Иван III. Свержение ордынского ига.
методическая разработка по истории (10 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Разработка урока истории в 10 классе
Тема урока : Иван III. Свержение ордынского ига.
Цели урока:
1. Обучающая:
- Проанализировать причины, позволившие русскому государству одержать победу над ордынцами; познакомиться с событиями на Угре; раскрыть историческое значение освобождения.
- Оценить роль Ивана III в освобождении от монголо-татарского ига.
2. Развивающая:
- развивать умение анализировать исторические источники, участвовать в дискуссии по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения.
3. Воспитывающая:
- воспитывать чувство патриотизма, чувство гордости за свое Отечество, чувство уважения к историческому прошлому своей Родины.
Оборудование: карта «Образование и расширение русского государства в XIV-XVI вв.», проектор,
дидактический материал.
Основные понятия: дань, иго, басма, пищаль, «Стояние на Угре».
Важнейшие даты: 1462-1505- правление Ивана III, 1480- стояние на Угре.
Выдающиеся личности: Иван III, Вассиан.
План урока:
- Причины, позволившие русскому государству одержать победу над ордынцами.
- Стояние на Угре. Личность в истории.
- Значение свержения ига.
Ход урока:
Эпиграф к уроку:
«Отселе история наша приемлет достоинство истинно государственной, описывая… деяния царства, приобретающего независимость и величие». Н.М.Карамзин
- Оргмомент: приветствие, знакомство. Вступление.
Задумывался ли кто-нибудь из вас, какова природа нашей независимости? Как удавалось нашим предкам сохранять свободу, что это значит для страны, для народа? Для каждого из нас?
В конце XV века началась новая эпоха в жизни Руси. (эпиграф) Русь возрождается очень быстро и неожиданно для многих стран Европы и Азии.
Сегодня мы откроем яркую страницу в российской истории.
Тема нашего урока - «Иван III. Свержение ордынского ига».
- Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?
Учащиеся пробуют сформулировать цели урока
Учитель сообщает, что:
- сегодня мы узнаем, какие причины позволили русскому государству одержать победу над ордынцами, какие события предшествовали этому, в чем состоит значение свержения ига.
- вам предстоит оценить роль личности в истории.
2. Повторение изученного.
Но прежде мы с вами вспомним:
- Когда Русь попала в зависимость от Золотой Орды? (после походов Батыя в 1237-1240 годах )
- Как осуществлялась власть Золотой Орды над Русью? (Русь попала под тяжкое иго, вынуждена платить дань, поставлять воинов, монголо-татары угоняли народ в плен, расхищали имущество и культурные ценности, князья назначались в Орде- ярлык)
ДАВАЙТЕ ДАДИМ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕРМИНАМ
ДАНЬ- налог или подать, взимаемая победителем с побежденного народа.
ИГО- угнетающая, порабощающая сила.
ЯРЛЫК- ханская грамота, дававшая право княжения.
- Почему монголо - татарам удалось завоевать Русь?
- Каковы последствия ига на Руси? (утрата ремёсел, упадок хозяйства, городов, культуры, опустение казны)
Итак, иго было тяжелым бременем для государства.
Оно задержало экономическое, политическое и духовное развитие Руси.
3. Изучение новой темы.
- Причины свержения ига.
- Каковы же были причины, позволившие русскому государству одержать победу над ордынцами?
Я предлагаю вам ответить на этот вопрос в конце урока.
У вас на столах лежат опорные листы, в них вы будете делать пометки.
Одному из вас я предлагаю работу со словарем. Задание внутри.
Итак, длительное время Русь была разобщена.
В конце XV века русские земли объединились под властью Ивана III. (слайд с портретом). Это позволило Ивану III заняться общенациональной проблемой — освобождением от ига.
В 1476 году Иван отказался платить дань хану Ахмату.
- Чем можно объяснить его отказ?
- Как вы думаете, как объединение русских земель повлияло на мощь государства?
- Кто может показать на карте территории, вошедшие в состав Московского княжества при Иване III?
Территория Руси увеличилась в 5 раз.
А некогда могущественная Золотая Орда переживала в XV веке период распада.
На месте единого государства возникло несколько ханств.
- Каково же было соотношение сил Московского государства и Орды в конце XV века?
Итак, соотношение сил было в пользу Московского государства. Таким образом, в конце XV века, сложились определенные условия для свержения ордынского ига. Русь набирала силу и мощь, а Орда переживала период распада.
Сделайте пометку в опорном листе.
Яркой иллюстрацией возросшей силы Руси
является картина Н.С.Шустова «Иван III разламывает ханскую басму».
- Что такое басма?- индивидуальное задание.
БАСМÁ- пластинка, выдававшаяся монголо-татарскими ханами в 13-15 вв. как верительная грамота.
По свидетельству летописца, "нимало боялся страха царева", "плевав" на басму, ее "на землю поверже и потопта ногами своима". Затем Иоанн велел умертвить послов, кроме одного, "носяща весть ко царю": "Та курица умерла, что носила татарам золотые яйца". (Карамзин)
- Предположите, каковы были ответные действия хана?
