Технологическая карта урока истории России для 8-го класса по теме "Преобразования Петра Первого в культуре и быте. Итоги реформ."
методическая разработка по истории (8 класс)

Технологическая карта урока предназаначена для учителей истории и обществознания. Содержит приложения с материалами к уроку. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока истории №10-11

Предмет: История России

Класс: 8А,Б,В,Г,Д,

Тема урока: Преобразования в культуре и быте. Итоги реформ.

Тип урока: комбинированный

Цель: сформировать представления обучающихся о преобразованиях в культуре и быте, о значении реформ для Российского государства, о неоднозначности оценок реформ Петра 1.

Используемые технологии: проблемное обучение, технологии критического мышления.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая (парная).

Учитель: Борейко Е.А.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

познавательная

коммуникативная

регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

оргмомент

Проверяет готовность к уроку

Отмечает отсутствующих

Приветствуют учителя

Формирование культуры общения

Готовятся  к уроку

Умение организовываться к работе, организовать рабочее место

Актуализация знаний

Предлагает произвести проверку знаний дат с помощью хронологического диктанта (10 дат) (Приложение 1)

выполняют задания

умение актуализировать знания, устанавливать хронологическую последовательность событий

Физмиутка

Предлагает снять эмоциональное напряжение с помощью игрового элемента «ДА/НЕТ, и физических упражнений

отвечают движениями на вопросы

Умение слушать учителя, анализировать информацию, отвечать действиями

Мотивационный компонент

читает эпиграф к уроку

предлагает определить тему урока,

предлагает поставить цели урока (Приложение 2)

слушают эпиграф, анализируют, предполагают о какой теме будет идти речь

умение производить анализ

определяют основные вопросы урока, его цель

умение осуществлять целеполагание

постановка  проблемного вопроса

Ставит учащимся проблемный вопрос: «Можно ли считать Петровские реформы культуры и быта революционными?»

предполагают ответ на вопрос

умение делать логические выводы

определяют план изучения темы

умение планировать свою деятельность

открытие нового знания

предлагает прочитать текст, выполнить задания с пометками, заполнить таблицу.

(Приложение 3)

З: Как вы считаете, что является символом обновленной России?

Рассказывакт о Санкт-Петербурге

З: предлагает ответить на главный вопрос урока, аргументировать

З: предлагает поработать в парах по вопросу: Плюсы и минусы реформ (Приложение 4)

читают текст, анализируют, делают пометки

Отвечают на вопросы, анализируют информацию

Отвечают на главный вопрос урока, аргументируют ответы

умение анализировать текст по указанным критериям

Работают в парах, отвечают на вопросы

Умение взаимодействовать в паре.

Итог урока, рефлексия

Незаконченные предложения

«Облако тегов»

предлагает оценить свою работу на уроке

Отвечают на вопросы учителя, делают выводы о достигнутых результатах и их соответствии с поставленными целями

производят оценку своей деятельности на уроке

умение производить самооценивание

Инструктаж домашнего задания

Объявляет домашнее:параграф 7 полностью, пересказ, ответить на вопросы после параграфа.

Задают вопросы по домашнему заданию

Умение ставить открытые вопросы

Приложение 1

Хронологический диктант

1 вариант

2 вариант

1. Северная война

1. Полтавская битва

2. Битва у Лесной

2. Гренгамское сражение

3. Гангутское сражение

3. Ништадский мир

4. Налоговая реформа

4. Указ о единонаследии

5. Губернская реформа

5. Создание коллегий

6. 1705-1706

6. 1707-1708

7. 1722

7. 1703

8. восстание в Башкирии

8. 1711

9. 1721

9. 1724

10. указ о наследии престола

10. провозглашение России империей

Ответы

1 вариант

2 вариант

1700-1721

1709

1708

1720

1714

1721

1718

1714

1708-1710

1718-1721

восстание в Астрахани

восстание Булавина

табель о рангах

основание С-Петербурга

1704-1711

Сенат

святейший синод

таможенный тариф

1722

1721

Приложение 2

Эпиграф

«Явился Петр... Он сквозь бурю и волны устремился к своей цели: достиг — и все переменилось! Сею целью было не только новое величие России, но и... присвоение обычаев европейских... Потомство воздало усердную хвалу сему бессмертному государю и личным его достоинствам и славным подвигам.»

