рабочая программа по истории в 10 классе
рабочая программа по истории (10 класс) на тему
Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам и темам курса; требования к уровню подготовки выпускников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_istorii_v_10_kl.docx | 35.25 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Михайловская СОШ
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНА
на заседании МО Директор школы____________
«__»__2010 г. Дубкова Г. А.
Протокол №__ (приказ № __ от «__»___2010 г.)
Председатель ШМО:_______
Е.Н.Ейбауэр
Рабочая программа
учебного предмета «История»
в 10 классе
на 2011 – 2012 учебный год
количество часов в неделю - 2
Составила:
учитель истории
Ейбауэр Елена Николаевна
История, 10 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне.
Программа: электронный вариант.
Учебник: Волобуев О. В. и др. Россия и мир. 10 класс. М., Дрофа, 2004. Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации.
Общая характеристика учебного предмета
Историческое образование на ступени среднего (полного) общего образования способствует формированию систематизованных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем.
Развивающий потенциал системы исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования связан с переходом от изучения фактов к их осмыслению и сравнительно-историческому анализу, а на этой основе – к развитию исторического мышления учащихся. Особое значение придается развитию навыков поиска информации, работы с ее различными типами, объяснения и оценивания исторических фактов и явлений, определению учащимися собственного отношения к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории.
Место предмета в учебном плане МБОУ Михайловской СОШ.
Учебным планом МБОУ Михайловской СОШ на изучение истории в 10 классе выделено 2 учебных часа в неделю, 72 учебных часа в год.
Цели:
- Формировать целостные представления об истории человеческого общества, месте в ней истории России, населяющих ее народов;
- Развивать умения анализировать и оценивать события прошлого и настоящего, определять свое отношение к ним;
- Способствовать социализации молодого человека, осознанию им своей принадлежности к определенной государственной, культурной, этнонациональной общности, пониманию многообразия современного мира и необходимости диалога между представителями разных культур;
- Создавать предпосылки для дальнейшего образования выпускников средней школы в учебных заведениях гуманитарного профиля и самообразования.
Задача:
Объектом изучения являются основные вехи цивилизационного развития России и мира. Материал по истории России представляется в контексте всемирной истории. Это позволяет глубже проследить исторический путь страны в его своеобразии и принадлежности к мировому развитию.
Тематическое планирование
№ п\п | Название разделов и тем | Всего часов по тематическому планированию | Контрольные работы |
1. | Цивилизации Древнего мира и раннего Средневековья. | 6 | |
2. | Древняя Русь. | 9 | |
3. | Западная Европа в XI – XV вв. | 4 | |
4. | Российское государство в XIV – XVII вв. | 9 | 1 |
5. | Запад в Новое время. | 8 | |
6. | Российская империя в XVIII веке. | 5 | |
7. | Запад в XIX в.: становление индустриальной цивилизации. | 8 | 1 |
8. | Россия на пути модернизации. | 9 | |
9. | Культура в XIX веке. | 6 | |
10. | Уроки повторения и обобщения. | 6 | 1 |
11. | Резерв времени. | 2 | |
Итого: | 72 | 3 |
Календарно - тематическое планирование, 10 класс.
