Организационный момент, мотивация. Цель. Эмоциональная настроенность на урок. Осознание важности данного урока в курсе истории Древнего мира.
Опрос домашнего задания. Цель. 1.Индивидуальный устный опрос учащегося. Актуализация ранее полученных знаний на уроках, развивать умения учащихся работать с различными источниками информации, умение работать с историческими терминами.
2.Работа с картой. Цель. Развивать умения работать с учебной картой, атласом, умение словесно описывать географическое положение объекта.
3.Индивидуальный опрос учащихся, фронтальный ответ учащихся. Цель. Развивать умение самостоятельно находить источник информации, работать с учебным материалом, умение выделять главное при ответе. Развивать умение работать
Изучение нового учебного материала. Цель. 1.Развивать умения учащихся работать с новым материалом, новыми терминами, находить главное.
2.Индивидуалный опрос учащегося. Цель. Развивать умение работать с незнакомыми источниками информации, развитие монологической речи учащихся.
3.Обобщение по данному материалу. Цель. Развивать умение воспринимать информацию на слух, выделять главное, умение работать, развивать навыки самопроверки.
4.Работа с текстом учебника, с компьютерной презентацией. Цель. Развивать умение работать с текстом учебника, выделять главное, развивать творческие способности учащихся.
5.Выполнение проблемного задания. Цель. Развитие монологической речи, умения публичного выступления, творческих способностей учащихся.
Рисунки учащихся размещаются на заранее подготовленном стенде.
6.Индивидуальное задание учащимся. Цель. Умение развивать выразительного осознанного чтения.
Закрепление изученного учебного материала. Цель. Проверить знания основных понятий, полученных знаний на уроке.
Подведение итогов урока. Выставление оценок Цель. Дать оценку знаниям учащихся и мотивировать на работу на следующих уроках.
Домашнее задание. Цель. Мотивация учащихся на выполнение домашнего задания, на творческое выполнение домашнего задания.
| Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы повторяем изученный учебный материал. Вы демонстрируете, как подготовили дополнительный учебный материал, как умеет работать с компьютерной презентацией на уроке. Самое главное – это изучение нового учебного материала о древнегреческом театре, выполнение данных вам заданий на прошлом уроке.
У учащихся на столе заранее размещены учителем конверты с опорными словами по изученной теме, в которой шла речь о городе Афины. Учащиеся используют опорные слова из конвертов для своих ответов: Афины, цивилизация, богиня, Агора, Акрополь, статуя, Парфенон, Ника, скульптор, Фидий, площадь, Керамик. Первый вопрос учащимся задается на повторение ранее изученного материала. С особенностями какого города мы хорошо знакомы в истории Древней Греции? (Презентация, слайд 1. Афины в древности). Учащийся дает ответ на поставленный вопрос, используя презентацию, самостоятельно подобранный материал о городе Афины. Учащиеся работают с атласами, а один из учащихся работает с настенной картой. Где расположен город Афины? Учащийся, выходя к карте, показывает географическое расположение города Афины. Учащиеся дополняют его ответ словесным описанием особенностей расположения города Афины. Третий вопрос к учащимся. Обязательно используют опорные слова Почему город носит именно такое название? (Презентация, слайд 2. Изображение богини Афины). Учащийся, используя подготовленный материал, рассказывает о богине Афине. Четвертый вопрос к учащимся. Какие районы города Афины вам известны, которые существовали в древности? (Презентация. Слайд 3. Район Керамик). Учащиеся называют этот район. Отмечают в своих ответах, почему он носит такое название. Вопрос к учащимся о «сердце» города Афины. Какую площадь и почему в Афинах называют «сердцем» Афин? (Презентация. Слайд 4. Площадь Агора). Учащиеся отмечают особенности площади, место ее расположения и назначение. Вопрос о храме, который являет одной из достопримечательностей Древних Афин. Акрополь, Парфенон. Почему эти необычные слова так о многом говорят в истории Древних Афин? (Презентация. Слайд 5. Храм Парфенон). Учащиеся отмечают в своих ответах красоту и необычность храма. Называют также и статую богини Ники, отмечая, что ее автором был известный скульптор Фидий. (Презентация. Слайд 6. Богиня Ника).
