Уроки по истории Древнего мира в 5 классе
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Урок по теме: Письменность древних египтян"

Урок по теме: " Военные походы фараонов"

Скачать:


Предварительный просмотр:

5 класс.

Тема: Письменность древних египтян

Триединая цель:

Образовательная: сформировать представление о письменности древних египтян, о том, что означает понятие иероглиф, как можно расшифровать иероглифы.

Продолжить формирование умений анализировать исторические факты, формулировать выводы.

Развивающая: развивать речь, мышление: учить анализировать, выделять главное, сравнивать, объяснять понятия.

Воспитательная: требовательность к себе, добросовестность, ответственность и честность

Этапы урока.

1.Организационный момент

2.Проверка домашнего задания

3.Объяснение нового материала

4.Подведение итогов урока

5.Домашнее задание.

1.Организационный момент.

Подписывают зачётные карточки. Учитель ещё раз напоминает, как работать с зачётными карточками.

2. Проверка домашнего задания

Выполнение теста.

Слайд №1. Проверка теста  ( самопроверка или взаимопроверка)

Выставляют оценки в зачётную карточку.

3. Объяснение нового материала. Слайд №2.

-Ребята, египтяне прислали нам письмо. Посмотрите на экран. Давайте попробуем его расшифровать. Итак, ваши предположения. ( Дети высказывают свои версии)

- Легко ли расшифровать это письмо?

- Вы много высказали предположений, но мы так и не пришли к единому мнению.

- А как вы думаете, чтобы прочитать письмо, что нам нужно знать?

- А мы знаем, что они обозначают?

- Попробуйте сформулировать тему нашего урока

- А что мы должны узнать сегодня на уроке?

- А для чего мы должны узнать это?

Слайд №3, 4. Четко обозначенные цели и задача.

1)Выяснить какие значки или буквы использовали для письма

2)Что обозначает понятие « иероглиф»

3)На чём писали в Древнем Египте

4)Кто и как учился грамоте в Египте.

Задача: Расшифровать послание египтян

Слайд №5. План урока.

1.Иероглифы древних египтян

2.Школы писцов и жрецов

3.Египетский папирус

1) –Итак, на прошлых уроках, мы выяснили, что стены египетских храмов, гробниц, саркофагов покрыты загадочными знаками. Здесь можно разглядеть и змею кобру, и птицу ибиса и пирамиду.

Такие значки египтяне ещё в древности называли иероглифами.

- Что такое иероглиф? ( высказывают предположения)

- Найдите определение в учебнике. ( Находят определение и записывают в тетрадь) Слайд №6.

Слайд №7. и раздаточный материал.

- В египетском письме более семисот иероглифов. Первоначально все они были похожи на рисунки. Египтяне рисовали всё, что хотели сказать. Но такое письмо не передавало звуков языка, и многие слова, например, имена, просто нельзя изобразить.

Работа с текстом источника, раздаточным материалом, слайдом.

Самостоятельное чтение текста.

Беседа.

- Что мог обозначать один значок?

- Приведите пример

- А гласные звуки изображали с помощью значков?

- Какая здесь возникает трудность при чтении значка?

- Но египтяне придумали,  как  справиться с данной проблемой

- Попробуйте справиться вы

- Запишите в тетрадях слово « идёт» ( 1 ученик к доске)

- А древние египтяне сделали вот так: они поставили значок определитель

- Попробуйте написать имя Дима, используя тот же иероглиф и значок определитель

- Итак,  вы научились  читать иероглифы древних египтян, а теперь давайте попробуем расшифровать послание, опираясь на те значки, которые у вас есть.

Расшифровывают  Слайд №8.

- Трудно было?

- Всем египтянам это было под силу?

- Каким должен быть человек, чтобы выучить такое письмо?

 ( ответы детей)

Физкультминутка

2) - Как в Египте называли грамотных людей?

- В Египте были специальные школы, где готовили писцов. Эти школы обычно находились при храмах, а учителями в них были жрецы. Не все египтяне могли ходить в школу. Дети простых земледельцев и ремесленников редко становились образованными людьми.

Работа с учебником. Ст. 61. « Поучение писцов ученикам»

- Чем была привлекательна для египтян должность писца

- А какие бы вы выбрали правила для себя, чтобы  хорошо учиться?

Работа с иллюстрацией ст.61.

- Что это за предмет?

- Чем писали? ( если затрудняются обратиться к тексту учебника)

-А на чём писали египтяне?

Сообщение учащегося. ( Показываю папирус)

- Мальчикам сразу не разрешалось писать на папирусе. Сначала они писали на черепках битой посуды, а только потом им доверяли папирус. Как вы думаете, почему?

4. Подведение итогов урока

Выводы по теме

- Что нового вы узнали на уроке?

- Чему научились на уроке?

Выставляют оценки за урок в зачётную карточку.

Рефлексия.

5. Домашнее задание

1. На роке мне всё было понятно – составить кроссворд

2. На уроке мне не всё было понятно - § 12, пересказ

3. Я плохо понял тему урока - § 12, читать, ответить на вопросы устно.



Предварительный просмотр:

5 класс.

Тема урока: Военные походы фараонов.

Триединая цель:

Образовательная:  сформировать представление о причинах, последствиях, характере военных походов фараонов Древнего Египта; продолжить формирование умений правильно показывать на карте исторические объекты, распознавать интересы различных общественных групп, использовать документы как источник знаний.

Развивающая: развивать мышление ( анализировать, сравнивать, делать выводы), речь

Воспитательная: расширять познавательный интерес к истории.

