Тематическое планирование для 9 кл
календарно-тематическое планирование по истории (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе Федерального государ ственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по истории , авторской программы Л. Н. Алексашкиной «Всеобщая история» 2004 года и в соответствии с обязательным минимумом содержания исторического образования. Программа позволяет увидеть неоднозначность основных процессов в развитии индустриального и постиндустриального общества, ознакомиться с активным и пассивным опытом человечества, ощутить актуальность проблем. Значимость программы заключается в возможности акцентировать связь истории зарубежных стран с историей России. В соответствии с кодификатором элементов содержания итоговой государственной аттестации учащихся.
Изучение Всеобщей истории в 9 классе рассчитано на достижение следующих целей обучения:
- развитие способности рассматривать события и явления прошлого во взаимосвязи с настоящими
- пользоваться приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей) - применять исторические знания при рассмотрении и оценке современных событий.
- формирование ценностных ориентаций и убеждений на основе личностного опыта людей в прошлом и настоящем
- уважения прав человека и демократических ценностей, патриотизма и взаимопонимания между народами.
- развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры
Курс «Новейшей истории зарубежных стран» является последним этапом изучения Всеобщей истории и призван решить следующие образовательные задачи:
- формирование исторического мышления как набора определенных мыслительных стратегий, позволяющих учащимся самостоятельно истолковывать факты и события
- развитие умения выстраивать собственные авторские версии событий
- развитие способности анализировать и описывать события с разных (противоположных) точек зрения.
Цели курса:
1. Дать представления об основных чертах разви тия индустриального и постиндустриального обществ, понятии Новейшее времемя и его периодизации, об особенностях ментальности человека, о преимуществе эволюционного пу ти развития общества перед революционным, о новой со циальной структуре общества, о социальных реформах в правовых государствах, о международных конфликтах, приводивших к войнам, о важнейших достижениях мировой науки и художественной культуры, об изменениях в повседневной жизни человека.
2. Овладеть общим принципом постанов ки и решения познавательных проблем, методами исторического анализа, выявления предпосылок; объясненять факты; сопоставлять различ ные суждения; использовать внешкольные источники информа ции
3. Выработать отношение к истории как к способу понимания со временности; помочь учащимся анализировать конкрет ные ситуации; уметь видеть и решать проблемы, поставленные пе ред ними жизнью; уметь выбирать линию поведения, исходя из представления о возможных последствиях. Стимулировать формировать качества, которые хотело бы видеть у выпускников ос новной школы и которые помогли бы ему жить в мире.
Предполагаемая программа рассчитана на изучение курса в течение 19 часов учебного времени за год. Количество учебных часов в неделю – 2
В отборе материала внимание уделяется историческим личностям, этнографическим сведениям, традициям, что позволяет понять роль человека в историческом развитии.
В ходе изложения учебного материала используются активные методы обучения: урок, сочетающий опрос с объяснением; лекция с элементами беседы; работа с документами; составление логических схем; заполнение сравнительных таблиц; решение проблемных задач; работа по вопросам; практическая работа.
Курс предполагает наличие межкурсовых связей – с курсом Новая история, История России, межпредметных – Обществознание, внутрикурсовых.
В процессе изучения курса планируется достичь следующих результатов:
Учащиеся могут
- определять и объяснять понятия;
- уметь выделять главную мысль, идею в учебнике и расска зе учителя, докладе одноклассника, документе;
- рассматривать общественные явления в развитии;
- анализировать исторические явления, систематизировать полученную информацию, осуществ лять перенос знаний (межпредметные и внутрипредметные связи), решать ситуативные задачи, в том числе на основе собственного опыта;
- определять свою личную точку зрения, осуществлять оценочные суждения;
- обладать необходимыми коммуникативными умениями: вла деть устной и письменной речью, вести диалог, участвовать в дискуссии, формулировать во прос, сжато давать ответ, уметь участвовать в групповых формах работы;
- определять цели своей деятельности и уметь представлять ее результаты;
- осуществлять самоконтроль и самооценку
Формы промежуточной аттестации: устные и писменные ответы, тесты, сравнительные таблицы, сообщения учащихся
Формы итоговой аттестации: итоговые контрольные работы
МКС – межкурсовые связи
МПС – межпредметные связи
ВКС – внутрикурсовые связи
Требования к уровню подготовки обучающихся по программе:
Должны знать: даты основных событий, термины и понятия значительных процессов и основных событий, их участников, результаты и итоги событий XX - начало XXI века; важ нейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в XX - начале XXI века; изученные виды исторических источников.
