свои силы;
- воспитать толерантное отношение к другим народам;
- сформировать потребность человека понимать и уважать;
- познакомить с правилами вежливости;
- научить приёмам самоконтроля и самовоспитания;
- воспитать порядочных людей;
- помочь школьнику выбрать свой нравственный идеал.
Для полных ответов на все вопросы я завела для себя «Дневник наблюдений».
«Дневник наблюдений» содержит:
· оценку применимости методических рекомендаций авторов в реальном образовательном процессе (последовательность, использование различных видов деятельности на уроке).
· общую реакцию учеников на предлагаемые задания, степень активности детей на уроке, описание эмоционального настроя на уроке, оценку своих достижений и неудач, а также свои размышления;
· оценку возможностей и корректности использования компьютерной составляющей: эффективность и результаты использования компьютерных инструментов для организации творческой деятельности в ходе уроков этики, сложности, возникавшие у педагога или учащихся при использовании тех или иных компьютерных инструментов или электронных ресурсов при подготовке к урокам и проведении занятий и т.п.
Мною проводился мониторинг, основной целью которого было определение степени эффективности формирования этической культуры личности школьника.
Диагностика личностных качеств, ценностей и отношений осуществлялась мной в нескольких направлениях.
- Характер отношения обучающихся к предмету «этика», ибо только при позитивном отношении можно ждать положительных результатов.
На данных диаграммах видно, что учащиеся позитивно относятся к предмету «Этика»
- Характер интересов учащихся в области этики, поскольку это поможет выявлять систему приоритетных ценностей, и, в том числе, корректировать содержание этического образования, осуществлять обоснованный выбор методов, приемов и технологий.
Из данных диаграмм видно, что наибольший интерес у детей представляют темы из раздела «Самовоспитание».
- Непосредственно качества личности, характеризующие ее как обладающую определенной степенью нравственного сознания и мировоззрения, этической культуры.
В силу специфики этического образования, которое призвано не столько сформировать знания и умения, сколько этически целесообразные отношения и поведение, необходимость этих направлений не вызывает сомнения. Поэтому весь диагностический инструментарий должен быть подобран таким образом, чтобы дать объективную информацию по всем выделенным направлениям.
Мною в ходе осуществления диагностики выявлены возможности некоторых методик и методов исследования.
- Характер отношения обучающихся к предмету «этика» целесообразнее всего выявлять, используя метод анкетирования, а также педагогического наблюдения. Вопросы анкеты, составленной мною, были направлены на определение степени удовлетворенности осуществляемыми видами деятельности, методами обучения и контроля, содержанием этического образования, представленным в рабочей тетради и дополнительно подобранным учителем. Кроме того, мною был использован метод написания мини-сочинения на тему: «Ответ авторам курса этики», где учащиеся в свободной форме излагали свое отношение к этическим проблемам и необходимости этического образования, в частности. При этом школьники отмечали высокую удовлетворенность рабочей тетрадью по этике, доступностью содержащихся в нем текстов, красочностью иллюстраций. В конце сочинения каждый учащийся написал слова благодарности авторскому коллективу за красочную и содержательную рабочую тетрадь.
- Качества личности, на формирование которых нацелено этическое образование (ответственность, уважение и любовь к другим и т.п.), можно успешно отследить, используя авторские методики, позволяющие установить характер взаимодействия с людьми, и мотивы, лежащие в его основе. Анкетирование поможет определить, в частности, степень соответствия образовательных целей с личностными целями учащихся.
Таким образом, качества личности школьника, ценности и отношения, не подлежащие оцениванию, я выявляла с помощью вышеперечисленных методик и впоследствии стимулировала их развитие.
Вторая составляющая мониторинга этического образования – оценка образовательных достижений школьников, т.е. знаний и умений различного уровня, которые формируются в процессе этического образования. Я постаралась использовать систему оценки, которая учитывает специфику и современное понимание «этики»– метапредметность, универсальность,; а также достижения учащихся, вовлеченных в практическую деятельность.
Использованные мною методики:
- Методика «Ценностные ориентации» М. Рокич
- Тест «Исследование тревожности» (опросник спилберга)
1 - 5-ые классы;
2 – 6-ые классы.
- Методика диагностирования личности на мотивацию к успеху Т.Элерса
1 - 5-ые классы;
2 – 6-ые классы
- Опросник Стефансона
Данная методика используется для изучения представлений о себе.
Достоинством методики является то, что при работе с ней испытуемый проявляет свою индивидуальность, реальное «я», а не «соответствие — несоответствие» статистическим нормам и результатам других людей. Возможна и повторная сортировка того же набора карточек, но в других отношениях:
социальное «я» (каким меня видят другие?);
идеальное «я» (каким бы я хотел быть?);
актуальное «я» (какой я в разных ситуациях?).
Методика позволяет определить шесть основных тенденций поведения человека в реальной группе: зависимость, независимость, общительность, необщительность, принятие борьбы и избегание борьбы.
1 - 5-ые классы
2 – 6-ые классы
1 - 5-ые классы
2 – 6-ые классы
1 - 5-ые классы
2 – 6-ые классы
Опрос родителей показал, что они не возражают против введения в школьный курс предмета «Этика»: почти 70% опрошенных положительно относятся к введению в школе этого предмета, из них четверть респондентов заявили, что «целиком положительно» относятся к данной идее, а 44% — «скорее положительно», и лишь пятая часть (19%) не поддержала введение в школе этого предмета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы к РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ по ОРКСЭ, модуль «Основы светской этики»
Рабочая тетрадь адресована учащимся 4-5 классов, изучающих курс Основы религиозных культур и светской этики в рамках модуля Основы светской этики. В представляемую рабочую тетрадь включены различные ...
Апробация рабочей тетради по этике
Апробация рабочей тетради...
Самоанализ по апробации модуля "Основы светской этики"
В 2012-2013 уч. г. в нашей школе началась апробация комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики».Родителями и учащимися был выбран модуль «Основы светской этики».Обеспеченнос...
Рабочая тетрадь по Истории Отечества специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, 7 класс. Автор Юрченко Е.Ф. Рабочая тетрадь была опубликова издательством "Классикс-стиль ", г.Москва-2003 г.
Тематическая тетрадь по Истории Отечества для 7 класса представляет собой сбоник заданий по всем темам курса, предусмотренным программой по истории для коррекционной школы. Выполнение заданий способст...
Самоанализ по апробации модуля «Основы светской этики»
В статье дается анализ по апробации модуля "Основы светской этики"...
Рабочая тетрадь по орфографии. Рабочая тетрадь по пунктуации
Пособие для занятий по русскому языку в старших классах Составитель – Баландина А.Д., учитель русского языка и литературы МАОУ «Лицей № 2» г. Перми....
Рабочая тетрадь студента по дисциплине Основы Этики и эстетики
Рабочая тетрадь студента по дисциплине Основы Этики и эстетики...