Проект "Помним, любим, изучаем".
методическая разработка по истории по теме

 

Конкурсная работа "Помним, любим , изучаем ". Работа посвящена Отечественной войне 1812 года: краеведческие материалы  экспедиции в деревню Дубровка Спировского района.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_proekt.docx71.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное

 учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными

возможностями здоровья «Специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа №4 VII вида»

Номинация: «Методические материалы по организации и проведению поисковой работы, увековечиванию памяти погибших защитников Отечества»

Автор – Никитина Марина Викторовна,

учитель истории МС(К)ОУ  С(К)ОШ №4 VII вида.

Домашний адрес:  171166  Тверская область,

 город Вышний Волочек, ул. Мира, д. 72, кв. 37

Телефоны: (48233) 52855; 23470; 89109302775

Вышний Волочек, 2011

                                        В ком нет любви к стране родной,
Те сердцем нищие калеки.

Шевченко Т. Г.

Вашему вниманию в номинации «Методические материалы по организации и проведению поисковой работы, увековечиванию памяти погибших защитников Отечества» предлагается историко-краеведческий проект по патриотическому воспитанию школьников "Помним, любим, изучаем".

Сегодня совершенно очевидно, что нравственные болезни общества отрицательно действуют на все стороны человеческой жизни, в первую очередь, на детей и молодежь. Современное падение нравов - это страшное следствие оскудения духовной традиции в нашей жизни. Трагедия состоит в том, что из-под ног человека выбиты твердые основы нравственности, духовности и патриотизма.

        Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Они являются основой Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, разработанной в соответствии с требованиями Закона «Об образовании» и Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, подготовленных Российской академией образования.

Данный проект представляет практические материалы по патриотическому воспитанию школьников в специальной (коррекционной) общеобразовательной  школе VII вида средствами уроков истории и внеурочной деятельности. Они позволят детям в нетрадиционной форме изучать судьбу своей страны и малой Родины, знакомиться с судьбами своих земляков и их участием в исторической жизни России.  Мероприятия проекта станут познавательными, яркими, неформальными, живыми, увлекательными, интересными и запоминающимися.  Их можно использовать как на уроках истории, исторического краеведения, ОПК, ОРКСЭ, так и во внеклассной, предметно-кружковой деятельности, на классных часах, родительских собраниях и т.д.

        Актуальность проекта определяется подготовкой к празднованию 200-летия победы России в Отечественной войне 1812 года и социальной направленностью в работе школы. В нашем образовательном учреждении особо остро стоит проблема приобщения учащихся к историческим корням Родины. Более 80% учащихся из малообеспеченных и асоциальных семей, где не сформированы семейные отношения и ценности, где знания о мире ограничены решением бытовых проблем, где в силу жизненных ситуаций ни родители, ни дети не склонны думать ни о прошлом, ни о будущем. А ведь именно понимание прошлого дает человеку силы и внутренние возможности строить свое будущее. Следовательно,  перед нами стоит задача использовать все доступные и мало затратные формы работы для формирования патриотических начал у учащихся и, как ни парадоксально, их родителей.

             Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. И социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами.

        Описываемый опыт отражает педагогическую деятельность автора в качестве учителя истории и обществознания.

  1. Воспитание ответственного, инициативного и компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях российского народа.

  1. Создание условий для формирования духовно богатого, социально активного гражданина;
  2. Совершенствование организационно-методической базы патриотического воспитания, приемов и форм коррекционной работы с учащимися;
  3. Приобщение учащихся к самостоятельной поисково-исследовательской деятельности;
  4. Изучение истории Отечественной войны 1812 года с использованием краеведческого материала;
  5. Формирование отношения к войне, как недопустимому средству разрешения конфликтов;
  6. Привлечение всех участников образовательного процесса к участию в патриотическом воспитании школьников.

Учащиеся 5 – 9 классов.

Название этапа

Сроки реализа-

ции

Задачи

Мероприятия

Подготови-

тельный

Май  

июнь

  1. г.

- пропаганда главных ценностей в системе духовно-нравственного воспитания;

- развитие творческих способностей учащихся.

- Информирование о целях и задачах проекта, способах и приемах поисковой работы;

- подготовка ребят к работе в экспедиции;

- определение состава экспедиции;

- формирование группы школьников для дальнейшего представления экспедиционного материала;

- поездка руководителей экспедиции в пункт назначения для решения организационных вопросов.

Основной

Июнь  сентябрь

2011г.

-формирование у подрастающего поколения чувства гордости за свою Родину, ее народ, историю и ратную славу, изучение и развитие интереса к героическим страницам истории Отечества и своего края.

- историко – краевед- ческая экспедиция;

- экскурсия в краеведческий музей Выдропужской оош.

- анкетирование учащихся,  родителей

Заключитель-

ный

Октябрь февраль 2011 г.

- Формирование, закрепление  и развитие интереса к историческим события родной страны, края;

 - развитие творческих способностей учащихся;

- воспитание граждан ского самосознания.

