Календарно-тематическое планирование по предмету "История" для 5 класса по учебнику А.А.Вигасина
календарно-тематическое планирование по истории (5 класс) по теме
Пояснительная записка к рабочей программе учебного курса.
Рабочая программа учебного курса истории для 5 класса (далее - Рабочая программа) составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2006г. и авторской программы под редакцией А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свеницкой «История Древнего мира», издательство «Просвещение», 2006 г.
Рабочая программа рассчитана на 70 часов, в том числе на изучение пропедевтического модуля «Что изучает история» выделено 10 часов. Изучая историю на ступени основного общего образования учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем.
Изучение истории ориентировано на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций.
Основная содержательная линия рабочей программы в 5 классе реализуется в рамках курса «История Древнего мира». Освоение содержания исторического материала осуществляется с опорой на меж предметные связи с курсами обществознание, география, филология, искусство.
Содержание программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы.
Рабочая программа построена на основе цивилизационного подхода к историческому процессу. При этом акцент делается преимущественно на комплексные характеристики древних обществ, особое внимание обращено на культуру, религию и на самого человека: его образ жизни, ментальность, повседневность.
Преобладающей формой текущего контроля выступает устный опрос (собеседование, сообщения, доклады).
Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий:
- учебник (А.А.Вигасин. История Древнего мира: учеб. Для 5 кл. общеобразоват.учреждений - М.: «Просвещение», 2006 г. – 287с.),
- методическое пособие для учителя (Г.И.Годер. История Древнего мира. Методической пособие. 5 класс: для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2009. – 352с.),
- примерную программу (Сборник нормативных документов. История / сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – М.: Дрофа, 2008.).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_klass_ktp.docx | 59.61 КБ |
5_klass_programma.docx | 41.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
№ | Изучаемый раздел, тема учебного материала | Коли-чество часов | Календарные сроки | Фактические сроки | Планируемые результаты | Контрольно-измерительные материалы | ||
Знания | умения | Общие учебные умения, навыки и способы деятельности | ||||||
Раздел 1. Введение.(10ч.) | ||||||||
1 | Что изучает история Древнего мира. | 1 | 5а 5б 5в | 5а 5б 5в | Даты: 5 тыс.лет назад; 2,5 тыс.лет назад Термины: археология, вещественные,письменные памятники, история. | Объяснять смысл терминов урока. | Работать со справочным аппаратом книги, с картой. | Работа с картой |
2 | Счет лет в истории. | 1 | 5а 5б 5в | 5а 5б 5в | Термины: летоисчисление, год, век, тысячелетие, счет лет в истории, лента времени, до н.э, н.э., Рождество Христово | Работать с лентой времени при решении исторических задач | Определять хронологическую последовательность событий прошлого | Решение исторических задач. |
3 | Моя родословная. Я и мое имя. | 1 | 5а 5б 5в | 5а 5б 5в | Термины: родословная, генеалогическое древо, род, поколение, предки, семья, именины, отчество, фамилия. | Объяснять возникновение имен, отчества, фамилии. Уметь составлять генеалогическое древо. | Проводить опрос при выполнении творческих заданий | Составить генеалогическое древо своей семьи. |
4 | История на карте. | 1 | 5а 5б 5в | 5а 5б 5в | Термины: историческая карта, стороны света, условные знаки | Ориентироваться на карте, показывать необходимые объекты, объяснять значение условных знаков. | Различать виды карт. | Работа с контурными картами. |
5 | История в архитектурных памятниках | 1 | 5а 5б 5в | 5а 5б 5в | Архитектурный памятник. | Объяснять предназначение пирамид, саркофага, акрополя, амфитеатра Доказать, что город – архитектурный памятник. | Описывать жилище или города, уметь сравнивать различные виды жилищ или архитектурных памятников. | Перечислит архитектурные памятники города |
6 | История вещей и одежда в разные время | 1 | 5а 5б 5в | 5а 5б 5в | Термины: трапеза, керамика, сундук, буфет, гардероб, хитон, туника, тога, кафтан | Определить назначение различных видов одежды. | Проследить изменения, происходящие в одежде из века в век. | Нарисовать одежду народов, используя дополнительную литературу. |
7 | История письменности | 1 | 5а 5б 5в | 5а 5б 5в | Термины: Иероглифы, клинопись, папирус, глиняные дощечки, пергамент, берестяные грамоты | Объяснять появления алфавита, назначение науки палеографии. | Работать с письменными источниками | Сочинить рассказ с использованием терминов. |
8 | Многообразие народов и их происхождение | 1 | 5а 5б 5в | 5а 5б 5в | Термины: народ, нация, национальность, языковая семья, традиции, обычаи. | Проследить процесс возникновения и обособления отдельных народов | Работать с лингвистическими источниками. | Составить сообщение о традициях и обычаях своего народа |
9 | Гербы, флаги, гимны, государства | 1 | 5а 5б 5в | 5а 5б 5в | Термины: Герб, флаг, гимн, штандарт | Знать составляющие элементы государственных символов | Рассказывать о значении государственной символики | Составить герб своей семьи |
10 | Россия – многонационально государство | 1 | 5а 5б 5в | 5а 5б 5в | Термины: государство, страна, народ, конституция, закон. | Знать отличие государства и страны. | Работа с картой | Подготовить минисообщение |
Раздел 2.Жизнь первобытных людей и их открытия.(5ч.) Глава 1.Собиратели и охотники каменного века. (2 ч.) | ||||||||
11 | Древнейшие люди | 1 | 5а 5б 5в | 5а 5б 5в | Даты: более 2 млн. лет назад; 40 тыс. лет назад. Термины: первобытность, первобытные люди, орудия труда, собирательство, охота, ручное рубило. | Описывать условия и образ жизни, занятия на основе данных орудий труда. | Использовать различные виды чтений: сплошное, выборочное, предварительное, повторное сканирование. | Опрос по вопросам параграфа |
