Стратегии смыслового чтения учебного текста
учебно-методический материал по литературе
Представленный материал, опираясь на концептуальные положения междисциплинарной Программы "Основы смыслового чтения и понимания текста" Института системных проектов МГПУ, представляет эффективные стратегии чтения учебного и научно-популярного текстов, а также интерактивные приемы работы с информацией
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
strategii_smyslovogo_chteniya.ppt | 2.63 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Взгляд на чтение: ученик -учитель «травмирующее чтение» «невостребованное чтение» «неподъемное чтение» «скучное чтение» «непрагматиче- ское чтение» «Текстовая зависимость» Методическая необеспеченность
Чтение – процесс интерактивный Интерактивный – основанный на взаимодействии. Применительно к процессу чтения обозначает наличие « обратной» связи между читающим и текстом/автором
Деятельность читающего Стратегиальный чтец , приступая к чтению, выстраивает план, направление своей деятельности, осуществляет ее и отвечает сам себе на четыре необходимых вопроса: какова цель моего чтения? какой текст я собираюсь читать? как я буду его читать? как я буду проверять, контролировать, оценивать качество своего чтения (уровень понимания текста)?
Основной признак культуры чтения - способность к структурированию текста графическая или текстовая организации структуры теста (включающая разные виды планов, конспектов, схем); построение тезисного (антитезисного плана); выделение структурных элементов текста: ключевых понятий, теоретических положений (идеи, законы, закономерности, проблемы), методов, выводов, иллюстративно-мотивирующих приемов.
ОВЛАДЕЛ СТРУКТУРОЙ – ВЛАДЕЕШЬ СИСТЕМОЙ ( НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ ) Каталог стратегий чтения
У чебный / научный текст Учебный текст, представляет собой сложную систему, следовательно, обладает структурой. Текст может содержать описание того или иного явления, в нем может быть изложен значимый факт. Работа с фактами: вычленение фактов или описания явления, дополнение фактов, опровержение фактов.
Работаем с фактами Понятие «сопровождение» введено в российских образовательный контекст в 1993 году на первой российско-фламандской конференции по проблемам специального образования. Собственно термин оказался столь удачен, а метод эффективен, что первая всероссийская конференция специалистов психолого-педагогического медико-социального сопровождения развития детей уже объединила представителей 64 территорий страны . Какие факты приведены в этом тексте?
Стратегия «мышление под прямым углом»
Сравнение и сопоставление (граф-схема)
Идеи, законы, закономерности Л юбой учебный/научный текст опирается на совокупность некоторых теоретических утверждений, изложенных в виде: 1)проблем, 2) идей, 3) формулировок законов или закономерностей. Теоретические утверждения в тексте могут быть: строго аргументированы, проиллюстрированы примерами, сопровождены иллюстрациями, приведены без дополнительной аргументации Нужны ли в научном/учебном тексте метафоры?
Методики работы с текстом: возможные формы конспектирования Линейное конспектирование в формате развернутого тезисного плана Двухэтапный конспект: основные тезисы (в процессе чтения) + вставки (после ответа на вопросы к тексту) Кластер с текстовыми вставками Табличная форма конспекта Конспект на основе опорных сигналов
Опорные сигналы (прием В.Шаталова) - Это оригинальная обработка текста, при которой содержание кодируется с помощью «знаков»: ключевых слов, фраз, забавных рисунков, символов, схем. Если текст распечатан, то используется прием «графической разметки»
Методики работы с текстом: графические организаторы информации Трудности возникают и при работе с составленными текстами, т.е. тогда, когда информация представлена фрагментарно: в тексте, графике, таблице, подписи под иллюстрацией, а понимание предполагает соединение фрагментов в общую информационную картинку, для чего необходимо провести отбор, сопоставление, сравнение и удержание отработанного в памяти. < российские итоги PISA>
Графические организаторы информации Таблицы Схемы Рисунки Ментальные карты Диаграммы Кластеры
Кластер – «наглядный мозговой штурм» Кластер - способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными мыслительные процессы. Кластер является отражением нелинейной формы мышления
Структурные модели кластеров
Ментальная карта (карта памяти)
Читаем диаграмму Диаграмма (изображение, рисунок, чертеж) — графическое изображение в виде линейных отрезков или геометрических фигур, наглядно показывающее соотношение каких-либо величин Примите к сведению, что иногда для того, чтобы правильно проанализировать информацию, представленную графически, необходимо обращаться еще и к «внешней» (по отношению к основной) информации (комментарии, сноски, вербальную информацию и др.).
