Технологическая карта урока истории России для 8-го класса по теме "Преобразования Петра Первого в культуре и быте. Итоги реформ."
методическая разработка по истории (8 класс)
Технологическая карта урока предназаначена для учителей истории и обществознания. Содержит приложения с материалами к уроку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_istoriya_rossii_8_klass.doc | 77 КБ |
Технологическая карта урока Истории России 8 класс | 77 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока истории №10-11
Предмет: История России
Класс: 8А,Б,В,Г,Д,
Тема урока: Преобразования в культуре и быте. Итоги реформ.
Тип урока: комбинированный
Цель: сформировать представления обучающихся о преобразованиях в культуре и быте, о значении реформ для Российского государства, о неоднозначности оценок реформ Петра 1.
Используемые технологии: проблемное обучение, технологии критического мышления.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая (парная).
Учитель: Борейко Е.А.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |||||
познавательная | коммуникативная | регулятивная | |||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | ||
оргмомент | Проверяет готовность к уроку Отмечает отсутствующих | Приветствуют учителя | Формирование культуры общения | Готовятся к уроку | Умение организовываться к работе, организовать рабочее место | ||
Актуализация знаний | Предлагает произвести проверку знаний дат с помощью хронологического диктанта (10 дат) (Приложение 1) | выполняют задания | умение актуализировать знания, устанавливать хронологическую последовательность событий | ||||
Физмиутка | Предлагает снять эмоциональное напряжение с помощью игрового элемента «ДА/НЕТ, и физических упражнений | отвечают движениями на вопросы | Умение слушать учителя, анализировать информацию, отвечать действиями | ||||
Мотивационный компонент | читает эпиграф к уроку предлагает определить тему урока, предлагает поставить цели урока (Приложение 2) | слушают эпиграф, анализируют, предполагают о какой теме будет идти речь | умение производить анализ | определяют основные вопросы урока, его цель | умение осуществлять целеполагание | ||
постановка проблемного вопроса | Ставит учащимся проблемный вопрос: «Можно ли считать Петровские реформы культуры и быта революционными?» | предполагают ответ на вопрос | умение делать логические выводы | определяют план изучения темы | умение планировать свою деятельность | ||
открытие нового знания | предлагает прочитать текст, выполнить задания с пометками, заполнить таблицу. (Приложение 3) З: Как вы считаете, что является символом обновленной России? Рассказывакт о Санкт-Петербурге З: предлагает ответить на главный вопрос урока, аргументировать З: предлагает поработать в парах по вопросу: Плюсы и минусы реформ (Приложение 4) | читают текст, анализируют, делают пометки Отвечают на вопросы, анализируют информацию Отвечают на главный вопрос урока, аргументируют ответы | умение анализировать текст по указанным критериям | Работают в парах, отвечают на вопросы | Умение взаимодействовать в паре. | ||
Итог урока, рефлексия | Незаконченные предложения «Облако тегов» предлагает оценить свою работу на уроке | Отвечают на вопросы учителя, делают выводы о достигнутых результатах и их соответствии с поставленными целями | производят оценку своей деятельности на уроке | умение производить самооценивание | |||
Инструктаж домашнего задания | Объявляет домашнее:параграф 7 полностью, пересказ, ответить на вопросы после параграфа. | Задают вопросы по домашнему заданию | Умение ставить открытые вопросы |
Приложение 1
Хронологический диктант
1 вариант | 2 вариант |
1. Северная война | 1. Полтавская битва |
2. Битва у Лесной | 2. Гренгамское сражение |
3. Гангутское сражение | 3. Ништадский мир |
4. Налоговая реформа | 4. Указ о единонаследии |
5. Губернская реформа | 5. Создание коллегий |
6. 1705-1706 | 6. 1707-1708 |
7. 1722 | 7. 1703 |
8. восстание в Башкирии | 8. 1711 |
9. 1721 | 9. 1724 |
10. указ о наследии престола | 10. провозглашение России империей |
Ответы
1 вариант | 2 вариант |
1700-1721 | 1709 |
1708 | 1720 |
1714 | 1721 |
1718 | 1714 |
1708-1710 | 1718-1721 |
восстание в Астрахани | восстание Булавина |
табель о рангах | основание С-Петербурга |
1704-1711 | Сенат |
святейший синод | таможенный тариф |
1722 | 1721 |
Приложение 2
Эпиграф
«Явился Петр... Он сквозь бурю и волны устремился к своей цели: достиг — и все переменилось! Сею целью было не только новое величие России, но и... присвоение обычаев европейских... Потомство воздало усердную хвалу сему бессмертному государю и личным его достоинствам и славным подвигам.»