12 | Первобытные собиратели и охотники | 1 | 5а 5б 5в | 5а 5б 5в | Даты:100-13 тыс. лет назад Термины: собирательство, стадо, родовая община, «человек разумный», пещерная живопись, искусство, религиозные верования, душа, боги, идол, шаман, колдун, магия, миф. | Рассказывать о расселении древнейшего человека, описывать его портрет. Объяснить причину появления религиозных верований. Рассказывать о возникновении первобытного искусства. | Пересказывать содержание учебника, объяснять термины. | Опрос по вопросам параграфа. Сделать мини-доклады на тему «Наскальные рисунки на территории России» |
Глава 2. Первобытные земледельцы и скотоводы(3ч.) | ||||||||
13 | Возникновение земледелия и скотоводства | 1 | 5а 5б 5в | 5а 5б 5в | Термины: род, родовая община, племя, вождь, старейшина, неолитическая революция, производящее хозяйство, мотыжное земледелие, плужное земледелие, скотоводство, ремесло. Основные даты: 10 тыс.лет назад. | Сравнивать и описывать орудия труда, черты первобытного человека. | Самостоятельно составлять рассказ, формулировать несложные выводы. | Опрос по вопросам параграфа |
14 | Выделение родоплеменной знати | 1 | 5а 5б 5в | 5а 5б 5в | Термины: бронзовый век, социальное расслоение, соседская община, знать, царь, город, государство, цивилизация | Подтверждать выводы примерами, описывать факты | Пересказывать содержание учебника | Опрос по вопросам параграфа |
15 | Урок повторения по теме: «Первобытный мир». | 1 | 5а 5б 5в | 5а 5б 5в | Занятия древнейших людей, орудия труда, способы организации соседской и родовой общины. | Выделять на элементарном уровне причины исторических событий, объяснять исторические термины. | Самостоятельно формулировать выводы, решать кроссворды. | Тестовые задания, устный опрос. |
Раздел 3. Древний Восток. (16ч) Глава 3. Древний Египет.(4ч.) | ||||||||
16 | Страна на берегах Нила и ее жители. | 1 | 5а 5б 5в | 5а 5б 5в | Термины: речные цивилизации, дельта, папирус, дамбы, рельеф, фараон, государство, иероглиф, свиток, вельможа, писцы, орошение полей, налоги, каналы, деспотия, вельможи, чиновники. Даты: около 3000 г. До н. э. | Показывать на карте положение Древнего Египта. Описать условия жизни и основные занятия древних египтян. | Работать с исторической картой, текстом учебника. Излагать выводы и факты. | Опрос по вопросам параграфа |
17 | Держава Тутмоса III | 1 | 5а 5б 5в | 5а 5б 5в | Термины: Фараон, война, войско, дротик, «живые убитые», дань. Даты: 1500 г. до н. э. Персоналии: Тутмос III | Использовать документ как источник исторических знаний | Работать с картой, готовить доклад | Рисунок на тему «Культура и религия древних египтян» |
18 | Религия древних египтян. Культура Древнего Египта. | 1 | 5а 5б 5в | 5а 5б 5в | Термины: храм, гробница, статуя, обряды, Амон-Ра, Хапи, Апис, миф, Осирис, Исида, Гор , мумия, саркофаг, культура, искусство, строительство пирамид, сфинкс, живопись, скульптура, иероглиф, астрономия, папирус, свиток, «Книга мертвых» | Анализировать исторические факты на элементарном уровне | Формировать несложные выводы | Рисунок на тему «Религия древних египтян» |
19 | Урок повторения по теме: «Древний Египет». | 1 | 5а 5б 5в | 5а 5б 5в | Возникновение цивилизации Древнего Египта, ее жители, их занятия, социальное расслоение. | Выделять на элементарном уровне причины исторических событий. | Самостоятельно формулировать выводы. | Тестовые задания, устный опрос. |
Глава 4.Западная Азия в древности. (7 ч.) | ||||||||
20 | Междуречье: местоположение и климат, население и его занятия. | 1 | 5а 5б 5в | 5а 5б 5в | Термины: Междуречье, шумеры, город- государство, зиккурат, клинопись, «столпотворение народов» Даты: около 6 тыс. лет назад; 3 тыс. лет назад. | Сравнивать географическую среду Египта и Двуречья, анализировать исторический документ ан элементарном уровне | Ориентирование на географической карте. | Опрос по вопросам параграфа |
21 | Древний Вавилон | 1 | 5а 5б 5в | 5а 5б 5в | Термины: законы, власть, собственность, подданные, писцы, раб, ростовщик. Даты:1792-1750 гг. до н. э. Персоналии: Хаммурапи. | Объяснять цели, мотивы, результаты законов Хаммурапи. Работать с письменными источниками. | Делать выводы, самостоятельно строить рассказ. | Опрос по вопросам параграфа |
22 | Финикия – страна мореплавателей | 1 | 5а 5б 5в | 5а 5б 5в | Термины: город – государство, пурпур, колония, финикийский алфавит. Даты: 10 в.до н. э.; 9 в. До н. э.; 600 г. до н. э. | Строить рассказ на основе одного-двух источников знаний. | Читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду | Опрос по вопросам параграфа |
23 | Древние евреи. | 1 | 5а 5б 5в | 5а 5б 5в | Термины: Библия, кочевники, Ветхий Завет, Единобожие, скрижали, завет, ковчег, филистимляне, договор, бог, единобожие, царство, храм, царь, «иерихонская труба». Даты: 10 в. до н. э. Персоналии: Израиль, Моисей, Ной, Соломон. | Описывать памятники культуры | Давать развернутый ответ и отзыв на него | Рисунок на тему «Библейские сказания» |
24 | Ассирийская империя в древности | 1 | 5а 5б 5в | 5а 5б 5в | Термины: царь, войско, колесница, конница, таран, военная держава, деспотия, налоги, повинности, наместники, «логовище львов и город крови» . Даты: 8 – 7 вв. до н. э.; 612 г. до н. э. Персоналии: Синаххериб, Ашшурбанапал. | Работать с исторической картой, документами. | Делать несложные выводы | Опрос по вопросам параграфа |
25 | Древняя Персия – «страна стран царя царей» | 1 | 5а 5б 5в | 5а 5б 5в | Термины: держава, царь, «пир Валтасара», «Вавилонское пленение», заговор, маг, сатрапии, сатрап, Царская дорога, подати, дарик . Даты: 550 г. до н. э.; 539 г. до н. э.; 525 г. до н. э. Персоналии: Кир Великий; Астиаг; Крез; Валтасар; Камбиз; Дарий 1. | Работа с историческими документами. | Давать развернутый ответ и отзыв на него | Опрос по вопросам параграфа |
26 | Урок повторения по теме: «Западная Азия в век железа». | 1 | 5а 5б 5в | 5а 5б 5в | Цивилизации Востока: Междуречье, Древний Вавилон, Финикия, Древняя Палестина, Ассирийская империя, Древняя Персия. Реальность и загадка Библии. | Выделять на элементарном уровне причины и последствия использования железных орудий труда. | Самостоятельно формулировать выводы. | Тестовые задания, устный опрос. |
Глава 5. Древняя Индия и Китай.(5 ч.) | ||||||||
27 | Местоположение и народ Древней Индии. | 1 | 5а 5б 5в | 5а 5б 5в | Термины: войны, вождь, джунгли, раджи; Персоналии: Ашока; Даты: 2 тыс. до н. э.; 3 в. До н. э.; | Работать с исторической картой | Сравнивать природные условия разных стран | Опрос по вопросам параграфа |
