ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ
презентация по истории по теме
Презентация поясняющая актуальность и необходимость использования современных технологий на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_sovremennyh_tehnologiy_na_urokah_istorii.ppt | 264 КБ |
teoreticheskoe_obosnovanie.doc | 123 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность применения информационных технологий на уроке. Мы получаем и обрабатываем информацию:
Особенности восприятия Левое полушарие — логическое Обработка только одного фрагмента информации. Линейная обработка информации. Последовательные действия. Письмо. Анализ. Связь идей. Абстракция. Формирование категорий. Логика. Умеренность. Суждения. Математика. Вербальная память. Использование символов. Правое полушарие — творческое Интегрирование в целостное Воспроизведение множества данных. Образное мышление Знания без четких определений. Рассмотрение решения в целом. Нахождение сходства. Интуиция. Озарение. Внутренние чувства, эмоции. Синтез. Визуализация. Зрительная память. Распознавание образов. Соотношение с действительностью. Ритм. Мимика. Цвет, запах.
Формы и методы использования информационных технологий на уроках истории и обществознания
Сопровождение объяснения нового материала иллюстрациями, картами, содержание которых меняется по мере рассказа учителя. Учитывая психофизические особенности учащихся, после просмотра презентации, можно давать для выполнения альтернативные задания: заполнить таблицу, схему, графическая основа которой дана на доске; сделать иллюстрацию к просмотренному сюжету; написать отзыв, рецензию на просмотренный сюжет; составить план.
Информационные технологии могут использоваться: на факультативных, индивидуальных занятиях; для организации проверочных уроков, тестирования; при проведении вводных лекций; в ходе выполнения домашнего задания, написания рефератов, докладов.
Таким образом необходимо отметить следующие моменты: Применение информационных технологий на уроке в настоящее время является достаточно актуальным. Имеющиеся материалы достаточно объёмны и информативны, предполагают комбинации новых форм и подходов. Возможности практического использования информационных технологий на уроках ограничены исключительно желанием учителя и возможностями учебного заведения.
Уроки с использованием информационных и игровых технологий учат слушать, анализировать, повышают интерес учащихся к учебной деятельности. Такие уроки способствуют совершенствованию профессионализма педагога, его энтузиазму, творческому подходу к работе.
Предварительный просмотр:
МОУ Тисульская средняя общеобразовательная школа №1
«Использование современных технологий на уроках истории»
Выполнил: Зинченко С.С.
учитель истории МОУ ТСОШ№1
Тисуль 2011
Оглавление
Введение
Глава 1 Актуальность применения информационных технологий на уроке.
- Особенности и преимущества интерактивных форм обучения.
- Особенности восприятия
- Основные факторы, влияющие на память
Глава 2 Анализ имеющихся материалов
Глава 3. Возможности практического использования информационных технологий на уроках истории.
Заключение.
Литература.
Приложение.
Введение
В настоящее время, современная школа должна находить новые формы и методы обучения. Одним из новых направлений является использование информационных технологий.
Содержание медиаобразования впервые было определено в материалах ЮНЕСКО в 70-е гг.:
„Под медиаобразованием следует понимать обучение теории и практическим умениям для овладения современными средствами массовой коммуникации, рассматриваемыми как часть специфической и автономной области знаний в педагогической теории и практике; его следует отличать от использования средств массовой коммуникации как вспомогательных средств в преподавании других областей знаний…“.
Таким образом, целью данной работы стал:
поиск места и форм использования новых технологий на уроке
Задачи:
1. Актуальность применения информационных технологий на уроке.
2. Анализ имеющихся материалов.
3. Возможности практического использования информационных технологий на уроках истории.
Работа по данному направлению ведётся второй год.
Основными формами практической работы с детьми являются: индивидуальные и групповые занятия.
Глава 1 Актуальность применения информационных технологий на уроке.
1.1. Особенности и преимущества интерактивных форм обучения.
КАК МЫ УЧИМСЯ
Любой человек получает и обрабатывает информацию посредством:
1 % - органов вкуса,
1,5% - органов осязания,
3,5% - органов обоняния,
11 % - органов слуха,
83 % - органов зрения.
Китайская поговорка:
Я слышу и забываю, Я вижу и запоминаю, Я делаю и понимаю.
- "Слухачи" - учатся, слушая, отвечая на вопросы, подавая реплики, лучше всего запоминают то, что услышали.