Этапы урока.

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания
  3. Объяснение нового материала
  4. Подведение итогов урока
  5. Домашнее задание

1.Организационный момент

Цель: включить учащихся в учебную деятельность

2. Проверка домашнего задания

1) Проверка устного ответа ученика

2) Чтение писем вельможи своим потомкам

3. Объяснение нового материала

1) Работа с картой Учитель показывает объекты на карте. Ребята называют объекты и отвечают на вопросы.

- Показываю территорию Египта. Территорию, какого государства я показала?

- Где находится Египет?

- Показываю реку.

- Куда впадает река Нил?

- Как называется столица Египта?

Работа с учебником и картой.

- Внимательно изучите легенду карты. Что означают стрелочки?

- Мы знаем что-то о походах египетских фараонов?

-Что будем изучать на уроке. Сформулируйте тему.

Слайд №1. Военные походы фараонов.

- Что вы должны будете знать и уметь? ( Формулируют цели и задачу урока)

Учитель ещё раз формулирует цели и задачу. Слайд №2.

 Слайд №3  План урока:

1.Вооружение египетского войска.

2. Походы египетских фараонов

3. Походы Тутмоса III

4 Кто служил в египетской армии.

1)– Какие категории населения существовали в Египте?

– Кому подчинялись эти люди?

- Вспомните обязанности вельмож?

- Какая из обязанностей была главная?

- Итак, вельможи вместе с фараонами участвовали в военных походах. Основу египетской армии составляли пешие воины. Писцы  держали на учёте всех  юношей.

Работа с документом.

- Прочитайте документ №2. Чем были вооружены египтяне?  

Слайд №4.

- Посмотрите на слайд. Какое вооружение вы видите? В каком бою оно было эффективно?

Слайд №5

- В середине 2 тыс. до н.э в египетском войске появились колесницы. Управлением занимался возничий, а другой воин стрелял из лука и бросал дротики.

- Какое преимущество давала колесница?

- Колесница стоила очень дорого. Как вы думаете, кто мог стать колесничим?

- Сделайте вывод, как была вооружена египетская армия?

Физкультминутка

2) – В 1750 г. до н.э. Египет подвергся нападению кочевников-чиксосов, но египетская армия разбила противников и защитила страну. Слайд №6

- Укрепив армию, фараоны стали обращать внимание на соседние богатые государства, пытаясь подчинить их своей власти.

Слайд №7.  Рассмотрите внимательно карту. Определите с кем  вел войны Египет?

Запись в тетради.

3) Работа с документом №1. Прочитать текст и устно ответить на вопросы, используя  предложения из данного документа. ( проверяют по слайду №8)

 4) Слайд №9.

- Давайте выясним кто служил в египетской армии?

Работа с документом №3. Ответы детей.

Слайд №10.

- Обратите внимание на этих воинов: это лучники-нубийцы. Как вы думаете, как они попали в египетскую армию?

Вывод ребят о том, кто служил в армии фараона.

- Ребята, скажите зачем совершали походы фараоны в другие страны7

- Попробуйте определить положительные и отрицательные последствия для Египта от этих войн

- Итак, мы с вами выяснили, кто служил в армии Египта, как была вооружена армия, куда совершали походы фараоны. Давайте теперь определим, какую роль играла армия в древнеегипетском государстве? Слайд №11.

4. Подведение итогов урока.

- Что вам запомнилось на уроке?

- Оцените своих одноклассников. Кому бы поставили хорошие оценки и за что?

5.Домашнее задание.

Уровень А : прочитать  § 9, ответить на вопросы устно.

Уровень В: для тех, кто хочет проявить своё творчество. Написать от имени Тутмоса III рассказ « Почему я так люблю войну»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе: «Религия древних греков»

Цель: на примере религии древних греков показать роль природных и социокультурных факторов в развитии религиозных представлений людей.Задачи: создать у учащихся представление об особенностях древнегре...

Поурочная разработка урока по истории Древнего мира (5-й класс) к учебнику под редакцией А.А. Вигасина, Г.И. Годера. "Религия древних египтян"

Учащиеся закрепляют знания о геополитических особенностях Древнего Египта, обусловивших специфику развития его культуры; усваивают основополагающие принципы, составляющие суть религиозных представлени...

Урок по истории Древнего Мира "Древнейшие люди" 5 класс

Комбинированный урок по истории 5 кл "Древнейшие люди"...

Разработка урока по истории Древнего мира 5 класс "Путешествие по страничкам истории Древнего Египта,Междуречья, Финикии"

Повторительно- обощающий урок по истории Древнего мира. Урок проходит в игровой форме.Целью урока является обобщение полученных знаний по истории Египта, Междуречья,Финикии.Класс заранее делится на тр...

Урок по истории Древнего мира 5 класс на тему "Древняя Спарта"

Конспект урока по истории Древнего мира 5 класс на тему "Древняя Спарта"...

ра зработка открытого урока по истории древнего мира" Повторительно-обобщающий урок по теме "Древняя Греция" для 5 класса

Данный урок был разработан  для  конкурса "Учитель-года ". Представлен урок повторения  и обобщения по истории "Древней Греции" в 5 классе в виде путишествия....

Разработка урока по истории Древнего мира. Повторительно-обобщающий урок по теме «Древний Египет» для 5 класса.

Разработка урока может использоваться в 5 классе при  повторении темы «Древний Египет».Ход урока сопровождается презентацией.Используется  игровая технология  (урок-путешест...