Древнегреческий театр.Разработка урока
методическая разработка по истории (5 класс) на тему

Урок для учащихся 5 класса по Истории Древнего мира.Используется технология развивающего обучения.Сравнение древнегреческого и современного театра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teatr_5.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Ромодина Т.В.
учитель истории
гимназии № 441

Разработка урока в 5 классе по теме

«Древнегреческий театр»

Урок развивающего обучения

Цели урока:

1) развивающая: развитие умения сравнивать явления прошлого и настоящего, анализировать их, выявлять устойчивые причинно-следственные связи;

2) образовательная: познакомить учащихся с древнегреческим театром, его возникновением, развитием;

3 )воспитательная:  подвести учащихся к пониманию того, что демократия способствует раскрытию творческого потенциала личности, его свободному  самовыражению в творчестве.

Оборудование:  карта « Древняя Греция», учебник для  У класса ( Вигасин А.А.Годер Г.И..Свенцицкая И.С.),картины с изображениями представления в древнегреческом театре.

Вводно - мотивационная часть.

  1. Беседа с учащимися, актулизация ранее полученных знаний.

Учитель: историю какой страны мы с вами изучаете?

Назовите наиболее известные вам города Древней Греции.

Какой город становится главным после греко-персидской войны?

Что мы уже знаем про него?

Что такое демократия ?

Но древние греки изобрели не только новое устройство государства, но  и множество других вещей. Одна из них – театр. Тема нашего урока сегодня « В театре Диониса «.

2 . Беседа с учащимися,актулизация жизненных наблюдений .

Учитель: ребята,а вы когда-нибудь были в театре ? Какие театры Санкт-Петербурга вы знаете? Давайте попробуем описать современный театр : кто там играет,когда идут спектакли , кто исполняет мужские и женские роли , где располагается первый драматический театр города ,какие пьесы могут идти в театре.

3 . Постановка учебной задачи .

Учитель: итак, мы до сих пор пользуемся изобретением древних греков- театром, хотя прошло уже две с половиной тысячи лет.Давно уже нет древних греков , сменились эпохи , пали многие империи , а театр существует до сих пор. Значит это изобретение эллинов пришлось Человечеству по душе

Далее преподаватель кратко рассказывает , что зарождение театра связано с праздниками в честь бога Диониса – покровителя виноделов. Но ведь празднества в честь богов устраивались во всех древних странах , а театр почему-то возник именно в Древней Греции. Почему не  Вавилон или Египет стали его родиной, ведь там тоже была высокая культура ?

Собственно учебная деятельность

Учитель : ребята ,для того чтобы ответить на вопрос о причинах появления и развития театра в Древней Греции, давайте сначала узнаем особенности эллинского театра и сравним его с современным театром.

Учащимся предлагается заполнить таблицу ( приведена ниже в заполненном виде). Источник информации:параграф     « В театре Диониса « , разделы 1 и 2 ).

Далее ставится дополнительный вопрос: в чем главное сходство между древнегреческим и современном театром? В ходе беседы учащиеся приходят к выводу, что театр – это представление в особом здании, которое актеры дают для зрителей, купивших на это представление билеты, Но почему возникновение такого зрелища было невозможно на Древнем Востоке? – спрашивает далее учитель, возвращаясь тем самым к учебной задаче урока.

Этап контроля и коррекции

Учащиеся должны в идеале выявить следующие ключевые моменты:

- общедоступность театра. Хотя и в древнегреческом, и в современном  театре были и есть места  « особо важных персон», главное в том, что все вместе  смотрят зрелище. Невозможно даже представить, чтобы  фараон или его вельможи сидели рядом с египетскими бедняками и вместе хлопали выступающим или выражали свое неудовольствие. Следовательно, театр - демократическое зрелище;

- и в древнегреческом, и в современном театре главным человеком на сцене является актер. На Древнем Востоке в разных представлениях во славу богов их участники выполняли массовые действия – вместе пели, танцевали и т.п. Никакой отдельный человек не мог приковать к себе  всеобщее внимание ,вызывать восторг и поклонение, если только он не был правителем государства или главнм жрецом. В Древней Греции на сцене стали раскрываться  человеческие индивидуальности.

Разумеется , невозможно достичь того,чтобы пятиклассники сразу сформулировали эти выводы в том виде, в котором они здесь представлены. Учитель должен подвести их к нужному результату с помощью наводящих вопросов ( например; ребята, представьте, что египетский фараон посетил древнегреческий театр, Что ему могло бы не понравиться, что вызвало бы удивление, а что – возмущение?) В конечном счете учащиеся учатся с помощью учителя анализировать факты прошлого и настоящего и делать выводы, т.е. они развиваются, а не просто усваивают некоторую сумму готовых знаний о прошлом.

Домашнее задание: прочитать разделы 3 и 4 параграфа     ( о представлении в древнегреческом театре трагедии и комедии), изучить документ ( отрывок из трагедии Софокла « Антигона») и доказать, что древнегреческий театр возвеличивал не правителей и богов, а свободного человека ( найти не менее трех фактов, подтверждающих это высказывание).

Следующий урок начинается с краткого контрольного теста ( диктуется устно, учащиеся сразу записывают ответы)

 Вариант теста Древнегреческий театр отличался от торжеств в честь богов и правителей на Древнем Востоке тем, что:

  1. внимание зрителей было сосредоточено на актерах – исполнителях ролей; (да)
  2. правители тоже участвовали в представлении; (нет)
  3. зрелище было общедоступным; (да)
  4. возвеличивались деяния свободных людей; (да )
  5. возвеличивались деяния богов и царей; (нет)
  6. играли только одни трагедии; (не)
  7. играли профессиональные актеры; (да)
  8. любой желающий мог посетить представление, заплатив деньги; (да)
  9. актеры играли в масках ( да)
  10. представления проходили в специальном здании;(да)

ВОПРОСЫ

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ ТЕАТР

СОВРЕМЕННЫЙ ТЕАТР

Где происходят представления?

В особом здании под открытым небом

В особом здании, чаще всего под открытым небом

Как часто происходят представления?

Несколько раз в год

Постоянно

Кто может быть зрителем?

Любой, купивший билет( беднякам выдавали деньги для покупки билетов

Любой, купивший билет

Кто играет представления?

Профессиональные актеры

Профессиональные актеры

Кто исполняет мужские и женские роли?

Мужчины

Мужчины и женщины

Какие представления устраиваются?

Трагедии и комедии

Самые разные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по истории на тему: "Древнегреческий театр"

Учитель должен формировать у учащихся активный подход к процессу обучения, то есть умения самостоятельно работать с учебным материалом, решать непростые задачи. Я считаю, что ...

Разработка урока по кубановедению в 5 классе "Начало древнегреческой колонизации".

Данная разработка относится к разделу "История Кубани, археология, мифология"....

Презентация "Древнегреческая керамика" к уроку "В городе богини Афины"

Презентацию можно использовать на уроке истории в 5 классе "В городе богини Афины", когда изучается район Керамик....

Древнегреческие орнаменты. План урока по изобразительному искусству для 5 класса

План урока по Изобразительному искусству для 5 классаТема: Древнегреческие орнаментыЦели:1. Сформировать представление об основных видах  древнегреческого орнамента (меандр, пальметта, ионик, овы...

Особенности древнегреческой керамики. План урока по изобразительному искусству для 5-7 классов

План урока по изобразительному искусству для 5-7 классов Тема: Особенности древнегреческой керамики. Цели:1. Сформировать представление об основных видах декоративно-прикладного искусства (д...