Должны уметь: сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий, уметь дискутировать, анализировать исторический ис точник, самостоятельно давать оценку историческим явлениям, высказывать собственное суждение, читать историческую карту, группировать (классифицировать) исторические со бытия и явления по указанному признаку.
Владеть компетенциями: коммуникативной,
смыслопоисковой,
компетенцией личност ного саморазвития,
информационно-поисковой рефлексивной компетенцией,
учебно-позна вательной и профессионально-трудовой.
Перечень учебно-методического обеспечения
Преподавание курса ориентировано на использование учебника «Новейшая история зарубеж ных стран XX - начало XXI века». 9 класс. О. С. Сороко-Цюпа, А. О. Сороко-Цюпа, 2007;
Методических пособий:
Окороков, И. Н. Новейшая история, 9 кл. Часть II: поурочные планы по учебнику Сороко-Цюпы О. С, Сороко-Цюпы А. О. Новейшая история. 9 класс. - М.: Просвещение, 2002..
Андреевская, Т. П., Викторов Ю. М. Задания-тесты. История зарубеж ных стран: конец XIX-XX век. - СПб.: СМИО Пресс, 2000.
Оборудование:
Картины, альбомы, раздаточный материал
Настенные исторические карты
Статические экранные пособия: мультимедийный проектор
Учебно-тематическое планирование курса Новейшая история XX век 9 класс-19ч
№ урока п/п | Тема уроков Количество часов | Содержание темы | Вид занятия | Вид деятельности учащихся | Вид контроля | Пара- граф | дата | |
|
| |||||||
Раздел I Новейшая история. Первая половина XX века (12ч) | ||||||||
1. | Экономическое и политическое развитие стран в начале в начале XX века | империализм, эшелонная модель модернизации, индустриальное общество | вводная лекция | фронтальная | Опрос | 1-3 | ||
2-3. | Первая мировая война и ее итоги | Тройственный союз, Антанта, « война Дредноутов » Четверной союз позиционная война | лекция с элементами проблемной беседы, дискуссия | групповая, индивидуальная Составление таблицы | Фронтальный опрос | 4 | ||
4. | Страны Европы и США в 20-е годы | Версальско-Вашингтонская система, Лига Наций | проблемная беседа | групповая, индивидуальная | Сравнительная таблица | 5-6 | ||
5. | Мировой экономический кризис | экономический кризис, кейнсианство, рыночная экономика | лекция с элементами проблемной беседы | групповая, индивидуальная | Устный опрос | 7 | ||
6. | США, Великобритания, Франция в 30-е годы | «Нового курса» Рузвельта, « движения панацей», доминионы, Народный фронт | лекция с элементами проблемной беседы | групповая, индивидуальная составление тезисов | Письменный опрос | 8-9 | ||
7-8. | Тоталитарные режимы в 30-е годы. Фашизм | тоталитаризм, фашизм, милитаризм | проблемная беседа | групповая, индивидуальная Работа с историческими справочниками и словарями | Сравнительная таблица | 10-11 | ||
9. | Восток в XX-нач ХХ1 века | экспансия модернизация, реформы | лекция с элементами проблемной беседы | фронтальная, групповая | Опрос | 12,29 | ||
10. | Международные отношения в 30-е годы. | Чехославацкий кризис, военно-политический блок «Берлин-Рим-Токио» | проблемная беседа | групповая, индивидуальная | Устный опрос | 15 | ||
11-12. | Вторая мировая война | План Барбаросса, Атлантическая хартия, Движение Сопротивления | лекция с элементами проблемной беседы | групповая, индивидуальная Составление таблицы дискуссия | Сравнительная таблица | 16 | ||
Раздел II Новейшая история . Вторая половина XX века ( 7 ч) | ||||||||
13. | « Холодная война». Военно-политические блоки | холодная война», «гонка вооружений», военно-политические блоки | лекция | индивидуальная | Опрос | 17 | ||
14. | Завершение эпохи индустриального общества. Становление информационного общества | постиндустриальное общество | лекция с элементами проблемной беседы | фронтальная, индивидуальная Работа с учебником | Опрос | 18-19 | ||
15-16. | США, Великобритания, Франция во второй половине XX века | «мировая ответственность», «маккартизм», рейганомика, неокейнсианский курс, голлизм | проблемная беседа | групповая, индивидуальная Составление таблицы | Сравнительная таблица | 22-24 | ||
17. | Германия: Раскол и объединение | «берлинская стена» | лекция с элементами проблемной беседы | групповая, индивидуальная | Опрос | 26 | ||
18. | Преобразования и революции в странах Восточной Европы 1945-1999 гг. | тоталитарный социализм, «шоковая терапия» | работа с текстом учебника | фронтальная, индивидуальная работа с учебником | Опрос | 27 | ||
19. | Глобализация в конце XX века | вводная лекция | комбинированный | групповая, индивидуальная | Защита проектов | 32 |
Список литературы
Для написания программы:
Сборник программ общеобразовательных учреждений. – Москва «Просвещение», 2005 г.