28 | Индийские касты | 1 | 5а 5б 5в | 5а 5б 5в | Термины: брахма, варны, брахманы, шудры, буддизм. Персоналии: Гаутама – Будда Даты:6 – 5 вв. до н. э. | Самостоятельно строить рассказ на основе одного-двух источников. | Умение пересказывать содержание учебника. | Рассказ на тему «Индийские касты» |
29 | Первые китайские государства. Учение Конфуция. | 1 | 5а 5б 5в | 5а 5б 5в | Термины: речные цивилизации, города-государства, гадательные надписи. Даты: 3 тыс. лет назад; 2 тыс. лет назад. Персоналии: Конфуций. | Правильно показывать на карте исторические объекты. | Работать с текстом учебника, выделять главное | Опрос по вопросам параграфа |
30 | Объединение Китая | 1 | 5а 5б 5в | 5а 5б 5в | Термины: железный век, царство, армия, арбалет, наместники, чиновники, гунны, Великая китайская стена, держава, деспотия, знать, налоги, великий шелковый путь, компас. Даты: 6 в. До н. э.; 3 в. До н. э.; 221 г. до н. э. Персоналии: ЦиньШихуан. | По единичным историческим фактам определять общее значение. | Формулировать несложные выводы | Опрос по вопросам параграфа |
31 | Урок повторения по теме: «Путешествие по Древнему Востоку». | 1 | 5а 5б 5в | 5а 5б 5в | Древняя Индия и Китай, развитие и достижение цивилизации | Выделять на элементарном уровне причины исторических событий. Читать карту с опорой на легенду. | Самостоятельно формулировать выводы, работать с историческими документами | Контрольная работа №1 |
Раздел 4 . Древняя Греция. (21 ч) Глава 6. Древнейшая Греция.(4 ч.) | ||||||||
32 | Природные условия Греции. | 1 | 5а 5б 5в | 5а 5б 5в | Термины: эллины, ахейцы, миф, лабиринт, «нить Ариадны», фреска, царство, Львиные ворота, «яблоко раздора», дорийцы. | Показывать, как в мифах рассказывалось об устройстве мира и истории общества. | Сравнивать природные условия разных стран и зависимость от них хозяйственной деятельности населения | Опрос по вопросам параграфа |
33 | Критское и Микенское царства. Троянская война. | 1 | 5а 5б 5в | 5а 5б 5в | Термины: Микены, Львиные ворота, Троянцы, Персоналии: Гера, Афина, Афродита, Зевс, Парис, Елена, Менелай, Спарта, Даты: 1200 г. до н.э. | Давать характеристику событиям и участникам на основе документальных источников | Работать с текстом учебника и иллюстрациями | Опрос по вопросам параграфа |
34 | Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» | 1 | 5а 5б 5в | 5а 5б 5в | Персоналии: Гомер, Ахиллес, Агамемнон, Гектор, Приама, Патрокл, Гефест, Циклоп, сирена, Персоналии: Алкиной, Демодок, Харибба. | Использовать исторические документы как источник знаний | Делать выводы | Рисунок на тему «Творчество Гомера» |
35 | Боги греков. | 1 | 5а 5б 5в | 5а 5б 5в | Термины: Олимпийские боги, сатиры, нимфы, герои, «авгиевы конюшни». | Работать с текстом учебника | Делать выводы | Сообщение на тему «Религия древних греков». Тест. |
Глава 7. Рождение античного мира.(8 ч.) | ||||||||
36 | Местоположение и природные условия Аттики. | 1 | 5а 5б 5в | 5а 5б 5в | Термины: полис, Аттика, античность, цивилизация, демос, ареопаг, архонты, законы Драконта, долговой камень, | Использовать исторический документ как источник знаний | Работать с учебником, выделять главное | Опрос по вопросам параграфа |
37 | Афинский полис. | 1 | 5а 5б 5в | 5а 5б 5в | Термины: аристократы, ареопаг, архонты, законы, долговые столбы, демократия, тирания, народное собрание. Даты: 594 г. до н. э. Персоналии: Солон. | На основе документальных источников и текста документа давать характеристику событиям и их участникам | Формулировать несложные выводы | Опрос по вопросам параграфа |
38 | Олигархическая Спарта. | 1 | 5а 5б 5в | 5а 5б 5в | Термины: илоты, государство, полис, народное собрание, Совет старейшин, цари, олигархия, «спартанское воспитание», лаконичность. | Показывать на карте места изучаемых событий | Анализировать ответы товарищей. | Опрос по вопросам параграфа |
39 | Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. | 1 | 5а 5б 5в | 5а 5б 5в | Термины: пираты, мрамор, скифы, Эллада. Даты: VIII – VIвв до н.э. Персоналии: Скил. | Читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду | Составлять рассказ | Опрос по вопросам параграфа |
40 | Олимпийские игры – общегреческие празднества. | 1 | 5а 5б 5в | 5а 5б 5в | Термины: атлеты, стадион, ипподром, Даты: 776 г.до н.э. Персоналии: Милон, Полидам, Феаген | Работать с текстом учебника и его иллюстрациями, выделяя главное. | Составлять рассказ | Рассказ на тему «Олимпийские игры в древности» |
41 | Начало Греко-персидских войн. Битва при Марафоне | 1 | 5а 5б 5в | 5а 5б 5в | Термины: полисы, триеры, фаланга, гоплиты, Марафонская битва. Даты: 500 г. до н. э.; 492 г. до н. э.; 490 г. до н. э. Персоналии: Дарий 1; Мильтиад. | На основе документальных источников и текста документа давать характеристику событиям и их участникам | Работать с картой | Опрос по вопросам параграфа |
42 | Нашествие персидских войск на Элладу | 1 | 5а 5б 5в | 5а 5б 5в | Термины: демос, народное собрание, битва у Фермопил, Саламинское сражение. Даты: 480 г. до н. э.; 479 г. до н. э. Персоналии: Фемистокл, Ксеркс, Геродот, Леонид, Эврибиад, Эсхил | Правильно показывать на карте исторические объекты | Анализировать ответы товарищей. | Опрос по вопросам параграфа |
43 | Урок повторения по теме: «Древнейшая Греция».. | 1 | 5а 5б 5в | 5а 5б 5в | Возникновение государства Греция. Афины. Спарта. Олимпийские игры. Колонии Греции. Войны Греции и Персии. | Выделять на элементарном уровне причины исторических событий. | Самостоятельно формулировать выводы. | Тестовые задания, устный опрос. |
Глава 8. Могущество и упадок Афин (5 ч.) | ||||||||
44 | Гавани Пирея. | 1 | 5а 5б 5в | 5а 5б 5в | Термины: афинские граждане, верфь, пошлина, вольноотпущенники. Даты: Vв. До н.э. | Строить рассказ на основе текста учебника | Формулировать несложные выводы | Опрос по вопросам параграфа |
45 | Город Афины. | 1 | 5а 5б 5в | 5а 5б 5в | Термины: чернофигурный рисунок, краснофигурный рисунок, портики, Акрополь, фронтоны, кариатиды. Даты: Персоналии: Фидий | Правильно употреблять и объяснять исторические термины, понятия | Описывать памятники культуры. | Опрос по вопросам параграфа |
46 | Образование в Афинах. | 1 | 5а 5б 5в | 5а 5б 5в | Термины: культура, полис, гражданин, педагог, стиль, гимнасия, палестра, красноречие. Даты: Персоналии: Поликлет, Мирон, | На основе документальных источников и текста документа давать характеристику событиям и их участникам | Составлять связный рассказ | Рассказ на тему «В Афинской гимнасии» |
