Франция под властью якобинцев
методическая разработка по истории (7 класс) по теме
Урок по Новой истории.
Благодаря различным приемам деятельтности, например, персонификация и драматизация, эврестическая беседа и информативное сообщение, происходит углубление и систематизация знаний учащихся по теме Великая французская революция.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_uroka_franciya_pod_vlastyu_yakobincev.doc | 56.5 КБ |
tema_uroka_franciya_po_vlastyu_yakobincev.ppt | 2.7 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Франция под властью якобинцев.
«Не все совершаемое во имя
торжества истины есть благо»
В. Гюго
Цели урока: углубление и систематизация полученных знаний; развитие умений рационально решать познавательные и проблемные задания, участвовать в дискуссии, выделять главное, давать характеристики историческим деятелям, оперировать понятиями и терминами; воспитание негативного отношения к террору и насилию как средствам решения проблем.
Приемы деятельности учителя: рассказ, персонификация и драматизация, эвристическая беседа, информативное сообщение, обучение решению учебных проблем.
Основные виды деятельности учащихся: беседа, работа в группах, инсценировка, опережающие индивидуальные задания, решение проблемного задания.
П.З.: разделяете ли вы точку зрения Виктора Гюго?
Слайд
План урока
- Революция и диктатура
- Основные события революции
- «Декларация прав человека и гражданина»
- Якобинская диктатура
- Политические портреты революционеров
- Рефлексия
Ход урока:
1. Революция и диктатура
Учитель:
Пятнадцать сотен лет во мраке жил народ.
И старый мир, над ним свой утверждает гнет,
Стоял средневековой башней.
Но возмущения поднялся грозный вал,
Железный сжав кулак, народ – титан восстал,
Удар – и рухнул мир вчерашний!
И революция в крестьянских башмаках,
Ступая тяжело с дубинкою в руках,
Пришла, раздвинув строй столетий,
Сияя торжеством, от ран кровоточа…
Народ стряхнул ярмо с могучего плеча –
И грянул Девяносто третий.
Историки и писатели, художники и политики всегда с пристрастием оценивали революционные события. В начале XIX века противники якобинцев изображали революцию как нагромождение ужасов и преступлений, безумств и роковых недоразумений. Многие социалисты прошлого века оправдывали якобинский террор тем, что «он стер сразу, как по волшебству, все феодальные руины с лица Франции».
Есть и другие мнения, но мы сегодня не будем судить якобинцев; наша задача куда скромнее – систематизировать и углубить свои представления о тогдашних событиях, вспомнить активных участников революции, уточнить некоторые подробности политической борьбы. В ходе урока мы должны будем решить П.З.
И так, мы знаем, что якобинцы установили свою власть на четвертом году революции. Вспомним, что такое «революция».
Слайд
Выберите из предложенных формулировок наиболее точную и полную:
- Военный переворот
- Смена правителей
- Вооруженный захват власти
- Изменение существующего государственного строя
- Захват власти с целью перераспределения собственности и изменения государственного устройства
Подберите наиболее точный вариант определения понятия «диктатура»:
- Власть, осуществляемая одним человеком
- Форма власти в период революции
- Антидемократический государственный режим, связанный с террором и подавлением любого сопротивления
- Неограниченная власть монарха
- Режим личной власти военного правителя
- Основные события революции
Слайд
А теперь давайте вспомним основные события, предшествовавшие установлению диктатуры якобинцев. На предыдущих занятиях мы изображали ход революции в виде пирамиды, размещая на ее гранях сведения об основных событиях. Воспроизведите ее.
Слайд
Следующее задание «реконструкция». Представьте себе, что к вам в руки попал документ конца XVIII - начала XIX веков. Часть текста не сохранилась. Вам необходимо полностью восстановить текст. Для выполнения задания на оценку «4» достаточно восстановить один документ плюс одно задание из документа №2; на оценку «5» нужно полностью восстановить оба документа.
Документ №1
1 .Якобинский клуб получил свое название потому, что его члены собирались (в библиотеке монастыря) Святого Якоба.
2. Второго июня 1793 года власть во Франции перешла к якобинцам и их вождям – (Робеспьеру, Марату, Дантону).
3. Для спасения революции якобинцы установили в стране (революционный террор).
Документ №2
1. В период диктатуры якобинцев Францией управлял (Конвент) во главе с (Робеспьером).
2. Земли в деревнях при якобинцах (дробились и продавались).
3. Феодальные платежи и повинности якобинцы (отменили).
Слайд
- «Декларация прав человека и гражданина»
Нам известно о бесправном положении личности во Франции на кануне революции. Проблема освобождения личности от деспотической власти короля, сеньора была решена законодательством Французской революции (слайды).