Актуальные проблемы новейшей истории / под ред. Севостьянова. -М: Просвещение, 1991.
Алексашкин Л. Н. «Всеобщая история», авторская программа 2004 г.
Литература для учащихся:
История: Большой справочник для школьников и поступающих в ву зы / В. Н. Абрамов, П. Андреев, С. Г. Антоненко и др. - М.: Дрофа, 1998.
Балязин, В. Мудрость тысячелетий. Энциклопедия. - М: ОЛМА-ПРЕСС, 2005.
Ворохов, Э. Энциклопедия афоризмов. Мысль в слове. - М.: Издатель ство ACT, 2003.
Великие тайны прошлого / под ред. Н. Ярошенко. - Лондон, Нью-Йорк, ЗАО «Ридерз Дайджест», 1996.
Война Германии против Советского Союза. 1941-1945 / под ред. Рю-рупа.
Вторая мировая война: два взгляда. Г.-А Якобсен. 1939-1945: Вторая
мировая война. Хроника и документы; А. Тейлор. Вторая мировая война. -
М.: Мысль, 1995. «
Книга для чтения по новейшей истории. 1917-1945 / под ред. Н. Н. Яков лева. - М.: Просвещение, 1989.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается ис пользование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью ком пьютера: CD-проекты «Большая энциклопедия », «История России XX век»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе Федерального государ ственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по истории , авторской программы А. А. Данилова, В. А. Клоковой «История государства и народов России с древнейших времен и до наших дней», 2004 года, в соответствии с обязательным минимумом содержания исторического образования.
Программа является составной частью учебно-методического комплекта по отечественной истории для учащихся основной школы. Программа позволяет сформировать у учащихся целостное представления об историческом пути России, важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории.
Определенной новизной программы яв ляется обращение к проблематике истории быта, православной церкви, российской ментальности национальной политике. Акцентирование понятий рассчитано в соответствии с кодификатором элементов содержания итоговой государственной аттестации учащихся.
Изучение истории в 9 классе рассчитан на достижение следующих целей обучения:
1 Воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений уч-ся на основе осмысления им исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин.
2 Развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами.
3 Освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе.
4 Овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации.
5 Формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
Курс «История России XX век» является последним этапом изучения истории России и призван решить следующие образовательные задачи:
- воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и сво бодам человека, демократическим принципам общественной жизни;
- освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
- овладение методами исторического познания, умениями работать с раз личными источниками исторической информации;
- формирование ценностных ориентации в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;
- применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей жизни в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обще стве
- формирование толерантного отношения к пред ставителям других народов и стран.
Цели курса:
- Знать исторические термины, основные периоды отечественной истории ХХ века и этапы наиболее масштабных событий.
- Указывать последовательность событий в рамках того или иного периода.
- Называть: место, обстоятельства, участников событий, крупнейших государственных и общественных деятелей, основные политические течения, партийные организации, выдающихся представителей и достижения науки и культуры, известных полководцев, участников военных событий.
- Показывать на исторической карте территорию России, промышленные центры, места военных сражений.