Рассматриваем важную сторону развития античной цивилизации — это создание театра в Древней Греции. Учащиеся записывают тему урока «Древнегреческий театр» в тетради. (Презентация. Слайд 7. Театр Древней Греции). Вопрос к учащимся и их ответы на поставленный вопрос. Что такое театр? После ответов учащихся дается определение понятия «театр». (Презентация. Слайд 8. Определение «театр»). Определение «театр» записывается в тетрадь.
Возникновение театра. Учащийся выполнил опережающее задание. Рассказ о боге Дионисе. Найден источник информации и подготовлен ответ самостоятельно. Зарождение театра было связано с празднествами в честь бога Диониса — покровителя виноделия. (Презентация. Слайд 9. Дионис). Рассказ учащегося. В одном из мифов рассказывается, что Дионис странствует по всей земле, окружённый толпой сатиров. Когда под звуки флейт и свирелей Дионис приходит в Грецию, то в этой стране начинается весна, теплее пригревает солнце, расцветают цветы, вся жизнь возрождается заново. В конце марта в Греции отмечался главный праздник бога виноделия – Великие Дионисии. Изображая сатиров, греки надевали козлиные шкуры, привязывали длинные бороды из дубовых листьев, раскрашивали лица или закрывали их козлиными масками. Весёлое шествие ряженых двигалось по улицам города и останавливалось где-нибудь на площади. Сценки, разыгрываемые участниками праздника, и были первыми театральными зрелищами: запевала и ряженые являлись актёрами, а зрителями – всё население города. Для ежегодных представлений стали отводить площадку, обычно у подножия холма. Зрители, стоя или сидя на склоне холма, наблюдали за представлением. (Презентация. Слайд 10. Сатиры).
Повторить как возникли театральные представления. Подчеркнуть, что древние греки могли посмотреть спектакли только на праздниках в честь Диониса. В греческих городах с конца VI в. до н. э. строили для театральных представлений специальные здания. Почти в каждом городе был свой театр, а иногда и несколько. Древние театры вмещали несколько тысяч зрителей. Например, афинский театр имел 17 тыс. мест. Жителей в греческих городах было намного меньше, чем в современных, а театры часто были больших размеров, чем в наши дни. Здание театра и театральные представления. Вопрос учащимся. Обобщаются ответ учащихся. Предположите, чем можно объяснить такие большие размеры театра? Театр был любимым зрелищем в Древней Греции, все жители стремились попасть на праздник, но эти празднества устраивались один раз в году, длились 3 дня, по 5 представлений в день. В театрах Древней Греции представления начинались часов в семь утра и продолжались до захода солнца. Греческие театры располагаются под открытым небом на склонах холмов и вмещают тысячи зрителей. Описать устройство греческого театра. (Презентация. Слайд 11. Части театра). Используя изображение на слайде, описать устройство греческого театра учащиеся смогут, выполнив следующие задание. Рассмотрите план древнегреческого театра. Главные части здания театра обозначены цифрами 1, 2, 3. Используя текст учебника стр.179 1-2 абзац ответьте на вопросы. Как назывались эти части? Каково назначение каждой из трёх частей? Что обозначено на плане цифрой 4? Ответы запишите. Учащиеся самостоятельно определяют назначение каждой из частей. 1).Места для зрителей — театрон (места для зрителей). 2).Орхестра — круглая или полукруглая площадка, на которой выступали актёры. 3).Скене — пристройка, которая примыкала к орхестре, на неё крепили полотнища, а внутри хранили костюмы актёров. Кого называли в Древней Греции гражданами? Особе внимание на положение людей в городе Афины. (Презентация. Слайд 12. Места для почетных граждан). Учащиеся предлагают свои версии ответа. Можно обсудить вопрос о правах человека. Древние театральные билеты. Учащиеся получили опережающее задание — изготовить билеты в древнегреческий театр по найденным изображениям, используя картон, цветную бумагу, краски. Учащиеся демонстрируют билеты на уроке. Билет был из свинца или обожженной глины. В нём буквой (А. Б, Г) указывался один из «клиньев», на которые театр делился лестницами. В указанном на билете «клине» можно было занять любое место, начиная со второго ряда. Чтобы не сидеть на самом верху, греки шли в театр ещё до рассвета. Брали с собой узелок с пирожками и фляжку с вином, теплый плащ, подушечку, которую подкладывали под себя на каменную скамью. (Презентация. Слайд 13.Билеты.)