№ п/п | Название разделов и тем уроков | Всего часов | Содержание материала (основные вопросы и понятия) | Проверка сформированности умений | Дата | Примечание |
Тема 1. Цивилизации Древнего мира и раннего Средневековья. | 6 | |||||
1. | Вводный урок. Древний Восток и античный мир. | 1 | Присваивающее и производящее хозяйство, неолитическая революция, цивилизация, ирригационное земледелие, монархия, деспотия, античная цивилизация, эллинизм. | |||
2. | Рождение европейской средневековой цивилизации. | 1 | Гибель Римского государства. Европейская средневековая цивилизация. Великое переселение народов. Романизация, христианство. | |||
3. | Страны Западной Европы в раннее Средневековье. | 1 | Варварские королевства. Феодальная раздробленность и имперское единство. Церковь и государственная власть. Социальная структура западноевропейского средневекового общества. Сословия. Социальная иерархия. | |||
4. | Византийская империя и восточнохристианский мир. | 1 | Власть светская и духовная. Католический и православный мир. Монастыри. Картина мира средневекового европейца. | |||
5. | Исламский мир. | 1 | Возникновение и распространение ислама. Арабские завоевания. Образование халифата. Арабы и христианская Европа. Крестовые походы. | |||
6. | Урок обобщения по теме «Цивилизации древнего мира и раннего Средневековья». | 1 | Цивилизация как ступень развития общества. Характерные черты цивилизационных общностей Древнего мира и раннего Средневековья. | |||
Тема 2. Древняя Русь. | 9 | |||||
7. | Народы Восточной Европы. | 1 | Особенности становления цивилизации в Восточной Европе. Взаимодействие славян и степных кочевников. Особенности первых государств. | |||
8. | Восточные славяне в древности. | 1 | Основные занятия славян, религиозные представления, верования восточных славян. Общественный строй. | |||
9. | Возникновение Древнерусского государства. Крещение Руси. | 1 | Происхождение государственности на Руси. Древняя Русь и Византия. Распространение христианства на Руси. | |||
10. | Государство и общество. | 1 | Организация управления государством. Община и вотчина в Древней Руси. Социальная структура общества. «Русская правда. | |||
11. | Церковь и культура. | 1 | Развитие городов. Ремесло и торговля. Древнерусская культура. | |||
12. | Раздробленность Руси. | 1 | Политическая раздробленность, причины. Развитие отдельных земель Руси: Владимиро - Суздальское княжество. Новгородская республика. Политический строй. Общественная жизнь, культура. | |||
13, 14. | Русь между Востоком и Западом. | 2 | Держава Чингисхана и монгольские завоевания. Батыево нашествие на Русь. Русь и монголы после образования Золотой Орды. | |||
15. | Урок обобщения по теме «Древняя Русь». | 1 | Особенности становления государства у восточных славян. Периоды политического развития Древней Руси. | |||
Тема 3. Западная Европа в XI – XV вв. | 4 | |||||
16. | Экономическое и политическое развитие. | 1 | Отделение ремесла от сельского хозяйства. Причины укрепления городов. Создание централизованных государств. Индульгенция. | |||
17. | Взаимодействие средневековых цивилизаций. | 1 | Взаимоотношения православного, католического, мусульманского миров, причины изменения. Крестовые походы. Гибель Византийской империи. | |||
18. | Культура средневекового Запада. |
1 | «Городская» культура, «рыцарская» культура, «крестьянская» культура. Идеология гуманизма. | |||
19. | Урок обобщения по теме «Западная Европа в XI – XV вв.» |
1 | Византия – наследница античного мира и часть христианской цивилизации. Города – главные центры средневекового Запада. | |||
Тема 4. Российское государство в XIV – XVII вв. | 9 | |||||
20, 21. | Москва во главе объединения русских земель. | 2 | Русь: от раздробленности к объединению. Великое княжество Литовское и Польша. Формирование территории единого государства. Борьба за независимость, Дмитрий Донской. | |||
22. | Россия: третье православное царство. | 1 | Централизация власти. Светская власть и церковь. «Москва – третий Рим». | |||
23, 24. | Кризис государства и общества. Смутное время. | 2 | Кризис конца XVI – начала XVII в. Смута (причины, сущность, последствия). Опричнина, гражданская война, интервенция. | |||
25. | Становление самодержавия Романовых. | 1 | Экономическое развитие. Особенности развития мануфактурного производства. Становление российского абсолютизма. Социальная структура. Государство и церковь. Раскол. Ереси. | |||