- Проводить поиск (устно или письменно) о наиболее значимых событиях отечественной истории
Предполагаемая программа рассчитана на изучение курса в течение 49 часов учебного времени за год. Количество учебных часов в неделю – 2
При этом от бор фактологического материала осуществлялся таким образом, чтобы он способствовал воспитанию гражданских и патриотических качеств учащихся, содействовал формированию личностного отношения к истории своей страны, стимулировал желание самостоятельного поиска и расширения знаний не только по истории своей Родины, но своего города.
В ходе изложения учебного материала используются активные методы обучения: урок, сочетающий опрос с объяснением; лекция с элементами беседы; работа с документами; составление логических схем; заполнение сравнительных таблиц; решение проблемных задач; работа по вопросам; практическая работа.
Курс предполагает наличие межкурсрвых связей – с курсом Новая история, Новейшая история, межпредметных – Обществознание, внутрикурсовых.
В процессе изучения курса планируется достичь следующих результатов:
Учащиеся могут
- определять и объяснять понятия;
- уметь выделять главную мысль, идею в учебнике и расска зе учителя, докладе одноклассника, документе;
- рассматривать общественные явления в развитии;
- анализировать исторические явления, систематизировать полученную информацию, осуществ лять перенос знаний (межпредметные и внутрипредметные связи), решать ситуативные задачи, в том числе на основе собственного опыта;
- определять свою личную точку зрения, осуществлять оценочные суждения;
- обладать необходимыми коммуникативными умениями: вла деть устной и письменной речью, вести диалог, участвовать в дискуссии, формулировать во прос, сжато давать ответ, уметь участвовать в групповых формах работы;
- определять цели своей деятельности и уметь представлять ее результаты;
- осуществлять самоконтроль и самооценку
Формы промежуточной аттестации: устные и письменные ответы, тесты, сравнительные таблицы, сообщения учащихся
Формы итоговой аттестации: итоговые контрольные работы
Требования к уровню подготовки обучающихся по программе:
Должны знать: даты основных событий, термины и понятия значительных процессов и основных событий, их участников, результаты и итоги событий XX - начало XXI века; важ нейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в XX - начале XXI века; изученные виды исторических источников.
Должны уметь: сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий, уметь дискутировать, анализировать исторический ис точник, самостоятельно давать оценку историческим явлениям, высказывать собственное суждение, читать историческую карту, группировать (классифицировать) исторические со бытия и явления по указанному признаку.
Способны решать следующие жизненно-практические задачи: высказывания собствен ных суждений об историческом наследии народов России; использование знаний об истори ческом пути и традициях народов России в общении с людьми другой культуры, националь ной и религиозной принадлежности.
Элементы продвинутого уровня включают в себя дополнительную информацию из разнообразных источников, с целью осмысления учащимися представленных в них различных подходов и точек зрения для более глубокого понимания ключевых событий истории России XX - начало XXI в., а также отработки полученных знаний в ходе решения учебно-познавательных задач.
Владеть компетенциями:
коммуникативной,
смыслопоисковой,
компетенцией личност ного саморазвития,
информационно-поисковой рефлексивной компетенцией,
учебно-позна вательной и профессионально-трудовой.
Перечень учебно-методического обеспечения
Календарно-тематический план для 9 классов по истории России ориентирован на ис пользование учебника:
- Данилов, А. А. История России XX - начало XXI в. 9 класс / А. А. Данилов, Л. Г. Косули-на. - М: Просвещение, 2008;
Методических пособий:
Арасланова О.В. И. Н. История России 9 кл. Часть II: поурочные разработки - М.: Просвещение, 2002.
Андреевская, Т. П., Викторов Ю. М. Задания-тесты. История России: конец XIX-XX век. - СПб.: СМИО Пресс, 2000.