47 | Возникновение театра. Трагедии и комедии | 1 | 5а 5б 5в | 5а 5б 5в | Термины: театр, комедия, трагедия, скене, орхестра, комедиограф, сатиры. Персоналии: Аристофан | Использовать исторические документы как источник знаний | Работать с учебников и дополнительной литературой самостоятельно | Сообщение на тему «Театральное искусство Древней Греции» |
48 | Перикл во главе Афин. | 1 | 5а 5б 5в | 5а 5б 5в | Термины: Афинский морской союз, Пелопонесский союз полисов, демос, демократия, народное собрание, остракизм, стратег, граждане, метеки . Даты: 478 г. до н. э. Персоналии: Перикл. | Работать с текстом учебника и историческими документами | Обобщать отдельные события | Опрос по вопросам параграфа. Тест. |
Глава 9. Македонские завоевания в IVв до н.э. (4 ч.) | ||||||||
49 | Города Греции подчиняются Македонии | 1 | 5а 5б 5в | 5а 5б 5в | Термины: царство, царь, армия, македонская фаланга, филиппик, полисы, битва при Херонее, Коринфский съезд . Даты: 338 г. до н. э. Персоналии: Филипп 2; Демосфен; Александр Македонский. | Использовать исторический документ как источник знаний | Делать несложные выводы | Опрос по вопросам параграфа |
50 | Александр Македонский и поход на Восток | 1 | 5а 5б 5в | 5а 5б 5в | Термины: «разрубить гордиев узел», битва у Исса, осадные башни, таран, Александрия, битва при Гавгамелах, македонская фаланга. Даты: 334 г. до н. э.; 333 г. до н. э.; 331 г. до н. э. Персоналии: Александр Македонский; Дарий 3; Парменион. | Работать с исторической картой | Давать характеристику персоналиям и оценку их деятельности | Опрос по вопросам параграфа |
51 | Распад державы Александра Македонского. | 1 | 5а 5б 5в | 5а 5б 5в | Термины: держава, царство, Александрия Египетская, маяк на острове Фарос, Музей, свитки, Александрийская библиотека, пергамент . Даты: 323 г. до н. э. Персоналии: Селевк, Птолемей, Сострат, Эратосфен, Аристарх Самосский, Евклид. | Работать с текстом учебника и его иллюстрациями | Формулировать несложные выводы | Опрос по вопросам параграфа |
52 | Урок повторения по теме: «Древняя Греция» | 1 | 5а 5б 5в | 5а 5б 5в | Возвышение Афин и расцвет демократии в V в.до н.э. Македония в IV в.до н.э. | Выделять на элементарном уровне причины исторических событий. | Самостоятельно формулировать выводы. | Контрольная работа №2 |
Раздел 5 . Древний Рим. (18 ч) Глава 10. Образование Римской республики . (3 ч.) | ||||||||
53 | Природа и население Древней Италии. Легенда об основании Рима. | 1 | 5а 5б 5в | 5а 5б 5в | Термины: римляне, латины, царь, ликторы, народное собрание, патриции, плебеи. Даты: 753 г.до н.э. Персоналии: Сервий Туллий, Тарквиний Гордый. | Правильно показывать на карте изучаемые объекты | Сравнивать и описывать природные условия двух стран | Опрос по вопросам параграфа |
54 | Установление господства Рима над Италией. | 1 | 5а 5б 5в | 5а 5б 5в | Термины: республика, консулы, государство, народные трибуны, вето, гражданин, сенаторы. Даты: 509 г. до н.э., 390 г.до н.э., 280 г.до н.э. Персоналии: Пирр. | Анализировать исторические факты | Обобщать отдельные события и формулировать несложные выводы | Опрос по вопросам параграфа |
55 | Римская республика | 1 | 5а 5б 5в | 5а 5б 5в | Термины: Форум Даты: 326 г. до н.э. Персоналии: Тит Ливий, | Распознавать существенные признаки и интересы различных общественных групп. | Составлять рассказ | Рассказ «Римский Форум» |
Глава 11. Римские завоевания в Средиземноморье (3 ч.) | ||||||||
56 | Пунические войны | 1 | 5а 5б 5в | 5а 5б 5в | Термины: пуны, Пунические войны, легион, карфагенский флот, абордажные мостики (вороны). Персоналии: Гамилькар, Гай Фламиний, Ганнибал. | Работать с исторической картой | Выделять главное из рассказа учителя | Опрос по вопросам параграфа |
57 | Рим превращается в мировую державу | 1 | 5а 5б 5в | 5а 5б 5в | Термины: «Освободители Греции», царство, «Ганнибал у ворот!», «Карфаген должен быть разрушен!», провинция, триумф. Даты: 146 г. до н. э. Персоналии: Марк Порций Катон. | Работать с текстом учебника | Формулировать несложные выводы | Опрос по вопросам параграфа |
58 | Рабство в Древнем Риме | 1 | 5а 5б 5в | 5а 5б 5в | Термины: имение, гладиаторы, амфитеатры, | Работать с историческими документами | Давать характеристику событиям и их участникам | Рассказ на тему «положение рабов Древнем Риме». Тест. |
Глава 12. Гражданские войны в Римской республике.(4 ч.) | ||||||||
59 | Земельные реформы братьев Гракхов. | 1 | 5а 5б 5в | 5а 5б 5в | Термины: гражданская война, легионер, закон Тиберия Гракха, народный трибун, сенат. Даты: 133 г. до н. э. Персоналии: Тиберий Гракх, Гай Гракх | Распознавать существенные признаки и интересы различных общественных групп | Анализировать факты | Опрос по вопросам параграфа |
60 | Восстание Спартака – крупнейшее в древности восстание рабов | 1 | 5а 5б 5в | 5а 5б 5в | Термины: раб, рабство, невольники, гладиатор, амфитеатр, «Хлеба и зрелищ!» , восстание, сенат, легион. Даты: 74 – 71 гг. до н. э. Персоналии: Спартак, Марк Красс, Помпей | Правильно показывать на карте изучаемые объекты | Анализировать изучаемы события | Опрос по вопросам параграфа |
61 | Диктатура Цезаря | 1 | 5а 5б 5в | 5а 5б 5в | Термины: диктатура, республика, триумвират, наместник, легион, сенат, «перейти Рубикон», «Жребий брошен !», заговор. Даты: 60 г. до н. э.; 49 г. до н. э.; 44 г. до н. э. Персоналии: Марк Красс, Гней Помпей, Гай Юлий Цезарь, Марк Брут, Гай Кассий. | Работать с текстом учебника | Делать самостоятельные выводы | Опрос по вопросам параграфа |
62 | Гибель республики. | 1 | 5а 5б 5в | 5а 5б 5в | Термины: республика, диктатор, провинция, гражданская война, сенат, Капитолий, консул, амнистия, легион. Проскрипции, провинции, империя. Даты: 43 г. до н. э.; 31 г. до н. э. Персоналии: Марк Антоний; Марк Туллий Цицерон; Октавиан; Марк Брут; Гай Кассий; Клеопатра. | Правильно употреблять исторические термины | Самостоятельное строить рассказ, пересказывать содержание учебника | Опрос по вопросам параграфа. Тест. |
Глава 13. Расцвет и могущество Римской империи. (5 ч.) | ||||||||
63 | Соседи Римской империи | 1 | 5а 5б 5в | 5а 5б 5в | Термины: парфяне, германцы, Рейн, венеды. Персоналии: Арминий, | Работать с исторической картой | Составлять сложный план параграфа | Опрос параграфа по плану |
