Конспект урока на тему: « Р О С С И Я В 13 – 15 В Е К А Х .»
план-конспект урока по истории (7 класс) по теме
Данный урок разработан по истории России для 7 класса как повторительно-обобщающий по теме Россия в 13-15 веках. Содердит множество разнообразных заданий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_na_temu.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока на тему: « Р О С С И Я В 13 – 15 В Е К А Х .»
Тип урока : Повторительно- обобщающий.
Оборудование: Рабочие листы с заданиями № 1и № 2; жетоны за правильные ответы; карта « Борьба русского народа с иноземными завоевателями в 13 веке».
Цель урока: Повторить и проверить знания учащихся по теме урока.
« Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило нам наше прошлое и намекнуло о нашем будущем ».
В.Г. Белинский.
История не терпит суесловья,
Трудна ее народная стезя.
Ее страницы, залитые кровью,
Нельзя любить безумною любовью
И не любить без памяти нельзя.
Стоит ли былое вспоминать,
Брать его в дорогу, в дальний путь?
Все равно, упавших не поднять,
Все равно ушедших не вернуть,
И сказала память : « Я могу
Все забыть, но нищим станешь ты.
Я твои богатства стерегу,
Я храню тебя от слепоты».
Из строк, которые я прочитала, вам, здесь присутствующим понятна цель сегодняшнего урока: кто сможет ее назвать?
История в некотором смысле есть священная книга народов: завет предков к потомству, и пример для будущего. Поэтому для эпиграфа нашего урока я и выбрала слова Белинского. Прочтите пожалуйста его на доске…
Итак, в первой четверти мы изучили истории нашей страны в 13-15 веках. За два века Россия пережила очень много событий: и тяжелейшее монголо- татарское иго, и возрождение, становление Московского государства. Все эти события мы и будем сегодня вспоминать…
См. Раб. Лист №1
В О П Р О С Ы :
1. Каким титулом стал именоваться Иван III?
2. Кто первым из русских князей построил каменный кремль в Москве?
3. В честь какого праздника был возведен самый большой собор в Московском кремле?
4. Кто совершил хождение за три моря?
5. Благодаря какой женщине при русском дворе утвердились византийские традиции?
6. Эта женщина возглавила сопротивление в Новгороде.
7. Почему у некоторых князей были странные прозвища – « Темный», « Косой»?
8. Что такое Стоглав?
9. Какую роль в истории сыграла Елена Глинская?
10. Когда и откуда «прилетел» на Русь двухглавый орел?
Ответы: Государь Всея Руси; Дм. Донской, белого; Успения Божьей Матери, Успенский собор; Афанасий Никитин; Софья Палеолог; Марфа Борецкая, посадница; потому что их ослепили; решения Стоглавого собора, принятые в 1551 г.; провела денежную реформу в 1535 г.; в 15 в. при Иване III из Византии.
О К О М И Д Е Т Р Е Ч Ь ?
1. Князь поскакал к прибрежным скалам,
На них, вскарабкавшись с трудом,
Высокий выступ отыскал он
Откуда видно все кругом.
И оглянулся. Где-то сзади,
Среди деревьев и камней
Его полки стоят в засаде,
Держа на привязи коней.
А впереди по звонким льдинам,
Гремя тяжелой чешуей,
Ливонцы едут грозным клином –
Свиной железной головой. ( Александр Невский).
2.
Выезжает конный в куколе с крестом
С ликом, истомленным бденьем и постом,-
Схимник, бывший воин, вот и он свое
Поднял боевое длинное копье.
Без щита, без лат он, в стремени нога,
В мантии крылатой мчится на врага.
Тот ему навстречу молнией летит –
Под железом плечи, есть и шлем, и щит. ( Андрей Пересвет).
- Кто мог сказать такие слова?
Доколь нам други пред тираном
Склонять покорную главу
И заодно с презренным ханом
Позорить сильную Москву?
Не нам, не нам страшиться битвы
С толпами грозными врагов:
За нас и Сергия молитвы,
И прах замученных отцов! ( Дм. Донской)
4. Существует версия, что учителем этого прославленного иконописца был Феофан Грек. Сам же художник прославил себя росписью многих храмов, в частности, Троице – Сергиева монастыря, где была написана икона «Троица». (Андрей Рублев)
5. Легендарный русский богатырь, сражавшийся против монголо-татарских завоевателей. В «Повести о разорении Рязани Батыем» говорится о борьбе его полка (1700 чел.) с татарами. В неравной схватке с врагом был убит. Хан Батый, пораженный мужеством этого человека, повелел отдать его тело плененным русичам и отпустить их.