- "Визуальщики" - воспринимают лучше написанную информацию, картинки, графики, фильмы, слайды.
- "Прикладники" 'кинестетики – учатся, применяя увиденное и услышанное на практике, используя органы чувств.
Результаты данных исследований, конечно, применимы только к тем ситуациям, в которых они изучались. Но их весьма похожие результаты говорят о значимости аудиовизуальных средств для эффективности, как короткого, так и длительного обучения.
Кроме того, необходимо отметить, что процессы восприятия и запоминания строятся следующим образом:
Мы запоминаем:
10% того, что читаем,
20% того, что слышим,
30% того, что видим,
50% того, что видим и слышим,
80% того, что говорим,
90% того, что говорим и делаем.
Мы помним:
Способы подачи материала | Через 3 часа | Через 3 дня | Через год |
Лекция - рассказ | 70% | 10% | 3% |
Показ- шоу | 72% | 20% | 13% |
Лекция + Показ | 85% | 65 % | 33% |
Рассказ, показ и практика | 98% | 95% | 75% |
Пирамида обучения
Результаты исследования, проведенного в 1980-х годах Национальным тренинговым центром (штат Мериленд, США), представлены на схеме, получившей название "пирамида обучения".
Она демонстрирует средний процент усвоения знаний.
Лекции - 5%
Чтение - 10%
Видео- и аудиоматериалы - 20%
Демонстрация - 30%
Дискуссионные группы - 50%
Практические действия - 75%
Обучение других, безотлагательное
применение знаний - 90%
Приведённые здесь данные наглядно показывают нам преимущества интерактивных методов обучения. Позволяющих использовать, и умело применять на практике целый арсенал разнообразных средств и способов работы с материалом, учитывать личный опыт и активную позицию участников, а также особенности аудитории.
1.2 Особенности восприятия
Современные исследования учёных, свидетельствуют о различиях в деятельности полушарий головного мозга, а точнее, его внешнего пласта — коры больших полушарий.
Кора каждого полушария отвечает за следующие ментальные навыки:
Левое полушарие — логическое Обработка только одного фрагмента информации. Линейная обработка информации. Последовательные действия. Письмо. Анализ. Связь идей. Абстракция. Формирование категорий. Логика. Умеренность. Суждения. Математика. Вербальная память. Использование символов. | Правое полушарие — творческое Интегрирование в целостное Воспроизведение множества данных. Образное мышление Знания без четких определений. Рассмотрение решения в целом. Нахождение сходства. Интуиция. Озарение. Внутренние чувства, эмоции. Синтез. Визуализация. Зрительная память. Распознавание образов. Соотношение с действительностью. Ритм. Мимика. Цвет, запах. |
Левое полушарие обрабатывает информацию последовательно, фрагмент за фрагментом. Правое полушарие воспринимает ее в целом, на уровне интуиции. В естественном процессе мышления и обучения мозг использует не левое и правое полушария отдельно, а оба полушария одновременно.
Чтобы помочь участникам эффективно использовать оба полушария мозга, мы должны помнить, что информация сохраняется в видео, аудио и чувствах-системах:
Видео Картинки — Сценки - Образы — Логотипы — Диаграммы — Графики — Схемы — Фотографии — Чертежи
Аудио Слова — Музыка — Звуки — Акценты — Разговоры
Чувства Эмоции — Запахи — Вкусы — Тактильные ощущения — Боль/Комфорт
Стимулирование левого и правого полушарий
Людям, которые тренировали и использовали в работе одно полушарие мозга больше, чем другое (бухгалтеры, инженеры, художники, музыканты), сложно "переключаться" в случае необходимости на другой вид деятельности.
Многоканальные сообщения
Поскольку люди могут сохранять информацию в левом и правом полушариях мозга в виде картинок (видео), слов (аудио) или чувств, мы должны сообщать многоканальные сведения,
Если мы обеспечиваем цветовую визуальную поддержку нашим вербальным сообщениям, одновременно обращаясь к чувствам и эмоциям, то наши сообщения будут сохраняться сразу в нескольких участках левого и правого полушарий. Таким образом, мы увеличиваем шансы участвующих на лучшее запоминание информации.