64 | Рим при императоре Нероне. | 1 | 5а 5б 5в | 5а 5б 5в | Термины: империя, император, сенат, триумфатор, восстание, Даты: I в. до н. э.; Персоналии: Нерон; Иисус Христос. | Работать с текстом учебника и его иллюстрациями | Давать оценку государственному деятелю | Опрос по вопросам параграфа |
65 | Возникновение христианства. | 1 | 5а 5б 5в | 5а 5б 5в | Термины: язычество, религия, христианство, проповедь, мессия, пророки, евангелие, община, трапеза, церковь, патриарх, епископ . Даты: 3 в. до н. э. Персоналии: Иисус Христос; Понтий Пилат. | Работать с историческим документами и текстом учебника | Составлять рассказ | Рассказ на тему «Христианство» |
66 | Расцвет Римской империи во II в. До н.э. | 1 | 5а 5б 5в | 5а 5б 5в | Термины: колоны, даки, Дунай, водопроводы, бетон, Форум Траяна, арки. Даты: 98 – 117 гг. до н.э. Персоналии: Траян. | Обобщать отдельные факты | Работать с учебной и дополнительной литературой | Опрос по вопросам параграфа. Тест |
67 | Культурное наследие Древнего Рима. | 1 | 5а 5б 5в | 5а 5б 5в | Термины: терма, Колизей, Большой Цирк, Пантеон, колонна Траяна, Помпеи. | Описывать памятники культуры, проводить причинно-следственные связи культурных достижений и уровня развития цивилизации. | Работать с вещественными историческими документами | Составить доклад. |
Глава 14. Поздняя Римская империя и закат античной цивилизации (3ч.) | ||||||||
68 | Император Константин | 1 | 5а 5б 5в | 5а 5б 5в | Термины: империя, император, реформа, сенат, городской совет, монарх, провинция, цезарь, август, гражданская война, налоги, область, чиновник, христианство . Даты: 330 г. Персоналии: Константин. | Работать с текстом учебника и его иллюстрациями | Давать оценку государственному деятелю | Опрос по вопросам параграфа |
69 | Падение Западной Римской Империи. | 1 | 5а 5б 5в | 5а 5б 5в | Термины: империя, варвары, император, Великое переселение народов, Западная Римская империя, Византия, вандализм, Вечный город . Даты: 378 г.; 395 г.; 410 г.; 451 г.; 476 г. Персоналии: Феодосий 1; Стилихон; Аларих; Гонорий; Атилла; Флавий Аэций; Ромул Августул. | Работать с исторической картой, историческими документами | Делать выводы | Опрос по вопросам параграфа |
70 | Урок повторения по теме: «Древний Рим». | 1 | 5а 5б 5в | 5а 5б 5в | Древний Рим, его расцвет и упадок. Римская республика. Пунические войны. Земельные реформы братьев Гракха. Восстание Спартака Диктатура Цезаря. Рим при императоре Нероне. Рим при императоре Константине | Выделять на элементарном уровне причины исторических событий. | Самостоятельно формулировать выводы. | Контрольная работа №3 |
Календарно-тематическое планирование
Нургалиевой Альбины Фларисовны
по истории на 2011 / 2012 учебный год
План составлен согласно Примерной программе основного общего образования по истории и требованиям к обязательному минимуму содержания образования по истории, определенных в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004 г. № 1089).
Предмет | Класс | Всего кол-во часов | Кол-во часов в неделю | Количество | Автор учебника, год издания | ||||
Контр. Работ | Зачетов | Тестовых заданий | Лабор., практич. работ | Демонстрация | |||||
история | 5 А, Б, В, | 70 | 2 | 3 | - | - | - | А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свеницкая, 2006 г. |
Методическая тема на 2011 / 2012 учебный год
Городская | Школьная | Учителя | ||
Совершенствование методической работы в образовательном учреждении как основной механизм профессионального роста учителя в повышении качества образования | Формирование коммуникативных, учебно-познавательных компетенций личности, усвоившей образовательный стандарт по ступеням обучения, на основе электронных образовательных ресурсов и компетентносно-ориентированных заданий в условиях введения новых стандартов. | Развитие речевой деятельности на уроках истории и обществознания. | ||
РАССМОТРЕНО На заседании МО Протокол от _______ 2011 г. № ____ Руководитель МО Зимина Н.Г. Дата«_____» _______ 2011 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора __________ Г.Г.Гатауллина Дата«_____» _______ 2011 г. |
График контрольных, практических, лабораторных работ.
Контрольная, практическая, лабораторная работа | Дата |
Урок повторения по теме: «Путешествие по Древнему Востоку». Контрольная работа №1 | |
Урок повторения по теме: «Древняя Греция». Контрольная работа №2 | |
Урок повторения по теме: «Древний Рим». Контрольная работа №3 |
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся.
Оценка «5» - материал усвоен в полном объеме; изложение логично; основные умения сформированы и устойчивы; выводы и обобщения точны и связаны с явлениями окружающей жизни;
Оценка «4» - в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное; отдельные умения недостаточно устойчивы; в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности;
Оценка «3» - в усвоении материала имеются пробелы, он излагается несистематизированно; отдельные умения недостаточно сформированы; выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки;
Оценка «2»- основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет;
Критерии и нормы оценки выполнения тестовых заданий
Число заданий в тесте | Оценка | |||
«2» | «3» | «4» | «5» | |
5 | 3 и менее | 3 | 4 | 5 |
6 | 3 и менее | 3 | 5 | 6 |
7 | 4 и менее | 5 | 6 | 7 |
8 | 5 и менее | 6 | 7 | 8 |
9 | 5 и менее | 6 | 7, 8 | 9 |
10 | 6 и менее | 7 | 8 | 9, 10 |
11 | 6 и менее | 7, 8 | 9 | 10, 11 |
12 | 7 и менее | 8 | 9, 10 | 11, 12 |
13 | 8 и менее | 9, 10 | 11, 12 | 13 |
14 | 9 и менее | 10, 11 | 12, 13 | 14 |
15-16 | 9 и менее | 10 | 11, 12, 13 | 14, 15, 16 |
18 | 11 и менее | 12, 13 | 14, 15, 16 | 17, 18 |
24 | 15 и менее | 16, 17, 18 | 19, 20, 21 | 22, 23, 24 |
30 | 19 и менее | 20, 21, 22, 23 | 24, 25, 26, 27 | 28, 29, 30 |
- за выполнение тестовых заданий на 85-100 % ставится оценка «5»
- за выполнение тестовых заданий на 75-84 % ставится оценка «4»
- за выполнение тестовых заданий на 66-74 % ставится оценка «3»
- за выполнение тестовых заданий менее 66 % ставится оценка «2»
Литература и средства обучения, в том числе электронные образовательные ресурсы
Средства обучения
Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего Мира. 5 кл. Вып.1. Жизнь первобытных людей. Древний Восток; Вып.2. Древняя Греция. Древний Рим.
Настенные исторические карты.
1. Древние государства мира.
2. Рост территории государств в древности.