Он имел великодушие, проницание, волю непоколебимую, деятельность, неутомимость редкую: исправил, умножил войско, одержал блестящую победу над врагом искусным и мужественным; завоевал Ливонию, сотворил флот, основал гавани, издал многие законы мудрые, привел в лучшее состояние торговлю, рудокопни, завел мануфактуры, училища, академию, наконец поставил Россию на знаменитую степень в политической системе Европы».

(Н. М. Карамзин)

Проблемный вопрос:

Можно ли считать Петровские реформы культуры и быта революционными?

Приложение 3

Преобразования Петра Великого в культуре и быте.

1.Преобразования Петра I коснулись всех сфер жизни общества, затронули все слои населения. 2.Первые новшества были произведены в армии и быте. 3.Побывав на Западе Петр I окончательно убедился в необходимости европеизации страны. 4.После Великого посольства царь сразу принялся вводить «чужеземные обычаи с манера немецкого». 5.Чувствовалось, что государь не имеет ни четкого представления о преобразовании страны, ни плана реформ. 6.Начал он с боярских бород, которые являлись для Петра символом косной старины, затем наступил черед для русского платья. 7. Однако, дворяне долго «донашивали» русскую одежду, совмещая «старое» с «новым».

8.Устанавливались и новые формы общения. 9.В обычай входило устройство праздников с иллюминацией, карнавалов, торжественных шествий, фейерверков. 10.Новшеством стали ассамблеи. На них было запрещено вести деловые разговоры. 11.Среди приглашенных были: дворяне, богатые купцы, представители духовенства, мастеровые и моряки. 12.Допускались и женщины-дворянки.

13.Однако, при всех изменениях в культуре и быте, новации слабо затронули традиционную культуру и повседневную жизнь, тем самым дополнили социальное размежевание.

14.Реформы Петра Великого в области культуры и быта, как и все остальные преобразования, были положительно оценены современниками и имели положительны последствия.

«+» - мне известно

«V» - новое для меня

«-» - не согласен

«?» - хочу узнать подробней

Приложение 4

Итоги и значения реформ Петра Великого

«+»

«-»

Приложение 5

Мнения современников и историков о Петре Великом

Петр I Великий
«Государь не царь и не царского поколения, а немецкого… Когда были у государыни царевны Натальи Кирилловны сряду дочери и тогда государь, царь Алексей Михайлович, на нее, царицу, разгневался… И когда приспел час ей родить дщерь, и тогда она, государыня, убоясь его, государя, взяла в обмен из Немецкой слободы младенца мужеска полу, из Лефортова дворца…».
Иона Кириловец, дьякон Чудова монастыря
«Какой это царь, он антихрист, а не царь, царство свое покинул и знаетца с немцами и живет все в Немецкой слободе, в среду и в пятку ест мясо. Инова антихриста не ждите, тот он антихрист».
Крестьянин Старцев
«Государь всю свою землю выпустошил, остались только душой да телом… Государя на Москве нет. Семь лет в плену, а на царстве сидит Немчин. Тысячи с четыре стрельцов порубил. Если б он был государь, стал ли б так свою землю пустошать».
Неизвестный крестьянин

 «…Он тотчас же сел за стол, пригласил меня сесть возле себя и тотчас же начал разговаривать со мною без толмача, так как сам говорил по-голландски настолько отчетливо, что я без труда мог его понимать; со своей стороны он понимал, что я ему отвечал… Царь очень высок ростом, носит собственные короткие коричневые волосы и довольно большие усы, но весьма проницателен и умен… Царь развлекается точением и, путешествуя, возит станок за собою. В этом мастерстве он не уступает искуснейшему токарю и даже достиг того, что умеет вытачивать портреты и фигуры…».
Датский посланник в России, Юст Юль
«Обыкновенно его величество видят в такой простой одежде, что тот, кто его не знает, ни за что бы не признал в нем столь великого монарха… Следует, кроме того, признать, что его величество благочестив и от природы добр и милостив. Говорят также, будто его величество желал бы по-доброму реформировать и улучшить русское вероисповедание, как он уже для людей, переходящих в русскую веру, отменил в обряде крещения погружение в воду, прежде требуемое. Кроме того, он разрешил не соблюдать в своей армии принятые у русских долгие и строгие посты, во время которых им совсем нельзя есть мясо…».
Нарвский пастор, Симон Дитрих Геркенс

«Сей монарх отечество наше привел в сравнение с прочими, научил узнавать, что и мы люди; одним словом, на что в России не взгляни, все его началом имеет, и что бы впредь не делалось, от сего источника черпать будут».
Иван Неплюев, российский посол в Константинополе в эпоху Петра Великого.

