Дальтон-технология на уроках истории
методическая разработка по истории по теме

Название эта технология получила от места, где была создана. Это – Дальтон, город в США. Автором ее является Хален Паркер. Другое название этой технологии - Лабораторный план.  Некоторые к данной технологии относят метод проектов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Dalton__tehnologiya__na__urokah__istorii.doc135 КБ

Предварительный просмотр:

 

Работа на уроках с использованием технологии

 Дальтон-плана

Название эта технология получила от места, где была создана. Это – Дальтон, город в США. Автором ее является Хален Паркер. Другое название этой технологии - Лабораторный план.  Некоторые к данной технологии относят метод проектов.

        Изучив работы И.Ф.Свадковского («Метод проектов в системе Дальтон-плана»), Е.Владимировой («Дальтон-технология. Из опыта работы учителя»), высказывания детей, работавших в режиме Дальтон-плана, и их учителей, я выявила особенности его применения.

        Сущность Дальтон-плана в следующем: берется или период времени, или большая  тема (глава, раздел), которая изучается самостоятельно учащимися на основе творческих заданий (проектов), которые даются учителем, но обязательно с  использованием интересов учащихся. Задания эти должны быть составлены таким образом, чтобы полностью использовать творчество детей, развить их различные способности, и в то же время включать теоретический материал.

         В нашей стране этот метод работы применялся в 1918-1935 гг., когда комиссаром просвещения был Анатолий Васильевич Луначарский. Назывался он бригадно-лабораторным и применялся не только в школах, но и в университетах.  Команды «лаборантов» во главе с «научным бригадиром» сутками напролет работали по творческим заданиям (преимущественно коллективным), рассчитанным на впечатляющие сроки – от двух недель до месяца. Проекты строились предельно тщательно. В них обстоятельно прописывалась прикладная и базовая учебная литература, заранее указывались контрольные вопросы (для всей бригады), предъявлялись образцы задач и упражнений.

        Работа в команде предполагала изначальное планирование общих коллективных дел (экскурсии, лабораторные занятия, техническое моделирование, научные экспедиции), их реализацию и подведение итогов. Приветствовалась товарищеская взаимопомощь в постижении особо трудных теоретических вопросов, процветала работа в разновозрастных группах, отрядах по интересам и, очевидно, творческая конкуренция между ними. Для отчета о проделанной работе использовались «рабочие групповые дневники», «круговые тетради» и «книжки» - дальние прообразы современных портфолио и резюме достижений. В них фиксировались коллективные и персональные успехи школьников. Обобщение полученных знаний проводилось в форме отчетных конференций, художественных и технических выставок, спортивных зрелищ, игр, театрализованных действий.

        Что же послужило поводом и причиной такой «революции» в советской школе?         

        Школа не могла остаться в стороне от революции, которая взрывала старый «мир насилия», от этой очистительной работы. Ее тоже избавляли от пережитков проклятого прошлого. И так совпало, что вскоре после октябрьского восстания 1917 года по стране прокатилась черная волна гимназических самоубийств. Можно предположить, что массовые похороны подростков,  отказывавших в своих предсмертных записках  школе в праве судить, оценивать  публично их поступки, убеждения и заблуждения в присутствии особо значимых для них людей, все это также вызвало у Луначарского стремление к изменениям «тяжкого наследия капитализма». К такому наследию относились и школьные оценки, и аттестат, служба школьных инспекторов. «Наш лозунг -  минимум полицейского насилия, минимум давления на массы», писал Луначарский в одной из статей.  Вместе с Луначарским школу расчищали от уродливых порядков и закостеневших принципов Н.Крупская, М.Покровский, С.Шацкий и другие. Это была по существу попытка слома командно-административной школьной машины.

        После смерти Луначарского все «стало на круги своя», и школа приобрела те черты, которые и сегодня практически определяют жизнь российской школы. Бригадный метод был похоронен сталинским тоталитаризмом.

