Самоанализ по апробации модуля «Основы светской этики»
статья на тему
В статье дается анализ по апробации модуля "Основы светской этики"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mo_uchiteley_orkse._zhaksilikova_n.n.doc | 42 КБ |
mo_uchiteley_orkse_2012_g._zhaksilikova_n.n.ppt | 1.72 МБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ ООШ пос. Ильичевский
Методическое объединение учителей ОРКСЭ
Тема выступления:
Самоанализ по апробации модуля «Основы светской этики»
Жаксиликова Наталья Николаевна
учитель истории
1 квалификационной категории
ГБОУ ООШ пос. Ильичевский
2012-13 уч.г.
Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) — учебный предмет, включённый Министерством образования и науки Российской Федерации в школьную программу в качестве федерального компонента во всех регионах с 2012 года. Предмет включает 6 модулей:
«Основы православной культуры»
«Основы исламской культуры»
«Основы буддийской культуры»
«Основы иудейской культуры»
«Основы мировых религиозных культур»
«Основы светской этики»
Основы религиозных культур и светской этики – это такой же обязательный предмет, как русский язык, литературное чтение или математика.
Цель учебного курса ОРКСЭ — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Слайд №1
В 2012-2013 уч. г. в нашей школе началась апробация комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики».
Родителями и учащимися был выбран модуль «Основы светской этики».
Обеспеченность учащихся учебным пособием составляет 100%.
Слайд №2.
Занимаемся мы по учебнику «Основы светской этики». По - моему мнению, учебник написан сухо, много сложных понятий. Хотелось бы, чтобы материалы учебника были дополнены отрывками из художественных произведений по темам, а не только вопросами к сказкам и рассказам.
Слайд №3.
При подготовке к урокам требуются дополнительные справочные и методические материалы. Такие материалы я нашла на сайтах ПроШколу, социальная сеть работников образования и др.
Слайд №4.
В начале декабря я провела анкетирование среди родителей учащихся и выяснила их отношение к данному курсу.
Все родители положительно относятся к введению курса.
Слайд №5.
Также родители отметили положительное значение данного модуля.
Слайд №6.
Отрадно, что большинство родителей обсуждают с детьми дома изученные на уроках темы. Они интересуются, как прошел урок, что интересного и нового узнали дети. В некоторых семьях взрослые придумывают свои ситуации, чтобы узнать мнение ребенка по тем или иным вопросам.
Слайд №7.
Хотелось бы сказать об отношении детей к данному курсу. С первых дней у детей сложилось положительное отношение к курсу. Ребята с удовольствием готовятся к уроку, выполняют рисунки, подбирают примеры, сочиняют рассказы. Особый интерес у детей вызвала такая форма работы как интервью. Ребята берут интервью у своих родителей, дедушек и бабушек, учителей, одноклассников.
Слайд №8.
На вопрос «Какую систему оценивания достижений Вашего ребенка Вы считаете подходящей?» 9 из 11 человек ответили, что необходима отметочная система.
Слайд № 9, 10
Домашнее задание задаю на каждом уроке. Но чаще это задания творческие – сочинить рассказ, придумать слова ассоциации по разным темам, интервью у родственников. Иногда ребята вместе с родителями выполняют домашнее задание. Это касается создания презентаций, составления портфолио. Замечательно, что родители со своим ребенком вместе решают, что и как оформить.
Слайд №11.
Так как домашнее задание чаще бывает не сложным для ребенка, то и время на подготовку к уроку у него много времени не занимает.
Слайд №12.
Чаще всего преподавание курса проходит не в традиционной форме, а в форме интерактивного взаимодействия «учитель-ученик». Школьники не заучивают содержание нового предмета, а осваивают его в ходе диалога.
В качестве наиболее важных методов, способствующих освоению содержания курса, можно назвать такие:
Метод дискуссий – создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов.
Эвристические методы – методы и приемы познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия нового.
Исследовательский метод – при котором учащиеся самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.
В метапредметном плане особенно ярко у детей проявляется умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий (интернет, библиотека, интервью), осмысление текстов различных жанров, готовность слушать собеседника, вести диалог.
