«Изучение личности ученика в образовательном процессе как условие осуществления индивидуального подхода»
материал
Предварительный просмотр:
Педагогический совет «Изучение личности ученика в образовательном процессе как условие осуществления индивидуального подхода»
I. «Страшная опасность – это безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека – и ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником – в сфере мысли»
В. А. Сухомлинский.
Инге Унт (эстонский педагог, учёный) утверждает, что в современных условиях главной формой индивидуализации обучения является самостоятельная работа учащегося в школе и дома.
Индивидуализация – это технология? Нет. Это педагогический принцип, подход в обучении. Он может и должен присутствовать при использовании любой технологии.
Технология индивидуализированного обучения - такая организация учебного процесса, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными.
В российском образовании сегодня разработаны и внедрены в практику новые образовательные технологии, которые призваны сделать обучение гуманным, защищающим интересы и здоровье ребенка. Именно этот фактор - здоровье - заставляет нас сегодня обращаться к личностно-ориентированным технологиям, к которым относится дифференциация и индивидуализация учебного процесса.
Если в школе используют индивидуальный подход – значит, при обучении учитываются индивидуальные особенности ребёнка – характер, темперамент, склонности и способности к определённым предметам и т.д.
В законе РФ «Об образовании» закреплено требование к образовательным учреждениям создать условия для самореализации и саморегуляции личности, обеспечить ее самоопределение.
Современные федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) дают школе указание – использовать при обучении индивидуальный подход. Однако продекларировать личностную ориентацию образования еще не значит, ее осуществить в образовательной практике. Этот процесс не претворяется в жизнь автоматически, его нужно специально культивировать.
Как же это можно реализовывать на практике?
Зная же загруженность учителей, учитывать характер, склонности и другие особенности каждого ребёнка практически невозможно. И всё же приближать процесс обучения к индивидуальному мы можем и должны. Надо этому учиться.
Сегодня уже не нужно убеждать никого, что дети разные, но еще много нужно сделать, чтобы не делить детей на “хороших” и “плохих”, “успевающих” и “неуспевающих”. В каждом классе есть непоседы и мямли, одним нужно подробно объяснять, что и как, другие любят дойти до всего сами. Один тянет руку, даже когда не знает, а другой знает, но молчит. У одних быстрый темп реагирования, другие медленно включаются в работу, и переключить их на новый вид деятельности очень трудно. Дети по-разному воспринимают информацию, по-разному и анализируют, у них разная работоспособность, разное внимание, память и т.д. Разные дети, в конечном счете, требуют разного подхода в обучении, т.е. индивидуального дифференцированного подхода.
В индивидуальном подходе особенно нуждаются «трудные» воспитанники, малоспособные школьники, а также дети с ярко выраженной задержкой развития. Так ли это?
Вспомним о тех, чья мотивация к учёбе нас устраивает, даже радует. Многих из них мы видим застенчивыми, скромными. Сейчас учителям рекомендуют вводить групповую работу на уроке. Но такие дети в силу своих особенностей любят работать в одиночку, им будет комфортно, если их не будут спрашивать на уроке устно, зато они справятся письменно на «отлично». Было бы правильным, несколько таких детей объединить в одну группу, по близости темперамента. Но учителям, не знающим индивидуальных особенностей детей, будет не просто это сделать, да и проще разделить по критерию «сильный + слабый», чтобы тянули последнего. При этом забывают, что сильный ребёнок застенчив и не захочет высказывать свое мнение, в то время как слабый «балагур» выскажет всё.
В итоге такая совместная работа сильных и слабых учеников приведет максимум к тому, что сильный выполнит задание, а слабый его озвучит, не понимая сути.
Или ситуация наоборот. Сильный ученик всё выполнит, он общительный и захочет сам защитить свой ответ. Тихий слабый ученик в данном случае может вообще не принимать никакого участия в решении задания.
Есть ли тогда смысл групповой работы без учёта индивидуальных особенностей ребёнка?
Основными способами изучения индивидуальных особенностей школьников являются планомерные систематические наблюдения за учеником. Да, эта работа для психологов. Ведь нужна – то информация учителю, чтобы успешно реализовать учебный процесс. Значит, необходимо быть психологом каждому учителю.
Главное заключается в том, чтобы всесторонне изучить ребенка и озираться на его положительные качества в преодолении имеющихся недостатков. В этом и состоит понимание индивидуального подхода.
