межпредметная контрольная работа (история и литература)по теме"Декабристы"
методическая разработка по истории (8 класс) по теме
Данная контрольная работа позволяет проверить не только знания, но и умения работатьс историческими документами и литературными источниками.
Разработаны конкретные критерии оценки данной работы, приведены приблизительные результаты заполнения сравнительной таблицы.
Рекомендую проводить её после проведения межпредметного урока по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mezhpred._kontrolnaya.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Межпредметная контрольная работа (история и литература) по теме: «Сравнение содержания программных документов декабристов с основными идеями, мотивами, образами их «мятежной лирики».
Задание 1. Заполнить таблицу, сравнив содержание программных документов декабристов с идеями и мотивами их «мятежной лирики».
Основные идеи декабристов | «Конституция» Н. Муравьёва | «Русская Правда» П.И.Пестеля | Поэтическое воплощение их идей |
1.О Родине и русском народе | . | ||
2. Гражданин России | |||
3. Крепостное право | |||
4.Борьба с самодержавием |
Методические рекомендации: а) учащиеся получают таблицу с заполненным первым столбцом; б) извлечения из документов П.Пестеля; в) стихотворения поэтов – декабристов; г) «Конституция» Н.Муравьёва.
Задание 2.Ответьте на вопрос: «Как вы думаете, были ли взгляды будущих декабристов связаны с настроением русского общества в целом?»
Критерии оценки контрольной работы:
Задание 1.
а) умение правильно выбрать информацию из источника,
б) умение выделять главные мысли,
в) определять в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов,
г) связать информацию, найденную в предлагаемом тексте, с информацией, полученной из других источников ( исторических и литературных),
д) умение в сжатой форме отразить весь объём информации,
Задание2.
а) умение выразить и обосновать собственную позицию по данному вопросу,
б) умение вести поиск информации во всевозможных источниках:
в самом вопросе, в своих знаниях, в своих рассуждениях,
в) умение грамотно оформить свои суждения.
Приложение1.
Пример заполненной таблицы:
Основные идеи декабристов | «Конституция» Н. Муравьёва | «Русская Правда» П.И.Пестеля | Поэтическое воплощение их идей |
1.О Родине и русском народе | Федеративное государство. Все русские равны перед законом. | Россия есть государство единое и неразделимое. ..все люди в государстве должны быть перед законом равны. | «Что значит Родину любить?» /А. Межиров/ Отрывок из поэмы «Мстислав Мстиславович» /П.Катенин/ |
2. Гражданин России | Разделение на сословия отменяются и заменяются названием гражданин. | Весь российский народ составляет одно сословие – гражданское… | « Что есть гражданственность?» /Н Рыленков/ « Я ль буду в роковое время…»/К.Рылеев/ |
3. Крепостное право | Крепостное состояние и рабство отменяются. | Рабство должно быть решительно уничтожено | Отрывок из стихотворения «К Временщику»/К.Рылеев/ «Рука свободного сильнее…»/Н.Языков/ |
4.Борьба с самодержавием | Император есть верховный чиновник Российского правительства. | Вся власть передаётся народу. | «Отечество наше страдает/П.Катенин/ «На смерть Чернова» /В.Кюхельбекер/ |
Приложение 2.
Стихи поэтов начала XIXвека.
Н. Рыленков.
Что есть гражданственность?
Не надо вопрошать, а надо ею жить,
Как воздухом дышать.
Гражданственность всё то,
В чём разум века светит,
Чем совесть зову времени ответит,
Чему даётся власть и в бедах возвышать.
Что есть гражданственность?
Не надо вопрошать.
А. Межиров.
Что значит Родину любить?
Во-первых, отовсюду к ней тянуться,
Не прерывать связующую нить.
А во-вторых, так делать, чтобы всем
на ней живущим было жить привольно,
Не холодно, не голодно, не больно.
А в-третьих, надо говорить о ней
Как можно меньше слов, звучащих громко….
Ну и в-последних, чтоб в последний бой
Шагнуть, если потребуется это.
Как в то незабываемое лето,
Без разговора жертвуя собой.
К.Рылеев
Я ль буду в роковое время
Позорить гражданина сан
И подражать тебе, изнеженное племя
Переродившихся славян?
Нет, не способен я в объятьях сладострастья,
В постыдной праздности влачить свой век младой
И изнывать кипящею душой
Под тяжким игом самовластья,
Пусть юноши, своей не разгадав судьбы.
Постигнуть не хотят предназначенье века
И не готовятся для будущей борьбы
За угнетенную свободу человека.
Пусть с хладною душой бросают хладный взор
На бедствия своей отчизны
И не читают в них грядущий свой позор
И справедливые потомков укоризны.
Они раскаются, когда народ, восстав,
Застанет их в объятьях праздной неги
И, в бурном мятеже ища свободных прав,
В них не найдет ни Брута, ни Риеги.
1824г.
К.Рылеев
Всё трепещи, тиран! За зло и вероломство
Тебе свой приговор произнесёт потомство!
«К временщику» 1820г.
П.Катенин
Отечество наше страдает Под игом твоим, о злодей! Коль нас деспотизм угнетает, То свергнем мы трон и царей. Свобода! Свобода! Ты царствуй навеки над нами; Тиран, трепещи! Уж близок падения час! Ах! Лучше смерть, чем жить рабами,- Вот клятва каждого из нас… 1816-1820г.
В.Кюхельбекер
Клянёмся честью и Черновым: Вражда и смерть временщикам, Царя трепещущим рабам Тиранам, нас угнесть готовым!
«На смерть Чернова»1825г.
Н.Языков
Рука свободного сильнее
Руки, измученной ярмом.
Так с неба падающий гром
Подземных грохотов звучнее,
Так песнь победная громчей
Глухого скрежета цепей!
П.Катенин
Но чем бы не решались битвы,
Моя надежда всё крепка:
Услышит наши бог молитвы
И нас спасёт его рука.
Он русским даст терпенья силу
Они дождутся красных дней;
У нас в земле найдут могилу
Враги, гордившиеся над ней.
«Мстислав Мстиславович» 1819г.-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Межпредметный урок по истории и литературе по теме "Истинный подвиг декабристов в их жизни и деятельности"
Интегрированный урок по теме "Истинный подвиг декабристов в их жизни и деятельности".Урок по длительности - 2 урока.Он включает сообщения и презентацию, сделанные учащимися в качестве опережающего зад...
«Тема раскола (противоборство светской и духовной власти) в литературе и искусстве».– 2 часа.Межпредметная контрольная работа. - 1 час.
«Тема раскола (противоборство светской и духовной власти) в литературе и искусстве». 7 класс – 2 часа.Тип занятия: комбинированный, т.к. на первом уроке идет изучение нового материала, на ...
Межпредметная контрольная работа 5 класс
Контрольная работа, включающая в себя выборочную проверку знаний по литературе, музыке и изобразительному искусству. Расчитана на 2 учебных часа (40 - 45 мин.)...
Урок истории в 8 классе. Тема "Декабристы".
Урок истории в 8 классе.Тема " Декабристы" .Учебник А.А.Данилов, Л.Г.Косулина....
Методическая разработка межпредметной контрольной работы "Отражение общественного сознания в языке и стиле "Жития протопопа Аввакума"
В контрольной работе предложен ряд заданий, направленных на проверку знаний учащихся по эпохе церковного раскола XVII в. Работа также позволит учащимся усовершенствовать свои навыки и обеспечит более ...
Интегрированный урок истории и литературы . Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве.
Интегрированный урок – исследование с элементами анализа и сопоставления различных источников (исторических документов, литературных произведений)....