Он имел великодушие, проницание, волю непоколебимую, деятельность, неутомимость редкую: исправил, умножил войско, одержал блестящую победу над врагом искусным и мужественным; завоевал Ливонию, сотворил флот, основал гавани, издал многие законы мудрые, привел в лучшее состояние торговлю, рудокопни, завел мануфактуры, училища, академию, наконец поставил Россию на знаменитую степень в политической системе Европы».
(Н. М. Карамзин)
Проблемный вопрос:
Можно ли считать Петровские реформы культуры и быта революционными?
Приложение 3
Преобразования Петра Великого в культуре и быте.
1.Преобразования Петра I коснулись всех сфер жизни общества, затронули все слои населения. 2.Первые новшества были произведены в армии и быте. 3.Побывав на Западе Петр I окончательно убедился в необходимости европеизации страны. 4.После Великого посольства царь сразу принялся вводить «чужеземные обычаи с манера немецкого». 5.Чувствовалось, что государь не имеет ни четкого представления о преобразовании страны, ни плана реформ. 6.Начал он с боярских бород, которые являлись для Петра символом косной старины, затем наступил черед для русского платья. 7. Однако, дворяне долго «донашивали» русскую одежду, совмещая «старое» с «новым».
8.Устанавливались и новые формы общения. 9.В обычай входило устройство праздников с иллюминацией, карнавалов, торжественных шествий, фейерверков. 10.Новшеством стали ассамблеи. На них было запрещено вести деловые разговоры. 11.Среди приглашенных были: дворяне, богатые купцы, представители духовенства, мастеровые и моряки. 12.Допускались и женщины-дворянки.
13.Однако, при всех изменениях в культуре и быте, новации слабо затронули традиционную культуру и повседневную жизнь, тем самым дополнили социальное размежевание.
14.Реформы Петра Великого в области культуры и быта, как и все остальные преобразования, были положительно оценены современниками и имели положительны последствия.
«+» - мне известно | «V» - новое для меня | «-» - не согласен | «?» - хочу узнать подробней |
Приложение 4
Итоги и значения реформ Петра Великого
«+» | «-» |
Приложение 5
Мнения современников и историков о Петре Великом
Петр I Великий
«Государь не царь и не царского поколения, а немецкого… Когда были у государыни царевны Натальи Кирилловны сряду дочери и тогда государь, царь Алексей Михайлович, на нее, царицу, разгневался… И когда приспел час ей родить дщерь, и тогда она, государыня, убоясь его, государя, взяла в обмен из Немецкой слободы младенца мужеска полу, из Лефортова дворца…».
Иона Кириловец, дьякон Чудова монастыря
«Какой это царь, он антихрист, а не царь, царство свое покинул и знаетца с немцами и живет все в Немецкой слободе, в среду и в пятку ест мясо. Инова антихриста не ждите, тот он антихрист».
Крестьянин Старцев
«Государь всю свою землю выпустошил, остались только душой да телом… Государя на Москве нет. Семь лет в плену, а на царстве сидит Немчин. Тысячи с четыре стрельцов порубил. Если б он был государь, стал ли б так свою землю пустошать».
Неизвестный крестьянин
«…Он тотчас же сел за стол, пригласил меня сесть возле себя и тотчас же начал разговаривать со мною без толмача, так как сам говорил по-голландски настолько отчетливо, что я без труда мог его понимать; со своей стороны он понимал, что я ему отвечал… Царь очень высок ростом, носит собственные короткие коричневые волосы и довольно большие усы, но весьма проницателен и умен… Царь развлекается точением и, путешествуя, возит станок за собою. В этом мастерстве он не уступает искуснейшему токарю и даже достиг того, что умеет вытачивать портреты и фигуры…».