Данилов, А. А. Поурочные разработки к учебнику «История России» / А. А. Дани лов, Л. Г. Косулина. - М.: Просвещение, 2007;
Оборудование:
Картины, альбомы, раздаточный материал
Настенные исторические карты
Статические экранные пособия: мультимедийный проектор
Учебно-тематическое планирование история России XX век 9 класс-49 ч
№ урока п/п | Тема уроков Количество часов | Содержание темы | Вид занятия | Вид деятельности учащихся | Вид контроля | Дата | ||
| ||||||||
Раздел I. Россия в 1901-1917 гг. 8 ч | ||||||||
1-3. | Россия на рубеже XIX-XX веков | Геополитика, модернизация, самодержавие | Водная лекция | фронтальная | Составление логического ряда | |||
4. | Внешняя политика. Русско- японская война 1904-1905 г. | Лекция с элементами проблемной беседы | Групповая, индивидуальная Работа с картой | Опрос | ||||
3-4. | Первая российская революция | Комбинированный урок | Групповая, индивидуальная Работа с картой, составление таблицы | Составление опорной схемы | ||||
5-6. | Реформы П.А.Столыпина Политическая жизнь 1907-1914гг. | Отруб, хутор, отрезки | Лекция с элементами проблемной беседы | Групповая, индивидуальная | Письменный опрос | |||
7-8 | Россия в Первой мировой войне | Проблемная беседа, дискуссия | Групповая, индивидуальная Составление таблицы | Составление таблицы | ||||
Раздел II. Россия в поисках перспектив 11 ч | ||||||||
9 | Февральская революция. | Двоевластие Учредительное собрание Коалиционное правительство Аннексия Контрибуция Декрет Национализация Сепаратный мир | Лекция с элементами проблемной беседы | Групповая, индивидуальная Составление тезисов | Опрос | |||
10 | Россия весной-летом 1917г. | |||||||
11 | Октябрьская революция. | |||||||
12 | Становление советской власти | |||||||
13-14. | Гражданская война | Интервенция Террор Демократическая контрреволюция Денационализация | Лекция с элементами проблемной беседы | Групповая, индивидуальная | Опрос, защита творческих работ | |||
15 | Кризис начала 20-х годов ХХ века | |||||||
16. | Новая экономическая политика | Аренда Концессия Продналог Хозрасчёт | Лекция с элементами проблемной беседы работа с документами | Групповая, индивидуальная | Составление логического ряда | |||
17. | Образование СССР | |||||||
18. | Внешняя политика России в 20-е годы | работа с документами | Групповая, индивидуальная | Составление таблицы | ||||
19. | Политическое развитие в 20-е годы | индивидуальная | Тест с разноуровневыми заданиями Анализ кодификатора содержания ГИА | |||||
Раздел III Сталинская модернизация Росси 1928-1938г.5 ч | ||||||||
20-21. | Экономическая система в 30-е годы | Индустриализация. Коллективизация. « великий перелом», колхоз | Лекция с элементами проблемной беседы работа с документами | Групповая, индивидуальная | Опрос | |||
22. | Политическая система в 30-е годы | Тоталитаризм, культ личности, репрессии, конституция | Лекция с элементами проблемной беседы | Групповая, индивидуальная | Опрос | |||
23. | Внешняя политика СССР 30-е годы | работа с документами | Групповая, индивидуальная | Составление схемы | ||||
24. | Культура 20-30 годов | Лекция с элементами проблемной беседы | Групповая, индивидуальная | Зацита творческих работ | ||||
Раздел IV.Великая отечественная война 10 ч. | ||||||||
25. | СССР накануне войны. | Денонсация Превентивный Депортация Коллаборационисты Коренной перелом Демилитаризация | Лекция с элементами проблемной беседы, дискуссия | Групповая, индивидуальная, фронтальная | Опрос, составление схем, зацита проектов | |||
26 | Начало Великой Отечественной войны | |||||||
27 | Битва за Москву. | |||||||
28 | Блокада Ленинграда. | |||||||
29 | Боевые действия в первой половине 1942г. | |||||||
30 | Сталинградская битва. | |||||||
31 | Советский тыл в годы войны. | |||||||
32 | Коренной перелом в ходе войны. | |||||||
33 | Завершающий этап войны. | |||||||
34 | Итоги и значение Второй мировой войны. | |||||||
РазделV. СССР в 1945-1953 XX века 3ч | ||||||||
35. | Восстановление экономики | Военно-промышленный комплекс Репарации Репатриация | Лекция с элементами проблемной беседы | Групповая, индивидуальная, | Опрос | |||
36. | Политическое развитие | Железный занавес Номенклатура | Лекция с элементами проблемной беседы | Групповая, индивидуальная, фронтальная | Опрос | |||
37. | Внешняя политика | Лекция | Групповая, индивидуальная, фронтальная | Составление схемы | ||||
РазделIV. СССР в 1953-1960 годы XX века 3 ч | ||||||||
38-39. | Политическое и экономическое развитие страны | разоружение, реабилитация, паритет, пацифизм Расширенное воспроизводство | Лекция | индивидуальная, фронтальная | Опрос, защита проектов | |||