 

        Этапы работы по Дальтон-технологии

  1. Разбить весь учебный материал на части. Это могут быть главы, разделы.
  2. Выбрать тему, которая будет изучена с помощью Дальтон – технологии,  или объединить  темы и создать цикл уроков с применением Дальтон-технологии.
  3. Цикл может включать в себя такие уроки:
  1. Классный урок. По Дальтон-технологии классный урок имеет своей целью усвоение теории, отработку умений и навыков, их закрепление. Это могут быть лекции, контрольные уроки, уроки коллективной рефлексии, то есть формы, являющиеся составной частью классно-урочной системы. Это могут быть несколько уроков.
  2. Промежуточный этап. На промежуточном этапе между классными и коллективными (это вторая форма реализации Дальтон-технологии) уроками организуются консультации, на которых учитель формулирует разноуровневые и общие задания и распределяет их согласно желаниям учащихся. Задания составляют содержательную сторону Дальтон-технологии. Они должны носить творческий характер. В каждом задании вычленяется проблема, а сами задания формулируются на уровневой основе. Могут быть задания исследовательского характера, с постановкой эксперимента, разработкой проекта и т.д. Задания могут ограничиваться учебной программой или выходить за ее рамки. Выполнение заданий не только проверяется учителем индивидуально у каждого учащегося, но и дается проверочная работа для всех, именно она и оценивается. За каждое задание отметка не ставится, а только отмечается его выполнение и дается устная оценка учителем. К самим заданиям предъявляются следующие требования: они носят уровневый характер;  охватывают достаточный объем учебного материала;  четко формулируется цель задания, а значит, и его результат;
    они должны быть интересны и понятно сформулированы;  рассчитаны на возможность ученика самостоятельно справиться с ними;  в них предполагаются различные формы работы, возможности для сотрудничества с другими; предусматривается возможность для учета, самоконтроля и контроля;
     ученик должен знать, когда и к кому он может обратиться за помощью; задания предусматривают достижение как качественных, так и количественных показателей. Именно через выполнение системы заданий осуществляется, прежде всего, индивидуальное развитие ученика.
  3. Коллективный урок. Следующая форма реализации Дальтон-плана это коллективный урок. Здесь решаются проблемы, которые возникли в результате практической деятельности. Учитель на коллективном уроке -  организатор и участник обсуждения, а ученик - участник и субъект организационной деятельности. Результатом этой работы стал выход на последующую деятельность: написание текста выступления. Табу коллективного урока: нельзя на таких уроках читать лекции, уходить при обсуждении от заявленной темы, делать подтверждающие выводы, носящие законченный характер, давать оценку выступлениям. Коллективный урок не является обязательным для всех учащихся, так как не у всех из них возникают какие-либо проблемы.  
  4. Лабораторный урок. Его признаки: наличие места, где сосредоточена литература, пособия, справочники Учитель здесь имеет большую возможность наблюдать за деятельностью детей. Формы учебно-познавательной деятельности на лабораторном занятии разнообразны и взаимозаменяемы: при необходимости группа может расходиться и получать индивидуальные консультации, обмениваться информацией с другими группами и т. д.        Длительный промежуток времени, в течение которого лаборатория работает, чтобы ученик мог погрузиться в выполнение своего задания; присутствие одного или нескольких консультантов (на данном занятии ими являлись студенты-филологи, выпускники класса гуманитарного профиля, занимавшиеся в прошлом учебном году по Дальтон-технологии). Во время занятия ученик работает индивидуально (в своем темпе, в паре или группе, может быть репетитором для других, консультироваться с учителем, сдавать зачеты); учитель консультирует учащихся, беседует с ними по выполненным за Табу лабораторного занятия: нельзя организовывать общее обсуждение проблем, вмешиваться в индивидуальную и групповую работы без необходимости. Учитель здесь имеет большую возможность наблюдать за деятельностью детей. Формы учебно-познавательной деятельности на лабораторном занятии разнообразны и взаимозаменяемы: при необходимости группа может расходиться и получать индивидуальные консультации, обмениваться информацией с другими группами и т. д.
  5. Второй промежуточный этап. Домашняя работа. Создание окончательного варианта выступления. Затем учащиеся выступают с подготовленными речами на уроках в данном классе. Задание для аудитории записи по ходу выступлений товарищей. Они будут использованы на уроке-конференции при анализе и обсуждении подготовленных речей.
  6. Конференция. Заключительная форма реализации Дальтон-плана. Ее отличительная черта состоит в обсуждении теоретического вопроса, желательно интегративного характера. Особое значение уделяется человеческим проблемам, ценностям и т.д. Иначе говоря, рассматриваемая тема идеально сочетается с формами реализации Дальтон-плана. Для данного урока рекомендуются выступления в форме докладов, а не сообщений, т. е. с собственной точки зрения.

