Проект "Помним, любим, изучаем".
методическая разработка по истории по теме
Конкурсная работа "Помним, любим , изучаем ". Работа посвящена Отечественной войне 1812 года: краеведческие материалы экспедиции в деревню Дубровка Спировского района.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_proekt.docx | 71.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное
учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья «Специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа №4 VII вида»
Номинация: «Методические материалы по организации и проведению поисковой работы, увековечиванию памяти погибших защитников Отечества»
Автор – Никитина Марина Викторовна,
учитель истории МС(К)ОУ С(К)ОШ №4 VII вида.
Домашний адрес: 171166 Тверская область,
город Вышний Волочек, ул. Мира, д. 72, кв. 37
Телефоны: (48233) 52855; 23470; 89109302775
Вышний Волочек, 2011
В ком нет любви к стране родной,
Те сердцем нищие калеки.
Вашему вниманию в номинации «Методические материалы по организации и проведению поисковой работы, увековечиванию памяти погибших защитников Отечества» предлагается историко-краеведческий проект по патриотическому воспитанию школьников "Помним, любим, изучаем".
Сегодня совершенно очевидно, что нравственные болезни общества отрицательно действуют на все стороны человеческой жизни, в первую очередь, на детей и молодежь. Современное падение нравов - это страшное следствие оскудения духовной традиции в нашей жизни. Трагедия состоит в том, что из-под ног человека выбиты твердые основы нравственности, духовности и патриотизма.
Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Они являются основой Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, разработанной в соответствии с требованиями Закона «Об образовании» и Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, подготовленных Российской академией образования.
Данный проект представляет практические материалы по патриотическому воспитанию школьников в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VII вида средствами уроков истории и внеурочной деятельности. Они позволят детям в нетрадиционной форме изучать судьбу своей страны и малой Родины, знакомиться с судьбами своих земляков и их участием в исторической жизни России. Мероприятия проекта станут познавательными, яркими, неформальными, живыми, увлекательными, интересными и запоминающимися. Их можно использовать как на уроках истории, исторического краеведения, ОПК, ОРКСЭ, так и во внеклассной, предметно-кружковой деятельности, на классных часах, родительских собраниях и т.д.
Актуальность проекта определяется подготовкой к празднованию 200-летия победы России в Отечественной войне 1812 года и социальной направленностью в работе школы. В нашем образовательном учреждении особо остро стоит проблема приобщения учащихся к историческим корням Родины. Более 80% учащихся из малообеспеченных и асоциальных семей, где не сформированы семейные отношения и ценности, где знания о мире ограничены решением бытовых проблем, где в силу жизненных ситуаций ни родители, ни дети не склонны думать ни о прошлом, ни о будущем. А ведь именно понимание прошлого дает человеку силы и внутренние возможности строить свое будущее. Следовательно, перед нами стоит задача использовать все доступные и мало затратные формы работы для формирования патриотических начал у учащихся и, как ни парадоксально, их родителей.
Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. И социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами.
Описываемый опыт отражает педагогическую деятельность автора в качестве учителя истории и обществознания.
- Воспитание ответственного, инициативного и компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях российского народа.
- Создание условий для формирования духовно богатого, социально активного гражданина;
- Совершенствование организационно-методической базы патриотического воспитания, приемов и форм коррекционной работы с учащимися;
- Приобщение учащихся к самостоятельной поисково-исследовательской деятельности;
- Изучение истории Отечественной войны 1812 года с использованием краеведческого материала;
- Формирование отношения к войне, как недопустимому средству разрешения конфликтов;
- Привлечение всех участников образовательного процесса к участию в патриотическом воспитании школьников.
Учащиеся 5 – 9 классов.
Название этапа | Сроки реализа- ции | Задачи | Мероприятия |
Подготови- тельный | Май июнь
| - пропаганда главных ценностей в системе духовно-нравственного воспитания; - развитие творческих способностей учащихся. | - Информирование о целях и задачах проекта, способах и приемах поисковой работы; - подготовка ребят к работе в экспедиции; - определение состава экспедиции; - формирование группы школьников для дальнейшего представления экспедиционного материала; - поездка руководителей экспедиции в пункт назначения для решения организационных вопросов. |
Основной | Июнь сентябрь 2011г. | -формирование у подрастающего поколения чувства гордости за свою Родину, ее народ, историю и ратную славу, изучение и развитие интереса к героическим страницам истории Отечества и своего края. | - историко – краевед- ческая экспедиция; - экскурсия в краеведческий музей Выдропужской оош. - анкетирование учащихся, родителей |
Заключитель- ный | Октябрь февраль 2011 г. | - Формирование, закрепление и развитие интереса к историческим события родной страны, края; - развитие творческих способностей учащихся; - воспитание граждан ского самосознания. | - обработка собранного материала участниками экспедиции; - подготовка к научно-практической конференции «1812 год в судьбе Тверской губернии» - представление экспедиционного материала |
В результате реализации Проекта ожидается:
- обогащение содержания патриотического воспитания школьников;
- вовлечение в систему патриотического воспитания представителей всех участников образовательного процесса;
- создание на данном этапе позитивного образа будущего, замена психологии разрушения на психологию созидания;
- в познавательной сфере: развитие познавательных и творческих способностей обучающихся;
- в историко- краеведческой сфере: осознание себя, как неотъемлемой части целого мира, воспитание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
- в социальной сфере: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; применение коммуникативных навыков, толерантности; создание на данном этапе позитивного образа будущего, замена психологии разрушения на психологию созидания.
