Преобразования Петра Первого
методическая разработка (история, 7 класс) по теме

Раскрывается роль и значение деятельности Петра Первого.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 13 п. ИСКРА

БУДЕННОВСКОГО РАЙОНА»

Урок истории

«Преобразование Петра I. Петр Великий – чудо или чудовище?»

     

           

2009 год.

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний;

Цели урока:

  1. Обобщить и углубить знания учащихся по теме «Преобразования Петра 1», в ходе дискуссии, используя различные оценки деятельности Петра 1, определить итоги и значения его реформ;
  2. Развивать умения учащихся правильно вести дискуссию, анализировать, делать выводы, обобщать.

Задачи :

  1. Формирование исторического подхода к событиям;
  2. Развитие способностей к анализу, систематизации и обобщению исторических фактов и событий;
  3. Воспитание чувства патриотизма и формирование гражданской позиции.

Слайд №5

Важные события:

1695-1696 гг.

Азовские походы

1697-1698 гг

Великое посольство в Западную Европу.

1700-1721 гг.

Северная война.

1703 г.

Основание Санкт - Петербурга.

27 июня 1709 г.

Полтавская битва.

1711 г.

Прутский поход. Образование Сената.

1714 г.

Гангутское сражение. Указ о единонаследии.

1718-1720 гг.

Введение коллегий.

1721 г.

Учреждение Синода. Провозглашение России империей.

1722 г.

« Табель о рангах».

Ход урока.

1 Организационный момент (2)

2 Постановка проблемного задания (5)

3 Проверка знаний (20)

4 Решение проблемного задания (5)

5  Подведение итогов (5)

6 Домашнее задание  (3)

Первый император России, Петр подается литераторами, исследователями то, как  величайший деятель, мудрый преобразователь, то, как зловещая персона в истории России, развязавшая террор против своего народа, ставший вместо царя-батюшки всесильным хозяином.

В статье «Грядущий храм» Д. Мережковский в 1905 г. выдвинул вопрос: слайд № 6

Как нужно оценивать деятельность Петра?

Вопросы для дисскусии:

  1. Экономические реформы.
  2. Социальная политика.
  3. Внешняя политика.
  4. Культура.

– Итак, Петр был инициатором реформ и модернизации в России начала XVIII в. или этот процесс начался раньше?

– Основу модернизации России составили реформы, определившие основные направления внутриполитической деятельности Петра I.
Большинство историков сходятся во мнении, что четкого плана реформ у Петра не было. Реформы вырастали из неотложных потребностей страны, поэтому в них много непоследовательного и недодуманного.
Однако сказать, что Петр I действовал хаотично тоже нельзя. Вспомним, с чего начались реформы? Почему Петр решил реформировать Россию?

Учащиеся говорят о Великом посольстве, об отставании России от Запада, о ее потребностях выхода на европейские рынки, об опасности превратиться в сырьевой придаток Европы и т. д..

Подсказка: вспомните даты

Слайд №9,10

Слайд №11,12

Проблемное задание  Насколько глубоко реформы затронули основы государственной и общественной жизни: цивилизационное “ядро” или “оболочку”?

Слайд №13

Вопросы :

В чем состояла идея “регулярного государства”? Была ли она новой для России?

  1. Был ли Петр царем – революционером (почему М. Волошин называет Петра "первым большевиком")
  2. В чем смысл общественного раскола? (Доклад на эту тему готовится заранее).

– Возвратимся к решению проблемного задания:
Насколько глубоко реформы затронули основы государства и общества: “ядро” или “оболочку”?

Группам учащихся предлагается заполнить таблицу и сделать вывод. Слайд №14

 

Что изменилось?

Что осталось прежним?

1. Общественная структура

 

 

2. Государственная структура

 

 

3. Культурное развитие

 

 

Роль Петра в истории.

– Сколь необычен был сам Петр, столь необычны были и его реформы. Фигура реформатора с грандиозностью его свершений совершенно по разному оценивали и современники Петра, и историки, и политики XIX – XX веков.
Споры о Петре и значении реформ не утихают по сей день.

Содержание различных оценок, подходов, интерпретаций деятельности Петра отражено в заранее приготовленном докладе

– Завершая урок, не хотелось бы делать выводы, фиксируя некие стереотипы восприятия Петра и его эпохи. Поэтому мы поступим иначе, оставим в конце темы многоточие.
V. Подведение итогов урока.

Подведение итогов, выставление оценок.
При наличии времени можно организовать решение проблемных задач в виде аукциона знаний по разделу.

Аукцион знаний.

1. Какой вид казни впервые введен при Петре I?

Ответ: расстрел.

2. Какие знаки воинского отличия появились в 1700 году? Более 100 лет их носили только на левом плече.

Ответ: погоны.

Слайд №15

Домашнее задание: Анализ исторической личности”. Эссе

Литература:

  1. Анисимов Е.В. Каменский А.Б. Россия в XVIII – первой половине XIX в. – М., 1994.
  2. Захарова Е.Н. Методические рекомендации к изучению истории в 10 классе. – М., 2001 .
  3. Кара – Мурза А.А., Поляков Л.В. Реформатор. Русские о Петре I. – М., 1994

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок повторения и обобщения «Россия в первой четверти XVIII века. Эпоха преобразований Петра I»

Тип урока:          повторительно-обобщающий  Технологии:       технология развития критического мышления, ...

урок повторения и обобщения по истории в 7 классе на тему"«Россия в первой четверти XVIII века. Эпоха преобразований Петра I»

урок повторения и обобщения по истории в 7 классе на тему"«Россия в первой четверти XVIII века. Эпоха преобразований Петра I»Предмет:  ...

Сравнительная характеристика Петра Первого и Василия Голицына (по роману Алексея Толстого «Петр Первый»)

Уникальный конспект урока, где подробно сравниваются образы Петра Первого и Василия Голицына. Подобная сравнительная характеристика необходима для понимания авторской задумки и образа главного героя....

Электронные ресурсы к уроку по темам «Преобразования в области культуры в эпоху Петра Первого»

В этом документе - подборка электронных ресурсов, для подготовки к урокам истории эпохи Петра Великого....

Технологическая карта урока истории России для 8-го класса по теме "Преобразования Петра Первого в культуре и быте. Итоги реформ."

Технологическая карта урока предназаначена для учителей истории и обществознания. Содержит приложения с материалами к уроку....

Учебно-методическая разработка урока истории «Россия в эпоху преобразований Петра Первого»

Материал содержит полный конспект урока по теме  «Россия в эпоху преобразований Петра Первого», включая ТКУ и приложения....