Датский посланник в России, Юст Юль
«Обыкновенно его величество видят в такой простой одежде, что тот, кто его не знает, ни за что бы не признал в нем столь великого монарха… Следует, кроме того, признать, что его величество благочестив и от природы добр и милостив. Говорят также, будто его величество желал бы по-доброму реформировать и улучшить русское вероисповедание, как он уже для людей, переходящих в русскую веру, отменил в обряде крещения погружение в воду, прежде требуемое. Кроме того, он разрешил не соблюдать в своей армии принятые у русских долгие и строгие посты, во время которых им совсем нельзя есть мясо…».
Нарвский пастор, Симон Дитрих Геркенс
«Сей монарх отечество наше привел в сравнение с прочими, научил узнавать, что и мы люди; одним словом, на что в России не взгляни, все его началом имеет, и что бы впредь не делалось, от сего источника черпать будут».
Иван Неплюев, российский посол в Константинополе в эпоху Петра Великого.
«Петр Великий недооценил свой народ, когда захотел натянуть западный мундир на эту, в сущности, космополитическую цивилизацию, являющуюся достоянием всех. Но грубый наставник сильного ребенка, Петр Великий тем не менее открыл воспитаннику высокие судьбы, которые сулили ему стремительное движение к Западу. Не отбрасывайте преимуществ, завоеванных этим движением; цена заплаченная вами за них, восполнена… Оставайтесь европейцами, продолжая быть русскими!».
Русский философ, Чаадаев П.Я.
«Сближение с Европой было в глазах Петра только средством для достижения цели, а не самой целью».
Историк, Ключевский В.О.
«Он хотел не заимствовать с Запада готовые плоды тамошней техники, а усвоить ее, пересадить в Россию самые производства с их главным рычагом – техническим знанием».
Историк, Ключевский В.О.
«Петр резко интенсифицировал происходившие в стране процессы, заставил ее совершить гигантский прыжок, перенеся Россию сразу через несколько этапов, которые она, рано или поздно, неминуемо прошла бы».
Советский и российский историк, Анисимов Е.В.
«Петр не был вовсе славолюбцем-завоевателем и в этом явился полным представителем своего народа, не завоевательного по природе племени и по условиям своей исторической жизни. Гений Петра высказался в ясном уразумении положения своего народа, он сознал, что его обязанность — вывести слабый, бедный, почти неизвестный народ из этого печального положения посредством цивилизации. Трудность дела представлялась ему во всей полноте по возвращении из-за границы, когда он мог сравнить виденное на Западе с тем, что он нашел в России, которая встретила его стрелецким бунтом. Он испытал страшное искушение, сомнение, но вышел из него, вполне уверовавши в нравственные силы своего Народа, и не замедлил призвать его к великому подвигу, к пожертвованиям и лишениям всякого рода, показывая сам пример во всем этом. Ясно осознавши, что русский народ должен пройти трудную школу, Петр не усумнился подвергнуть его страдательному, унизительному положению ученика; но в то же время он успел уравновесить невыгоды этого положения славою и величием, превратить его в деятельное, успел создать политическое значение России и средства для его поддержания. Петру предстояла трудная задача: для образования русских людей необходимо было вызвать иностранных наставников, руководителей, которые, естественно, стремились подчинить учеников своему влиянию, стать выше их; но это унижало учеников, которых Петр хотел сделать как можно скорее мастерами; Петр не поддался искушению, не принял предложения вести дело успешно с людьми выученными, вполне приготовленными, но иностранцами, хотел, чтоб свои, русские, проходили деятельную школу, хотя бы это стоило и больших потерь, сопровождалось большими неудобствами... С какой бы точки зрения мы ни изучали эпоху преобразования, мы должны прийти в изумление перед нравственными и физическими силами преобразователя, сфера деятельности которого была бы так обширна».
Русский историк Соловьев С.М.
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока истории №10-11
Предмет: История России
Класс: 8А,Б,В,Г,Д,
Тема урока: Преобразования в культуре и быте. Итоги реформ.
Тип урока: комбинированный
Цель: сформировать представления обучающихся о преобразованиях в культуре и быте, о значении реформ для Российского государства, о неоднозначности оценок реформ Петра 1.
Используемые технологии: проблемное обучение, технологии критического мышления.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая (парная).