«Петр Великий недооценил свой народ, когда захотел натянуть западный мундир на эту, в сущности, космополитическую цивилизацию, являющуюся достоянием всех. Но грубый наставник сильного ребенка, Петр Великий тем не менее открыл воспитаннику высокие судьбы, которые сулили ему стремительное движение к Западу. Не отбрасывайте преимуществ, завоеванных этим движением; цена заплаченная вами за них, восполнена… Оставайтесь европейцами, продолжая быть русскими!».
Русский философ, Чаадаев П.Я.
«Сближение с Европой было в глазах Петра только средством для достижения цели, а не самой целью».
Историк, Ключевский В.О.
«Он хотел не заимствовать с Запада готовые плоды тамошней техники, а усвоить ее, пересадить в Россию самые производства с их главным рычагом – техническим знанием».
Историк, Ключевский В.О.
«Петр резко интенсифицировал происходившие в стране процессы, заставил ее совершить гигантский прыжок, перенеся Россию сразу через несколько этапов, которые она, рано или поздно, неминуемо прошла бы».
Советский и российский историк, Анисимов Е.В.
«Петр не был вовсе славолюбцем-завоевателем и в этом явился полным представителем своего народа, не завоевательного по природе племени и по условиям своей исторической жизни. Гений Петра высказался в ясном уразумении положения своего народа, он сознал, что его обязанность — вывести слабый, бедный, почти неизвестный народ из этого печального положения посредством цивилизации. Трудность дела представлялась ему во всей полноте по возвращении из-за границы, когда он мог сравнить виденное на Западе с тем, что он нашел в России, которая встретила его стрелецким бунтом. Он испытал страшное искушение, сомнение, но вышел из него, вполне уверовавши в нравственные силы своего Народа, и не замедлил призвать его к великому подвигу, к пожертвованиям и лишениям всякого рода, показывая сам пример во всем этом. Ясно осознавши, что русский народ должен пройти трудную школу, Петр не усумнился подвергнуть его страдательному, унизительному положению ученика; но в то же время он успел уравновесить невыгоды этого положения славою и величием, превратить его в деятельное, успел создать политическое значение России и средства для его поддержания. Петру предстояла трудная задача: для образования русских людей необходимо было вызвать иностранных наставников, руководителей, которые, естественно, стремились подчинить учеников своему влиянию, стать выше их; но это унижало учеников, которых Петр хотел сделать как можно скорее мастерами; Петр не поддался искушению, не принял предложения вести дело успешно с людьми выученными, вполне приготовленными, но иностранцами, хотел, чтоб свои, русские, проходили деятельную школу, хотя бы это стоило и больших потерь, сопровождалось большими неудобствами... С какой бы точки зрения мы ни изучали эпоху преобразования, мы должны прийти в изумление перед нравственными и физическими силами преобразователя, сфера деятельности которого была бы так обширна».
Русский историк Соловьев С.М.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока истории №10-11

Предмет: История России

Класс: 8А,Б,В,Г,Д,

Тема урока: Преобразования в культуре и быте. Итоги реформ.

Тип урока: комбинированный

Цель: сформировать представления обучающихся о преобразованиях в культуре и быте, о значении реформ для Российского государства, о неоднозначности оценок реформ Петра 1.

Используемые технологии: проблемное обучение, технологии критического мышления.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая (парная).