40. | « Оттепель» в духовной жизни Политика мирного сосуществования | « Оттепель», диссидент | Лекция с элементами проблемной беседы, дискуссия | Групповая, индивидуальная | Защита творческих работ | |||
РазделVII. СССР в середине 1960-1980 годы XX века 2 ч | ||||||||
41. | Консервация политического режима. | Лекция с элементами проблемной беседы | Групповая, индивидуальная | Опрос | ||||
42. | Экономика развитого социализма Политика разрядки: надежды и результаты | Лекция с элементами проблемной беседы | Групповая, индивидуальная | Опрос | ||||
Раздел VIII. Перестройка в СССР 1985-1991 годы XX века 2 ч | ||||||||
43-44. | Перестройка в СССР 1985-1991гг. | Кадровая революция. Перестройка, стратегия ускорения, « новое мышление» | Практикум | Групповая, индивидуальная | Составление логических схем | |||
Раздел IX Россия в конце XX века- начале XXI века 5 ч | ||||||||
45. | Россия в конце ХХ века. | Либерализация цен, шоковая терапия, инфляция, приватизация, рыночная экономика. Конституция, референдум, многопартийность, фракция | Лекция с элементами проблемной беседы | Групповая, индивидуальная | Опрос | |||
46-47. | Россия в начале ХХ1 века и её внешняя политика. | Лекция с элементами проблемной беседы | Групповая, индивидуальная | Сообщения | ||||
48-49 . | Повторение по курсу «История России ХХ-начало ХХ1 века» | Защита исследовательских проектов Проведение контрольной работы на основе демоверсии ГИА |
Список литературы
Для написания программы:
Сборник программ общеобразовательных учреждений. – Москва «Просвещение», 2005 г.
Актуальные проблемы истории / под ред. Севостьянова. -М: Просвещение, 1991.
Литература для учащихся:
Аврех А. Я. Столыпин и судьбы реформ в России,— М:, 1991. Анисимов Е. В., Каменский А. Б. Россия в XVIII — первой половине XIX ве ка.— М., 1994..
В борьбе за власть: страницы политической истории России XVIII в.— М., 1988. Введение христианства на Руси.— М., 1987.
Великая Отечественная война. 1941 —1945. Военно-исторические очерки. В 4 кн.— М., 1998—1999.
Гареев М. А. Неоднозначные страницы войны: Очерки о проблемных вопросах истории Великой Отечественной войны.— М., 1995.
Гимпельсон Е. Г. Формирование советской политической системы: 1917—1923 гг.— М., 1995.'
Вотромеев, В. П. Всемирная история в лицах. Раннее средневековье: энциклопедия школьника. Детский Плутарх / В. П. Вотромеев. - М.: ОЛМА ПРЕСС, 1999;
История России в лицах: биографический словарь / под общ. ред. В. В. Каргалова. -М.: Русское слово, 1997;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование планировании курса Истории России конец 16- 18 век. 7 класс.По УМК Данилов А.А.
Данное календарно-тематическое планирование составлено по учебнику ДаниловаА.А ,Косулиной Л.Г История России 7 класс.Тематическое планирование развёрнутое....
Учебно-методический комплекс по курсу "Основы мировых религиозных культур" для 5 класса: Рабочая программа по модулю, Календарно-тематическое планирование, Поурочное планирование.
Учебно-методический комплекс по курсу "Основы мировых религиозных культур" для 5 класса:Рабочая программа по модулю "Основы мировых религиозных культур",Календарно-тематическое планирование с поясните...
календарно-тематическое планирование планирование ОБЖ 5 класс
Развернутое поурочное планирование по предмету "Основы безопасности жизнидеятельности" для учащихся 5 классов . Учебник А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников. на 2012-2013 учебный год....
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД) ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД) ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛ
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД)...
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 9 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД) ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 9 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД)...
Клендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10кл.Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл.
Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10клКалендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл...
Примерное тематическое планирование. Примерное тематическое планирование. Направление "Изобразительное искусство" ФГОС 6 класс (34 ч) Программа "Изобразительное искусство" С. П. Ломов, С. Е. Игнатьева, М. В. Карамзина.
Программа по предмету Изобразительное искусство разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, предусмотренным федера...