Учитель: Борейко Е.А.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |||||
познавательная | коммуникативная | регулятивная | |||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | ||
оргмомент | Проверяет готовность к уроку Отмечает отсутствующих | Приветствуют учителя | Формирование культуры общения | Готовятся к уроку | Умение организовываться к работе, организовать рабочее место | ||
Актуализация знаний | Предлагает произвести проверку знаний дат с помощью хронологического диктанта (10 дат) (Приложение 1) | выполняют задания | умение актуализировать знания, устанавливать хронологическую последовательность событий | ||||
Физмиутка | Предлагает снять эмоциональное напряжение с помощью игрового элемента «ДА/НЕТ, и физических упражнений | отвечают движениями на вопросы | Умение слушать учителя, анализировать информацию, отвечать действиями | ||||
Мотивационный компонент | читает эпиграф к уроку предлагает определить тему урока, предлагает поставить цели урока (Приложение 2) | слушают эпиграф, анализируют, предполагают о какой теме будет идти речь | умение производить анализ | определяют основные вопросы урока, его цель | умение осуществлять целеполагание | ||
постановка проблемного вопроса | Ставит учащимся проблемный вопрос: «Можно ли считать Петровские реформы культуры и быта революционными?» | предполагают ответ на вопрос | умение делать логические выводы | определяют план изучения темы | умение планировать свою деятельность | ||
открытие нового знания | предлагает прочитать текст, выполнить задания с пометками, заполнить таблицу. (Приложение 3) З: Как вы считаете, что является символом обновленной России? Рассказывакт о Санкт-Петербурге З: предлагает ответить на главный вопрос урока, аргументировать З: предлагает поработать в парах по вопросу: Плюсы и минусы реформ (Приложение 4) | читают текст, анализируют, делают пометки Отвечают на вопросы, анализируют информацию Отвечают на главный вопрос урока, аргументируют ответы | умение анализировать текст по указанным критериям | Работают в парах, отвечают на вопросы | Умение взаимодействовать в паре. | ||
Итог урока, рефлексия | Незаконченные предложения «Облако тегов» предлагает оценить свою работу на уроке | Отвечают на вопросы учителя, делают выводы о достигнутых результатах и их соответствии с поставленными целями | производят оценку своей деятельности на уроке | умение производить самооценивание | |||
Инструктаж домашнего задания | Объявляет домашнее:параграф 7 полностью, пересказ, ответить на вопросы после параграфа. | Задают вопросы по домашнему заданию | Умение ставить открытые вопросы |
Приложение 1
Хронологический диктант
1 вариант | 2 вариант |
1. Северная война | 1. Полтавская битва |
2. Битва у Лесной | 2. Гренгамское сражение |
3. Гангутское сражение | 3. Ништадский мир |
4. Налоговая реформа | 4. Указ о единонаследии |
5. Губернская реформа | 5. Создание коллегий |
6. 1705-1706 | 6. 1707-1708 |
7. 1722 | 7. 1703 |
8. восстание в Башкирии | 8. 1711 |
9. 1721 | 9. 1724 |
10. указ о наследии престола | 10. провозглашение России империей |
Ответы
1 вариант | 2 вариант |
1700-1721 | 1709 |
1708 | 1720 |
1714 | 1721 |
1718 | 1714 |
1708-1710 | 1718-1721 |
восстание в Астрахани | восстание Булавина |
табель о рангах | основание С-Петербурга |
1704-1711 | Сенат |
святейший синод | таможенный тариф |
1722 | 1721 |
Приложение 2
Эпиграф
«Явился Петр... Он сквозь бурю и волны устремился к своей цели: достиг — и все переменилось! Сею целью было не только новое величие России, но и... присвоение обычаев европейских... Потомство воздало усердную хвалу сему бессмертному государю и личным его достоинствам и славным подвигам.»
Он имел великодушие, проницание, волю непоколебимую, деятельность, неутомимость редкую: исправил, умножил войско, одержал блестящую победу над врагом искусным и мужественным; завоевал Ливонию, сотворил флот, основал гавани, издал многие законы мудрые, привел в лучшее состояние торговлю, рудокопни, завел мануфактуры, училища, академию, наконец поставил Россию на знаменитую степень в политической системе Европы».
(Н. М. Карамзин)
Проблемный вопрос:
Можно ли считать Петровские реформы культуры и быта революционными?
Приложение 3
Преобразования Петра Великого в культуре и быте.