3. Древний Восток. Египет и Передняя Азия.
4. Древний Восток. Индия и Китай (III тыс.до н.э. – III в.н.э.).
5. Древняя Греция (до середины V в.до н.э.).
6. Древняя Греция (V в.до н.э.).
7. Завоевания Александра Македонского в IVв.до н.э.
8. Древняя Италия
9. Рост Римского государства в период республики и империи.
10. Рост Римского государства в III в.до н.э.- II в.н.э.
11. Римская республика III – Iвв.до н.э.
12.Римская империя I – III вв.н.э.
13. Римская империя IV – V вв. Падение Западной Римской империи.
Мультимедийные пособия
1. Древний Египет. 5 класс. Учебное электронное издание. Просвещение.
2. Древняя Греция. 5 класс. Учебное электронное издание. Просвещение.
3. Древний Рим. 5 класс. Учебное электронное издание. Просвещение.
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка к рабочей программе учебного курса.
Рабочая программа учебного курса истории для 5 класса (далее - Рабочая программа) составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2006г. и авторской программы под редакцией А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свеницкой «История Древнего мира», издательство «Просвещение», 2006 г.
Рабочая программа рассчитана на 70 часов, в том числе на изучение пропедевтического модуля «Что изучает история» выделено 10 часов. Изучая историю на ступени основного общего образования учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем.
Изучение истории ориентировано на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций.
Основная содержательная линия рабочей программы в 5 классе реализуется в рамках курса «История Древнего мира». Освоение содержания исторического материала осуществляется с опорой на меж предметные связи с курсами обществознание, география, филология, искусство.
Содержание программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы.
Рабочая программа построена на основе цивилизационного подхода к историческому процессу. При этом акцент делается преимущественно на комплексные характеристики древних обществ, особое внимание обращено на культуру, религию и на самого человека: его образ жизни, ментальность, повседневность.
Преобладающей формой текущего контроля выступает устный опрос (собеседование, сообщения, доклады).
Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий:
- учебник (А.А.Вигасин. История Древнего мира: учеб. Для 5 кл. общеобразоват.учреждений - М.: «Просвещение», 2006 г. – 287с.),
- методическое пособие для учителя (Г.И.Годер. История Древнего мира. Методической пособие. 5 класс: для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2009. – 352с.),
- примерную программу (Сборник нормативных документов. История / сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – М.: Дрофа, 2008.).
Цели
Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
• воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
• освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
• овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
• формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;
• применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
Содержание программы учебного курса.
Раздел 1. Что изучает история. (10ч.)
1. Что изучает история Древнего мира.
Исторические источники и факты. Историческая память. Источники знаний о прошлом. Свидетельства Древней истории на территории нашей страны, нашего родного края.
2. Счет лет в истории.
Историческая хронология. Представление о счете времени по годам в древних государствах. Наша эра. Лента времени. Счет до нашей эры. Понятие « дата». Обозначение дат на линии времени. Летоисчисление.
3. Моя родословная. Я и мое имя.
Родословная – история семьи. Генеалогическое древо. Род, поколение, предки, семья, именины, отчество, фамилия. Происхождение имен и фамилий.
4. История на карте
Историческая карта, стороны света, условные знаки. Историческая карта. Легенда карты. Условные обозначения. Роль исторической карты в изучении истории.
5. История в архитектурных памятниках
Архитектурный памятники. История возникновения различных архитектурных памятников (Пирамида, Афинский Акрополь. Римский Амфитеатр)
6. История вещей и одежда в разные времена
Трапеза в разные времена. Дом для одежды. Одежда в разные времена.
7. История письменности
Загадочные письмена (иероглифы, клинопись). Рождение алфавита. Материал для письма. Палеография.
8. Многообразие народов и их происхождение
Народ, нация, национальность, языковая семья, традиции, обычаи
9. Гербы, флаги, гимны, государства
Гербы, флаги, гимны государств. Российская государственная символика..
10. Россия – многонациональное государство
Россия – многонациональное государство
Раздел 2. Жизнь первобытных людей и их открытия.(5 ч.)
Глава 1. Собиратели и охотники каменного века. (2 ч.)
- Древнейшие люди
Предки человека. Выделение человека из мира животных. Расселение древнейшего человечества. Влияние природных условий на жизнь первобытных людей. Стоянки первобытных людей на территории нашей страны, края. Занятия, орудия труда первобытных людей. Условия жизни древнейших людей, их отличия от животных и современных людей
- Первобытные собиратели и охотники
Овладение огнем и его роль в жизни древнейших людей. Отличия «человека разумного» от древнейшего человека.
Глава 2. Первобытные земледельцы и скотоводы(3ч.)
- Возникновение земледелия и скотоводства
Скотоводство и земледелие – величайшие открытия человечества, которые привели к созданию надежных источников питания людей.
- Выделение родоплеменной знати
Понятия: «старейшина», «племя», «производящее хозяйство», «присваивающее хозяйство». Причины появления неравенства между людьми. Понятия: «неравенство», «соседская община», « знать», «государство».
- Урок повторения по теме: «Первобытный мир».
Раздел 3. Древний Восток. (16 ч)
Глава 3. Древний Египет.(4 ч.)
- Страна на берегах Нила и ее жители.
Географическое местоположение и природные условия. Возникновение государства в Египте. Население.
- Держава Тутмоса III
Управление государством в Древнем Египте (фараон, Вельможа, жрец).
- Религия древних египтян. Культура Древнего Египта.
Религия древних египтян. Священные животные, боги. Миф об Осирисе и Исиде. Обожествление фараона. Храмы и пирамиды. Письменность и научные познания. Древнеегипетская школа.
- Урок повторения по теме: «Древний Египет».
Основные понятия и даты темы.
Глава 4. Западная Азия в древности. (7 ч.)
- Междуречье: местоположение и климат, население и его занятия.
Местоположение и природные условия Южного Двуречья. Использование глины в строительстве, в быту, для письма. Земледелие, основанное на искусственном орошении.
- Древний Вавилон
Древневавилонское царство. Законы Хаммурапи: ограничение долгового рабства; представление о талионе, о неравенстве людей перед законом. Понятия: закон, ростовщик.
- Финикия – страна мореплавателей
Города Финикии – Библ, Сидон, Тир. Виноградарство и оливководство. Ремесла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Морская торговля и пиратство. Основание колоний вдоль побережья Средиземного моря. Древнейший алфавит.
- Древние евреи
Древние евреи. Представление о Библии и Ветхом завете. Понятие «единобожие». Библейские мифы и сказания. Моральные нормы библейских сказаний. Библейские предания о героях.
- Ассирийская империя в древности
Ассирийские завоевания. Ограбления побежденных стран, массовые казни. Столица державы Ниневия. Царский дворец. Представление об ассирийском искусстве. Библиотека Ашшурбанапала. Гибель Ассирии.
- Древняя Персия – «страна стран царя царей»
Образование Персидской державы. Цари Кир, Дарий Первый. «Царская дорога», ее использование для почтовой связи. Взимание налогов серебром.
- Урок повторения по теме: «Западная Азия в век железа».
Основные понятия и даты темы.
