Метод "Архивные дела" на уроке истории
методическая разработка по истории на тему

В рамках «архивных дел», можно провести исследовательскую работу, использовать метод проектов, даже можно использовать такую технологию, как кейс-метод. И все это в работе с ребятами среднего звена.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod__Arhivnye_dela.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

        Как в интересной форме провести самостоятельную работу? Особенно это касается ребятишек не старших классов.

        Некоторое время назад  в одной из работ историка я встретилась с такой формой работы на уроке, как  «архивное дело». Я решила на уроках истории средних веков в шестых классах использовать данный прием. Для мотивации обозначила их под номерами: «Архивное дело № 1» и «Архивное дело № 2». Данные уроки проходили в конце изучения курса истории средних веков. Первый урок был связан с изобретениями, которые привели к окончанию эры средневековья (сейчас это программа 7-го класса, но я дала эту тему в 6-м классе), а второй -  с довольно сложной темой «Страны Азии, Африки и Латинской Америки в средние века»,

        Думаю, что темы с большим количеством фактического материала, который дети усваивают с трудом (а вообще-то совсем не усваивают), можно провести, используя этот прием.

        Представляю «Архивное дело № 1» и «Архивное дело № 2». Класс делится на группы (у меня они сформированы еще с пятых классов). Первое дело у всех групп одно, а второе – в каждой группе свое. Второе архивное дело более сложное, кроме теоретических вопросов, оно предусматривает творческие задания. Так как я серьезно обращаю внимание на творческую составляющую своих уроков, то дети уже могут «творчески подойти к делу». Они готовят спектакли с костюмами, книжки-раскладки, экскурсии, компьютерные презентации и т.п. Я не ограничиваю их фантазию, поэтому представление работ по второму архивному делу переносится на следующий урок.

        В рамках «архивных дел», можно провести исследовательскую работу, использовать метод проектов, даже можно использовать такую технологию, как кейс-метод. И все это в работе с ребятами среднего звена.

         

Тема урока: Технические открытия в Позднее средневековье

        Учитель знакомит детей с таким источником, как архивный материал, вводит понятия: архив, архивариус. Может принести документ, вещь, чтобы «обыграть» данный метод.

        Затем осуществляется переход к теме урока.

Заканчивается Средневековье, наступает Новое время. Жизнь людей круто меняется. И во всем этом «виноваты» три  изобретения. Что же это за изобретения? Для этого нам предстоит раскрыть первое архивное дело.

Ребятам раздаются задания, определяется время для подготовки, указываются источники, на которые они могут опираться.

Архивное дело № 1

3 великих изобретения, приведших к революции в жизни людей Средневековья

Революция – это латинское слово, обозначающее переворот – качественные, глубокие изменения в науке, обществе, производстве.

?

Вопросы архивариусов:

1. Что за изобретение зашифровано на первом рисунке? Можно ли его отнести к революции? Приведите не менее трех его применений в жизни людей.

2. На втором рисунке зашифровано изобретение, которое изменило самих людей. Что это за изобретение и как оно изменило людей? (Вспомните прошлый урок)

3. Третье изобретение архивариусам (работникам архива) неизвестно. Какую версию вы можете предложить им? (Используйте учебник). Почему его можно отнести к революционным изобретениям? (Используйте не менее трех последствий его применения)

Подготовьтесь к выступлению: 1) Свое представление вы можете оформить наглядно и представить классу. 2) Можно использовать любой другой творческий подход.

Не забудьте ответить на все вопросы архивариусов.

Ответы:  1) водяное колесо; 2) компас; 3) по выбору, лишь бы было доказательство.

        Примечание: в ходе урока, основываясь на вышеперечисленные изобретения, дети раскроют все последствия этих изобретений, изменения  во всех сферах жизни средневекового общества.

Тема урока:  «Страны Азии, Африки и Латинской Америки в средние века»

В скобках указан № группы.

Архивное дело № 2 (I)

Первая часть

        809 лет назад государство, находящееся между 90°и 120° восточной долготы подверглось нападению могучего соседа с севера, и только повязки на лбу через много лет смогли освободить это государство. Изучение какого государства вам досталось? Объясните положения текста.

        После раскрытия тайны этого задания  возьмите вторую часть архивного дела.

Вторая часть

  1. Заполните схему.

