Преобразования Петра Первого
методическая разработка (история, 7 класс) по теме
Раскрывается роль и значение деятельности Петра Первого.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
preobrazovaniya_petra_1._petr_velikiy_-_chudo_ili_chudovishche_ohmat_n.p..doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 13 п. ИСКРА
БУДЕННОВСКОГО РАЙОНА»
Урок истории
«Преобразование Петра I. Петр Великий – чудо или чудовище?»
2009 год.
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний;
Цели урока:
- Обобщить и углубить знания учащихся по теме «Преобразования Петра 1», в ходе дискуссии, используя различные оценки деятельности Петра 1, определить итоги и значения его реформ;
- Развивать умения учащихся правильно вести дискуссию, анализировать, делать выводы, обобщать.
Задачи :
- Формирование исторического подхода к событиям;
- Развитие способностей к анализу, систематизации и обобщению исторических фактов и событий;
- Воспитание чувства патриотизма и формирование гражданской позиции.
Слайд №5
Важные события:
1695-1696 гг. | Азовские походы |
1697-1698 гг | Великое посольство в Западную Европу. |
1700-1721 гг. | Северная война. |
1703 г. | Основание Санкт - Петербурга. |
27 июня 1709 г. | Полтавская битва. |
1711 г. | Прутский поход. Образование Сената. |
1714 г. | Гангутское сражение. Указ о единонаследии. |
1718-1720 гг. | Введение коллегий. |
1721 г. | Учреждение Синода. Провозглашение России империей. |
1722 г. | « Табель о рангах». |
Ход урока.
1 Организационный момент (2)
2 Постановка проблемного задания (5)
3 Проверка знаний (20)
4 Решение проблемного задания (5)
5 Подведение итогов (5)
6 Домашнее задание (3)
Первый император России, Петр подается литераторами, исследователями то, как величайший деятель, мудрый преобразователь, то, как зловещая персона в истории России, развязавшая террор против своего народа, ставший вместо царя-батюшки всесильным хозяином.
В статье «Грядущий храм» Д. Мережковский в 1905 г. выдвинул вопрос: слайд № 6
Как нужно оценивать деятельность Петра?
Вопросы для дисскусии:
- Экономические реформы.
- Социальная политика.
- Внешняя политика.
- Культура.
– Итак, Петр был инициатором реформ и модернизации в России начала XVIII в. или этот процесс начался раньше?
– Основу модернизации России составили реформы, определившие основные направления внутриполитической деятельности Петра I.
Большинство историков сходятся во мнении, что четкого плана реформ у Петра не было. Реформы вырастали из неотложных потребностей страны, поэтому в них много непоследовательного и недодуманного.
Однако сказать, что Петр I действовал хаотично тоже нельзя. Вспомним, с чего начались реформы? Почему Петр решил реформировать Россию?
Учащиеся говорят о Великом посольстве, об отставании России от Запада, о ее потребностях выхода на европейские рынки, об опасности превратиться в сырьевой придаток Европы и т. д..
Подсказка: вспомните даты
Слайд №9,10
Слайд №11,12
Проблемное задание Насколько глубоко реформы затронули основы государственной и общественной жизни: цивилизационное “ядро” или “оболочку”?
Слайд №13
Вопросы :
В чем состояла идея “регулярного государства”? Была ли она новой для России?
- Был ли Петр царем – революционером (почему М. Волошин называет Петра "первым большевиком")
- В чем смысл общественного раскола? (Доклад на эту тему готовится заранее).
– Возвратимся к решению проблемного задания:
Насколько глубоко реформы затронули основы государства и общества: “ядро” или “оболочку”?
Группам учащихся предлагается заполнить таблицу и сделать вывод. Слайд №14
| Что изменилось? | Что осталось прежним? |
1. Общественная структура |
|
|
2. Государственная структура |
|
|
3. Культурное развитие |
|
|
Роль Петра в истории.
– Сколь необычен был сам Петр, столь необычны были и его реформы. Фигура реформатора с грандиозностью его свершений совершенно по разному оценивали и современники Петра, и историки, и политики XIX – XX веков.
Споры о Петре и значении реформ не утихают по сей день.
Содержание различных оценок, подходов, интерпретаций деятельности Петра отражено в заранее приготовленном докладе
– Завершая урок, не хотелось бы делать выводы, фиксируя некие стереотипы восприятия Петра и его эпохи. Поэтому мы поступим иначе, оставим в конце темы многоточие.
V. Подведение итогов урока.
Подведение итогов, выставление оценок.
При наличии времени можно организовать решение проблемных задач в виде аукциона знаний по разделу.
Аукцион знаний.
1. Какой вид казни впервые введен при Петре I?
Ответ: расстрел.
2. Какие знаки воинского отличия появились в 1700 году? Более 100 лет их носили только на левом плече.
Ответ: погоны.
Слайд №15
Домашнее задание: Анализ исторической личности”. Эссе
Литература:
- Анисимов Е.В. Каменский А.Б. Россия в XVIII – первой половине XIX в. – М., 1994.
- Захарова Е.Н. Методические рекомендации к изучению истории в 10 классе. – М., 2001 .
- Кара – Мурза А.А., Поляков Л.В. Реформатор. Русские о Петре I. – М., 1994
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок повторения и обобщения «Россия в первой четверти XVIII века. Эпоха преобразований Петра I»
Тип урока: повторительно-обобщающий Технологии: технология развития критического мышления, ...
Тема: Преобразования Петра Первого в области экономики Предмет: история, 7 класс конспект урока
конспект урока с ипользованием технологической карты...
урок повторения и обобщения по истории в 7 классе на тему"«Россия в первой четверти XVIII века. Эпоха преобразований Петра I»
урок повторения и обобщения по истории в 7 классе на тему"«Россия в первой четверти XVIII века. Эпоха преобразований Петра I»Предмет: ...
Сравнительная характеристика Петра Первого и Василия Голицына (по роману Алексея Толстого «Петр Первый»)
Уникальный конспект урока, где подробно сравниваются образы Петра Первого и Василия Голицына. Подобная сравнительная характеристика необходима для понимания авторской задумки и образа главного героя....
Электронные ресурсы к уроку по темам «Преобразования в области культуры в эпоху Петра Первого»
В этом документе - подборка электронных ресурсов, для подготовки к урокам истории эпохи Петра Великого....
Технологическая карта урока истории России для 8-го класса по теме "Преобразования Петра Первого в культуре и быте. Итоги реформ."
Технологическая карта урока предназаначена для учителей истории и обществознания. Содержит приложения с материалами к уроку....
Учебно-методическая разработка урока истории «Россия в эпоху преобразований Петра Первого»
Материал содержит полный конспект урока по теме «Россия в эпоху преобразований Петра Первого», включая ТКУ и приложения....