1.3 Основные факторы, влияющие на память
Первое Повторяемое Непривычное Взаимозависимое Последнее | Мы лучше помним начало события или первое в серии событий Уровень запоминания быстро снижается через 24 часа без повторения Мы очень хорошо помним необычные вещи Уровень запоминания высок для тех предметов, событий, которые связаны аналогией или мнемоникой (техникой запоминания). К примеру, в русском языке цвета радуги "закодированы" фразой: "Каждый охотник желает знать, где сидит фазан" Мы лучше запоминаем финал события или последнее в серии событий |
• Если обычный человек может думать со скоростью 800 слов в минуту, то обычный тренер может говорить со скоростью 120 слов в минуту. Поэтому мы должны заинтересовать участвующих чем-то еще в течение оставшихся 680 слов в минуту
• Мозг переходит в режим "автостопа" после 10 минут, если его ничем не простимулировать. Поэтому мы должны разнообразить информационные средства и передавать многоканальные сообщения
• Если сообщение передано один раз, то через год мозг будет помнить лишь 10% информации; если сведения предоставлены шесть раз, объем запоминаемого увеличивается до 90%. Поэтому мы должны повторять, резюмировать и делать обзоры
• Мозг предпочитает закругленные диаграммы; округленные цифры; темные буквы на светлом фоне, цвета.
Таким образом, чтобы достигнуть наиболее полного уровня восприятия и запоминания информации нельзя ограничиваться стандартными формами деятельности на уроке. Необходимо его красочное визуальное оформление, что и возможно достигнуть при использовании мультемедийных информационных технологий.
Кроме того, новые стандарты школьного образования, в том числе и по истории, включают в себя целый ряд умений, предполагающих приобретение школьниками определенных навыков работы с медиатекстами, т.е. сообщениями средств массовой коммуникации. В частности, можно назвать следующие: проводить поиск исторической информации в источниках разного типа; критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания); анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд); различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения; участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения (1). Способствовать выполнению этих требований может в том числе медиаобразование, интегрированное в базовое историческое.
Глава 2. Анализ имеющихся материалов
Одной из наиболее удобных форм использования информационных технологий являться применение на уроке компакт-дисков. Сегодня предоставляется возможность для широкого использования компакт-дисков по истории, наиболее интересными из которых, на мой взгляд, являются «История России с 862 по 1917 год», «Россия на рубеже третьего тысячелетия», «От Кремля до рейхстага», «Флот во славу России».
В 2004 – 2005г. Вышла серия дисков «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» по всем предметам школьного курса, в том числе шесть дисков охватывающих курс истории с Древнего мира по 20 век (5- 11 кл).
Кроме этого, в настоящее время имеется масса дисков, не имеющих прямого отношения к «Истории», но дающих огромный иллюстративный и текстовый материал по темам «Культура» и «Религия».
Достоинствами этих компакт-дисков является наличие большого количества анимированных исторических карт, использование видео фрагментов, таблиц, схем, достаточно удобной системы навигации. Это позволяет воссоздать на уроке атмосферу исторической эпохи, повышает интерес учащихся к изучаемым историческим процессам, что в конечном итоге отражается в лучшую сторону на качестве знаний.
Более подробно хотелось бы остановится на использование компьютерного учебника «История России: XX век», который является первым комплексным мультимедийным учебным изданием, позволяющим организовать систематическое изучение целого курса истории. Учебник полностью соответствует существующим вариантам школьного исторического образования и программам по истории России XX века. Варианты организации учебной работы с использованием мультимедийного учебника по истории неоднократно излагались в журнале «Преподавание истории в школе».
Алгоритм изучения истории России ХХ века
на основе мультимедийного учебника
Возможность повысить оценку Мультимедийные лекции и дополнительные материалы Процесс изучения нового материала |
Оперативный контроль Внутрилекционное тестирование |
Тестирование в конце каждого параграфа Заключительный контроль усвоения пройденного |
Выставление оценки и снятие “галочек” с плохо усвоенных лекций Выявление плохо усвоенного материала и побуждение к его повторению. |
К сожалению, большинство этих вариантов предполагает использование большого количества компьютеров или проведение уроков в компьютерном классе. Поэтому из всех вариантов наиболее приемлемо является проведение урока, где видеоряд учебника используется в качестве наглядного пособия (наиболее интересны меняющиеся диаграммы, анимированные карты, кинохроника, фоно- и фото документы). Поэтому для показа на уроке необходимо отбирать в первую очередь наиболее ярко иллюстрированные лекции в наибольшей степени, эмоционально воздействующие на учащихся. Лекции, в которых использованы анимированные карты (например, описание военных действий первой и особенно второй мировых войн) позволяют представить изучаемые события в динамике, что достаточно сложно преподавателю воспроизвести на стенной карте. Также эффективно использование лекций, в которых даны диаграммы, схемы, формирующиеся постепенно по ходу изложения материала. Они демонстрируются как с голосом диктора, так и по ходу рассказа преподавателя. К сожалению, использование такой формы работы почти исключает возможность дифференцированного обучения, поскольку предполагается единый принудительный ритм работы для учащихся с различным уровнем подготовки и различными интересами.