Источники богатства Китая

2. Приведите в соответствие тех, кого захватывали китайцы, и тех, кто захватывал Китай

1) Их захватил Китай                        А) Монголы

2) Они захватили Китай                    Б) Корея

                                                           В) Вьетнам

3. Приготовьте творческую работу: «Великие изобретения китайцев»

 Дома:  §31 и  ваше выступление по всем вопросам.

Архивное дело № 2 (II)

Первая часть

        712 лет назад этому государству, посередине которого проходит северный тропик,  нанес окончательное поражение правитель, имя которого носил один из премьер-министров нашей страны.  Если бы мне пришлось нарисовать символ этой страны, то я бы изобразила слона с золотыми серьгами в ушах. Какая страна вам досталась для изучения? Объясните положения текста.

        После раскрытия тайны этого задания  возьмите вторую часть архивного дела.

Вторая часть

1.Выполните тест. В какой части света находится Индия?

  1. В Европе
  2. В Азии
  3. В Африке
  4. В Америке

2. Заполните схему.

        Источники богатств Индии

3. Выполните в творческой форме задание: достижения индийской культуры.

 Дома: § 32 и ваше выступление по всем вопросам.

Архивное дело № 2 (III)

Первая часть

        Эта страна расположена на самом западном материке, на юге его северной части. Одни из его сооружений напоминают первое чудо света древности. Какая страна досталась вам для изучения? Объясните положения текста.

        После раскрытия тайны этого задания  возьмите вторую часть архивного дела.

Вторая часть

1. Заполните пропущенное слово. Коренных жителей Америки называли (и называют)….

2. Заполните схему.

Занятия майя

3. Приготовьте творческую работу: «Великие изобретения майя».

Дома:  §33 и  ваше выступление по всем вопросам.

Архивное дело № 2 (IV)

Первая часть

Эта страна расположена на самом западном материке, и захватывает экватор и южный тропик. Имя ее правителя соответствовало названию страны. Если бы я изобразила символ этого государства, то я бы изобразила солнце. Какая страна досталась вам для изучения? Объясните положения текста.

        После раскрытия тайны этого задания  возьмите вторую часть архивного дела.

Вторая часть

Управление государством инков

1. Заполните схему.

2. Подготовьте задание в творческой форме: «Тяжелая жизнь инков».

Дома:  §33 и  ваше выступление по всем вопросам.

Архивное дело № 2 (V)

Первая часть

        Вам необходимо изучить  часть света, которая находится  примерно между 30° северной и 30° южной широты (западной долготы). Сегодня самое южное государство  этой части света является  «алмазным государством». Изучение какого государства вам досталось? Объясните положения текста.

        После раскрытия тайны этого задания  возьмите вторую часть архивного дела.

Вторая часть

Занятия африканцев

1. Заполните схему.

2. Найдите государства на карте:

  1. Судан
  2. Марокко
  3. Эфиопия

3. Каковы, по вашему мнению, причины того, что Африка стала легкой добычей для европейцев?

4. Как вы думаете, почему  Африка так привлекает писателей? Почему К.И.Чуковский отправляет Айболита именно в Африку?

 Дома: §34 и  ваше выступление по всем вопросам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

беседа на родительском собрании "Не хочу делать уроки"

Беседа с родителямио необходимости и значимости выполнения домашних заданий в работе с детьми...

Беседа «Учимся делать уроки»

Цель: Информирование родителей о трудностях школьного обучения, о возможных последствиях неуспеваемости ребенка....

Бинарный урок истории и обществознания в 11 классе "Тоталитаризм в мировой истории и в истории СССР в 30-е годы XX века"

Бинарный урок разработан мной и коллегой Тихоновой И.А. Сочетает в себе несколько разныйх педагогических стилей - урок-лекция, исследовательский урок, но главное, содержит элементы подготовки к ЕГЭ и ...

Памятка "Садимся за уроки, или как научить ребенка самостоятельно делать уроки"

Памятка   «Садимся за уроки»1.     Садись за уроки всегда в одно и то же время.2.     Проветри комнату за 10 минут до начала занятий.3....

Обобщающий урок игра по предмету "Слесарное дело". Урок проводится в форме игрового опроса.

Урок проводится как обобщающийся по пройденному курсу "Слесарное дело"....

Интегрированный (столярное дело+слесарное дело) урок по теме "Сборка лопаты для уборки снега"

Краткий план-конспект интегрированноего урока по теме "Сборка лопаты для уборки снега" для учеников школы VIII вида....

Урок- игра по истории, 10 класс. Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»

Урок- игра по истории, 10 класс.Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»...


 

Комментарии