Урок-суд по теме "Наполеон Бонапарт: великий злодей или великий герой?»
план-конспект урока истории (8 класс) по теме
Тип урока: обобщения и систематизации
Форма урока: урок-суд
Методы: проблемного обучения, частично-поисковый, исследовательский (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер);
практический; стимулирования и мотивации (Ю.К. Бабанский)
Цель: оценить роль личности Наполеона Бонапарта в истории.
Задачи:
- обобщить и закрепить знания, полученные при изучении темы "Образование и разгром империи Наполеона",
- продолжить формирование оценочных суждений, развивать навыки самостоятельной работы с различными источниками знаний,
- развивать умение актуализировать ранее полученные знания, определять причинно-следственные связи, делать аргументированный выбор, доказывать свою точку зрения, обобщать и систематизировать результаты работы,
- воспитывать толерантность, уважение к историческому прошлому своего и других народов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-sud_galemskaya.docx | 27.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Конкурс профессионального мастерства педагогов
“Мой лучший урок”
Направление: гуманитарное
Предмет: истории
Класс: 8
Тема: «Наполеон Бонапарт: великий злодей или великий герой?»
сценарий урока
Автор: Галемская Наталья Валерьевна, учитель истории и обществознания МНОУ «Гимназия №1 города Белово»
Белово 2011
Учитель: Галемская Наталья Валерьевна
Предмет: история
Класс: 8
Тема урока: «Наполеон Бонапарт: великий злодей или великий герой?»
Тип урока: урок повторения и обобщения, урок-суд
Цели урока: оценить роль личности Наполеона Бонапарта
в истории
Задачи:
- обобщить и закрепить знания, полученные при изучении темы «Образование и разгром империи Наполеона», продолжить формирование навыков оценочных суждений, развивать навыки самостоятельной работы с различными источниками знаний;
- развивать умение актуализировать ранее полученные знания, определять причинно-следственные связи, делать аргументированный выбор, доказывать свою точку зрения, обобщать и систематизировать результаты работы;
- воспитывать толерантность, уважение к историческому прошлому своего и других народов
Оборудование урока:
Учебник: Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М., Новая история. 1800-1917; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010.
Хрестоматия по новой историй: первый период: Пособие для учителя. Под редакцией П.И.Остринова и др. – М.: Просвещение, 2005.
Карта: «Европа в начале XIX века»
Медиакомплекс
Портрет Наполеона Бонапарта в окружении его высказываний (У политики нет сердца, а есть только голова. Один плохой главнокомандующий лучше двух хороших.
Гениальные люди — это метеоры, призванные сгореть, чтобы озарить свой век.
Для управления печатью нужны хлыст и шпоры. Есть два рычага, которыми можно двигать людей, — страх и личный интерес. Каждый французский солдат носит в своем ранце маршальский жезл. Войско баранов, возглавляемое львом, всегда одержит победу над войском львов, возглавляемых бараном. Выиграл сражение не тот, кто дал хороший совет, а тот, кто взял на себя ответственность за его выполнение и приказал выполнить.
Кто умеет льстить, умеет и клеветать. Любовь к родине — первое достоинство цивилизованного человека. Наибольшая из всех безнравственностей — это браться за дело, которое не умеешь делать. Народ, не желающий кормить свою армию, вскоре будет вынужден кормить чужую. Не давать людям состариться — в этом состоит большое искусство управления. Большие батальоны всегда правы);
Репродукции « Россия: 1812 год»; «Война всегда война…».
Основные этапы урока:
Подготовительный этап. Учитель выбирает тему, определяет цели и задачи урока, доводит их до сведения учащихся. Распределяются роли (председатель суда, судьи, присяжные, прокурор и их помощники, адвокаты и их помощники, свидетели, корреспонденты газет). Даются рекомендации по дополнительному чтению. Ребята работают как индивидуально, так и в учебных микро группах и в учебных парах.
На подготовительном этапе игры учитель выступает в роли инструктора: в ходе индивидуальной работы заслушивает и корректирует каждое выступление. Готовить выступление с позиции обвинения и защиты одного и того же человека ребятам интересно. Возникает необходимость рассмотреть изученный материал с различной позиций, аргументировать свою точку зрения. В сложном процессе отбора материала для выступления школьники учатся уважать труд своих одноклассников и их мнения. Когда все тексты выступлений проверены и отработаны, ученики под руководством одноклассника, выбравшего роль председателя суда, выстраивают план проведения игры и порядок выступлений, вместе с учителем определяется регламент урока.
обучающиеся готовят презентации, иллюстрирующие выступления.