Кроме готовых мультимедийных учебников, большие ресурсы для учителя предоставляет Интернет. В настоящее время, большинство школ получили доступ к Сети и возможность использовать подобные ресурсы.
В частности:
- оригиналы исторических источников;
- карты и иллюстрации;
- фото и видеоархивы;
Эти ресурсы позволяют подготовить материалы к уроку в наиболее оптимальном, с точки зрения учителя, объёме и последовательности.
Наиболее оптимальный вариант сочетания иллюстративных и текстовых материалов возможен при составлении учителем презентаций с использованием программы PowerPoint из пакета Microsoft Office. Она позволяет использовать материалы в динамике на любом моменте урока.
Кроме того, Интернет предоставляет возможность создавать не только собственные презентации, но и применять на уроках готовые презентации, созданные другими преподавателями.
Глава 3. Возможности практического использования информационных технологий на уроках истории.
Арсенал информационных технологий достаточно велик и полноценному использованию их в качестве средства обучения часто мешает то обстоятельство, что, сталкиваясь с конкретной программой, преподаватель достаточно быстро начинает понимать, что без квалифицированной помощи он работать не сможет, так как его знания ПК не позволяет чувствовать себя на уроке уверено и оперативно решать проблемы, нередко неожиданно возникающие на уроке.
Для чего же тогда ПК может пригодиться преподавателю? Ответ на этот вопрос достаточно прост: если не рассматривать использование ПК как самоцель, а сам компьютер как «заменитель» преподавателя, то его нишей является сфера оптимизации труда преподавателя. При таком подходе компьютер превращается в универсальное техническое средство обучения. Такое ТСО позволяет упорядоченно хранить огромное количество материала и готовых разработок уроков. Весь вопрос сводится к тому, чтобы найти программное обеспечение, которое бы отвечало потребностям преподавателя.
Принципы выбора программного продукта для использования на уроке:
- программа должна быть понятна с первого знакомства, как преподавателю, так и учащимся, управление программой должно быть максимально простым;
- преподаватель должен иметь возможность компоновать материал по своему усмотрению и при подготовке к уроку заниматься творчеством, а не запоминанием того, в каком порядке будет выводиться информация;
- программа должна позволять использовать информацию в любой форме представления (текст, таблицы, диаграммы, слайды, видео- и аудио фрагменты).
Более всего этим требованиям отвечает программа создания презентаций, поэтому в своей практической работе я использую программу PowerPoint из пакета Microsoft Office. Готовая продукция позволяет отказаться от всех остальных видов наглядности и максимально сосредоточить внимание преподавателя непосредственно на ходе урока.
Анализ поурочных пакетов презентаций показал, что эти пакеты можно отнести к трем основным типам:
- компьютерный диафильм с использованием элементов анимации;
- программы для повторительно-обобщающих уроков;
- классические компьютерные презентации.
Вместе с тем готовая презентация зачастую не отвечает тем целям и задачам, которые ставятся непосредственно мною в процессе урока. Поэтому нередко приходится идти по пути создания собственных презентаций. Подготовка к созданию начинается с тщательного отбора материала, в котором участвуют и учащиеся. Участие учащихся в сборе материала повышает их интерес к предмету, стимулирует познавательную деятельность, позволяет им по-новому взглянуть на исторические проблемы. Презентации удобны для использования не только на уроке, но и во внеурочной деятельности.
Опыт использования презентаций показал, что они позволяют видоизменять содержание занятий, привлекать к проведению уроков и внеурочных мероприятий учащихся разного уровня подготовки, задействовать творческие группы учащихся, сочетать показ презентаций с литературно-музыкальными композициями.
