Уроки по истории Древнего мира в 5 классе
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему
Урок по теме: Письменность древних египтян"
Урок по теме: " Военные походы фараонов"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
" Письменность древних египтян" египтян | 34 КБ |
" Военные походы фараонов" | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
5 класс.
Тема: Письменность древних египтян
Триединая цель:
Образовательная: сформировать представление о письменности древних египтян, о том, что означает понятие иероглиф, как можно расшифровать иероглифы.
Продолжить формирование умений анализировать исторические факты, формулировать выводы.
Развивающая: развивать речь, мышление: учить анализировать, выделять главное, сравнивать, объяснять понятия.
Воспитательная: требовательность к себе, добросовестность, ответственность и честность
Этапы урока.
1.Организационный момент
2.Проверка домашнего задания
3.Объяснение нового материала
4.Подведение итогов урока
5.Домашнее задание.
1.Организационный момент.
Подписывают зачётные карточки. Учитель ещё раз напоминает, как работать с зачётными карточками.
2. Проверка домашнего задания
Выполнение теста.
Слайд №1. Проверка теста ( самопроверка или взаимопроверка)
Выставляют оценки в зачётную карточку.
3. Объяснение нового материала. Слайд №2.
-Ребята, египтяне прислали нам письмо. Посмотрите на экран. Давайте попробуем его расшифровать. Итак, ваши предположения. ( Дети высказывают свои версии)
- Легко ли расшифровать это письмо?
- Вы много высказали предположений, но мы так и не пришли к единому мнению.
- А как вы думаете, чтобы прочитать письмо, что нам нужно знать?
- А мы знаем, что они обозначают?
- Попробуйте сформулировать тему нашего урока
- А что мы должны узнать сегодня на уроке?
- А для чего мы должны узнать это?
Слайд №3, 4. Четко обозначенные цели и задача.
1)Выяснить какие значки или буквы использовали для письма
2)Что обозначает понятие « иероглиф»
3)На чём писали в Древнем Египте
4)Кто и как учился грамоте в Египте.
Задача: Расшифровать послание египтян
Слайд №5. План урока.
1.Иероглифы древних египтян
2.Школы писцов и жрецов
3.Египетский папирус
1) –Итак, на прошлых уроках, мы выяснили, что стены египетских храмов, гробниц, саркофагов покрыты загадочными знаками. Здесь можно разглядеть и змею кобру, и птицу ибиса и пирамиду.
Такие значки египтяне ещё в древности называли иероглифами.
- Что такое иероглиф? ( высказывают предположения)
- Найдите определение в учебнике. ( Находят определение и записывают в тетрадь) Слайд №6.
Слайд №7. и раздаточный материал.
- В египетском письме более семисот иероглифов. Первоначально все они были похожи на рисунки. Египтяне рисовали всё, что хотели сказать. Но такое письмо не передавало звуков языка, и многие слова, например, имена, просто нельзя изобразить.
Работа с текстом источника, раздаточным материалом, слайдом.
Самостоятельное чтение текста.
Беседа.
- Что мог обозначать один значок?
- Приведите пример
- А гласные звуки изображали с помощью значков?
- Какая здесь возникает трудность при чтении значка?
- Но египтяне придумали, как справиться с данной проблемой
- Попробуйте справиться вы
- Запишите в тетрадях слово « идёт» ( 1 ученик к доске)
- А древние египтяне сделали вот так: они поставили значок определитель
- Попробуйте написать имя Дима, используя тот же иероглиф и значок определитель
- Итак, вы научились читать иероглифы древних египтян, а теперь давайте попробуем расшифровать послание, опираясь на те значки, которые у вас есть.
Расшифровывают Слайд №8.
- Трудно было?
- Всем египтянам это было под силу?
- Каким должен быть человек, чтобы выучить такое письмо?
( ответы детей)
Физкультминутка
2) - Как в Египте называли грамотных людей?
- В Египте были специальные школы, где готовили писцов. Эти школы обычно находились при храмах, а учителями в них были жрецы. Не все египтяне могли ходить в школу. Дети простых земледельцев и ремесленников редко становились образованными людьми.
Работа с учебником. Ст. 61. « Поучение писцов ученикам»
- Чем была привлекательна для египтян должность писца
- А какие бы вы выбрали правила для себя, чтобы хорошо учиться?
Работа с иллюстрацией ст.61.
- Что это за предмет?
- Чем писали? ( если затрудняются обратиться к тексту учебника)
-А на чём писали египтяне?
Сообщение учащегося. ( Показываю папирус)
- Мальчикам сразу не разрешалось писать на папирусе. Сначала они писали на черепках битой посуды, а только потом им доверяли папирус. Как вы думаете, почему?
4. Подведение итогов урока
Выводы по теме
- Что нового вы узнали на уроке?
- Чему научились на уроке?
Выставляют оценки за урок в зачётную карточку.
Рефлексия.
5. Домашнее задание
1. На роке мне всё было понятно – составить кроссворд
2. На уроке мне не всё было понятно - § 12, пересказ
3. Я плохо понял тему урока - § 12, читать, ответить на вопросы устно.
Предварительный просмотр:
5 класс.
Тема урока: Военные походы фараонов.
Триединая цель:
Образовательная: сформировать представление о причинах, последствиях, характере военных походов фараонов Древнего Египта; продолжить формирование умений правильно показывать на карте исторические объекты, распознавать интересы различных общественных групп, использовать документы как источник знаний.
