«Тема раскола (противоборство светской и духовной власти) в литературе и искусстве».– 2 часа.Межпредметная контрольная работа. - 1 час.
методическая разработка по истории (7 класс) по теме
«Тема раскола (противоборство светской и духовной власти) в литературе и искусстве». 7 класс – 2 часа.
Тип занятия: комбинированный, т.к. на первом уроке идет изучение нового материала, на втором уроке - закрепление и развитие знаний, умений и навыков.
Применяемые методы:
- Формирования сознания и личностных смыслов (словесные, работа с информацией, метод примера);
- Организация познавательной деятельности (самостоятельная работа, взаимообучение);
- Методы эмоционального воздействия, стимулирование личностной значимости учения.
Форма: работа в группах.
Технологии - технология сотрудничества.
Межпредметная контрольная работа для 7 класса по теме: «Отражение общественного сознания в языке и стиле «Житие протопопа Аввакума». - 1 час.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_7_kl._tema_raskola_v_literature_i_iskusstve.docx | 25.22 КБ |
Предварительный просмотр:
«Тема раскола (противоборство светской и духовной власти) в литературе и искусстве». 7 класс – 2 часа.
Тип занятия: комбинированный, т.к. на первом уроке идет изучение нового материала, на втором уроке - закрепление и развитие знаний, умений и навыков.
Цели: Образовательные:
- Ознакомление с событиями всеобщей истории, основными процессами развития человеческого общества;
- Выработка исторических представлений;
- Развитие умений обосновывать своё отношение к наиболее значительным событиям всеобщей истории.
Развивающие:
- Развитие познавательных качеств;
- Развитие умений сотрудничества, работы в группе работы;
- Развитие навыка самообучения и самоконтроля;
- Формирование креативных (творческих) качеств.
Воспитательные:
- Формирование коммуникативных качеств;
- Формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями.
Задачи:
- организовать познавательную деятельность учащихся;
- Формировать у учащихся систему ценностей и убеждений, основанных на нравственных и культурных достижениях человечества.
Применяемые методы:
- Формирования сознания и личностных смыслов (словесные, работа с информацией, метод примера);
- Организация познавательной деятельности (самостоятельная работа, взаимообучение);
- Методы эмоционального воздействия, стимулирование личностной значимости учения.
Форма: работа в группах.
Технологии - технология сотрудничества.
Основные понятия:
Патриарх – высшее звание в церковной иерархии, глава Церкви, высший духовный сан, избирается Церковным собором.
Протопоп – старший православный священник.
Инок – монах.
Рукоположение – возведение священника в сан.
Соборное уложение - свод законов.
Сторонники реформ – «никониане».
Противники реформ - «раскольники», сами раскольники называли себя «верными», «старолюбцами», «старообрядцами».
Урок 1. Изучение нового материала.
Основные даты выписаны на доске, по ходу объяснения материала учитель обращается к ним, учащиеся фиксируют их в тетради:
1645- начало царствования Алексея Михайловича,
1649- издано «Соборное уложение»,
1653 – 1655 – церковно-обрядовая реформа патриарха Никона,
1668-1676- осада царскими войсками Соловецкого монастыря, отвергнувшего реформу.
Ход урока.
1.Рассказ учителя о церковно-обрядовых новшествах, цели реформы, возникновении «церковного раскола», гонениях на раскольников, движении староверов на Север и в Сибирь, самосожжениях старообрядцев, гонениях и на приближённых царя, которые отстаивали «старую веру», среди которых был протопоп Аввакум.
В процессе объяснения ученики делают записи в тетради:
Цель реформы патриарха Никона - унификация богослужения по всей стране, централизация церковного управления, увеличение налогов, взимаемых с низшего духовенства, укрепление власти патриарха.
Сторонники реформ – «никониане».
Противники реформ - «раскольники», сами раскольники называли себя «верными», «старолюбцами», «старообрядцами».
2. Аввакум – «неистовый протопоп»: непримиримость, убеждённость, доходящая до фанатизма - сообщение ученика о личности и биографии Аввакума, его заключении и смерти.
3. слово учителя. Протопоп Аввакум – глава раскольников, отстаивавший свои убеждения, погибнет за них на костре. Ему принадлежат несколько произведений: «Житие…», «Книга бесед», «Книга толкований…», послания и челобитные. Житие было написано в 1672-1673 гг. во время его ссылки в Пустозёрске и является первым в истории древнерусской литературы произведением, построенным на основе биографии.
