Статья "Учитель и ученик в образовательном процессе: мои педагогические рассуждения"
статья по истории по теме

Языков Сергей Николаевич

Эссе на педагогическую тему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchitel_i_uchenik.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ СОШ №2 с. Кривополянья

Чаплыгинского муниципального района

Липецкой области.

Эссе по теме:

«Учитель и ученик в образовательном процессе: мои педагогические размышления»

                                Подготовил:

                 учитель истории Языков С.Н.

Казалось бы совсем недавно я закончил Липецкий педагогический университет и перешагнул школьный порог в качестве учителя истории МОУ СОШ  №2 с. Кривополянья. Тогда мне казалось, что в школу меня привел случай, сегодня я бы сказал провидение, судьба. Начав преподавание, я наивно полагал, что хорошо знаю свой предмет и способен доходчиво все объяснить детям. Но, как отметил Гете: «Никто не знает каковы его силы, пока их не испробует.» И уже в первый год работы я почувствовал, что еще многому предстоит научиться, а теперь, через 10 лет работы, я понимаю что освоил только азы профессии. Какие же выводы я извлек за это время?

Первоначально поговорим о специфике предмета. Мишель Монтень говорил, что «школа - зеркало государства». Все, что происходит в стране отражается и на образовании в России, и это особенно отчетливо видно в преподавании истории, где в последнее время практически ежегодно менялись учебники, причем во многих из них были едва ли не противоположные взгляды по многим вопросам. Историю постоянно перекраивали и перекрашивали, ругали и очерняли и только в последнее время ситуация начала стабилизироваться. И это придавало дополнительные сложности в работе.

Так вот, в начале моего школьного пути мне хотелось показать ученикам , что история не просто пыльное хранилище дат и событий давно минувших лет, а живая наука с помощью которой мы сквозь призму прошлого смотрим на сегодняшние события. История - наука, где много тайн и загадок, а следовательно есть место для личного мнения, для собственного, пусть небольшого и кем то уже сделанного но все же своего открытия. Как хотелось научить учеников думать и размышлять над всем, что их окружает, научить уважать свою страну и гордиться ею. «Не знать что случилось до твоего рождения, значит всегда оставаться ребенком» - цитировал я им слова Цицерона.

Я понимал, что ставлю перед собой огромную задачу, на пути которой вставало много проблем, самыми сложными из которых были равнодушие, скучающие взгляды, ухмылки на губах или просто насмешки учеников. Но я же не волшебник, я только учусь. Хотя временами казалось что я бессмысленно стучись в закрытую дверь. Мои идеалы пришли в противоречие с реальной жизнью. Это заставило задуматься о многом и здесь возникли главные вопросы: «А понимают ли меня ученики?», «Какие секреты нужно знать для успешной педагогической деятельности?». Ответы на них пришли не сразу и попытаемся образно выразить их.

Еще со школьной скамьи мне запомнилось древнее представление о нашей планете, согласно которому Земля держится на трех китах. Заимствовав его представим свои педагогические взгляды. Итак, начнем с китов.

Первый кит педагогического процесса - удивление. Урок истории в 5 классе. Тема о первых людях на Земле. Вывешиваем на доску рисунок древнейшего человека, который практически не отличается от человекообразной обезьяны и спрашиваем, как доказать, что это человек, а не животное. На лицах детей вопросительный взгляд: «Разве это человек?» они

удивлены! Предлагаем прочитать пункт параграфа, выясняем, что отличие состояло в умении изготавливать орудия труда. Но где оно на рисунке? Здесь одна девочка поднимает руку и нерешительно заявляет, что раньше орудия делали из камня, и оно в руке. Вот оно что! «Начало философствования в удивлении»,- говорил Аристотель, но это только начало...

Второй кит - интерес. Эта категория более устойчивая и постоянная. Если у человека есть интерес к изучаемому предмету, он с радостью будет воспринимать все, что связано с этим предметом, а также будет пытаться узнать еще что то самостоятельно. Я понимаю, что не у всех учащихся можно сформировать интерес именно к истории, но зато многие талантливы в других областях. Вот я и предлагаю применить свои таланты на моих уроках. И если ученик хорошо рисует, то почему бы ему не поучаствовать в оформлении школьной газеты. Если интересуется компьютером, почему не создать презентацию по какому-то вопросу. Это позволяет ученикам понять то, что история многогранна и путей к ее постижению много.

Третий кит - любовь. Собственно без любви вообще сложно сделать что-то положительное. В нашем контексте это любовь к школе, классу, учителям, одноклассникам, предмету и учебе вообще. «Люби и тогда делай, что хочешь!»- утверждал Святой Августин. Поэтому ученик должен быть влюблен в то, что он делает в школе и с удовольствием идти на занятия. И здесь гораздо большую роль играет внеурочное общение с детьми и особенно подготовка различных общешкольных и классных мероприятий, вместе с классным руководителем. Ну а ребята с удовольствием посещают краеведческий кружок, проводимый мною. Неформальная обстановка позволяет по новому узнать казалось бы знакомых детей.

