Древнегреческий театр.Разработка урока
методическая разработка по истории (5 класс) на тему
Урок для учащихся 5 класса по Истории Древнего мира.Используется технология развивающего обучения.Сравнение древнегреческого и современного театра.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teatr_5.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Ромодина Т.В.
учитель истории
гимназии № 441
Разработка урока в 5 классе по теме
«Древнегреческий театр»
Урок развивающего обучения
Цели урока:
1) развивающая: развитие умения сравнивать явления прошлого и настоящего, анализировать их, выявлять устойчивые причинно-следственные связи;
2) образовательная: познакомить учащихся с древнегреческим театром, его возникновением, развитием;
3 )воспитательная: подвести учащихся к пониманию того, что демократия способствует раскрытию творческого потенциала личности, его свободному самовыражению в творчестве.
Оборудование: карта « Древняя Греция», учебник для У класса ( Вигасин А.А.Годер Г.И..Свенцицкая И.С.),картины с изображениями представления в древнегреческом театре.
Вводно - мотивационная часть.
- Беседа с учащимися, актулизация ранее полученных знаний.
Учитель: историю какой страны мы с вами изучаете?
Назовите наиболее известные вам города Древней Греции.
Какой город становится главным после греко-персидской войны?
Что мы уже знаем про него?
Что такое демократия ?
Но древние греки изобрели не только новое устройство государства, но и множество других вещей. Одна из них – театр. Тема нашего урока сегодня « В театре Диониса «.
2 . Беседа с учащимися,актулизация жизненных наблюдений .
Учитель: ребята,а вы когда-нибудь были в театре ? Какие театры Санкт-Петербурга вы знаете? Давайте попробуем описать современный театр : кто там играет,когда идут спектакли , кто исполняет мужские и женские роли , где располагается первый драматический театр города ,какие пьесы могут идти в театре.
3 . Постановка учебной задачи .
Учитель: итак, мы до сих пор пользуемся изобретением древних греков- театром, хотя прошло уже две с половиной тысячи лет.Давно уже нет древних греков , сменились эпохи , пали многие империи , а театр существует до сих пор. Значит это изобретение эллинов пришлось Человечеству по душе
Далее преподаватель кратко рассказывает , что зарождение театра связано с праздниками в честь бога Диониса – покровителя виноделов. Но ведь празднества в честь богов устраивались во всех древних странах , а театр почему-то возник именно в Древней Греции. Почему не Вавилон или Египет стали его родиной, ведь там тоже была высокая культура ?
Собственно учебная деятельность
Учитель : ребята ,для того чтобы ответить на вопрос о причинах появления и развития театра в Древней Греции, давайте сначала узнаем особенности эллинского театра и сравним его с современным театром.
Учащимся предлагается заполнить таблицу ( приведена ниже в заполненном виде). Источник информации:параграф « В театре Диониса « , разделы 1 и 2 ).
Далее ставится дополнительный вопрос: в чем главное сходство между древнегреческим и современном театром? В ходе беседы учащиеся приходят к выводу, что театр – это представление в особом здании, которое актеры дают для зрителей, купивших на это представление билеты, Но почему возникновение такого зрелища было невозможно на Древнем Востоке? – спрашивает далее учитель, возвращаясь тем самым к учебной задаче урока.
Этап контроля и коррекции
Учащиеся должны в идеале выявить следующие ключевые моменты:
- общедоступность театра. Хотя и в древнегреческом, и в современном театре были и есть места « особо важных персон», главное в том, что все вместе смотрят зрелище. Невозможно даже представить, чтобы фараон или его вельможи сидели рядом с египетскими бедняками и вместе хлопали выступающим или выражали свое неудовольствие. Следовательно, театр - демократическое зрелище;
- и в древнегреческом, и в современном театре главным человеком на сцене является актер. На Древнем Востоке в разных представлениях во славу богов их участники выполняли массовые действия – вместе пели, танцевали и т.п. Никакой отдельный человек не мог приковать к себе всеобщее внимание ,вызывать восторг и поклонение, если только он не был правителем государства или главнм жрецом. В Древней Греции на сцене стали раскрываться человеческие индивидуальности.
