Использование метода «архивных дел» на уроках истории
методическая разработка по истории (6 класс) по теме
Как в интересной форме провести самостоятельную работу? Особенно это касается ребятишек не старших классов.
Некоторое время назад в одной из работ историка я встретилась с такой формой работы на уроке, как «архивное дело». Я решила на уроках истории средних веков в шестых классах использовать данный прием. Для мотивации обозначила их под номерами: «Архивное дело № 1» и «Архивное дело № 2».
Данные уроки мне понравились, потому что дети работали с большим увлечением, творчески.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
arhiv._dela.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ Константиновская СОШ
Использование метода «архивных дел» на уроках истории
Автор: учитель истории и обществознания
Константиновской средней школы
Какорина Валентина Ефимовна
Константиновка 2010
Пояснительная записка
Как в интересной форме провести самостоятельную работу? Особенно это касается ребятишек не старших классов.
Некоторое время назад в одной из работ историка я встретилась с такой формой работы на уроке, как «архивное дело». Я решила на уроках истории средних веков в шестых классах использовать данный прием. Для мотивации обозначила их под номерами: «Архивное дело № 1» и «Архивное дело № 2». Данные уроки проходили в конце изучения курса истории средних веков. Первый урок был связан с изобретениями, которые привели к окончанию эры средневековья (сейчас это программа 7-го класса, но я дала эту тему в 6-м классе), а второй - с довольно сложной темой: «Страны Азии, Африки и Латинской Америки в средние века»,
Думаю, что темы с большим количеством фактического материала, который дети усваивают с трудом (а вообще-то совсем не усваивают), можно провести, используя этот прием.
Представляю «Архивное дело № 1» и «Архивное дело № 2». Класс делится на группы (у меня они сформированы еще с пятых классов). Первое дело у всех групп одно, а второе – в каждой группе свое. Второе архивное дело более сложное, кроме теоретических вопросов, оно предусматривает творческие задания. Так как я серьезно обращаю внимание на творческую составляющую своих уроков, то дети уже могут «творчески подойти к делу». Они готовят спектакли с костюмами, книжки-раскладки, экскурсии, компьютерные презентации и т.п. Я не ограничиваю их фантазию, поэтому представление работ по второму архивному делу переносится на следующий урок.
В рамках «архивных дел», можно провести исследовательскую работу, использовать метод проектов, даже можно использовать такую технологию, как кейс-метод. И все это в работе с ребятами среднего звена.
Тема урока: Технические открытия в Позднее средневековье
Учитель знакомит детей с таким источником, как архивный материал, вводит понятия: архив, архивариус. Может принести документ, вещь, чтобы «обыграть» данный метод.
Затем осуществляется переход к теме урока.
Заканчивается Средневековье, наступает Новое время. Жизнь людей круто меняется. И во всем этом «виноваты» три изобретения. Что же это за изобретения? Для этого нам предстоит раскрыть первое архивное дело.
Ребятам раздаются задания, определяется время для подготовки, указываются источники, на которые они могут опираться.
Архивное дело № 1
3 великих изобретения, приведших к революции в жизни людей Средневековья
Революция – это латинское слово, обозначающее переворот – качественные, глубокие изменения в науке, обществе, производстве.
? |
Вопросы архивариусов:
1. Что за изобретение зашифровано на первом рисунке? Можно ли его отнести к революции? Приведите не менее трех его применений в жизни людей.
2. На втором рисунке зашифровано изобретение, которое изменило самих людей. Что это за изобретение и как оно изменило людей? (Вспомните прошлый урок)
3. Третье изобретение архивариусам (работникам архива) неизвестно. Какую версию вы можете предложить им? (Используйте учебник). Почему его можно отнести к революционным изобретениям? (Используйте не менее трех последствий его применения)
Подготовьтесь к выступлению: 1) Свое представление вы можете оформить наглядно и представить классу. 2) Можно использовать любой другой творческий подход.
Не забудьте ответить на все вопросы архивариусов.
Ответы: 1) водяное колесо; 2) компас; 3) по выбору, лишь бы было доказательство.
Примечание: в ходе урока, основываясь на вышеперечисленные изобретения, дети раскроют все последствия этих изобретений, изменения во всех сферах жизни средневекового общества.
Тема урока: «Страны Азии, Африки и Латинской Америки в средние века»
В скобках указан № группы.
Архивное дело № 2 (I)
Первая часть
809 лет назад государство, находящееся между 90°и 120° восточной долготы подверглось нападению могучего соседа с севера, и только повязки на лбу через много лет смогли освободить это государство. Изучение какого государства вам досталось? Объясните положения текста.