Учащиеся делают записи в тетради:
Житие было написано в 1672-1673 гг. во время его ссылки в Пустозёрске и является первым в истории древнерусской литературы произведением, построенным на основе биографии.
Учитель объясняет домашнее задание:
Прочитать параграф учебника, отрывки из «Жития…», ответить на вопросы к отрывкам.
Каждый учащийся получает копию текста, в котором содержится 3 отрывка из «Жития…»:
Эпизод № 1. О путешествии в Сибирь.
« Таже с Нерчи – реки назад возвратилися к Русе. Пять недель по льду голому ехали на нартах. Мне под робят и под рухлишко дал две клячи, а сам и протопопица брели пешком, убивающееся о лёд. Страна варварская, иноземцы немирные; отстать от лошадей не смеем, а за лошедми итти не поспеем, голодные и томные люди. В ыную пору протопопица, бедная, брела, брела, да и повалилася, и встать не сможет. А иной томной тут же взвалился:оба карамкаются, а встать не могут. Опосле на меня, бедная, пеняет: «Долго ль-де, протопоп, сего мучения будет?» И я ей сказал: «Марковна, до самыя до смерти». Она же против тово: «Добро, Петрович. Ино ещё побредём».
Эпизод № 2. О чёрной курочке.
«Курочка у нас чёрненькая была, по два яичка приносила робяти на пищу Божиим повелением, нужде нашей помагая, Бог так строил. На нарте везучи в то время удавили по грехом. А нынеча мне жаль курочки той, как на разум придет. Ни курочка, ни што чюдо была: во весь год по два яичка в день давала, сто рублёв при ней плюново дело, железо! А та птичка одушевлена, Боие творение, нас кормила, а сама с нами кашку соснову ис котла тут же клевала, или рыбки прилучится, и рыбку клевала, а нам против тово по два яичка на день давала. Слава Богу, вся строившему благая! А не просто нам она и досталася. У боярыни куры все переспели и мереть стали, так она, собравшее в короб, ко мне прислала, чтоб – де батко пожаловал, помолился о курах. И я-су подумал: кормилица то наша, детки у нея, надобно ей курки. Молеюен пил, воду святил, куров кропил и кадил. Потом в лес збродил – корыто им зделал, ис чево есть, и водой покропил, да к ней всё отослал. Куры Божиим мановением исцелели и исправилися по вере ея. То тово-то племяни и наша курочка была».
Домашнее задание к отрывкам:
- Благодаря каким особенностям язык Аввакума кажется живым, в чём особенности стиля?
- Что делает язык автора эмоциональным?
Урок № 2.
- Фронтальный опрос учащихся по понятиям, датам, изученным на прошлом уроке.
- Проверка домашнего задания - работа с текстами «Житие…». Учитель обращает внимание на тексты, выданные на дом каждому ученику.
- Ученики делятся на группы. Каждая из 2 групп подготавливает ответы на вопросы домашнего задания.
После подготовки учащиеся отвечают на вопросы к данным отрывкам. Участники второй группы следят за выступлением, дополняют ответы.
Выслушав учеников учитель, при необходимости, дополняет, обобщает.
Предполагаемые комментарии учителя: все вы отметили живость языка Аввакума. Стиль его эмоционален, по утверждению самого Аввакума представляет собой «беседу», «вяканье». Он не пишет своё житие, а разговаривает с нами о своей жизни, своих сподвижниках, дословно передаёт многие разговоры, использует просторечные выражения, слова, а также прибавляет к словам частицы «су», «де», которые тоже придают речи живость, помогают услышать особенности некоторых поволжских говоров.
Характер слова – проповеднический, а тон – доверительный, задушевный. Особенность стиля – сочетание торжественных интонаций, доходящих порой до обличительных, с искренними, проникнутыми юмором. Чувство юмора сохраняет автор в самые трудные, трагические минуты, что лишний раз подчёркивает силу личности Аввакума, его мощь, но в то же время кротость, безграничную силу веры. Некоторые истории носят притчевый характер (эпизод с курочкой), призывая нас подумать над своими поступками.
Надо отметить образность рисуемых картин, портретов, деталей, применяются пословицы, поговорки, образные сравнения. А в результате мы сопереживаем автору.
По ходу слов учителя ученики делают краткие записи в тетради об особенностях стиля протопопа Аввакума.
4. Рассказ учителя о последователях протопопа Аввакума. Используется мультимедийное пособие « Русская живопись». Учитель рассказывает о картине В.И.Сурикова «Боярыня Морозова».
Боярыня Морозова – духовная дочь Аввакума. Сила её протеста и приверженности «старой» вере потрясают зрителя. См. газета «История» ИД «Первое сентября». 2004.№ 26. Статья Л. Чёрной «Лицо раскола».