1.Преобразования Петра I коснулись всех сфер жизни общества, затронули все слои населения. 2.Первые новшества были произведены в армии и быте. 3.Побывав на Западе Петр I окончательно убедился в необходимости европеизации страны. 4.После Великого посольства царь сразу принялся вводить «чужеземные обычаи с манера немецкого». 5.Чувствовалось, что государь не имеет ни четкого представления о преобразовании страны, ни плана реформ. 6.Начал он с боярских бород, которые являлись для Петра символом косной старины, затем наступил черед для русского платья. 7. Однако, дворяне долго «донашивали» русскую одежду, совмещая «старое» с «новым».
8.Устанавливались и новые формы общения. 9.В обычай входило устройство праздников с иллюминацией, карнавалов, торжественных шествий, фейерверков. 10.Новшеством стали ассамблеи. На них было запрещено вести деловые разговоры. 11.Среди приглашенных были: дворяне, богатые купцы, представители духовенства, мастеровые и моряки. 12.Допускались и женщины-дворянки.
13.Однако, при всех изменениях в культуре и быте, новации слабо затронули традиционную культуру и повседневную жизнь, тем самым дополнили социальное размежевание.
14.Реформы Петра Великого в области культуры и быта, как и все остальные преобразования, были положительно оценены современниками и имели положительны последствия.
«+» - мне известно | «V» - новое для меня | «-» - не согласен | «?» - хочу узнать подробней |
Приложение 4
Итоги и значения реформ Петра Великого
«+» | «-» |
Приложение 5
Мнения современников и историков о Петре Великом
Петр I Великий
«Государь не царь и не царского поколения, а немецкого… Когда были у государыни царевны Натальи Кирилловны сряду дочери и тогда государь, царь Алексей Михайлович, на нее, царицу, разгневался… И когда приспел час ей родить дщерь, и тогда она, государыня, убоясь его, государя, взяла в обмен из Немецкой слободы младенца мужеска полу, из Лефортова дворца…».
Иона Кириловец, дьякон Чудова монастыря
«Какой это царь, он антихрист, а не царь, царство свое покинул и знаетца с немцами и живет все в Немецкой слободе, в среду и в пятку ест мясо. Инова антихриста не ждите, тот он антихрист».
Крестьянин Старцев
«Государь всю свою землю выпустошил, остались только душой да телом… Государя на Москве нет. Семь лет в плену, а на царстве сидит Немчин. Тысячи с четыре стрельцов порубил. Если б он был государь, стал ли б так свою землю пустошать».
Неизвестный крестьянин
«…Он тотчас же сел за стол, пригласил меня сесть возле себя и тотчас же начал разговаривать со мною без толмача, так как сам говорил по-голландски настолько отчетливо, что я без труда мог его понимать; со своей стороны он понимал, что я ему отвечал… Царь очень высок ростом, носит собственные короткие коричневые волосы и довольно большие усы, но весьма проницателен и умен… Царь развлекается точением и, путешествуя, возит станок за собою. В этом мастерстве он не уступает искуснейшему токарю и даже достиг того, что умеет вытачивать портреты и фигуры…».
Датский посланник в России, Юст Юль
«Обыкновенно его величество видят в такой простой одежде, что тот, кто его не знает, ни за что бы не признал в нем столь великого монарха… Следует, кроме того, признать, что его величество благочестив и от природы добр и милостив. Говорят также, будто его величество желал бы по-доброму реформировать и улучшить русское вероисповедание, как он уже для людей, переходящих в русскую веру, отменил в обряде крещения погружение в воду, прежде требуемое. Кроме того, он разрешил не соблюдать в своей армии принятые у русских долгие и строгие посты, во время которых им совсем нельзя есть мясо…».
Нарвский пастор, Симон Дитрих Геркенс
«Сей монарх отечество наше привел в сравнение с прочими, научил узнавать, что и мы люди; одним словом, на что в России не взгляни, все его началом имеет, и что бы впредь не делалось, от сего источника черпать будут».
Иван Неплюев, российский посол в Константинополе в эпоху Петра Великого.