Вводный этап. Учитель проводит мотивацию деятельности, акцентирует внимание школьников на актуальности и значимости темы.
Основной этап. Игра проходит по намеченному плану. Учитель выполняет роль ведущего, либо передает эту роль председателю суда и присутствует на уроке в качестве присяжного или наблюдателя.
Оценочный этап. Организуется рефлексия.
Ход урока
Учитель. Интерес потомков неизменно привлекают люди, оставившие в прошлом глубокий след. Наполеону посвящены многочисленные научные и художественные произведения; по сей день во всем мире у него остаются как поклонники, так и противники. Наша задача, взглянуть на Наполеона Бонапарта - человека удивительной необыкновенной судьбы, глазами людей разных убеждений и судеб и попытаться оценить его роль в истории.
Представители прессы: (Раздают заранее отпечатанные номера газет с портретом Наполеона.)
- Сенсация!
- Только наша газета раскрывает все тайны величайшего события в истории!
- Суд над Наполеоном!
- Как сложится судьба этого талантливого и властолюбивого человека?
- Следите за ходом суда вместе с нами!
Корреспондент газеты «Таймс» Клэр Дэйвор. В преддверии суда наша газета публикует статью под названием «Наполеон Бонапарт. Кто он? Великий злодей или великий герой?». В ней гворится: «Очень скоро мы станем очевидцами суда над человеком, который уже заставил говорить о себе современников и заставит говорить о себе потомков. Наполеона будут обвинять и защищать самые известные юристы нашего времени. Нам известно, что в качестве свидетелей приглашены солдаты французской армии, жители воевавших с Наполеоном стран, а также его родные. Какой приговор вынесут глубокоуважаемые судьи?»
Присяжным раздаются листы с вопросом: виновен ли Наполеон перед человечеством?
Председатель суда. Прошу всех встать. Начинаем судебное разбирательство по делу Наполеона Бонапарта, 1769 года рождения, уроженца острова Корсика, города Аяччо. Человека, с которым связаны целый период истории Франции, а также серия войн за господство над миром. Слово для обвинения представляется прокурору Марии Каролине де Сталь.
Прокурор Мария Каролина де Сталь. Считаю себя вправе напомнить вам, что военные преступления и преступления перед человечеством не имеют срока давности. Каждый, кто повинен в смерти людей, должен понести суровое наказание. Я обвиняю человека , имя которого Наполеон Бонапарт, и предъявляю ему следующие обвинения: в организации и развязывании войны против человечества; в установлении тирании во Франции; в навязывании своей воли и порабощении других народов мира; в гибели Великой армии ( 579 тыс. человек); в нанесении России огромного морального и человеческого ущерба; в унижении и превращении в пепел Смоленска, Пскова, Калуги, Вязьмы, Малоярославца и других городов; в нанесение громадного урона промышленности и сельскому хозяйству России; в уничтожении монастырей, соборов, церквей, казенных строений; в материальных потерях частных лиц в столице и уездах; в уничтожении и разграблении Москвы.
В начале 19 века к власти во Франции пришел дерзкий, хладнокровный, непреклонный, амбициозный человек - Наполеон Бонапарт, имевший необузданное стремление к господству и владычеству. Униженный нищетой с детства, не имевший друзей, он чувствовал некую ущербность, которую компенсировал неимоверным рвением к учебе, трудолюбием, жаждой славы. Он обладал гипнотическим магнетизмом, не любил себе подобных людей - сильных и властных. С приходом квлласти, он потерял чувство реальности, заболел манией величия, поставил себя выше Бога. Наполеон не мог жить без войны. Война была его стихией. Считаю себя обязанной обратить внимание и на другое: Наполеон не был верен своей армии, мог бросить ее в самую тяжелую минуту. Тайно покинул Европу, бежал из России, оставил солдат умирать там от голода, холода, болезней.
А теперь я попрошу заслушать показания свидетелей.
Председатель суда. Приглашается свидетели для дачи показаний.
Архарова Елизавета Тимофеевна. Возможно, мое выступление покажется жестоким, но я расскажу обо всем, что видела своими собственными глазами. Госпиталь, в котором я работала, находился близ Москвы. Как известно, самым крупным сражением войны была битва на Бородинском поле. Россия оплакивала гибель более сорока тысяч убитых, тысячи людей были ранены. К нам поступали сотни раненых и покалеченных солдат. У них были очень тяжелые ранения, некоторые поступили к нам без рук, ног, с изуродованными лицами. У нас в госпитале не хватало сестер, и многие женщины, не имея специальной подготовки, помогали, как могли. Бывали случаи, когда в госпиталь поступали раненые дети. Помню, я оказывала помощь солдату, который в результате ранения был изуродован до неузнаваемости. Он не мог самостоятельно передвигаться, не мог самостоятельно питаться, он был беспомощным. Нередко мы оказывали помощь и изувеченным войной французским солдатам. Я обвиняю Наполеона в том, что он оставил после себя кровь, разрушения, могилы, слезы. Имя Наполеона - символ страданий и смерти людей, которые могли бы жить и быть счастливыми.