2). Стояние на Угре.
(Работа учителя с картой) В июне 1480 г. хан Ахмат двинулся на Русь, желая привести ее в покорное состояние. Осенью он подошел к реке Угре. Русские полки заняли оборону, но Иван III не спешил, проявляя осторожность. Это вызывало недовольство в обществе.
До наших дней дошло послание архиепископа Вассиана великому князю на Угру.
Работа с документом
1. Из «Послания на Угру» архиепископа Вассиана (на слайде)
«…слышали мы, что басурманин Ахмат уже приближается…а ты перед ним смиряешься и о мире молишь…
А еще дошло до нас, что…смутьяны не перестают шептать на ухо тебе льстивые слова и советуют тебе не противиться супостатам, но отступить и предать на расхищение врагам державу свою. Молим тебя…не слушай советов их!
Когда столькие тьмы народа погибают и церкви Божии осквернены... Отложи страх…выйди скорее против безбожных, призвав на помощь…Пречистую Богородицу…Последуй примеру…прародителей своих
- К чему призывает князя Вассиан?
- О каких настроениях в русском обществе свидетельствует текст послания?
- Подумайте, как повлияло письмо на ход событий?
Итак, послание вселило уверенность в князя, убедило вести борьбу с ордынцами.
(Работа с картой) Ахмат заключил союз с польско-литовским королем Казимиром IV и ждал от него помощи. Иван III сумел привлечь на свою сторону союзника- крымского хана Менгли-Гирея, войска которого напали на владения Казимира IV и сорвали его выступление против Москвы.
Обратитесь к опорному листу, сделайте пометку.
4 октября Ахмат занял правый берег Угры. Давайте закроем глаза и представим, как это было.
1.А когда на востоке забрезжил рассвет,
Поредела завеса тумана,
На другом берегу вдруг увидел Ахмет
Рать московского князя Ивана…
2. День прошел. Ночь прошла.
День да ночь. День да ночь.
Князь Иван не снимается с Угры.
Казимир не торопится хану помочь,
И аллах отвернулся премудрый…
3. И покуда шатры не увязли в снегах.
Не завыла морозная вьюга,
Все стояли два стана на двух берегах,
Не решаясь напасть друг на друга.
Шлёт Ахмет своё слово Ивану.
Ты припомни, как корчились ваши цари
От Батыевой сабли жестокой,
4. Сорок тысяч алтын мне теперь набери
И отдай эту дань за три срока.
Да еще островерхий колпак свой вдави
В знак покорности хану Ахмету,
А не то потоплю твою землю в крови,
По хребтам по боярским проеду.
Так поэтесса Н. Кончаловская отразила эти события в поэтическом слове.
Давайте узнаем о тех событиях из других источников. У вас на партах лежат документы. У одних- это отрывок из летописного источника «Повесть о стоянии на Угре» , у других- отрывок из статьи журналиста Василия Пескова.
Внимательно прочтите документ и ответьте на вопросы.
Индивидуальное задание.
Летопись рассказывает: «Когда же река стала (замёрзла), тогда князь великий…отступил от берега…ибо боялся прихода татар… А татары, страхом одержимы, побежали, думая, что русские хотят с ними биться и берег им дают».
- Опираясь на свидетельство летописи, поясните, почему русские считали победу над «безбожным царём Ахматом» чудом.
1. «Повесть о стоянии на Угре»
Памятники литературы Древней Руси. Вторая половина XV века / Пер. Я. С. Лурье. М.. 1982. С. 514—521.
И пришли татары, начали стрелять, а наши — в них… Наши поразили многих стрелами и из пищалей, а их стрелы падали между нашими и никого не задевали. И отбили их от берега. И много дней наступали, сражаясь, и не одолели, ждали, пока станет река…
Когда же река стала, тогда князь великий повелел …всем воеводам со всеми силами перейти к себе в Кременец, боясь наступления татар — чтобы, соединившись, вступить в битву с противником…
Когда наши отступали от берега, татары, думая, что русские уступают им берег, чтобы с ними сражаться, одержимые страхом, побежали.
- Почему Ахмат увёл свои войска, не вступив в сражение?
- Подтвердите словами из документа возросшую мощь русского войска.
2. Отрывок из статьи известного российского журналиста Василия Михайловича Пескова «Стояние на Угре», опубликованной в «Комсомольской правде» 4 августа 2000 г.
В русском войске была «огневая защита»: пушки, пищали и так называемые «тюфяки» - короткоствольньне конические пушки, стрелявшие «дробосечным железом» (картечью). У ордынцев такого оружия не было. Они могли полагаться только на стрелы (оружие грозное в их руках), но стрелы, перелетая Угру, силу теряли и не могли уязвить русских ратников.