Учитель: Борейко Е.А.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

познавательная

коммуникативная

регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

оргмомент

Проверяет готовность к уроку

Отмечает отсутствующих

Приветствуют учителя

Формирование культуры общения

Готовятся  к уроку

Умение организовываться к работе, организовать рабочее место

Актуализация знаний

Предлагает произвести проверку знаний дат с помощью хронологического диктанта (10 дат) (Приложение 1)

выполняют задания

умение актуализировать знания, устанавливать хронологическую последовательность событий

Физмиутка

Предлагает снять эмоциональное напряжение с помощью игрового элемента «ДА/НЕТ, и физических упражнений

отвечают движениями на вопросы

Умение слушать учителя, анализировать информацию, отвечать действиями

Мотивационный компонент

читает эпиграф к уроку

предлагает определить тему урока,

предлагает поставить цели урока (Приложение 2)

слушают эпиграф, анализируют, предполагают о какой теме будет идти речь

умение производить анализ

определяют основные вопросы урока, его цель

умение осуществлять целеполагание

постановка  проблемного вопроса

Ставит учащимся проблемный вопрос: «Можно ли считать Петровские реформы культуры и быта революционными?»

предполагают ответ на вопрос

умение делать логические выводы

определяют план изучения темы

умение планировать свою деятельность

открытие нового знания

предлагает прочитать текст, выполнить задания с пометками, заполнить таблицу.

(Приложение 3)

З: Как вы считаете, что является символом обновленной России?

Рассказывакт о Санкт-Петербурге

З: предлагает ответить на главный вопрос урока, аргументировать

З: предлагает поработать в парах по вопросу: Плюсы и минусы реформ (Приложение 4)

читают текст, анализируют, делают пометки

Отвечают на вопросы, анализируют информацию

Отвечают на главный вопрос урока, аргументируют ответы

умение анализировать текст по указанным критериям

Работают в парах, отвечают на вопросы

Умение взаимодействовать в паре.

Итог урока, рефлексия

Незаконченные предложения

«Облако тегов»

предлагает оценить свою работу на уроке

Отвечают на вопросы учителя, делают выводы о достигнутых результатах и их соответствии с поставленными целями

производят оценку своей деятельности на уроке

умение производить самооценивание

Инструктаж домашнего задания

Объявляет домашнее:параграф 7 полностью, пересказ, ответить на вопросы после параграфа.

Задают вопросы по домашнему заданию

Умение ставить открытые вопросы

Приложение 1

Хронологический диктант

1 вариант

2 вариант

1. Северная война

1. Полтавская битва

2. Битва у Лесной

2. Гренгамское сражение

3. Гангутское сражение

3. Ништадский мир

4. Налоговая реформа

4. Указ о единонаследии

5. Губернская реформа

5. Создание коллегий

6. 1705-1706

6. 1707-1708

7. 1722

7. 1703

8. восстание в Башкирии

8. 1711

9. 1721

9. 1724

10. указ о наследии престола

10. провозглашение России империей

Ответы

1 вариант

2 вариант

1700-1721

1709

1708

1720

1714

1721

1718

1714

1708-1710

1718-1721

восстание в Астрахани

восстание Булавина

табель о рангах

основание С-Петербурга

1704-1711

Сенат

святейший синод

таможенный тариф

1722

1721

Приложение 2

Эпиграф

«Явился Петр... Он сквозь бурю и волны устремился к своей цели: достиг — и все переменилось! Сею целью было не только новое величие России, но и... присвоение обычаев европейских... Потомство воздало усердную хвалу сему бессмертному государю и личным его достоинствам и славным подвигам.»

Он имел великодушие, проницание, волю непоколебимую, деятельность, неутомимость редкую: исправил, умножил войско, одержал блестящую победу над врагом искусным и мужественным; завоевал Ливонию, сотворил флот, основал гавани, издал многие законы мудрые, привел в лучшее состояние торговлю, рудокопни, завел мануфактуры, училища, академию, наконец поставил Россию на знаменитую степень в политической системе Европы».

(Н. М. Карамзин)

Проблемный вопрос:

Можно ли считать Петровские реформы культуры и быта революционными?

Приложение 3

Преобразования Петра Великого в культуре и быте.