(Евпатий Коловрат)
6. Выходец из знатного и богатого рода ростовских бояр. Основал пустынь, которая в дальнейшем стала самым почитаемым и знаменитым монастырем России.
Пользовался огромным авторитетом. По преданию, Дмитрий Иванович получил его благословение перед Куликовской битвой. Его ученики установили много знаменитых монастырей.
(Сергий Радонежский)
Н А З О ВИ Д А Т У И С О Б Ы Т И Е :
- С той поры, не решалась нас грабить орда,
Иго тяжкое сброшено было.
А в орде началось несогласье, вражда,
И распалась татарская сила.
(Стояние на реке Угре).
- Кони, обезумев, рвут поводья,-
И своих потопчут и врагов.
И от крови, словно в половодье,
Скоро выйдет Дон из берегов.
«Други! Мы живем под небом божьим,
А в бою сражаться нам самим
Братья! Лучше головы положим,
Но своей земли не посрамим.
( Куликовская битва)
- Стоял суровый беспорядок
Железа крови и воды
На месте рыцарских отрядов
Легли противные следы,
Под ними лошади тонули,
Под ними дыбом лед вставал,
Их стремена на дно тянули,
Им панцырь выплыть не давал.
(Ледовое побоище,1242 г.).
- В год… послали своих послов, женщину чародейку и двух татар с ней, к князьям в Рязань, требуя у них десятой части: каждого десятого из князей, каждого десятого из людей и коней… и десятой части из всего. Князья же рязанские решили сражаться с ними, не пуская их в свою землю.
( 1237 г. Разорение Рязани Батыем)
- « А христианам (крестьянам)переходить из волости в волость из села в село, один срок в году, за неделю до Юрьева дня осеннего и неделю после Юрьева дня осеннего»
(1450г Судебник Ивана III).
См, рабочий лист № 2.
Подведение итогов урока, выставление оценок.
Урок разработан Кучер О.В. для 7-го класса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по теме: “Stories to Read, Stories to tell”. (Урок обобщающего повторения по теме “Stories”)
План-конспектурокапотеме: “Stories to Read, Stories to tell”. (Урок обобщающего повторения по теме “Stories”)...
Конспект урока по теме: «День Рождения», 2 класс. К методической теме: «Методы организации индивидуальной работы учащихся на уроке».
Главная дидактическая цель урока - определить уровень сформированности усвоения лексики по теме «День Рождения», писать поздравительные открытки, составить календарь, воспроизводить диалог и выс...
План-конспект урока по теме"Повторение по теме "Деепричастие" в 7 классе
Целью данного урока является обобщение и систематизация знаний учащихся по теме "Деепричастие", поэтапная подготовка к ЕГЭ по русскому языку, так как считаю, что подготовку к ЕГЭ нужно начинать с 5 кл...
Конспект урока по теме «Диалог с совестью…» ( обобщение, систематизация знаний по теме «Сложноподчиненное предложение») 9 класс
Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Сложноподчиненное предложение» 9 класс разработан с учетом методических рекомендаций Е.В. Коротаевой, доктора педагогическ...
Методическая разработка. Конспект урока по теме: Раздел: Баскетбол. Тема урока: Бросок в кольцо с 2-х шагов.
Тема урока. Баскетбол. Бросок в кольцо с 2-х шагов.Тип урока: урок изучения нового материала, урок обучающе – развивающий.Оборудование урока: спортивный зал ПК «Энергия», детские баскетбол...
Конспект урока по теме «Использование современных технологий обучения на уроке английского языка по теме Хобби»
Конспект урока по теме «Использование современных технологий обучения на уроке английского языка по теме Хобби» Rainbow English 5 класс...
Конспект урока по теме «Использование современных технологий обучения (сотрудничество на уроке английского языка по теме ИЗВЕСТНЫЕ ЛЮДИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ)»
Конспект урока по теме «Использование современных технологий обучения (сотрудничество на уроке английского языка по теме ИЗВЕСТНЫЕ ЛЮДИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ)» по учебнику STARLIGHT 4...