Как же быть тем, кто не мог купить билеты? (Презентация. Слайд 14. Феорикон). Для бедных людей Греции выдавали билеты бесплатно. Назывались они феорикон — зрелищные деньги. Учащиеся записывают это слово в тетрадь. Учащиеся выполняют проблемное задание. Два мальчика получают опережающее задание: рассказ двух путешественников, попавших в плен и проданных в рабство, которые оказались актерами в древнегреческом театре. Они рассказывают, а учащиеся всего класса отвечают на вопрос: какие особенности можно узнать из рассказа о древнегреческом театре? (Вопрос выдан на каждую парту, написан на изображении лаврового листа). Рассказ очевидцев. Располагаются греческие театры под открытым небом на склонах холмов и несколько вмещают тысяч зрителей. Театральные представления — любимые зрелища греков. Они начинаются ранним утром и продолжаются до захода солнца: ставят подряд несколько спектаклей. Обычно в каждом представлении участвовало не более трёх актёров. Актёрами могут быть только мужчины. Мы играли все роли в спектакле, в том числе и женские. А чтобы зрителям было понятно, кого мы играем, надевали специальные маски. Очень тяжелые. Большие и ярко раскрашенные, они были хорошо видны и с верхних рядов театра. Маски закрывали не только лицо, но и голову. При взгляде на нас становилось ясно, кого мы изображаем. У стариков белые волосы, худые впалые щёки. Если герой помоложе, волосы и борода делаются полуседыми, юношей изображали безбородыми. Чтобы казаться выше, мы надевали на ноги специальные сандалии с очень толстыми подошвами. В конце дня зрители должны были выбрать лучшую постановку. Её автор награждался лавровым венком и подарками. Если зрители недовольны, они свистят и стучат сандалиями. Бывает и хуже: если автор уж очень не нравится, его оскорбляют, бросают в него виноградом, маслинами, даже камнями. Ответ учащихся. 1.Участниками представления были только мужчины. (Презентация. Слайд 15. Актеры). 2.Актеры выступа ли в специальной обуви на толстой подошве. (Презентация. Слайд 16. Котурны). Дано задание учащимся нарисовать маски древнегреческих актеров. Учащиеся их демонстрируют. 3.Актёры использовали маски. (Презентация. Слайд 17. Маски). 4.Представления происходили несколько раз в год в особом здании под открытым небом. 5.Греки не устраивали вечерних представлений, так как не было хорошего искусственного освещения. Виды представлений в древнегреческом театре. (Презентация. Слайд 18. Мельпомена и Талия). Трагедиями назывались пьесы серьёзного содержания, часто кончавшиеся гибелью действующих лиц. Комедии – весёлые, насмешливые представления, в которых выставлялись в смешном виде и критиковались какие-то поступки. Самый известный автор трагедий — это Софокл, а комедий — Аристофан. (Презентация. Слайд 19. Софокл, Аристофан) Откройте страницу 181. Там Вы видите отрывок из трагедии Софокла «Антигона». Учащийся получил задание выучит наизусть отрывок «Антигона» и рассказывает его на уроке. Отрывок «Антигона».
(Презентация. Слайд 20. С вопросами для учащихся, на которые даются ответы). 1.Где происходят представления? 2.Как часто происходят представления? 3.Сколько представлений давалось в один день? 4.Кто был участниками представлений? 5.Какие жанры пьес известны? 6.Как награждают актёров? 7.Был ли занавес?
«5» — 12, «4» — 8, «3» — 1, «2» — нет.
Параграф 39, заполнить таблицу «Сравнить древнегреческий театр и современный театр». Вопросы для сравнения | Древнегреческий театр | Современный театр | Где происходят представления? |
|
| Как часто происходят представления? |
|
| Сколько представлений давалось в один день? |
|
| Участники представлений? |
|
| Какие жанры пьес известны? |
|
| Как награждают актёров? |
|
| Занавес? |
|
|
Индивидуальное задание: подготовить рассказ о современном театре. |