Методики работы с текстом: таблицы Оформление текста в таблицу . Любая таблица - результат некоторой классификации, оформленный в виде нескольких столбцов и строк. Создание таблиц – важнейший метод структурирования, полезный как на стадии осмысления, так и переработки материала. Задания к работе с таблицей: заполнение пропусков в уже заполненной таблице по материалам текста; описание логики построения таблицы; построение таблицы по образцу, когда заполнены только первый столбец и первая строка и т.д.
Стратегия «З-Х-У» Знаю (заполняется до чтения) Хочу узнать (заполняется до чтения) Узнал (заполняется по ходу чтения) И ее концептуальная модификация Знаю (заполняется до чтения) Хочу узнать (заполняется до чтения) Узнал (заполняется по ходу чтения) Источники (заполняется по ходу чтения) Что осталось не раскрыто (заполняется после чтения)
СТРАТЕГИЯ ПМИ Стратегия «плюс – минус – интересно» и ее модификация «плюс – минус – вопрос» (П-М-?) «+» « – » Интересно / осталось неразрешенным
Стратегия «Бортовой журнал»
Стратегия «дневник»
Стратегия « ИНСЕРТ» Работаем с текстом с применением стратегии ИНСЕРТ: I – interaktiv интерактивная N – noting размечающая S – system система E – effektiv для эффективного R – reading and чтения и T – thinking размышления , которая предполагает маркировку текста следующими значками: « V » − уже знал « + » − новое « − » − думал иначе « ? » − не понял, есть вопросы. и заполнение таблицы
Стратегия «Чтение / Суммирование в парах» Учащиеся делятся на пары. В паре они поочередно читают разделы текста. Затем один суммирует основное содержание ( О чем говорится в данном разделе, фрагменте? ), а другой задает вопросы по тексту, на которые они совместно пытаются ответить. После чего они меняются ролями и читают следующий фрагмент текста
« Мозаика» («Чтение вскладчину») Каждый учащийся получает одну из частей текста, все обладатели одинаковых фрагментов собираются в отдельные группы и пытаются прогнозировать содержание и структуру текста по фрагменту, формулируя его тему. Затем школьники собирают из фрагментов общий текст, обсуждая его проблематику, композицию и обосновывая порядок следования частей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие стратегии смыслового чтения и работы с текстом на учебных занятиях по биологии
В ФГОС ООО одним из требований к образовательному процессу в формировании УУД, является формирование стратегии смыслового чтения и работа с текстом:- работа с текстом: поиск информации и пониман...
Реализация метапредметной прогаммы "Стратегия смыслового чтения и работа с текстом"
В своей статье я пытаюсь раскрыть важность развития у детей умения правильно читать предложенный текст....
Реализация метапредметной прогаммы "Стратегия смыслового чтения и работа с текстом"
В своей статье я пытаюсь раскрыть важность развития у детей умения правильно читать предложенный текст....
Реализация метапредметной прогаммы "Стратегия смыслового чтения и работа с текстом"
В своей статье я пытаюсь раскрыть важность развития у детей умения правильно читать предложенный текст....
Стратегии смыслового чтения учебного текста по физике
Правомерно ли применение герменевтических методов ( т.е в переводе с греческого толкование , объяснение , изложение), возникших в гуманитарной стихии осмысления текстов...
Стратегии смыслового чтения. Смысловой анализ текста
Этот материал был использован при проведении мастер-класса по смысловому чтению с педагогическими работниками, чтобы показать возможности работы с текстом. Стратегии смыслового чтения сейчас необходим...
Мастер-класс «Стратегия смыслового чтения на уроках русского языка и литературы. Механизмы смыслового чтения: диалог с текстом(7-9 классы) Занятие 1-2.»
laquo;Стратегия смыслового чтения на уроках русского языка и литературы. Механизмы смыслового чтения: диалог с текстом. Занятие 1-2.»Программа мастер-класса адресована учителям русского языка и...