Общественные движения при Николае I
презентация к уроку истории (8 класс) по теме
Презентация к уроку истории России в 8 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchestvennaya_zhizn_rossii.ppt | 1.51 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Аннотация Презентация предназначена для проведения урока в 8 классе по теме «Общественная жизнь в России при Николае I . При подготовке презентации были использованы материалы Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия 2007г., тематические схемы по истории России (А.Ф. Кузьменко), Отечественная история в схемах и таблицах (В.В. Кириллов). Размер: 1,50 МБ. Количество слайдов: 20.
ЦЕЛИ УРОКА: Образовательные : познакомить учащихся со взглядами консерваторов и оппозиционным общественным мнением николаевской эпохи. Развивающие: развивать умения учащихся делать сравнительный анализ, решать проблемы, делать выводы, доказывать свою точку зрения, анализировать высказанную мысль оппонента. Воспитательные: воспитание личностной патриотической позиции по отношению к событиям прошлого.
ПЛАН : 1. Классификация общественных движений во второй четверти XIX века. 2. Теория официальной народности. 3. Кружки 20-40 - х гг. XIX века. 4. Славянофилы и западники. 5. Полемика славянофилов и западников. 6. Петрашевцы. Русский социализм.
Вопросы стоящие перед Россией во второй четверти XIX века Каково настоящее и будущее России? По какому пути в своем развитии должна идти Россия?
Общественное движение Основные идейные течения Консервативное Либерально- оппозиционное Революционно- социалистическое
Консервативное (самодержавно-охранительное) течение Теория официальной народности С.С. Уваров, Н.И. Греч, М.П. ПогодинФ.Ф. Булгарин, С.П. Шевырев, Н.В. Кукольник, М.П. Загоскин и другие Самодержавие Народность Православие
Проанализируйте текст Шевырев Степан Петрович (1806-1864) литературный критик, историк, поэт. Профессор Московского университета с 1837 года. Член Петербургской академии наук. «… Мы сохранили в себе чистыми три коренные чувства, в которых семя и залог нашему будущему развитию. Мы сохранили наше древнее чувство религиозное. Второе чувство, которым крепка Россия и обеспечено ее будущее благоденствие, есть чувство ее государственного единства, вынесенное нами также из всей нашей истории. Третье коренное чувство наше есть осознание нашей народности и уверенности в том, что всякое образование может у нас тогда только пустить прочный корень, когда усвоится нашим народным чувством и скажется народною мыслию и словом.»
Просветительские кружки 20-40-х годов Название кружка, место и годы существования Руководители Программа и деятельность Кружок братьев Критских, 1826-1827 гг., Москва Петр, Михаил, Василий Критские, всего 6 человек. Попытка продолжения декабристской идеологии и тактики. Пропаганда революционных идей среди студентов, чиновников, офицеров. Предпосылкой революционных преобразований должно стать цареубийство. Литературное общество 11-го нумера, 1830-1832 гг., Москва В.Г. Белинский Чтение и обсуждение литературных произведений. Обсуждение проблем российской действительности.
Революционные кружки Название кружка, место и годы существования Руководители Программа и деятельность Кружок Герцена и Огарева, 1831-1834 гг., Москва А.И. Герцен, Н.П.Огарев Н.М. Савин, М.И. Сазонов Изучали произведения французских просветителей. Следили за революционными событиями на Западе. Кружок петрашевцев, 1845-1849 гг., Петербург, Москва, Киев, Ростов М.П. Буташевич-Петрашевский, Ф.М. Достоевский, М.Е. Салтыков-Щедрин и другие Критика самодержавия и крепостничества. Пропаганда революционных идей через печать. Необходимость свержения самодержавия, введения демократических свобод.
Либерально-оппозиционное общественное течение Либеральное течение Славянофилы Западники
Славянофилы А.С.Хомяков И.С.Аксаков И.В.Киреевский Ю.Ф.Самарин
Западники С.М. Соловьев К.Д. Кавелин Т.Н. Грановский И.С. Тургенев
Идейные воззрения западников и славянофилов Различия 1. Взгляды на историческое развитие России. 2. Взгляды на государственный строй СХОДСТВА Необходимость изменений в российской действительности. Отмена крепостного права. Надежда на мирный и эволюционный характер преобразований под руководством верховной власти. Вера в возможность движения России к процветанию.