Разумеется , невозможно достичь того,чтобы пятиклассники сразу сформулировали эти выводы в том виде, в котором они здесь представлены. Учитель должен подвести их к нужному результату с помощью наводящих вопросов ( например; ребята, представьте, что египетский фараон посетил древнегреческий театр, Что ему могло бы не понравиться, что вызвало бы удивление, а что – возмущение?) В конечном счете учащиеся учатся с помощью учителя анализировать факты прошлого и настоящего и делать выводы, т.е. они развиваются, а не просто усваивают некоторую сумму готовых знаний о прошлом.
Домашнее задание: прочитать разделы 3 и 4 параграфа ( о представлении в древнегреческом театре трагедии и комедии), изучить документ ( отрывок из трагедии Софокла « Антигона») и доказать, что древнегреческий театр возвеличивал не правителей и богов, а свободного человека ( найти не менее трех фактов, подтверждающих это высказывание).
Следующий урок начинается с краткого контрольного теста ( диктуется устно, учащиеся сразу записывают ответы)
Вариант теста Древнегреческий театр отличался от торжеств в честь богов и правителей на Древнем Востоке тем, что:
- внимание зрителей было сосредоточено на актерах – исполнителях ролей; (да)
- правители тоже участвовали в представлении; (нет)
- зрелище было общедоступным; (да)
- возвеличивались деяния свободных людей; (да )
- возвеличивались деяния богов и царей; (нет)
- играли только одни трагедии; (не)
- играли профессиональные актеры; (да)
- любой желающий мог посетить представление, заплатив деньги; (да)
- актеры играли в масках ( да)
- представления проходили в специальном здании;(да)
ВОПРОСЫ | ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ ТЕАТР | СОВРЕМЕННЫЙ ТЕАТР |
Где происходят представления? | В особом здании под открытым небом | В особом здании, чаще всего под открытым небом |
Как часто происходят представления? | Несколько раз в год | Постоянно |
Кто может быть зрителем? | Любой, купивший билет( беднякам выдавали деньги для покупки билетов | Любой, купивший билет |
Кто играет представления? | Профессиональные актеры | Профессиональные актеры |
Кто исполняет мужские и женские роли? | Мужчины | Мужчины и женщины |
Какие представления устраиваются? | Трагедии и комедии | Самые разные |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по истории древнего мира "Урок в древнегреческой школе"
разработка нестандартного урока-игры....
Урок по истории на тему: "Древнегреческий театр"
Учитель должен формировать у учащихся активный подход к процессу обучения, то есть умения самостоятельно работать с учебным материалом, решать непростые задачи. Я считаю, что ...
Разработка урока по кубановедению в 5 классе "Начало древнегреческой колонизации".
Данная разработка относится к разделу "История Кубани, археология, мифология"....
Презентация "Древнегреческая керамика" к уроку "В городе богини Афины"
Презентацию можно использовать на уроке истории в 5 классе "В городе богини Афины", когда изучается район Керамик....
Древнегреческие орнаменты. План урока по изобразительному искусству для 5 класса
План урока по Изобразительному искусству для 5 классаТема: Древнегреческие орнаментыЦели:1. Сформировать представление об основных видах древнегреческого орнамента (меандр, пальметта, ионик, овы...
Особенности древнегреческой керамики. План урока по изобразительному искусству для 5-7 классов
План урока по изобразительному искусству для 5-7 классов Тема: Особенности древнегреческой керамики. Цели:1. Сформировать представление об основных видах декоративно-прикладного искусства (д...
Урок изобразительного искусства в 5 классе Тема урока Роль декоративного искусства в жизни древнего общества Древнегреческая вазопись-
Рабочая программа для открытого урока...