26. | Начало формирования многонационального государства. | 1 | Расширение территории, народы в составе Российской империи. Внешняя политика России. | |||
27. | Русская культура XIV –XVII вв. | 1 | Культура: обмирщение, сословный характер, светское искусство. | |||
28. | Урок обобщения по теме «Российское государство в XIV – XVII вв.». |
1 | Эволюция политического строя. Расширение территории. Церковь и государство. | Тест «Русские земли в XIV – XVII вв.» | Тематические тренировочные задания. ЕГЭ. | |
Тема 5. Запад в Новое время. | 8 | |||||
29, 30. | Европа в начале Нового времени. | 2 | Великие географические открытия и их последствия, колониальные завоевания. Реформация и Контрреформация в Европе. Начало процессов модернизации. | |||
31. | Государство и общество стран Западной Европы в XVII веке. | 1 | Абсолютизм, его социальные и политические функции. Английская революция XVII в. | |||
32. | Эпоха Просвещения. | 1 | Революция в естествознании, идеи эпохи Просвещения. | |||
33, 34. | Революции XVIII столетия. |
2 | Революции XVIII века. Конституция, три ветви власти, федерализм, жирондисты. Якобинцы. | |||
35. | Тенденции развития европейской культуры XVI – XVIII вв. |
1 | Эпоха Возрождения. Искусство эпохи абсолютизма. | |||
36. | Урок обобщения по теме «Запад в новое время». | 1 | Черты развития западноевропейской цивилизации, революции. Роль религиозного фактора. | |||
Тема 6. Российская империя в XVIII веке. | 5 | |||||
37. | Власть и общество. | 1 | Необходимость преобразований. Внешняя политика и военные реформы. Российский вариант «просвещенного абсолютизма». | |||
38. | Социально-экономическое развитие страны. | 1 | Экономическое развитие, аграрное производство, крепостничество. Особенности развития мануфактурного и мелкотоварного производства. Сословная структура российского общества. | |||
39. | Расширение территории государства | 1 | Расширение территории российского государства. Народы в составе Российской империи. | |||
40. | Образование, наука, культура. | 1 | Культура России XVIII века. Расширение культурных связей с Европой. | |||
41. | Урок обобщения по теме «российская империя в XVIII веке». | 1 | Тенденции развития России в XVIII веке. | |||
Тема 7. Запад в XIX веке. Становление индустриальной цивилизации. | 8 | |||||
42. | Эпоха наполеоновских войн. | 1 | Отечественная война 1812 г. Крах наполеоновской империи. | |||
43. | Промышленный переворот и становление индустриальной цивилизации. | 1 | Промышленный переворот XIX в., его экономические и социальные последствия. | |||
44, 45. | Революции и реформы. | 2 | Реформы и революции в Европе XIX в. | |||
46. | Идейные течения и политические партии. | 1 | Становление гражданского общества. Консерваторы и либералы. Распространение социалистических учений. | |||
47. | Колониальные империи. | 1 | Завершение колониального раздела мира. Деколонизация. | |||
48. | Особенности развития стран Запада во второй половине XIX века. | 1 | Возникновение национальных государств. Политическое развитие стран западного мира. | |||
49. | Урок обобщения по теме «Запад в XIX веке. Становление индустриальной цивилизации» |
1 | Формирование индустриальной цивилизации Запада: факторы, черты. Идеологические и политические течения. | Тест «Российская империя в XIX в.». | Тематические тренировочные задания. | |
Тема 8. Россия на пути модернизации. | 9 | |||||
50. | Российское государство в первой половине XIX века. | 1 | Модернизация. Попытки проведения реформ в начале века. | |||
51. | Общественная жизнь в первой половине XIX веке. |
1 | Выступление декабристов. Взгляды на путь развития страны: славянофилы и западники, сторонники общинного социализма. | |||
52,53. | Реформы 1860 – 1870-х гг. | 2 | Реформы 60 – 70-х гг., их экономические и социальные последствия. | |||
54. | Развитие сельского хозяйства и промышленности в пореформенный период. | 1 | Экономическая политика государства в пореформенный период. | |||
55. | Общественное движение в России во второй половине XIX века. | 1 | Русский либерализм, народничество. Возникновение рабочего движения. Консерваторы. | |||
56, 57. | Россия – многонациональная империя. | 2 | Расширение территории, пути создания империи. Народы Российской империи в XIX веке. | |||