Анализ стихотворения Петру I . Могучий муж! Желал ты блага, Ты мысль великую питал, В тебе и сила и отвага И дух высокий обитал; Но истребляя зло в отчизне, Ты всю отчизну оскорбил; Гоня пороки русской жизни, Ты жизнь безжалостно давил… Вся Русь, вся жизнь ее доселе Тобою презрена была, И на твоем великом деле Печать проклятия легла. (К.С.Аксаков) Попытайтесь определить, к какому общественному лагерю принадлежал автор стихотворения. Приведите аргументы в пользу своей точки зрения.
Петрашевцы Кружок "петрашевцев" объединял интересующихся социальными учениями и их применением к преобразованию России. В этот кружок входили поэт А.Г. Майков, писатель Ф.М. Достоевский. О всей деятельности кружка систематически доносил вошедший в него провокатор Антонелли. 22 апреля 1849 г. начались аресты членов кружка, по поводу 122 человек начато следствие, вынесен приговор 28-ми, 21 были приговорены к смертной казни. Расстрел производился 22 декабря 1849 г. на Семеновской площади в Петербурге, в последний момент приговор был заменен ссылкой.
Русский социализм Герцена Лидерство в революционном переустройстве мира переходит к России, сохранившей много нетронутых, свежих сил. В то время, как в Европе возобладало стремление к обогащению, в России сохранилась община, обеспечивающая существование коллективных фор жизни и труда. Община та ячейка, на основе которой могло быть построено новое социалистическое общество. Русский крестьянин был коллективистом по инстинкту и это позволяло рассчитывать на то, что социалистическая идея будет положительно им воспринята и реализована на практике. На пути осуществления социалистического идеала стояли два серьезных препятствия: 1. «немецкая» монархия; 2. Патриархальный строй общины. Для преодоления этих препятствий необходима революция.
Работа с документом Определите, к какому общественному движению принадлежали авторы следующих высказываний. 1.«Сначала Россия находилась в состоянии дикого варварства, затем грубого невежества, потом свирепого и унизительного чужеземного владычества и, наконец, крепостничества… чтобы совершить движение вперед… главное уничтожить в русском раба». 2. «Прошедшее России было удивительно, её настоящее более чем великолепно, что же касается до будущего, то оно выше всего, что может нарисовать себе самое смелое воображение». 3. «Наша древность представляет нам пример и начало всего доброго… Западным людям приходится все прежнее отстранять как дурное и все хорошее в себе создавать; нам довольно воскресить, уяснить старое, привести его в сознание и в жизнь». 4. «В России необходимо сохранить общину и освободить личность распространить сельское и волостное самоуправление на города, государство в целом, поддерживая при этом национальное единство, развить частные права и сохранить неделимость земли». 5. «Не без некоторой зависти смотрим … на Западную Европу. И есть чему позавидовать!»
Заключение Эпоха политической реакции при Николае I не была эпохой духовной спячки и застоя для русского общества. Напротив, во второй четверти XIX века основным центром интеллектуальной жизни России становится Москва. За внешней неспешностью и бытовой консервативностью второй столицы скрывался напряженный идейный поиск, ведущийся представителями «образованного меньшинства». Почти каждый день собирались «друзья» - «враги» западники и славянофилы, чтобы скреститься в очередном идейном споре. Разгром декабристских организаций существенно ослабил революционное движение в России, но оно не было полностью уничтожено. В эпоху правления Николая I возникает целый ряд объединений радикально настроенной молодежи, считавших себя наследниками идей и продолжателями дела декабристов. Как отмечал в своих воспоминаниях Б.Н.Чичерин, «спертая атмосфера замкнутого кружка, без сомнения, имеет свои невыгодные стороны; но что делать, когда людей не пускают на свежий воздух? Это были легкие, которыми в то время могла дышать сдавленная со всех сторон русская мысль».
Урок окончен Спасибо за работу
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 8 классе "Общественное движение при Николае "
Технологическая карта урока. План - конспект урока. Презентация....
Общественные движения при Николае 1 (8 класс)
Презентация к уроку "Общестенные движения при Николае I"...
Общественное движение при Николае 1
Конспект урока истории России 8 класс на тему:" Общественное движение при Николае 1"...
Конспект урока по истории России: "Общественное движение при Николае I. Восстание декабристов"
Конспект урока по истории России: "Общественное движение при Николае I. Восстание декабристов"...
Общественные движения при Николае 1
Сравнительная таблица...
ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ ПРИ НИКОЛАЕ I.
Учебный материал для подготовки к ОГЭ, ЕГЭ...
Открытый урок по истории в 9 классе "Общественное движение при Николае I"
Цель урока: дать представление о сущности и своеобразии общественно-политической мысли в годы правления Николая I....