- в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
- воспитание гражданина России через изучение истории своего родного края, жизни и деятельности выдающихся личностей прошлого и настоящего;
- воспитание чувства любви к Родине, положительного отношения к культуре и этническим ценностям, умения понимать и чувствовать их значимость;
- формирование чувства гордости за свой родной край, преданность родной земле;
- воспитание и развитие у школьников патриотизма - важнейшей духовно- нравственной и социальной ценности.
- Мониторинг результатов воспитания;
- Участие в работе творческой группы по проблемам патриотического воспитания;
- Участие обучающихся в школьных, городских конкурсах и проектах.
- Указ Президента РФ «О праздновании 200-летия победы России в Отечественной войне 1812 года» от 28.12.07г. № 1755.
- Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников.
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы» (Постановление правительства РФ от 05.10.2010 г. №795);
- Областная целевая программа «Патриотическое воспитание граждан в Тверской области на 2007-2009 годы» (Закон Тверской области «Об областной целевой программе «Патриотическое воспитание граждан в Тверской области на 2007-2009 годы»
- Городская долгосрочная целевая программа «Патриотическое воспитание граждан города Вышнего Волочка на 2011-2013 годы»
- Городская долгосрочная целевая программа «Молодежь города Вышний Волочек на 2011-2013 годы»
- Приказы по школе;
- Положения об областных, и городских, и школьных акциях, конкурсах и мероприятиях.
- Барышников Е.Н., Петрова Т.И. Воспитательная работа: Новый смысл. Новая цель. Новое содержание//Современные подходы к методологии и технологии воспитания. Спб, 1997.С.68-75
- Вершинин В.Н. Педагог меняющейся школы// Открытая школа. 2000, №1.С.16-18
- Газман О.С. Ответственность школы за воспитание детей//Педагогика. 1997, №4.С. 45-52
- Колесников И.А. Воспитание человеческих качеств/\ Педагогика. 1998, №8. С.56-62
- Михня С.Б. История Тверской земли с древнейших времен до наших дней//»Мартин». 2008. С. 202-206
- Недаром помнит вся Россия…: внеклассные мероприятия по патриотическому воспитанию. 1-4 классы /авт. Сост. Е.А. Гальцова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 106 с.
- Воспитание школьников / гл. ред. Л.В. Кузнецова.– М.: Школьная Пресса. - 2003, № 9. – 80 с.
- Воспитание школьников / гл. ред. Л.В. Кузнецова.– М.: Школа-Пресс. - 1994, № 2. – 64 с.
- Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи: проблемы и стратегия. // Преподавания истории и обществознания в школе// 2007. №7
- Концепция гражданского образования в общеобразовательных учреждениях. // Преподавания истории и обществознания в школе// 2002. №4
- О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений РФ. Инструктивное письмо министерства образования РФ №13-51-08 от 15.01.2003 г. // Преподавания истории и обществознания в школе// 2002. №4
- Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике 20 в. // Преподавания истории и обществознания в школе// 2006. №9
- Игнатьева Е. Е. Духовно-нравственное воспитание школьников / Е. Е. Игнатьева // Воспитание школьников. – 2010. – № 9. – С. 8 – 11.
- Мичеева Н. Патриотическое воспитание через изучение истории региона / Н. Мичеева // Воспитание школьников. – 2008. – № 5. – С. 28 – 30.
- Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа организации внеурочной деятельности школьников "Люби и изучай родной край"
Программа "Люби и изучай родной край" несет в себе возможность комплексного формирования личности на основе исследования преемственности разнонаправленного исторического опыта поколен...
Урок русского языка в 8 классе « Люби, цени и изучай великий русский язык»
Урок- обобщение по теме: « Односоставные предложения»...
Неделя русского языка и литературы"Мы любим литературу и изучаем великий русский язык"
Данное внеклассное мероприятие способствует воспитанию интереса к русскому языку и литературе, вовлекает в творческую работу большое число учащихся....
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Знай, люби и изучай славный город Алзамай!"
Методическая разработка по краеведению, направленная на привлечение интереса к изучению своего города, формирование патриотизма и любви к малой родине....
Разработка дидактической игры по географии « Люби и изучай свой край»
Приоритетной целью современного школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цел...
Разработка дидактической игры по географии « Люби и изучай свой край»
Приоритетной целью современного школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цел...
Диплом победителя конкурса "Чехия. Знакомимся, изучаем, любим", 2016
Диплом победителя конкурса "Чехия. Знакомимся, изучаем, любим", 2016...