Развивающая: развивать мышление ( анализировать, сравнивать, делать выводы), речь
Воспитательная: расширять познавательный интерес к истории.
Этапы урока.
- Организационный момент
- Проверка домашнего задания
- Объяснение нового материала
- Подведение итогов урока
- Домашнее задание
1.Организационный момент
Цель: включить учащихся в учебную деятельность
2. Проверка домашнего задания
1) Проверка устного ответа ученика
2) Чтение писем вельможи своим потомкам
3. Объяснение нового материала
1) Работа с картой Учитель показывает объекты на карте. Ребята называют объекты и отвечают на вопросы.
- Показываю территорию Египта. Территорию, какого государства я показала?
- Где находится Египет?
- Показываю реку.
- Куда впадает река Нил?
- Как называется столица Египта?
Работа с учебником и картой.
- Внимательно изучите легенду карты. Что означают стрелочки?
- Мы знаем что-то о походах египетских фараонов?
-Что будем изучать на уроке. Сформулируйте тему.
Слайд №1. Военные походы фараонов.
- Что вы должны будете знать и уметь? ( Формулируют цели и задачу урока)
Учитель ещё раз формулирует цели и задачу. Слайд №2.
Слайд №3 План урока:
1.Вооружение египетского войска.
2. Походы египетских фараонов
3. Походы Тутмоса III
4 Кто служил в египетской армии.
1)– Какие категории населения существовали в Египте?
– Кому подчинялись эти люди?
- Вспомните обязанности вельмож?
- Какая из обязанностей была главная?
- Итак, вельможи вместе с фараонами участвовали в военных походах. Основу египетской армии составляли пешие воины. Писцы держали на учёте всех юношей.
Работа с документом.
- Прочитайте документ №2. Чем были вооружены египтяне?
Слайд №4.
- Посмотрите на слайд. Какое вооружение вы видите? В каком бою оно было эффективно?
Слайд №5
- В середине 2 тыс. до н.э в египетском войске появились колесницы. Управлением занимался возничий, а другой воин стрелял из лука и бросал дротики.
- Какое преимущество давала колесница?
- Колесница стоила очень дорого. Как вы думаете, кто мог стать колесничим?
- Сделайте вывод, как была вооружена египетская армия?
Физкультминутка
2) – В 1750 г. до н.э. Египет подвергся нападению кочевников-чиксосов, но египетская армия разбила противников и защитила страну. Слайд №6
- Укрепив армию, фараоны стали обращать внимание на соседние богатые государства, пытаясь подчинить их своей власти.
Слайд №7. Рассмотрите внимательно карту. Определите с кем вел войны Египет?
Запись в тетради.
3) Работа с документом №1. Прочитать текст и устно ответить на вопросы, используя предложения из данного документа. ( проверяют по слайду №8)
4) Слайд №9.
- Давайте выясним кто служил в египетской армии?
Работа с документом №3. Ответы детей.
Слайд №10.
- Обратите внимание на этих воинов: это лучники-нубийцы. Как вы думаете, как они попали в египетскую армию?
Вывод ребят о том, кто служил в армии фараона.
- Ребята, скажите зачем совершали походы фараоны в другие страны7
- Попробуйте определить положительные и отрицательные последствия для Египта от этих войн
- Итак, мы с вами выяснили, кто служил в армии Египта, как была вооружена армия, куда совершали походы фараоны. Давайте теперь определим, какую роль играла армия в древнеегипетском государстве? Слайд №11.
4. Подведение итогов урока.
- Что вам запомнилось на уроке?
- Оцените своих одноклассников. Кому бы поставили хорошие оценки и за что?
5.Домашнее задание.
Уровень А : прочитать § 9, ответить на вопросы устно.
Уровень В: для тех, кто хочет проявить своё творчество. Написать от имени Тутмоса III рассказ « Почему я так люблю войну»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе: «Религия древних греков»
Цель: на примере религии древних греков показать роль природных и социокультурных факторов в развитии религиозных представлений людей.Задачи: создать у учащихся представление об особенностях древнегре...
Поурочная разработка урока по истории Древнего мира (5-й класс) к учебнику под редакцией А.А. Вигасина, Г.И. Годера. "Религия древних египтян"
Учащиеся закрепляют знания о геополитических особенностях Древнего Египта, обусловивших специфику развития его культуры; усваивают основополагающие принципы, составляющие суть религиозных представлени...
Урок по истории Древнего Мира "Древнейшие люди" 5 класс
Комбинированный урок по истории 5 кл "Древнейшие люди"...
Разработка урока по истории Древнего мира 5 класс "Путешествие по страничкам истории Древнего Египта,Междуречья, Финикии"
Повторительно- обощающий урок по истории Древнего мира. Урок проходит в игровой форме.Целью урока является обобщение полученных знаний по истории Египта, Междуречья,Финикии.Класс заранее делится на тр...
Урок по истории Древнего мира 5 класс на тему "Древняя Спарта"
Конспект урока по истории Древнего мира 5 класс на тему "Древняя Спарта"...
ра зработка открытого урока по истории древнего мира" Повторительно-обобщающий урок по теме "Древняя Греция" для 5 класса
Данный урок был разработан для конкурса "Учитель-года ". Представлен урок повторения и обобщения по истории "Древней Греции" в 5 классе в виде путишествия....
Разработка урока по истории Древнего мира. Повторительно-обобщающий урок по теме «Древний Египет» для 5 класса.
Разработка урока может использоваться в 5 классе при повторении темы «Древний Египет».Ход урока сопровождается презентацией.Используется игровая технология (урок-путешест...