Сангвиник говорит громко, быстро, отчетливо, сопровождает речь выразительными жестами и мимикой, он весел, энергичен, деловит. Сидит за партой обычно непринужденно. Необходимо постоянно поддерживать интерес сангвиников. Если им скучно, они начинают играть с ручками, карандашами и т.д. или заниматься посторонними делами.
Речь флегматика спокойна, равномерна, с остановками, без резко выраженных эмоций, жестикуляции, мимики; флегматик спокоен, рассудителен, молчалив, медлителен. За партой сидит спокойно, непринужденно, не вертится, даже когда прозвенит звонок встает как бы нехотя, не сразу.
Меланхолик обладает слабой неритмичной речью, иногда снижающейся до шепота, стеснителен, застенчив, малоактивен, робок, необщителен. Голова часто опущена, подбородок втянут. Внешне ребенок спокоен, его можно принять за флегматика. Однако беседы с родителями, близкими помогут узнать, что он сильно переживает из-за неудач: впадает в уныние, плачет, плохо спит и т.д.
II. Хочется проанализировать уроки в нашей школе, посещённые в преддверии педсовета и вообще посещённые уроки.
Если урок открытый, к нему идёт соответствующая подготовка, и, как правило, урок хороший. За истекший период времени были даны открытые уроки в рамках школы, в рамках РМО (русского языка, математики). Неправильно подходит учитель к организации своей работы, если открытый урок значительно разнится с рядовым. Ведь открытый урок лишь открывает двери для всех с тем, чтобы показать эффективные методы своей работы. А если показываете то, чего в обычном уроке не бывает, это не приносит пользы ни детям, т.к. является эпизодическим, ни коллегам по работе.
А простые рядовые уроки нередко скучны и однообразны.
- Да, уже в большинстве уроков, научились подводить к определению темы и постановке задач, но в течение урока на этих задачах не акцентируем внимание.
- Да, включаем физминутки на уроке, но часто бесцельно, чтоб проверяющему показать. Индивидуального внимания недостаточно. Нет, я не за то, чтоб развлекать, я за активность работы детей на уроке.
- ФГОС говорит о минимизации роли учителя на уроке. Это правильно. Надо учить учиться, добывать знания из огромного информационного поля. На наших уроках по-прежнему, главная роль у учителя, его речь в течение всего урока.
Из раза в раз мы учим друг друга, что фронтальный метод ведения опроса не лучший. Но именно он продолжает занимать ведущую роль на уроке.
Много раз говорим о том, что домашнее задание надо проверять на уроке, даже если письменная проверка предусмотрена. Чтобы понять, в чём затруднялись, кто списал, не понимая, кто переписал из интернета или решебника и не пытался понять. А тем более, если устный предмет!
Говорят дети плохо. А где им этому учиться? Они отвечают репликами с места. И за это получают оценки. А просто «на глаз» за выкрики с места ставить оценки – зачёркивать работу других, кто с такими легковесными оценками борется.
Очень мимолетно подходим к организации начала урока. Учитель начинает вопросы или озвучивает задания на урок, когда класс ещё не организован для внимания. И начинает учитель перекрикивать всех, не видя каждого. Настолько привыкли работать в шуме, что даже сам учитель утверждает: а мне не мешает, что дверь в кабинете не закрывается плотно. Шум из коридора и шум в кабинете, а учителю комфортно. Не важно, что треть класса занята посторонними делами и не слышит.
III. Индивидуальный подход является конкретизацией дифференцированного подхода.
Учитель должен уметь
- обогащать учебные программы, т.е. обновлять и расширять содержание образования;
- работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный поход и консультировать учащихся;
- стимулировать познавательные способности учащихся;
- принимать взвешенные психолого-педагогические решения;
- анализировать свою учебно-воспитательную деятельность и всего класса;
- отбирать и готовить материал для коллективных творческих дел.
Современный учитель стремится к тому, чтобы выявить индивидуальные способности учащихся, их способность мыслить глубоко, оригинально, свободно и эмоционально.
Уместно, на мой взгляд, вспомнить слова писателя, философа США Ральфа Уолда Эмерсона (1803-1882): «Учитель – человек, который может делать трудные вещи лёгкими».
Положительные стороны индивидуального подхода
- Вовлечь в работу каждого ученика;
- Сильным учащимся, развивая способность, можно уделить время, развивая способности;
- Слабым учащимся можно помочь, уделяя внимание и контроль.