Председатель суда. Приглашается следующий свидетель для дачи показаний Жан Люк Рулле.
Жан Люк Рулле. Я бывший солдат армии Наполеона в 1812г. Участвовал в походе на Россию. После Бородина, где наши потери были велики, мы всё-таки вступили в Москву. Город был мёртв и горел. Мы превратились в грабителей и мародёров. Шестого октября мы покинули Москву, но на нашем пути встала окрепшая русская армия. Под Малоярославцем мы проиграли сражение, и нам пришлось отступать по разорённой дороге. На нас нападали партизаны. Голодные, боящиеся каждого шороха мы стали похожи на какой-то сброд. Как только Наполеон понял что поход проигран, он бросил свою армию со словами: «Армии больше нет!» Мы принесли ему славу, мы верили в него, но были брошены в чужой стране на произвол судьбы.
Прокурор Мария Каролина де Сталь. Выслушав показания свидетелей, считаю необходимым обратить внимание на то, что Наполеон вошёл в историю человечества, как безжалостный завоеватель, равнодушно переступающий через жизни людей, ломающий судьбы целых народов и стран. Если суд оправдает Наполеона Бонапарта, мы будем вынуждены оправдать все последующие войны в истории.
Мишель Леруа. История – самый объективный и самый беспристрастный судья. Франция признала Наполеона своим национальным героем. Кто же он Наполеон Бонапарт? Великий полководец? Ловкий политик? Великий француз и национальный герой Франции! Так считают его соотечественники. Наполеон выдвинулся в великое для Франции время - в годы революции. Ему помогли его военный талант, слава полководца. В период революционных войн, когда французскую республику атаковали со всех сторон, он защищал Отечество, революцию. Поднимаясь все выше, он стал императором. Говорят, что Наполеон предал революцию. Это не так, он защищал её с оружием в руках. Как политик, он понимал прогрессивность нового буржуазного строя. При Наполеоне Франция стала сильной буржуазной империей. А как вели себя соседние, недавно агрессивные по отношению к Франции государства? Они заигрывали с Наполеоном, трепетали перед ним. Австрийский император отдал ему в жёны свою дочь Марию-Луизу.
Председатель суда. Слово предоставляется свидетелю Жану-Жозефу-Батисту Альберту, солдату французской армии.
Жан–Жозеф–Батист Альберт . Я - солдат французской армии, служил в 1-й бригаде 6-й дивизии генерала Леграна 2-го пехотного корпуса маршала Удино. Я участвовал во многих сражениях, в том числе при Бауцене, Лютцене и других. Получил Орден Почётного Легиона II степени за храбрость, проявленную в боях. Я восхищаюсь моим императором. Для меня он – олицетворение патриота, человека, готового на всё ради славы Родины. Бонапарт обладал феноменальными способностями: сообразительностью, великолепной памятью, мужеством, острым умом, даром дипломата и артиста, огромной работоспособностью. Он был внимателен к своим подчинённым: солдатам исправно платили жалованье, награждал за заслуги. Император был образованным человеком, всегда возил с собой книги, они занимали большую часть его багажа. Наполеон уже вошёл в историю как великий стратег и тактик. Известны примеры, когда его решение переламывали ход битвы в его пользу. Я приклоняюсь перед его мужеством и храбростью. Он всегда был впереди армии, при осаде Тулона под его конём взорвался снаряд. Нельзя забывать и того, что он сделал для нашей страны. Франция стала одной из самых развитых стран мира. Составил Гражданский, Уголовный, Торговый кодексы. Наполеон расширил границы своей страны, укрепил её авторитет в Европе.
Председатель суда. Слово предоставляется адвокату Джону Маккартни.