Глава 5. Древняя Индия и Китай.(5 ч.)
- Местоположение и народ Древней Индии.
Местоположение и природа Древней Индии. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Древнейшие города. Сельское хозяйство. Выращивание риса, хлопчатника, сахарного тростника.
- Индийские касты
Религиозные верования. Представление о кастах. Возникновение буддизма. Объединение Индии под властью Ашоки. Индийские цифры.
- Первые китайские государства. Учение Конфуция
Местоположение и природа Древнего Китая. Реки Хуанхэ и Янцзы. Учение Конфуция. Китайские иероглифы и книги.
- Объединение Китая
Объединение Китая при Цинь Шихуане. Расширение территории. Строительство Великой китайской стены. Деспотизм властелина Китая. Возмущение народа. Свержение наследников Цинь Шихуана. Шелковый великий путь. Исторические события.
- Урок повторения по теме: «Путешествие по Древнему Востоку».
Основные понятия и даты темы.
Раздел 4 . Древняя Греция. (21 ч)
Глава 6. Древнейшая Греция.(4 ч.)
- Природные условия Греции
Местоположение и природные условия. Роль моря в жизни греков. Отсутствие полноводных рек.
- Критское и Микенское царства. Троянская война.
Время существования крито-микенской цивилизации. Археологические открытия: Г. Шлиман.
- Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея»
Поэмы Гомера как литературное произведение.
- Боги греков.
Боги Древней Греции. Герои греков. Олимпийская религия. Земледельческие культы. Мифы о богах и героях. Миф о Деметре и Персефоне. Миф о Прометее. Подвиги Геракла.
Глава 7. Рождение античного мира.(8 ч.)
- Местоположение и природные условия Аттики.
Местоположение и природные условия Аттики. Неблагоприятные условия для выращивание зерновых. Бедственное положение земледельцев. Реформы Солона. Реформы Клисфена. Демократическое устройство Афин.
- Афинский полис.
Местоположение и природные условия Аттики. Неблагоприятные условия для выращивание зерновых. Бедственное положение земледельцев. Реформы Солона. Реформы Клисфена. Демократическое устройство Афин.
- Олигархическая Спарта.
Особенности природы, занятий и населения Спарты. Спартанское воспитание и образ жизни. Олигархическое управление в Спарте.
- Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей.
Причины греческой колонизации. Географическое расположение колоний. Характерные черты греческих колоний
- Олимпийские игры – общегреческие празднества.
Главная идея общегреческих игр. Олимпийские игры. Олимпийские игры. Спорт в жизни древних греков. Организация игр. Виды состязаний. Знаменитые греческие атлеты.
- Начало Греко-персидских войн. Битва при Марафоне
Причины Греко-персидских войн. Соотношение сил. Особенности греческого войска. Марафонское сражение.
- Нашествие персидских войск на Элладу
Греко-персидские войны.
- Урок повторения по теме: «Древнейшая Греция».
Основные понятия и даты темы.
Глава 8. Могущество и упадок Афин (5 ч.)
- Гавани Пирея.
В гаванях афинского порта Пирей.
- Город Афины.
Состав населения Афинского полиса. Архитектура Афин.
- Образование в Афинах.
Воспитание гражданина. Роль простого человека в государственном управлении. Школа в Древней Греции. Педагоги и ученики. Важнейшие предметы изучения, музыка, гимнастика. Гимнасий. Ученые и философы.
- Возникновение театра. Трагедии и комедии
Устройство театра. Древнегреческие представления: комедии и трагедия.
- Перикл во главе Афин.
Афинская демократия при Перикле. Народное собрание. Друзья и соратники Перикла.
Глава 9. Македонские завоевания в IVв до н.э. (4 ч.)
- Города Греции подчиняются Македонии
Местоположение Македонского царства. Македонский царь Филипп и его завоевания. Македонская фаланга, конница. Междоусобные войны в Греции. Оратор Демосфен и его борьба против македонской агрессии. Установление власти Македонии над Грецией. Битва при Херонее. Потеря Элладой независимости. Коринфский конгресс. Убийство царя Филиппа и приход к власти Александра.
- Александр Македонский и поход на Восток
Личность Александра Македонского: происхождение, внешность, черты характера, образование. Походы Александра Македонского. Мировая держава Александра. Возникновение новых городов и государства.
- Распад державы Александра Македонского.
Основание Александрии Египетской. Устройство города, его достопримечательности. Вклад древних эллинов в мировую культуру. Сопоставление управления в странах Древнего Востока с управлением в Афинах.
- Урок повторения по теме: «Древняя Греция»
Основные понятия и даты темы.
Раздел 5 . Древний Рим. (18 ч)
Глава 10. Образование Римской республики. (3 ч.)
- Природа и население Древней Италии. Легенда об основании Рима.
Местоположение и природные особенности Италии. Население древней Италии. Легенда об основании Рима.
- Установление господства Рима над Италией.
Установление господства Рима над Италией. Господство Рима в Средиземноморье.
- Римская республика
Управление древнейшим Римом. Ликвидация царской власти. Возникновение республики. Борьба плебеев за свои права. Устройство Римской республики.
Глава 11. Римские завоевания в Средиземноморье (3 ч.)
- Пунические войны
Первые победы Рима над Карфагеном. Завоевания – главный источник рабства.
- Рим превращается в мировую державу
Рим – столица империи. Архитектура и строительное искусство римлян. Пантеон. Колизей. Акведуки Рима. Триумфальные арки. Дворцы, особняки, многоэтажные дома. Устройство римского дома. Римляне в повседневной жизни. В цирке и в термах. В провинциях империи. Строительство дорог. Предоставление прав свободному населению империи. Жизнь в деревне. Римский колонат.
- Рабство в Древнем Риме
Рабство в Риме. Источники рабства. Положение рабов. Использование рабского труда в сельском хозяйстве. Работорговля.
Глава 12. Гражданские войны в Римской республике.(4 ч.)
- Земельные реформы братьев Гракхов.
Земельный закон Тиберия Гракха
- Восстание Спартака – крупнейшее в древности восстание рабов
Крупнейшее в древности восстание рабов. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших. Превращение римской армии в наемную. Кризис управления.
- Диктатура Цезаря
Единовластие Цезаря. Установление империи в Риме.
- Гибель республики.
Управление Римской империей.
Глава 13. Расцвет и могущество Римской империи. (5 ч.)
- Соседи Римской империи
Рим и варвары. Готы и гунны.
- Рим при императоре Нероне.
Территория империи. Соседи Римской империи. Отношения с Парфянским царством.
Обожествление императоров. Нерон (террористические методы правления, пожар в Риме и преследование христиан). Восстание в армии и гибель Нерона.
- Возникновение христианства.
Христианство – мировая религия. Исторические предпосылки возникновения христианства. Иудейский мессианизм. Пророки в Палестине. Жизнь и учение Христа. Распространение христианства. Евангелие. Первые христиане. Гонения на христиан. Христианская церковь.
- Расцвет Римской империи во II в. До н.э.
Появление колонов. Правление Траяна. Города Рима.
- Культурное наследие Древнего Рима.