Презентация позволяет учителю иллюстрировать свой рассказ. Программа Power Point позволяет не перегружать зрительное пространство, фиксируя внимание на изучаемом объекте. Кроме того, позволяет вернуться в любую точку урока, затрачивая минимальное количество времени, используя гиперссылку.
На уроках истории используются такие формы работы, как подготовка учениками докладов и рефератов, составление проектов.
Появление Интернета и наличие в нем текстовой и иной информации позволяет учащимся пользоваться готовой шпаргалкой для выступления на уроке, но это материал, который достался ученику даром и практически не требует от него работы и осмысления.
При работе над презентацией в программе Power Point это становится невозможным. Для подготовки презентации ученик должен провести научно-исследовательскую работу, использовать большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества. Ученик при создании каждого слайда в презентации превращается в компьютерного художника (слайд должен быть красивым и отражать внутреннее отношение автора к излагаемому вопросу). Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление. Ранее бесцветные, порой не подкрепляемые даже иллюстрациями, выступления превращаются в яркие и запоминающиеся.
В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, который безусловно пригодится в их дальнейшей жизни. Включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку ученика, т.к. умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры.
Презентации могут широко использоваться на уроках истории в 5-11-x классах, что позволяет повысить интерес к изучению предмета. Данный вид деятельности дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Подготовка презентаций - серьезный, творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия ученика.
Информационные технологии незаменимы:
на факультативных, индивидуальных занятиях;
для организации проверочных уроков, тестирования;
при проведении вводных лекций;
в ходе выполнения домашнего задания, написания рефератов, докладов;
Вместе с тем, при использовании презентаций выявились и определенные недостатки. Презентации наиболее эффективно демонстрировать через проектор. Это позволяет учащимся детально рассмотреть иллюстрации, схемы, диаграммы, внимательно прочесть текстовую информацию. К сожалению, возможность демонстрации презентаций через проектор появляется не очень часто.
Такая же проблема существует и с вопросом доступности компьютера на каждом уроке. В связи с этим, в настоящее время информационные технологии используются в групповых и индивидуальных занятиях.
Возможным вариантом решения данной проблемы представляется межпредметная интеграция через использование медиатехнологий, особенно при модульной системе обучения.
Такой подход возможен и при проведении предметных недель. Он позволяет выдать огромный объём материала в доступной, интересной, но весьма компактной форме.
Конкретные примеры авторских и ученических работ предоставлены для ознакомления в приложении.
Заключение
Таким образом, исходя из вышеизложенного, необходимо отметить следующие моменты:
- Применение информационных технологий на уроке в настоящее время является достаточно актуальным.
- Имеющиеся материалы достаточно объёмны и информативны, предполагают комбинации новых форм и подходов.
- Возможности практического использования информационных технологий на уроках ограничены исключительно желанием учителя и возможностями учебного заведения.
Литература
- Стандарт среднего (полного) общего образования по истории // Преподавание истории в школе. ─ 2004. ─ № 8. ─ С. 24─29.
- Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 192 с.
- Кибирев А.А., Веревкина Т.А. Интерактивные методы обучения: теория и практика: Учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений, слушателей учреждений дополнительного педагогического образования. - Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2003. - с. 117
- Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. – М., 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современных технологий на уроках, педагогических технологий на уроках биологии
Школа, являясь одним из главных институтов общества, первой ощущает на себе все изменения, происходящие в нем. Социальный запрос школе, определенный современным обществом говорит о том, что необходимы...
Использование современных технологий на уроках, педагогических технологий на уроках биологии
Школа, являясь одним из главных институтов общества, первой ощущает на себе все изменения, происходящие в нем. Социальный запрос школе, определенный современным обществом говорит о том, что необходимы...
Использование современных технологий на уроках истории
Методический семинар .Характеристика педагогических технологий, используемых при составлении уроков истории....
Использование современных технологий на уроках истории
Использование современных технологий на уроках истории...
Использование современных технологий на уроках истории и обществознания
Выступление на ГПО учителей истории и обществознания и презентация к выступлению...
Выступление по теме "Использование различных форм работы в рамках технологии проблемного обучения с преимущественным использованием информационных технологий на уроках истории и обществознания"
Выступлении на РМО учителей истории и обществознания...