- обработка собранного материала участниками экспедиции;

- подготовка к научно-практической конференции «1812 год в судьбе Тверской губернии»

- представление экспедиционного материала

В результате реализации Проекта ожидается:

- обогащение содержания патриотического воспитания школьников;

- вовлечение в систему патриотического воспитания представителей всех участников образовательного процесса;

- создание на данном этапе позитивного образа будущего, замена психологии разрушения на психологию созидания;

- в познавательной сфере: развитие познавательных и  творческих способностей обучающихся;

- в историко- краеведческой сфере: осознание  себя, как неотъемлемой части целого мира, воспитание  ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;

- в социальной сфере: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; применение коммуникативных навыков, толерантности; создание на данном этапе позитивного образа будущего, замена психологии разрушения на психологию созидания.

- в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

  1. воспитание гражданина России через изучение истории своего родного края, жизни и деятельности выдающихся личностей прошлого и настоящего;
  2. воспитание чувства любви к Родине, положительного отношения к культуре и этническим ценностям, умения понимать и чувствовать их значимость;
  3. формирование чувства гордости за свой родной край, преданность родной земле;
  4. воспитание и развитие у школьников патриотизма - важнейшей духовно- нравственной и социальной ценности.

  1. Мониторинг результатов воспитания;
  2. Участие в работе творческой группы по проблемам патриотического воспитания;
  3. Участие обучающихся в школьных, городских конкурсах и проектах.

  1. Указ Президента РФ «О праздновании 200-летия победы России в Отечественной войне 1812 года» от 28.12.07г. № 1755.
  2. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников.
  3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы» (Постановление правительства РФ от 05.10.2010 г. №795);
  4. Областная целевая программа «Патриотическое воспитание граждан в Тверской области на 2007-2009 годы» (Закон Тверской области «Об областной целевой программе «Патриотическое воспитание граждан в Тверской области на 2007-2009 годы»
  5. Городская долгосрочная целевая программа «Патриотическое воспитание граждан города Вышнего Волочка на 2011-2013 годы»
  6. Городская долгосрочная целевая программа «Молодежь города Вышний Волочек на 2011-2013 годы»
  7. Приказы по школе;
  8. Положения об областных, и городских, и школьных акциях, конкурсах и мероприятиях.

  1. Барышников Е.Н., Петрова Т.И. Воспитательная работа: Новый смысл. Новая цель. Новое содержание//Современные подходы к методологии и технологии воспитания. Спб, 1997.С.68-75
  2. Вершинин В.Н. Педагог меняющейся школы// Открытая школа. 2000, №1.С.16-18
  3. Газман О.С. Ответственность школы за воспитание детей//Педагогика. 1997, №4.С. 45-52
  4. Колесников И.А. Воспитание человеческих качеств/\ Педагогика. 1998, №8. С.56-62
  5. Михня С.Б. История Тверской земли с древнейших времен до наших дней//»Мартин». 2008. С. 202-206
  6. Недаром помнит вся Россия…:  внеклассные мероприятия по патриотическому воспитанию. 1-4 классы /авт. Сост. Е.А. Гальцова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 106 с.
  7. Воспитание школьников / гл. ред. Л.В. Кузнецова.– М.: Школьная Пресса. - 2003, № 9. – 80 с.
  8. Воспитание школьников / гл. ред. Л.В. Кузнецова.– М.: Школа-Пресс. - 1994, № 2. – 64 с.
  9. Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи: проблемы и стратегия. // Преподавания истории и обществознания в школе// 2007. №7
  10. Концепция гражданского образования в общеобразовательных учреждениях. // Преподавания истории и обществознания в школе// 2002. №4
  11. О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений РФ. Инструктивное письмо министерства образования РФ №13-51-08 от 15.01.2003 г. // Преподавания истории и обществознания в школе// 2002. №4
  12. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике 20 в. // Преподавания истории и обществознания в школе// 2006. №9
  1. Игнатьева Е. Е. Духовно-нравственное воспитание школьников / Е. Е. Игнатьева // Воспитание школьников. – 2010. – № 9. – С. 8 – 11.
  2. Мичеева Н. Патриотическое воспитание через изучение истории региона / Н. Мичеева // Воспитание школьников. – 2008. – № 5. – С. 28 – 30.
  3. Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа организации внеурочной деятельности школьников "Люби и изучай родной край"

Программа "Люби и изучай родной край" несет в себе  возможность комплексного формирования личности на основе исследования  преемственности разнонаправленного исторического опыта поколен...

Урок русского языка в 8 классе « Люби, цени и изучай великий русский язык»

Урок- обобщение по теме: « Односоставные предложения»...

Неделя русского языка и литературы"Мы любим литературу и изучаем великий русский язык"

Данное внеклассное мероприятие способствует воспитанию интереса к русскому языку и литературе, вовлекает в творческую работу большое число учащихся....

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Знай, люби и изучай славный город Алзамай!"

Методическая разработка  по краеведению, направленная на привлечение интереса к изучению своего города,  формирование патриотизма и любви к малой родине....

Разработка дидактической игры по географии « Люби и изучай свой край»

Приоритетной целью современного школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цел...

Разработка дидактической игры по географии « Люби и изучай свой край»

Приоритетной целью современного школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цел...

Диплом победителя конкурса "Чехия. Знакомимся, изучаем, любим", 2016

Диплом победителя конкурса "Чехия. Знакомимся, изучаем, любим", 2016...