В такой примерно классификации форм осуществляются учебные занятия.

Задания творческого характера на уроках

с использованием Дальтон-плана

        Использование опорных схем, логических цепочек в процессе контроля усвоенного учебного материала, сочинений, практических занятий, игровых форм, составление путеводителей, кроссвордов все это можно применить при составлении творческих заданий.

.
Практические занятия

 
Давно замечено, что рукотворчество активизирует и развивает мысленную деятельность детей, а также способствует более быстрому и твердому запоминанию. Работа на практических занятиях включает: лепку неолитической керамики; изготовление жилища первобытного человека; выполнение рисунков в технике первобытных художников; изготовление настенных панно (например, «Гончарная слобода Москвы»); изготовление предметов народных промыслов и изделий  ремесленников (изразцов, сосудов, глиняных игрушек, вышивок, росписи).

        По итогам занятий обязательно организуется выставка работ, экскурсии для школьников, родителей, которые готовят и проводят сами учащиеся - авторы работ.

 

 Съемки рисованного, звукового фильма и его премьера. Класс делится на несколько съемочных групп, в каждой выбираются режиссер, сценарист, монтажер, художники, звукорежиссер. Группе определяется тема и кратко обрисовывается, что должно найти отражение в фильме или серии. После премьеры обсуждение: что понравилось, что не понравилось, на что следует обратить внимание в дальнейшем. Режиссер оценивает участие каждого члена съемочной группы. Примерная тематика фильмов: «Страна сказочных богатств» (о древней Индии); «Лики древнего Китая»; «Пять незабываемых дней» (о первых Олимпийских играх); «Доколумбовые цивилизации Америки».

 Составление путеводителей и экскурсионных туров: 
         по Древнему Египту, античному Риму, Древним  Афинам, в  средневековый город,  «Путешествие печатной книги».
В путеводителе указывается название памятника, его местонахождение, дата создания, автор, дается краткая историческая справка.

 Составление летописей исторических событий, достижений науки, культуры. Здесь важно и содержание, и оформление (форма, вислая печать, ветхость, сталь изложения).
Выдача свидетельств о рождении:
Римской империи, Российскому централизованному государству, Французскому абсолютизму. 
Составление визитных карточек исторических деятелей.
Исторические сочинения.

Спектакли

Гостиные

Применение технологии Дальтон-плана в форме лабораторно-бригадного метода при изучении темы «Древний Египет» в 5 классе

(Всего по программе – 8 уроков)

1 этап. Предварительный. 1 урок.

Оборудование: картины, компьютер с диском «Чудеса света», словари, хрестоматии по истории древнего мира, дополнительная литература к заданиям (как сделать макет и др.), карта «Древний Египет», карта мира или глобус.

  1. Мотивация к теме. Обзорная лекция учителя «Лики Древнего Египта» с применением картин по истории Египта, имеющихся в кабинете истории, слайдов «Чудеса света», раздел «Древний Египет». Цель лекции – сформировать интерес к изучению данного материала, что особенно важно, так как  при самостоятельной работе, на которой основана применяющаяся технология, мотивации данной формы нет.
  2. Знакомство детей с формой изучения данной темы. Раздача творческих (главных) заданий для бригад (пар учащихся). Работа по парам выбрана потому что в группе сформировать личные умения и навыки практически невозможно, а в паре – есть дополнительный помощник, и в то же время формируются навыки работы в коллективе, пусть и даже маленьком. Кроме того, в этом возрасте  удобнее делать творческие задания вместе.

Главные задания будут выполняться в классе после того, как будут сданы 10 зачетов (решены задания на 10 карточках) или дома в удобное для них время.

  1. Знакомство детей с карточками, решение заданий на которых и будет оцениваться в форме зачета и оценки в журнале. Карточки подготовлены так, чтобы не упустить:
  1. знаниевый компонент по всем темам истории Древнего Египта;
  2. формирование и закрепление заявленных в эксперименте навыков и умений;
  3. личностно-ориентированный подход к возможностям детей;
  4. возможности помощи друг другу и со стороны учителя.