Вопрос группам – как художник средствами и приёмами живописи передал мотив раскола?
Ученики должны отметить (в случае их затруднений, это делает учитель) особые композиционные решения:
А) Дровни будто рассекают толпу пополам;
Б) двоеперстие юродивого как бы соединяются в одну линию с двоеперстием Морозовой;
В) цветовые решения (черная фигура Морозовой против пёстрых одежд толпы, скорбящие, плачущие, сочувствующие изображены в светлых одеждах, озлобленные – в тёмных);
Г) маковка церкви в конце линии дровней (её благословенный путь в будущее, «в заветное») и др.
После краткого сообщения учителя или подготовленного ученика о действиях царя против «непокорной барыни» надо отметить напряжённый взгляд героини Сурикова, решительность её жеста, силу воли, которые чувствуются в её фигуре, позе.
В результате ученики должны прийти к мысли о том, что главная мысль картины – идея жертвенности, что в переломные моменты истории всегда есть добровольные жертвы во имя идеи, а общество по - разному к этому относится, кто-то с уважением, а кто-то как к непокорным безумцам.
Анализ картины завершает урок. Учитель озвучивает обобщение о стезе Аввакума и его сподвижником. Их жизнь – подвиг, но они так не считали, чем заслуживают ещё более высокую оценку у потомков.
5.Выставление оценок учащимся.
Задание № 2. Разработать межпредметную контрольную работу для 7 класса по теме:
«Отражение общественного сознания в языке и стиле «Житие протопопа Аввакума».
- Дайте определения понятиям:
Патриарх - ?
Протопоп - ?
Инок - ?
Рукоположение - ?
Соборное уложение - ?
Сторонники реформ Никона - ?
Противники реформ Никона -?
- Укажите годы: принятия Соборного Уложения, церковно-обрядовой реформы Никона.
- Перечислите основные положения церковно-обрядовой реформы Никона. Её цель.
- В. Распутин сказал о протопопе Аввакуме «Печальник земли русской и собиратель её единого духа». Передаёт ли это высказывание сущность и значение личности протопопа Аввакума? Можно ли Аввакума назвать фанатиком веры, чем можно оправдать фанатизм сторонников и противников реформы. Аргументируйте свою точку зрения.
- Перечислите особенности «Житие протопопа Аввакума» как литературного произведения.
- Какие художественные приёмы (тропы) использует автор «Житие протопопа Аввакума»?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тестовая контрольная работа по изобразительному искусству для учащихся 5 класса по теме «Виды и жанры изобразительного искусства»
Предлагаемый тест позволяет провести проверку знаний учащихся 5 классов по теме «Виды и жанры изобразительного искусства». Тест состоит из трех частей, которые представляют собой три уровня слож...
Интегрированный урок литература+история+мхк "Тема раскола (противоборство светской и духовной власти) в литературе и искусстве"
Данный урок предназначен для учащихся8-10 классов с углубленным изучением литературы. Занятие является заключительным в цикле уроков о расколе русской церкви. Урок предваряется огромной поисковой и ис...
Методическая разработка урока с применением технологии «Работа над музыкальным произведением на уроке МХК» по теме «Светская и духовная музыка эпохи барокко».
Данная методическая разработка может быть использована на уроках Мировой Художественной Культуры в 11 классах педагогами, работающими по программе Даниловой. Разработка определяет цель и задачи, реали...
Методическая разработка межпредметного урока "Тема раскола (противоборство светской и духовной власти) в литературе и искусстве"
Тема раскола - одна из центральных тем в истории России XVII века. Церковный раскол стал расколом и социальным, и нравственным, нанес глубокую травму русскому обществу, стал началом целого ряда трагич...
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся средствами литературы и искусства (из опыта работы внеурочной деятельности «Литература и театр» на английском языке
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению«Литература и театр» адресована учащимся 4-6 классов. Программа составлена в соответствии с требования...
Конспект урока литературы в 9 классе «Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека».
Цели урока:-выявить уровень литературного развития учащихся;-познакомить учащихся с учебной программой и задачами курса литературы в 9 классе.-углубить представления учащихся о литературе как искусств...
Методическая разработка Проведение контрольной работы по предмету История изобразительного искусства по теме «Искусство Древнего Египта» в первом классе при реализации дополнительной общеразвивающей программы в области изобразительного искусства «
Данная методическая разработка создана для проведения в рамках текущей аттестации контрольного урока по учебному предмету «История изобразительного искусства&r...