Зима грянула на месяц раньше обычного…Зима была не только ранняя, но и свирепая. «Мразы_велики, яко не мощи зрети»,- доносит летописец. Обносившееся, истощенное и деморализованное войско Ахмата, оказавшись без питанья и фуража, уже не было дееспособным. «Наги и босы, страхом гонимы» ордынцы побежали от Угры в степи.
- Почему Ахмат увёл свои войска, не вступив в сражение?
- Подтвердите словами из документа возросшую мощь русского войска.
В документах вам встретилось новое слово «Пищаль».
Давайте посмотрим, что оно означает (на слайде).
Индивидуальное задание.
Итак, на Угре ордынцы понесли большие потери.
Русская рать, благодаря грозному оружию и мужеству воинов одержала победу, сохранив полки в целости. Да и сама природа встала на защиту русского народа. Так, 11 ноября 1480 года, закончилось ордынское иго, продолжавшееся 240 лет.
Сделайте последнюю пометку в листе.
А речку Угру, разделившую ордынскую рать и московские полки, а, по большому счету, ставшую некоторой чертой в российской истории, стали называть Поясом Богородицы, спасающей русичей от нашествия...
Это было не случайно. Накануне событий На Угре в Москву из Владимира перенесли главную чудотворную икону, величайшую национальную русскую святыню- ВЛАДИМИРСКУЮ ИКОНУ Божией Матери. Пред этой иконой в те трудные дни молились денно и нощно сотни москвичей о защите русской земли.
3). Личность в истории.
Осталось в веках и имя великого князя Ивана III.
- Какие черты характера Ивана III способствовали победе русского воинства?
«Расчетливость, медленность, осторожность, сильное отвращение от мер решительных, которыми можно было много выиграть, но и много потерять, и при этом стойкость в доведении до конца раз начатого, хладнокровие — вот отличительные черты в характере Иоанна III».
Соловьев С.М.
«Иоанн имел славолюбие не воина, но государя; а слава последнего состоит в целости государства, не в личном мужестве: целость, сохраненная осмотрительной уклончивостью, славнее гордой отважности, которая подвергает народ бедствию» Н.М.Карамзин
(стояние на Угре- пример того, как мудрость государственного мужа позволяет обрести победу, сохранив в целости войско)
4. Закрепление
- Вернёмся к проблемному заданию.
Каковы же были причины, позволившие русскому государству одержать победу над ордынцами?
Давайте дадим ответы, пользуясь опорным листом
После ответов детей:
- Объединение русских земель в единое государство и создание объединенного войска.
- Распад и ослабление Золотой Орды.
- Дипломатический успех Ивана III. (удачный выбор союзника)
- Превосходство русского вооружения. Стойкость и мужество воинов.
2. Значение освобождения.
- В чем же состоит историческое значение освобождения от ордынского ига?
Итак, свержение ига обеспечило Руси условия для интенсивного экономического, политического и культурного развития. Сильно возрос международный авторитет государства. Русь стала независимой и сильной.
«Изумленная Европа, в начале царствования Ивана едва замечавшая существование Московии, стиснутой между татарами и литовцами, была поражена внезапным появлением на ее восточных границах огромного государства, и сам султан Баязет, перед которым трепетала Европа, впервые слышал высокомерные речи московита». К.Маркс
- Роль народа.
- Кто же является основной силой, способствовавшей достижению победы над монголо-татарами?
5.Заключение
После ответов детей и моих подтверждений :
Осень 1480 года - время, когда государство и создавший его русский народ без страха вступили в большую и долгую жизнь. В этой жизни будет всё - горести и радости. Но русские люди могли гордиться тем, что было сделано в конце XV века. «Наша великая Русская земля освободилась от ига…и начала обновляться, как будто перешла от зимы к тихой весне. Она снова достигла своего древнего величия, благочестия и спокойствия, как при первом князе Владимире».
6. Домашнее задание - Наш урок подошел к концу, и в качестве домашнего задания я предлагаю вам поразмышлять, написав сочинение- эссе на тему «Можно ли назвать события на Угре «стоянием?»
А теперь давайте поделимся впечатлением об уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок истории в 9 классе "Свержение монархии"
Урок истории в 9 классе "Свержение монархии"...
Технологическая карта урока по теме "Свержение монархии"(9 класс).
Технологическая карта урока в рамках городского семинара школы - проектной площадки "Личностно-смысловое включение учащихся в учабную деятельность на уроках гуманитарного цикла"....
Свержение монархии
11. В начале 1917г. ситуация в стране стала взрывоопасной. Рост цен, спекуляция, очереди, поражения на фронтах, просчеты власти.22. Неспокойно было в Петрограде. 18 февраля началась забаст...
Свержение монархии
материал для урока истории в 9 классе...
Дебаты о революции (к 100-летию свержения династии Романовых)
материал урока или внеклассного мероприятия (с презентацией), посвященного 100-летию революции 1917 года...
Поурочное планирование по истории на тему: «Свержение самодержавия, февраль 1917 года»
Открытый урок по истории на тему: «Свержение самодержавия, февраль 1917 года»...