58. | Урок обобщения по теме «Россия на пути модернизации». | 1 | Предпосылки модернизации, реформы XIX века: цели, направленность. Результаты. Россия – многонациональная империя. | |||
Тема 9. Культура XIX века. | 6 | |||||
59. | Научно-технический прогресс и общество. |
1 | Физическая и эволюционная картины мира, научно - технический прогресс, образование, средства массовой информации. | |||
60,61. | Мировая художественная культура. | 2 | Мировой литературный процесс. Основные направления художественной культуры. | |||
62 - 64. | Культура России в XIX веке. | 3 | Российская культура XIX века. Обращение к национальным истокам. Общественное служение литературы и искусства. | |||
Тема 10. Повторение и обобщение. | 6 | |||||
65. | Повторение и обобщение тем «Культура 19 века», «Россия на пути модернизации». | 1 | ||||
66 | Повторение тем «Запад в 19 веке. Становление индустриальной цивилизации», «Запад в Новое время». | 1 | ||||
67 | Повторение темы «Российская империя в 18 веке» | 1 | ||||
68 | Повторение темы «Российское государство в 14 – 17 веках» | 1 | ||||
69 | Повторение темы «Древняя Русь» | 1 | ||||
70 | Итоговый контроль. | Итоговый тест. | Материалы ЕГЭ. | |||
71-72 | Резерв времени. | 2 | Проведение административных контрольных работ. |
Учебно – методическая литература:
- Волобуев О. В. и др. Россия и мир. 10 класс. М., Дрофа, 2004.
- История России. XX век: 9 – 11 классы. Школьный словарь – справочник./ Барабанов В. В., Николаев А. Б., Рожков Б. Г. М., ООО «Издательство АСТ»: «Издательство Астрель», 2002.
- Козленко С. И., Бондарь С. В., Фадеева Д. А. История России и всеобщая история. Тематическое поурочное планирование. 5 – 11 классы. М., ООО Издательский дом «Новый учебник» , 2004.
- Игнатов А. В. Методическое пособие к учебнику О. В. Волобуева и др. «Россия и мир». 10 класс. М., ООО «Издательский дом «Новый учебник», 2005.
Список используемых наглядных пособий
Карты:
- Древнейшие государства мира.
- Римская республика III – I вв. до н. э.
- Древний Восток. Индия, Китай.
- Древняя Греция (до середины V в. до н. э.).
- Завоевания А. Македонского в IV в. до н. э.
- Рост Римского государства в III в. до н. э. – II в. н. э.
- Арабы в VII – XI вв.
- Франкское государство в V – середине IX в.
- Европа в VIII – начале XI в.
- Европа и Ближний Восток во время крестовых походов.
- Западная Европа в XI – начале XIII в. Крестовые походы.
- Европа в XVI в.
- Византийская империя и славяне в VI – IX вв.
- Европа в XIV – XV вв.
- Европа в XVI – первой половине XVII в.
- Европа в начале Нового времени.
- Европа с 1799 по 1815 г.
- Война за независимость и образование США (1775 – 1783).
- Гражданская война в США (1861 – 1865).
- Важнейшие географические открытия и колониальные захваты в середине XVII – XVIII в.
- Борьба народов нашей страны с иноземными захватчиками в XIII в.
- Российская империя во второй половине XVIII в.
- Россия с конца XVII в. до 60-х годов XVIII в. (европейская часть).
- Крестьянская война в России в начале XVII в. Борьба с интервенцией польских и шведских феодалов.
- Феодальная раздробленность Руси XII – первой трети XIII в.
- Русские княжества в XII – начале XIII в.
- Образование русского централизованного государства.
- Российская империя в XVIII в. (европейская часть).
- Территориальный рост Российской империи с 1700 по 1914 г.
- Отечественная война 1812 г.
- Российская империя в начале XIX в. по 1861 г. Европейская часть.
- Российская империя в XVIII в.
- Российское государство в XVI в.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг..
Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг.....
Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной
Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...
Рабочая программа по истории 7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной
Рабочая программа по истории 7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной...
Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам: История России - 2. Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с.: ил., карт., Всеобщая история - А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л.
Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам:История России - Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с...