Таким образом, комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» дает возможность стать той самой основой, на которой будет строиться жизнеспособная система духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в рамках нового ФГОС.
Слайд №13.
За пять месяцев изучения модуля «Основы светской этики» в 4 классе нашей школы можно сделать следующие выводы:
- Большинство родителей положительно относятся к введению нового курса, уверены, что изучаемый предмет курса нравится ребенку. В этих семьях регулярно обсуждаются темы, изучаемые на уроках выбранного предмета.
- Родители считают, что им предоставлена возможность обсуждать нравственные вопросы с опорой на те культурные особенности и традиции, которые дает их детям новый учебный курс и вызывает интерес в их семьях.
- В личностном плане можно отметить проявление у детей таких качеств как доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость и внимание к другим людям.
- Важной особенностью данного курса является организация совместной деятельности родителей, учеников, учителя.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В 2012-2013 уч. г. в нашей школе началась апробация комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Родителями и учащимися был выбран модуль «Основы светской этики».
Интернет ресурсы
Как вы относитесь к введению в учебный процесс нового курса «Основы религиозных культур и светской этики» ?
1. Духовное и культурное развитие детей - 4 2. Расширение кругозора детей - 5 3. Формирование уважительного отношения к различным религиям - 2 4. Повышение нравственности детей - 2 5. Формирование уважительного отношения к старшим - 3 6. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, жизни - 3 7. Формирование ценности здорового образа жизни - 3 В чем Вы видите положительное значение введения курса?
Обсуждаете ли Вы с ребенком темы, изученные на уроке?
Нравится ли Вашему ребенку изучаемый модуль?
Какую систему оценивания достижений Вашего ребенка Вы считаете подходящей?
Может ли Ваш ребенок справиться с домашним заданием без Вашей помощи?
Работы учеников и родителей
Сколько времени тратит Ваш ребенок на выполнение домашнего задания?
Методы обучения, применяемые на уроке: Метод дискуссий – создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов. Эвристические методы – методы и приемы познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия нового. Исследовательский метод – при котором учащиеся самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде .
Вывод: Важной особенностью курса «Основы светской этики» является организация совместной деятельности родителей, учеников, учителя.
Ученики + родители= школа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы к РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ по ОРКСЭ, модуль «Основы светской этики»
Рабочая тетрадь адресована учащимся 4-5 классов, изучающих курс Основы религиозных культур и светской этики в рамках модуля Основы светской этики. В представляемую рабочую тетрадь включены различные ...
Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (Модуль "Основы светской этики" 4-5 класс. Модуль "Основы мировых религиозных культур" 4 класс)
Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (далее – Учебный курс ОРКСЭ) составлена в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 ян...
ОСЭ Рабочая программа по модулю ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ курса ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ
ОСЭ Рабочая программа по модулю ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ курса ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ...
Рабочая программа по «Основам духовно-нравственной культуры народов России». Основам светской этики (ОДНКНР. ОСЭ) для V класса
Рабочая программа по "ОДКНР" . Основам светской этики. Составлена по учебнику М.Т. Студеникина....
План урока "Мужество" в 5 классе по курсу Основы духовно-нравственной культуры народов России. Учебно-методический комплект - М.Т.Студеникин. ОДНКНР. Основы светской этики. 5 класс.
Это первый урок в теме №10 учебника М.Т.Студеникина. В комплект входит учебник, рабочая тетрадь, книга для учителя, мультимедийное приложение. Автором предоставлен очень насыщенный интересный материал...
Разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" Модуль "Основы светской этики". Тема "Стыд, вина, извинение".
Разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" Модуль "Основы светской этики"....
Разработка урока по ОРКСЭ. Модули: Основы мировых религиозных культур; Основы православной культуры; Основы светской этики. Тема урока: Культура и религия"
Разработка урока по ОРКСЭ. Модули: Основы мировых религиозных культур; Основы православной культуры; Основы светской этики. Тема урока: Культура и религия"Программа для общеобразовательных учрежд...