Все дороги ведут в Рим. Триумфальные арки. Колизей. Пантеон. Особняки и многоэтажные дома. Бани. Цирк.
Глава 14. Поздняя Римская империя и закат античной цивилизации (3ч.)
- Император Константин
Император – «бог и господин» Диоклетиан. Обожествление и неограниченная власть императора. Последние гонения на христиан. Константин Великий и его реформы. Укрепление императорской власти. Признание христианства. Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток.
- Падение Западной Римской Империи.
Империя и ее проблемы. Римляне и варвары. Великое переселение народов. Восстание готов на Дунае и битва при Адрианополе. Феодосий 1. Разделение Римской империи на два государства – Восточную Римскую империю и Западную Римскую империю. Варвары в армии. Борьба полководца Стилихона с готами. Убийство Стилихона по приказу Гонория. Взятие Рима готами во главе с Аларихом. Нашествие гуннов. Битва на Каталаунских полях («Битва народов»). Разграбление Рима вандалами. Опустошение Вечного города варварами. Падение Западной Римской империи.
- Урок повторения по теме: «Древний Рим».
Основные понятия и даты темы
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения истории Древнего мира ученик должен
знать/понимать
• основные этапы и ключевые события истории древнего мира
• выдающихся деятелей истории древнего мира;
• важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
• изученные виды исторических источников;
уметь
• соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
• использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
• показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий по истории древнего мира;
• рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событии и памятников культуры на основе иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
• соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по за данному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событии и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
• объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории древнего мира, достижениям мировой культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
• высказывания собственных суждений об историческом наследии народов мира;
• объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
• использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Оценки устного ответа на уроках истории.
*Оценка «пять» - раскрытие материала полное, дополнения не требуется.
*Оценка «четыре» - в изложении материала допущены незначительные неточности.
*Оценка «три» - в изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе имеются значительные фактические ошибки.
*Оценка «два» - главное содержание фактического материала по вопросу не воспроизведено.
Оценки письменного ответа на уроках истории.
*Оценка «пять» - задания выполнены на 95 – 100 %
*Оценка «четыре» - задания выполнены на 75 – 94 %
*Оценка «три» - задания выполнены на –51- 74%
*Оценка «два» - задания выполнены на 50 %
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «СОШ № 28»
________ Ахметянов И.Г.
Календарно-тематическое планирование
Нургалиевой Альбины Фларисовны
По истории на 2011-2012 учебный год
План составлен на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по истории (Сборник нормативных документов. История / сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – М.: Дрофа, 2008.)
Предмет | Класс | Всего кол-во часов | Кол-во часов в неделю | Количество | Автор учебника, год издания | ||||
Контр. Работ | Зачетов | Тестовых заданий | Лабор., практич. работ | Демонстрация | |||||
история | 5 А, Б, В, | 70 | 2 | 3 | - | 8 | - | - | А.А.Вигасин. История Древнего мира: учеб. Для 5 кл. общеобразоват.учреждений - М.: «Просвещение», 2006 г. – 287с |
Методическая тема на 2011 / 2012 учебный год
Городская | Школьная | Учителя | ||
Совершенствование методической работы в образовательном учреждении как основной механизм профессионального роста учителя в повышении качества образования | Формирование коммуникативных, учебно-познавательных компетенций личности, усвоившей образовательный стандарт по ступеням обучения, на основе электронных образовательных ресурсов и компетентносно-ориентированных заданий в условиях введения новых стандартов. | Развитие речевой деятельности на уроках истории и обществознания. | ||
РАССМОТРЕНО На заседании МО Протокол от _______ 2011 г. № ____ Руководитель МО Зимина Н.Г. Дата«_____» _______ 2011 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора __________ Г.Г.Гатауллина Дата«_____» _______ 2011 г. |
График контрольных, практических, лабораторных работ.
Контрольная, практическая, лабораторная работа | Дата |
Урок повторения по теме: «Путешествие по Древнему Востоку». Контрольная работа №1 | |
Урок повторения по теме: «Древняя Греция». Контрольная работа №2 | |
Урок повторения по теме: «Древний Рим». Контрольная работа №3 |
Литература и средства обучения, в том числе электронные образовательные ресурсы
Средства обучения
- Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего Мира. 5 кл. Вып.1. Жизнь первобытных людей. Древний Восток; Вып.2. Древняя Греция. Древний Рим.
- Атлас по истории Древнего мира. М.:Дрофа,2009.
- Методика преподавания проведения игр и дискуссий на уроках истории.- М.: ВЛАДОС – ПРЕСС, 2004. -256 с.
- Тесты. История Древнего мира. М.:Дрофа,2008.
Настенные исторические карты.
1. Древние государства мира.
2. Рост территории государств в древности.
3. Древний Восток. Египет и Передняя Азия.
4. Древний Восток. Индия и Китай (III тыс.до н.э. – III в.н.э.).
5. Древняя Греция (до середины V в.до н.э.).
6. Древняя Греция (V в.до н.э.).
7. Завоевания Александра Македонского в IVв.до н.э.
8. Древняя Италия
9. Рост Римского государства в период республики и империи.
10. Рост Римского государства в III в.до н.э.- II в.н.э.
11. Римская республика III – Iвв.до н.э.
12.Римская империя I – III вв.н.э.
13. Римская империя IV – V вв. Падение Западной Римской империи.
Мультимедийные пособия
1. Древний Египет. 5 класс. Учебное электронное издание. Просвещение.
2. Древняя Греция. 5 класс. Учебное электронное издание. Просвещение.
3. Древний Рим. 5 класс. Учебное электронное издание. Просвещение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
календарно-тематический план по географии (8 класс) к учебнику автора Домогацких Е.М.
ктп составлен в соответствии с образовательным Стандартом...
календарно-тематический план по географии (8 класс) к учебнику автора Домогацких Е.М.
Ктп разработан в соответствии с образовательным Стандартом...
Календарно-тематический план по биологии 9 класс (по учебнику Сонина)
Календарно-тематический план по биологии 9 класс (по учебнику Сонина)...
Календарно-тематическое планирование. Геометрия 7 класс. Базовый учебник Геометрия 7-9 класс.Авторы : Атанасян Л.С. и др.
Календарно-тематическое планирование. Геометрия 7 класс. Базовый учебник Атанасян Л.С. и др. Геометрия 7-9 класс....
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ЛИТЕРАТУРЕ 9 КЛАСС ПО УЧЕБНИКУ Б. А.ЛАНИНА
Календарно-тематический план по литературе по ФГОС по учебнику Б.А.Ланина рассчитан на 102 часа, для 9 класса ....
календарно- тематическое планирование по ФГОС 5 класс к учебнику А.А Вигасин
Данная календарно- тематическое планирование курса «История Древнего мира» предназначена для учащихся 5 класса средней общеобразовательной школы п.Аскиз, изучающих предмет в первом концент...
Календарно-тематическое планирование по истории 5 класс (по учебнику А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая)
+Календарно-тематическое планирование 5 класс (70 час.) № п/пТема урокаКол-во часовДатапроведения урокаДомашнее заданиепланфакт1Введение1 Стр. 8 Раздел 1. Жизнь первобытных л...