1.Преобразования Петра I коснулись всех сфер жизни общества, затронули все слои населения. 2.Первые новшества были произведены в армии и быте. 3.Побывав на Западе Петр I окончательно убедился в необходимости европеизации страны. 4.После Великого посольства царь сразу принялся вводить «чужеземные обычаи с манера немецкого». 5.Чувствовалось, что государь не имеет ни четкого представления о преобразовании страны, ни плана реформ. 6.Начал он с боярских бород, которые являлись для Петра символом косной старины, затем наступил черед для русского платья. 7. Однако, дворяне долго «донашивали» русскую одежду, совмещая «старое» с «новым».

8.Устанавливались и новые формы общения. 9.В обычай входило устройство праздников с иллюминацией, карнавалов, торжественных шествий, фейерверков. 10.Новшеством стали ассамблеи. На них было запрещено вести деловые разговоры. 11.Среди приглашенных были: дворяне, богатые купцы, представители духовенства, мастеровые и моряки. 12.Допускались и женщины-дворянки.

13.Однако, при всех изменениях в культуре и быте, новации слабо затронули традиционную культуру и повседневную жизнь, тем самым дополнили социальное размежевание.

14.Реформы Петра Великого в области культуры и быта, как и все остальные преобразования, были положительно оценены современниками и имели положительны последствия.

«+» - мне известно

«V» - новое для меня

«-» - не согласен

«?» - хочу узнать подробней

Приложение 4

Итоги и значения реформ Петра Великого

«+»

«-»

Приложение 5

Мнения современников и историков о Петре Великом

Петр I Великий
«Государь не царь и не царского поколения, а немецкого… Когда были у государыни царевны Натальи Кирилловны сряду дочери и тогда государь, царь Алексей Михайлович, на нее, царицу, разгневался… И когда приспел час ей родить дщерь, и тогда она, государыня, убоясь его, государя, взяла в обмен из Немецкой слободы младенца мужеска полу, из Лефортова дворца…».
Иона Кириловец, дьякон Чудова монастыря
«Какой это царь, он антихрист, а не царь, царство свое покинул и знаетца с немцами и живет все в Немецкой слободе, в среду и в пятку ест мясо. Инова антихриста не ждите, тот он антихрист».
Крестьянин Старцев
«Государь всю свою землю выпустошил, остались только душой да телом… Государя на Москве нет. Семь лет в плену, а на царстве сидит Немчин. Тысячи с четыре стрельцов порубил. Если б он был государь, стал ли б так свою землю пустошать».
Неизвестный крестьянин

 «…Он тотчас же сел за стол, пригласил меня сесть возле себя и тотчас же начал разговаривать со мною без толмача, так как сам говорил по-голландски настолько отчетливо, что я без труда мог его понимать; со своей стороны он понимал, что я ему отвечал… Царь очень высок ростом, носит собственные короткие коричневые волосы и довольно большие усы, но весьма проницателен и умен… Царь развлекается точением и, путешествуя, возит станок за собою. В этом мастерстве он не уступает искуснейшему токарю и даже достиг того, что умеет вытачивать портреты и фигуры…».
Датский посланник в России, Юст Юль
«Обыкновенно его величество видят в такой простой одежде, что тот, кто его не знает, ни за что бы не признал в нем столь великого монарха… Следует, кроме того, признать, что его величество благочестив и от природы добр и милостив. Говорят также, будто его величество желал бы по-доброму реформировать и улучшить русское вероисповедание, как он уже для людей, переходящих в русскую веру, отменил в обряде крещения погружение в воду, прежде требуемое. Кроме того, он разрешил не соблюдать в своей армии принятые у русских долгие и строгие посты, во время которых им совсем нельзя есть мясо…».
Нарвский пастор, Симон Дитрих Геркенс

«Сей монарх отечество наше привел в сравнение с прочими, научил узнавать, что и мы люди; одним словом, на что в России не взгляни, все его началом имеет, и что бы впредь не делалось, от сего источника черпать будут».
Иван Неплюев, российский посол в Константинополе в эпоху Петра Великого.