«Петр Великий недооценил свой народ, когда захотел натянуть западный мундир на эту, в сущности, космополитическую цивилизацию, являющуюся достоянием всех. Но грубый наставник сильного ребенка, Петр Великий тем не менее открыл воспитаннику высокие судьбы, которые сулили ему стремительное движение к Западу. Не отбрасывайте преимуществ, завоеванных этим движением; цена заплаченная вами за них, восполнена… Оставайтесь европейцами, продолжая быть русскими!».
Русский философ, Чаадаев П.Я.
«Сближение с Европой было в глазах Петра только средством для достижения цели, а не самой целью».
Историк, Ключевский В.О.
«Он хотел не заимствовать с Запада готовые плоды тамошней техники, а усвоить ее, пересадить в Россию самые производства с их главным рычагом – техническим знанием».
Историк, Ключевский В.О.
«Петр резко интенсифицировал происходившие в стране процессы, заставил ее совершить гигантский прыжок, перенеся Россию сразу через несколько этапов, которые она, рано или поздно, неминуемо прошла бы».
Советский и российский историк, Анисимов Е.В.
«Петр не был вовсе славолюбцем-завоевателем и в этом явился полным представителем своего народа, не завоевательного по природе племени и по условиям своей исторической жизни. Гений Петра высказался в ясном уразумении положения своего народа, он сознал, что его обязанность — вывести слабый, бедный, почти неизвестный народ из этого печального положения посредством цивилизации. Трудность дела представлялась ему во всей полноте по возвращении из-за границы, когда он мог сравнить виденное на Западе с тем, что он нашел в России, которая встретила его стрелецким бунтом. Он испытал страшное искушение, сомнение, но вышел из него, вполне уверовавши в нравственные силы своего Народа, и не замедлил призвать его к великому подвигу, к пожертвованиям и лишениям всякого рода, показывая сам пример во всем этом. Ясно осознавши, что русский народ должен пройти трудную школу, Петр не усумнился подвергнуть его страдательному, унизительному положению ученика; но в то же время он успел уравновесить невыгоды этого положения славою и величием, превратить его в деятельное, успел создать политическое значение России и средства для его поддержания. Петру предстояла трудная задача: для образования русских людей необходимо было вызвать иностранных наставников, руководителей, которые, естественно, стремились подчинить учеников своему влиянию, стать выше их; но это унижало учеников, которых Петр хотел сделать как можно скорее мастерами; Петр не поддался искушению, не принял предложения вести дело успешно с людьми выученными, вполне приготовленными, но иностранцами, хотел, чтоб свои, русские, проходили деятельную школу, хотя бы это стоило и больших потерь, сопровождалось большими неудобствами... С какой бы точки зрения мы ни изучали эпоху преобразования, мы должны прийти в изумление перед нравственными и физическими силами преобразователя, сфера деятельности которого была бы так обширна».
Русский историк Соловьев С.М.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока истории России для 7 класса по новым ФГОС
Технологическая карта с дидактической структурой урока в 7 классе по ИСТОРИИ России по теме : «Народные движения первой четверти XVIII в.» по учебнику : Данилов А. А., Косулина Л. Г....
Технологическая карта урока истории России в 9 классе. Тема: Внешняя политика СССР в 1930-е годы: смена ориентиров
P { margin-bottom: 0.21cm; } Технологическая карта урока истории России в 9 классеТема: Внешняя политика СССР в 1930-е годы: смена ориентировПодготовила и провелаучитель Юрова С. В.Тип урока: уро...
Культура Древней Руси. Технологическая карта урока истории России в 6 классе по ФГОС.
Описание проекта урока1. Предмет: история России2. Класс: 63. Используемый УМК: учебник Арсентьева Н. М., Данилова А. А., Стефан...
Технологическая карта урока истории России в 6 классе "Батыево нашествие на Русь".
Технологическая карта урока истории России в 6 классе "Батыево нашествие на Русь" к УМК А.В. Торкунова....
Технологическая карта урока истории России (8 класс) Тема: Внешняя политика Александра III.
Технологическая карта урока истории России (8 класс) Тема: Внешняя политика Александра III....
Технологическая карта уроков истории России Тема урока РУСЬ И ЛИТВА
Технологическая карта уроков истории России Тема урока РУСЬ И ЛИТВА...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА. ИСТОРИИ РОССИИ 7 КЛАСС. Тема урока: Внешняя политика Ивана IV
Цель урока: Формирование представлений о внешней политике России во второй половине XVI в....