Какие «прирожденные права человека» провозглашались в документе? (свобода слова, печати, вероисповедания, собраний, неприкосновенность частной собственности, источник власти – народ, все люди свободны и равны в правах, равенство всех перед законом).
Обратите внимание на «Рабочий лист урока». Заполните схему.
- Якобинская диктатура
Слайд
17 сентября 1793 года Конвент принял закон о «подозрительных».
-Кого так называли? (всех, кто сочувствовал тирании, кого подозревали комиссары Конвента, родственники эмигрантов, т.е. практически каждый).
-Как вы думаете, в чем опасность террора? (его легко начать и крайне сложно остановить. Он требовал все новых жертв и ими неизбежно стали сами якобинцы).
Во Франции зарегистрировано 17 тысяч жертв гильотины. На кануне двухсотлетия революции с помощью ЭВМ был проведен анализ ее жертв. Он показал, что среди погибших «враги нации» – дворяне – составляют 9%, 91% - рядовые участники революции; из них: 28% - крестьяне, 30% - рабочие; истинных виновников голода спекуляции – 0.1%.
Прокомментируйте эти данные, выскажите свое мнение о роли террора.
- Политические портреты революционеров
Слайд
Огромную роль в революции играли личности революционеров – Робеспьера, Марата, Дантона и др. Возьмите «Рабочий лист урока», содержащий три отрывка. Вам необходимо определить политические портреты каких деятелей Французской революции содержат документы «Рабочего листа».
Несколько человек получили опережающее задание – составить текст воображаемых речей, которые могли бы произнести Робеспьер и Дантон в самые трагичные минуты их жизни – перед признанием их вне закона или перед казнью.
Учащиеся зачитывают свои работы.
Воображаемое интервью с Робеспьером (примерный вариант)
- Почему осенью 1791 года вы выступили против жирондистов?
- Я был свято убежден и верю сейчас, что нельзя победить внешнюю контрреволюцию, не добившись ранее торжества революции внутри страны. Жирондисты же пытались ограничить развитие революции, что не допустимо!
- Как случилось, что вы долгое время были настроены враждебно по отношению к «бешеным», а потом пошли на блок с ними?
- Я и мои друзья-революциоонеры не поддерживали большинство требований «бешеных», а особенно выдвинутое ими требование максимума. В сложной ситуации весной 1793 года мы были вынуждены пойти на блок с противником, так как поняли, что для победы надо жирондистами, мятежниками и интервентами нужно сплотить все революционные силы.
- Как вы оцениваете действия якобинцев в 1793-1794 годах, т.е. террор?
- Я твердо уверен, что всякие жертвы возможны при защите революционных идеалов. Борьба с тиранией неизбежно требует террора. Я говорю, что тот, кто содрогается в данный момент, тот – преступник; никогда невинность не страшится общественной деятельности.
- Как вы можете сами оценить свой вклад в дело революции?
- Для отечества сделано недостаточно, если не сделано всё. Моя жизнь – это отечество; в моем сердце нет страха, и если мне придется умереть, я умру без упрека и без позора. Пусть мою деятельность оценят потомки.
Слайд
Загадки о Французской революции
- Страх наводила, да в прах превратилась (крушение Бастилии)
- Мужчина богатый, а бедных женщин не послушался (поход женщин на Версаль)
- Чужой по одежде, свой по лицу (бегство короля)
- Бумажка-невеличка, а третий перед вторым шляпы не снимет (отказ депутатов от третьего сословия слушать короля без шляп при открытии Генеральных Штатов)
- Итоги урока. Рефлексия
Решение П.З.
- Что понравилось на уроке?
- Что показалось особенно интересным?
- Как, по вашему мнению, работали на уроке ваши товарищи?
- Кому из одноклассников вы поставили бы «5» и «4»?
- Что еще вам хотелось бы узнать?
Домашнее задание
Кратко опишите ситуацию во Франции в месяцы якобинской диктатуры; выделите 4 слова, наиболее точно и емко характеризующие ситуацию.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема урока: Франция под властью якобинцев «Не все совершаемое во имя торжества истины есть благо» В. Гюго План урока Революция и диктатура Основные события революции «Декларация прав человека и гражданина» Якобинская диктатура Политические портреты революционеров П.З.: разделяете ли вы точку зрения Виктора Гюго?