«Петр Великий недооценил свой народ, когда захотел натянуть западный мундир на эту, в сущности, космополитическую цивилизацию, являющуюся достоянием всех. Но грубый наставник сильного ребенка, Петр Великий тем не менее открыл воспитаннику высокие судьбы, которые сулили ему стремительное движение к Западу. Не отбрасывайте преимуществ, завоеванных этим движением; цена заплаченная вами за них, восполнена… Оставайтесь европейцами, продолжая быть русскими!».
Русский философ, Чаадаев П.Я.
«Сближение с Европой было в глазах Петра только средством для достижения цели, а не самой целью».
Историк, Ключевский В.О.
«Он хотел не заимствовать с Запада готовые плоды тамошней техники, а усвоить ее, пересадить в Россию самые производства с их главным рычагом – техническим знанием».
Историк, Ключевский В.О.
«Петр резко интенсифицировал происходившие в стране процессы, заставил ее совершить гигантский прыжок, перенеся Россию сразу через несколько этапов, которые она, рано или поздно, неминуемо прошла бы».
Советский и российский историк, Анисимов Е.В.
«Петр не был вовсе славолюбцем-завоевателем и в этом явился полным представителем своего народа, не завоевательного по природе племени и по условиям своей исторической жизни. Гений Петра высказался в ясном уразумении положения своего народа, он сознал, что его обязанность — вывести слабый, бедный, почти неизвестный народ из этого печального положения посредством цивилизации. Трудность дела представлялась ему во всей полноте по возвращении из-за границы, когда он мог сравнить виденное на Западе с тем, что он нашел в России, которая встретила его стрелецким бунтом. Он испытал страшное искушение, сомнение, но вышел из него, вполне уверовавши в нравственные силы своего Народа, и не замедлил призвать его к великому подвигу, к пожертвованиям и лишениям всякого рода, показывая сам пример во всем этом. Ясно осознавши, что русский народ должен пройти трудную школу, Петр не усумнился подвергнуть его страдательному, унизительному положению ученика; но в то же время он успел уравновесить невыгоды этого положения славою и величием, превратить его в деятельное, успел создать политическое значение России и средства для его поддержания. Петру предстояла трудная задача: для образования русских людей необходимо было вызвать иностранных наставников, руководителей, которые, естественно, стремились подчинить учеников своему влиянию, стать выше их; но это унижало учеников, которых Петр хотел сделать как можно скорее мастерами; Петр не поддался искушению, не принял предложения вести дело успешно с людьми выученными, вполне приготовленными, но иностранцами, хотел, чтоб свои, русские, проходили деятельную школу, хотя бы это стоило и больших потерь, сопровождалось большими неудобствами... С какой бы точки зрения мы ни изучали эпоху преобразования, мы должны прийти в изумление перед нравственными и физическими силами преобразователя, сфера деятельности которого была бы так обширна».
Русский историк Соловьев С.М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока истории России для 7 класса по новым ФГОС

Технологическая карта с дидактической структурой урока в 7 классе  по  ИСТОРИИ России по теме : «Народные движения первой четверти XVIII в.» по учебнику : Данилов А. А., Косулина  Л. Г....

Технологическая карта урока истории России в 9 классе. Тема: Внешняя политика СССР в 1930-е годы: смена ориентиров

P { margin-bottom: 0.21cm; } Технологическая карта урока истории России в 9 классеТема: Внешняя политика СССР в 1930-е годы: смена ориентировПодготовила и провелаучитель Юрова С. В.Тип урока: уро...

Культура Древней Руси. Технологическая карта урока истории России в 6 классе по ФГОС.

Описание проекта урока1.     Предмет: история России2.     Класс: 63.     Используемый УМК: учебник Арсентьева Н. М., Данилова А. А., Стефан...

Технологическая карта урока истории России в 6 классе "Батыево нашествие на Русь".

Технологическая карта урока истории России в 6 классе "Батыево нашествие на Русь" к УМК  А.В. Торкунова....

Технологическая карта урока истории России (8 класс) Тема: Внешняя политика Александра III.

Технологическая карта урока истории России (8 класс) Тема: Внешняя политика Александра III....

Технологическая карта уроков истории России Тема урока РУСЬ И ЛИТВА

Технологическая карта уроков истории России Тема урока РУСЬ   И   ЛИТВА...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА. ИСТОРИИ РОССИИ 7 КЛАСС. Тема урока: Внешняя политика Ивана IV

Цель урока: Формирование представлений о внешней политике России во второй половине XVI в....