После раскрытия тайны этого задания возьмите вторую часть архивного дела.
Вторая часть
- Заполните схему.
Источники богатства Китая
2. Приведите в соответствие тех, кого захватывали китайцы, и тех, кто захватывал Китай
1) Их захватил Китай А) Монголы
2) Они захватили Китай Б) Корея
В) Вьетнам
3. Приготовьте творческую работу: «Великие изобретения китайцев»
Дома: §31 и ваше выступление по всем вопросам.
Архивное дело № 2 (II)
Первая часть
712 лет назад этому государству, посередине которого проходит северный тропик, нанес окончательное поражение правитель, имя которого носил один из премьер-министров нашей страны. Если бы мне пришлось нарисовать символ этой страны, то я бы изобразила слона с золотыми серьгами в ушах. Какая страна вам досталась для изучения? Объясните положения текста.
После раскрытия тайны этого задания возьмите вторую часть архивного дела.
Вторая часть
1.Выполните тест. В какой части света находится Индия?
- В Европе
- В Азии
- В Африке
- В Америке
2. Заполните Источники богатств Индии
3. Выполните в творческой форме задание: достижения индийской культуры.
Дома: § 32 и ваше выступление по всем вопросам.
Архивное дело № 2 (III)
Первая часть
Эта страна расположена на самом западном материке, на юге его северной части. Одни из его сооружений напоминают первое чудо света древности. Какая страна досталась вам для изучения? Объясните положения текста.
После раскрытия тайны этого задания возьмите вторую часть архивного дела.
Вторая часть
1. Заполните пропущенное слово. Коренных жителей Америки называли (и называют)….
2. Заполните схему.
3. Приготовьте творческую работу: «Великие изобретения майя».
Дома: §33 и ваше выступление по всем вопросам.
Архивное дело № 2 (IV)
Первая часть
Эта страна расположена на самом западном материке, и захватывает экватор и южный тропик. Имя ее правителя соответствовало названию страны. Если бы я изобразила символ этого государства, то я бы изобразила солнце. Какая страна досталась вам для изучения? Объясните положения текста.
После раскрытия тайны этого задания возьмите вторую часть архивного дела.
Вторая часть
1. Заполните схему.
2. Подготовьте задание в творческой форме: «Тяжелая жизнь инков».
Дома: §33 и ваше выступление по всем вопросам.
Архивное дело № 2 (V)
Первая часть
Вам необходимо изучить часть света, которая находится примерно между 30° северной и 30° южной широты (западной долготы). Сегодня самое южное государство этой части света является «алмазным государством». Изучение какого государства вам досталось? Объясните положения текста.
После раскрытия тайны этого задания возьмите вторую часть архивного дела.
Вторая часть
1. Заполните схему.
2. Найдите государства на карте:
- Судан
- Марокко
- Эфиопия
3. Каковы, по вашему мнению, причины того, что Африка стала легкой добычей для европейцев?
4. Как вы думаете, почему Африка так привлекает писателей? Почему К.И.Чуковский отправляет Айболита именно в Африку?
Дома: §34 и ваше выступление по всем вопросам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод "Архивные дела" на уроке истории
В рамках «архивных дел», можно провести исследовательскую работу, использовать метод проектов, даже можно использовать такую технологию, как кейс-метод. И все это в работе с ребятами среднего звена....
Использование технологии встречных усилий на уроках истории: приемы и методы.
Процесс обучения - это целенаправленное взаимодействие учителя и учащихся с целью усвоения содержания образования: знаний, умений, навыков, ценностных ориентаций, взглядов, убеждений. Этот процесс дву...
Использование метода мини-проекта на уроках истории
Из опыта работы...
Использование метода ситуационного анализа на уроках истории и обществознания как средство развития ключевых компетенций
ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КУЕЙ-ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ...
Методическая разработка. Методические рекомендации «Использование информационно-коммуникативных технологий на уроке истории как инновационного метода работы с учебным историческим материалом на примере уроков в 7 классе при изучении учебной темы «Внутре
Содержание методической разработки представляется мне особенно актуальным в связи с переходом основной школы на концентрическую структуру изучения предмета «История», так как конце...
Использование метода «веб-квест» на уроках истории.
Веб-квест - это современная технология, основанная на проектном методе обучения, предполагающая поисковую деятельность обучающихся с четкой управляющей ролью обучающе...
Районное обобщение опыта педагогической работы "Современные приёмы работы с архивными источниками на уроках истории и во внеурочной деятельности" 2020 год
Данный материал отражает приёмы работы с использованием архивных источников. В качестве последних были взяты копии документов Кольчугинского архива из фондов артели инвалидов им. Воровского за период ...