Виды дифференцированной помощи
- - Постоянная работа над ошибками на уроке и включение ее в домашние задания, предупреждение о наиболее типичных ошибках.
- - Индивидуализация домашнего задания слабоуспевающим учащимся.
- - Повторение дома материала, необходимого для изучения новой темы.
- - Использование слабыми учащимися при ответе составленного дома плана изложения материала или выполненной самим памяткой для ответа.
- - Координация объема домашних заданий, доступность его выполнения в установленное время.
- - Привлечение школьников к осуществлению самоконтроля при выполнении упражнений.
- - Оказание должной помощи слабоуспевающим в ходе самостоятельной работы на уроке.
- -Указание правила, на которое опирается задание.
- - Указание алгоритма выполнения задания.
- - Указание аналогичного задания, выполненного раньше.
- - Объяснение хода выполнения подобного задания.
- - Указание причинно-следственных связей, необходимых для выполнения задания.
- - Расчленение сложного задания на элементарные составные части.
- - Постановка наводящих вопросов.
- Удачное сочетание методов и приемов, работа с сильными и слабыми учащимися дает положительный результат.
Для успешного осуществления дифференцированной работы необходимо также соблюдение особенностей работы по вариантам.
Обращение к учителю!
- Только поддерживая друг друга, приёмы дают «радужный» эффект, а технология – свой результат.
- Терпение и постепенность!
- Многоцветную картину не рисуют одним махом.
- Каждый новый приём, новую технологию необходимо отрабатывать до автоматизма.
- Если класс сыгран, то урок – как музыка, а технология сверкает своими алмазными отточенными гранями.
- Давайте пробовать учиться, совершенствоваться!
- А главное любить и уважать ученика!
IV. Подведение итогов.
Как ни грустно признавать, процент слабоуспевающих и «средних» достаточно большой (у нас их более 60 %). Основная задача, которая стоит перед педагогом при расслоении детей на слабых, средних и сильных, суметь одинаково продуктивно работать на всех уровнях одновременно. Кроме этого, внутри каждого уровня учащиеся различаются индивидуальными особенностями. Поэтому проблема дифференцированного подхода к учащимся в процессе обучения выдвигается на первый план.
Предложения о принятии решения педагогического совета:
- Предусмотреть систему наблюдения за индивидуальным развитием каждого ребёнка в предмете – учителям-предметникам, учителям начальных классов;
- Осуществлять диагностику совершенствования регулятивных УУД и личностных качеств в процессе обучения – учителям-предметникам в содружестве с классными руководителями.
Подготовила заместитель директора по УВР Н.И. Штучкина
Март 2022 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОСТИ СОВРЕМЕН-НОГО УЧЕНИКА В УСЛОВИЯХ ФГОС»
На сегодняшний день в школе проблема сохранения здоровья учащихся является одной из основных, она же продиктована инициативой «Наша новая школа» и ФГОС. Мы считаем, что необходимо формировать приорите...
Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения
В статье раскрываются современные подходы к организации образовательного процесса в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения....
Тезисы выступления на пленарном заседании региональной научно-практической конференции «Использование современных технологий в образовательном процессе как условие реализации компетентностного подхода»
В докладе представлен материал о сущности личностно-ориентированного обучения, критетриях личностно- ориентированного урока, его результативности и важности для раскрытия потенциала каждого учен...
Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты НОО и ООО. Новые педагогические технологии
Современное образование должно научить человека жить в изменяющемся, динамичном мире. Необходимые для формирования нового человека изменения в образовании определены Федеральными государственными обра...
Урок в 9 классе «Использование современных образовательных технологий при формировании предметных компетенций в условиях осуществления индивидуального и дифференцированного подхода».
Урок по теме "Кино" может предшествовать или завершать знакомство учащихся с фильмом "Intouchables" ("Один плюс один"). Читая аутентичный текст учащиеся получают информац...
Выступление "Эффективность осуществления индивидуального подхода к учащимся в учебно - воспитательном процессе"
В материале представлено выступление на методическом объединении учителей гуманитарно - эстетического и математического цикла, отделения для обучающихся с ОВЗ....
презентация к вебинару 1. "Внедрение технологии модерации в образовательный процесс как условие максимального вовлечения всех учеников в научно-исследовательский процесс"
Внедрение технологии модераций ожиданий в образовательный процесс, как одно из условий максимального вовлечения всех учеников в научно-исследовательский процесс, в интерактивную деятельность, ит...