Джон Маккартни. Обвиняя Наполеона в деспотии, развязывание, покорении народов и узурпации верховной власти, мы не должны забывать о том, что он принёс Франции, её народу и всему миру. В первую очередь – укрепление политических и экономических связей между странами, как завоёванными французской армией, так и оставшимися непокоренными. Наполеон стёр границы между многими государствами, не просто присоединив их к территории Франции, но создав империю, единую экономическую систему с развитой торговлей. Укреплению экономических связей способствовало активное строительство дорог. С облегчением торговли стали быстро развиваться ремёсла. Поэтому захват Францией ряда стран не разрушал, а укреплял и стимулировал рост экономики. Нельзя не признать и того, что завоёванные Францией территории в Северной Африки стали развитыми экономическими областями, центрами крупных районов, которыми до сих пор и остаются. Прошу обратить также внимание на необычайные способности Бонапарта, о которых уже в XIX в. писали такие великие поэты и писатели, как Пушкин, Лермонтов, Стендаль, Достоевский. Гений его неоспорим, его победы говорят сами за себя. Он был талантливым дипломатом. Вспомним, как при заключении Тильзитского мира Наполеон сумел убедить Александра I объявить блокаду Англии, под которой Россия не получила никаких преимуществ, даже понесла серьёзные убытки. Бонапарт заложил основы законодательства Франции, его Гражданскому кодексу суждена долгая жизнь. Я хотел бы обратить ваше внимание, что Наполеон был высокообразованным человеком. Во всех поездках с ним всегда был сундук с книгами. Император имел незаурядный поэтический дар. Он вкладывал все силы и средства в достижение поставленной цели, не жалел себя; был самокритичен, а потому имел полное моральное право требовать того же от других. Основной принцип Наполеона: «цель оправдывает средства» был хорошо известен всем его соратникам, и они добровольно шли на смерть во славу родины и императора. Как все великие личности он был популярен в народе.
Наполеон I Бонапарт, император Франции, был великой личностью. Если бы он родился со склонностью к точным наукам, то обязательно изобрел бы вечный двигатель. Но Бонапарт родился великим политиком, стратегом, поэтому он не мог не покорять мир. Нельзя судить человека за неординарность, способности и гениальность. Ведь именно гении движут цивилизацию и прогресс. Без них человечество было бы одноликим и серым.
Председатель суда. Суд удаляется на совещание. Объявляется перерыв.
Представители прессы (обращаются ко всем учащимся с вопросом: Кто он – великий злодей или великий герой?, подсчитывают ответы и записывают на доске)
Председатель суда. Прошу всех встать. Суд принял решение: Наполеон Бонапарт навсегда останется в истории как целеустремленный и талантливый человек, крупный полководец и выдающийся политик, но именно Наполеон Бонапарт развязал целую серию войн, которые несли несвободу другим народам, в результате которых страдали и гибли люди, разрушались и уничтожались культурные памятники. Как зачинщик войн во имя мирового господства Наполеон Бонапарт виновен перед человечеством.
Учитель . Итак, мы убедились, что Наполеон Бонапарт был личностью противоречивой. Его имя ассоциируется с честолюбием, деспотической властью, разрушительной силой войны. Но оно же напоминает нам о смелости и отваге, таланте, мужестве и целеустремлённости этого человека. Об этом свидетельствуют и ваши оценки личности этого человека, которого мы вправе можем назвать наиболее ярким представителем своего времени.
Организация домашнего задания §11-12 повторить, написать эссе на тему: «Наполеон Бонапарт: великий злодей или великий герой?», написать репортажи "из зала заседания" или составить интервью с участниками процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Великие отцы - отцы великих"
Презентация создана заместителем диреткора по ВР Тереховой П.Г. и заместителем дректора по НМР Гаубецем М.Ю. для Фестиваля Отцов, который проводился на базе Муниципального бюджетного общеобразовательн...
Разработка урока по окружающему миру в 4 классе на тему "Великая война и великая победа"
Дается подробный конспект урока окружающего мира в 4ом классе. Тема урока "Великая война и великая победа!"...
Классный час "Великая война и великая Победа"
Сценарий классного часа и презентация....
Урок Всемирной истории .Разработка урока по истории 8 класс. "Великая Отечественная война в 1812 г." Историческое значение Бородинского сражения .
Разработка урока по истории 8 класс. "Великая Отечественная война в 1812 г." Историческое значение Бородинского сражения ....
план-конспект урока по истории "Наполеон Бонапарт" в 7 классе
Урок разработан с учётом требований ФГОС и был экзаменационным на курсах повышения квалификации. К плану-конспекту прилагается портрет Наполеона....
Материалы к уроку истории по теме "Итоги Великой Отечественной войны" (конспект урока, презентация)
Данная методическая разработка предназначена для проведения урока по истории на тему «Итоги Великой Отечественной войны». (9,11 класс)....
Урок в 10 классе Причины и значение Великой Победы в Великой Отечественной войне
открытый урок по истории Росиии...