Выберите из предложенных формулировок наиболее точную и полную. «Революция» – это: Военный переворот Смена правителей Вооруженный захват власти Изменение существующего государственного строя Захват власти с целью перераспределения собственности и изменения государственного устройства Выберите из предложенных формулировок наиболее точную и полную. «Революция» – это: Военный переворот Смена правителей Вооруженный захват власти Изменение существующего государственного строя Захват власти с целью перераспределения собственности и изменения государственного устройства
Подберите наиболее точный вариант определения понятия «диктатура»: Власть, осуществляемая одним человеком Форма власти в период революции Антидемократический государственный режим, связанный с террором и подавлением любого сопротивления Неограниченная власть монарха Режим личной власти военного правителя Подберите наиболее точный вариант определения понятия «диктатура»: Власть, осуществляемая одним человеком Форма власти в период революции Антидемократический государственный режим, связанный с террором и подавлением любого сопротивления Неограниченная власть монарха Режим личной власти военного правителя
Этапы революции
Якобинская диктатура Свержение монархии. Начало войны с Австрией Принятие конституции. Бегство короля. Расстрел на Марсовом поле Начало революции. Взятие Бастилии 1789 1791 1792 1793 Переворот 9 термидора (27 июля 1794 года) Этапы революции
Реконструкция Документ №1 1 .Якобинский клуб получил свое название потому, что его члены собирались (_ _________ _____) Святого Якоба. 2. второго июня 1793 года власть во Франции перешла к якобинцам и их вождям – (_________, ______, _______). 3. Для спасения революции якобинцы установили в стране (__________ _________). Документ №2 1. В период диктатуры якобинцев Францией управлял (_______) во главе с (___________). 2. Земли в деревнях при якобинцах (________ _ ________). 3. Феодальные платежи и повинности якобинцы (_______).
Реконструкция Документ №1 1 .Якобинский клуб получил свое название потому, что его члены собирались ( в библиотеке монастыря ) Святого Якоба. 2. второго июня 1793 года власть во Франции перешла к якобинцам и их вождям – ( Робеспьеру, Марату, Дантону ). 3. Для спасения революции якобинцы установили в стране ( революционный террор ). Документ №2 1. В период диктатуры якобинцев Францией управлял ( Конвент ) во главе с ( Робеспьером ). 2. Земли в деревнях при якобинцах ( дробились и продавались ). 3. Феодальные платежи и повинности якобинцы ( отменили ).
«Декларация прав человека и гражданина» «Декларация прав человека и гражданина» провозгласила
«Декларация прав человека и гражданина» (26 августа 1789 года) «Декларация прав человека и гражданина» провозгласила Все люди свободны и равны Неприкосно- венность собствен- ности Равенство всех перед законом Источник власти – народ Свобода слова Свобода вероиспо- ведания
«Закон о подозрительных» (17.09.1793) Кого так называли? В чем опасность террора? 17 тысяч жертв гильотины. Среди погибших - «враги нации» – дворяне 9% , - рядовые участники революции 91% ; из них: крестьяне 28% , рабочие 30% ; истинных виновников голода спекуляции 0,1% . Дантон перед казнью
Политические портреты революционеров Дантон Робеспьер Марат
Воображаемое интервью с Робеспьером Робеспьер Казнь Робеспьера
Итоги урока «Не все совершаемое во имя торжества истины есть благо» В. Гюго П.З.: разделяете ли вы точку зрения Виктора Гюго? Домашнее задание. Кратко опишите ситуацию во Франции в месяцы якобинской диктатуры; выделите 4 слова, наиболее точно и емко характеризующие ситуацию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку Усиление королевской власти в 15 веке во Франции и Англии 6 класс
Презентация к уроку "Усиление королевской власти в 15 веке во Франции и Англии" используется для проведения учебного занятия в качестве наглядного и тезисно-схематичного материала по новой ...
Урок истории в 6 классе "УСИЛЕНИЕ КОРОЛЕВСКОЙ ВЛАСТИ В КОНЦЕ XV в. ВО ФРАНЦИИ И АНГЛИИ"
Урок подготовлен в соответствии с ФГОС....
Урок истории в 6 классе по теме "Усиление королевской власти во Франции"
Технологическая карта урока истории в 6 классе по истории Средних веков с использованием видеоролика....
У р о к истории в 6 классе. "УСИЛЕНИЕ КОРОЛЕВСКОЙ ВЛАСТИ В КОНЦЕ XV в. ВО ФРАНЦИИ И АНГЛИИ"
Урок подготовлен в соответствии с ФГОС...
Конспект урока по истории "Усиление королевской власти в конце XV века в Англии и во Франции".
Учебное занятие: "Усиление королевской власти в конце XV века в Англии и во Франции".Цель и задачи урока:1. Подвести учащихся к пониманию значения образования централизованного...
Централизация в Англии и Франции (презентация по истории авт.учебника Агибалова тема: "Усиление королевской власти в конце 15 века во Франции и в Англии")
Предлагаемая презентация поможет учителям истории в раскрытии понятия "Абслотная монархия"...
Франция под властью якобинцев
Всеобщая история. 8 класс....