Итак, киты - это фундамент педагогического процесса, теперь же перейдем к тому, что составляет его основу. Так же как личности творят историю, личности создают и педагогический процесс. Поговорим о личности в образовании. А так как образование процесс двунаправленный, то о двух личностях участвующих в нем - личности сформировавшейся и личности формирующейся, личности учителя и личности ученика.

Мы не оговорились сказав «личность» об ученике. Действительно каждый из них индивидуален и уникален, необходимо изучить каждого ребенка, понять его и помочь ему. Ведь только личностно-ориентированный подход позволяет раскрыться каждому ученику, показать ему свои возможности. В личности моих учеников я стараюсь заложить следующее:

 - во-первых, человечность. Всегда и во всем нужно быть Человеком с большой буквы;

 - во-вторых, любовь к Родине и гражданственность. Ведь без патриотизма и сопереживания своей стране скучно в ней жить. А события, чтобы испытать гордость за свою страну найдутся всегда. Также ученик должен знать свои права и уметь их защитить, разбираться в политических вопросах, имея свое мнение и свои убеждения, никем не навязанные;

 - в-третьих, самостоятельность и ответственность. Есть хорошая легенда об Олимпийском чемпионе, который стал самым сильным нося быка на плечах. Герой стал чемпионом, а вот бык за это время разучился ходить и чемпион был вынужден убить его. Поэтому нужно готовить учеников к дальнейшей учебе, выбору профессии, труду, нужно учить их идти по жизни;

 - в-четвертых, здоровый образ жизни, ибо давно известно, что в здоровом теле  - здоровый дух.

Рядом с личностью ученика стоит личность учителя. С моей точки зрения учитель должен стать партнером и другом ученика в общем деле. Учитель - первый среди равных, поэтому между учителем и учеником мы ставим знак равенства. Какими же качествами должен обладать современный педагог для успешного осуществления педагогической деятельности? Свои выводы я продемонстрирую с помощью цитат и комментариев к ним:

  1. Ключевский: «Чтобы быть хорошим преподавателем нужно любить то, что преподаешь и любить тех, кому преподаешь». Здесь все ясно без анализа.
  2. Конфуций: «Кто постигает новое, лилея старое - может быть учителем.» То есть нужно использовать различные методы обучения, разумно сочетая инновационные технологии с традиционными. Компьютеры, интернет, интерактивные доски - это инструменты. Главное же, общение человека с человеком, и оттого как это будет происходить зависит развитие образования.
  3. Ушинский: «Учитель живет до тех пор, пока учиться.» Нужно постоянно усовершенствоваться и самообразовываться, быть в курсе развития преподаваемой науки.
  4. Дистервег: «Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель». Нужно всегда и во всем быть примером для своих учеников.

Именно к формированию этих качеств я и стремлюсь, не могу сказать, что все проходит гладко, что нет проблем, и на все вопросы у меня есть готовые ответы. Но этим и интересна наша профессия, в ней всегда нужно верить в лучшее.

Итак, в основе моей педагогической концепции лежит личность. История, которой я обучаю - это галерея выдающихся личностей. Я очень надеюсь. Что их пример вдохновит тех, кому в будущем предстоит вершить судьбы XXI века. А личность может быть воспитана только личностью!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе Суражского педагогического колледжа имени А. С. Пушкина

Будущее в нашей стране, так и в мире, безусловно, за молодым поколением, которое в настоящее время заявило о себе в полный голос, а новые успехи предопределены профессионализмом и теми знаниями, котор...

Доклад по теме "Организация образовательного процесса и педагогической помощи детям и подросткам с нарушениями в развитии"

Система педагогической компании и образовательных услуг может быть организована в условиях СКОУ 8 вида, в ЛПЦ, ПМС центрах, в общеобразовательном учреждении, если они распологают необходимыми материал...

Развитие творческих способностей ученика в образовательном процессе

Работа представляет  реферативное исследование классических первоисточников на заданную тему и рассказ о собственных методах развития творческих способностей учащихся основной школы  на урок...

«Диагностика и анализ педагогического конфликта в системе взаимоотношений «учитель-ученик» как субъектов образовательного процесса. Профилактика педагогических конфликтов в образовательной организации»

В данной работе анализируется конфликтая ситуация педагога и учеников, рассматриваются ее причины и последствия, разрабатывается план мероприятий по профилактике педагогических конфликтов в учебном уч...

Анализ и оценка качества образовательного процесса, современные педагогические технологии, формы, методы, средства, используемые при организации урочной и внеурочной деятельности

Анализ и оценка качества образовательного процесса, современные педагогические технологии, формы, методы, средства, используемые при организации урочной и внеурочной деятельности....

презентация к вебинару 1. "Внедрение технологии модерации в образовательный процесс как условие максимального вовлечения всех учеников в научно-исследовательский процесс"

Внедрение технологии модераций ожиданий в образовательный процесс, как одно из  условий максимального вовлечения всех учеников в научно-исследовательский процесс, в интерактивную деятельность, ит...