Детям предложены следующие творческие задания:

  1. Изготовить  настенное панно «Боги Древнего Египта».
  2. Изготовить  рисованный звуковой фильм  «Лики Древнего Египта». 
  3.  Составить «Экскурсионный маршрут по Египту».
  4. Написать историческое сочинение «Исповедь египетского раба».
  5.  Сделать книжку-малышку с иллюстрациями к мифу об Осирисе.
  6.  Одеть египтян (мужчину и женщину).
  7.  Провести исследовательскую работу с целью: узнать, используются ли древнеегипетские слова в нашем современном языке, и сделать отчет о проделанной работе.
  8. Используя различные исторические источники, провести исследовательскую работу с целью: выяснить, какое оружие применяли египтяне в войнах, и сделать отчет по своему исследованию.
  9.  Сделать глоссарий новых слов, связанных с историей Египта.
  10.  Исследовать, какая литература о Древнем Египте есть в нашей библиотеке, и сделать отчет о проделанной работе по плану.
  11. Изготовить  макет дома простого египтянина.
  12. Изготовить  макет усадьбы египетского вельможи.

В карточках даны первоначальные рекомендации. Задания выглядят следующим образом:

Группа 11

Ваша главная работа -  изготовить  макет дома простого египтянина. Вы будете его изготавливать после того, как сдадите зачеты, то есть решите задания на 10 карточках, которые вы получите у учителя. Также вы можете макет  изготавливать  дома.  Как вы его сделаете, это зависит от вашей творческой фантазии и знания учебного материала о постройках домов в древнем Египте.

Группа 10

Ваша главная работа -  исследовать, какая литература о Древнем Египте есть в нашей библиотеке, и сделать отчет о проделанной работе.  Вы будете делать эту работу после того, как сдадите зачеты, то есть решите задания на 10 карточках, которые вы получите у учителя. Также вы можете работу делать дома. Отчет делается по такому плану:

  1. Автор произведения;
  2. Название произведения;
  3. Название издательства и год издания;
  4. Краткая аннотация книги.

Дополнительную консультацию учитель дает на специальных уроках.

Приготовлены карточки с различными заданиями для сдачи зачетов. Их более 40. Они разного уровня сложности, охватывают все  программные темы истории Древнего Египта и формируют различные компетенции.

        Выглядят задания следующим образом:

  1. Выполните задания на контурной карте.
  2. Прочтите документ «Хвалебные песни египтян Нилу и солнцу»

Слава тебе, Нил, приходящий,

Чтобы оживить Египет!

Орошающий землю,

Владыка рыб и птиц, творец зерна и травы для скота.

Если он медлит, жизнь замирает

И люди гибнут.

Когда же он приходит, земля

Ликует и все живое в радости.

Еда появляется после его разлива.

Все живут благодаря ему

И богатства обретают по его воле.

Объясните своими словами, за что славили египтяне Нил.

  1. Посмотрите на рисунки на стр.34 и кратко объясните, используя текст, почему правитель Египта носил 2 короны.
  2. Отметьте на ленте времени, когда образовалось единое государство в Египте.

  1. Выполните задания на контурной карте.
  2. Прочтите документ «Хвалебные песни египтян Нилу и солнцу»

…Когда ты заходишь на западе –

Земля погружается во тьму,

Подобную смерти.

Во мраке выходят из своих логовищ

Хищники и выползают ядовитые

Гады. Когда ты восходишь на востоке –

Вся земля торжествует.

От лучей твоих оживают растения

И поют тебе хвалу. Сияние твое

Проникает в глубину вод, и на

Поверхности реки плещутся рыбы.

Люди просыпаются и поднимают

Руки к тебе.

Объясните своими словами, за что египтяне славили солнце.

  1. Выпишите из текста все новые слова. Дайте их определения. Например, Нил – река в Египте.
  2. За сколько приблизительно лет до н.э. в Египте образовалось единое государство?

  1. Выполните задания на контурной карте.
  2. Рассмотрите рисунки в учебнике и на доске. Чем занимались древние египтяне? Запишите в схеме.

Занятия

  1. Озаглавьте первый абзац первого пункта параграфа 6.

1.Если составить схему и расположить в ней жителей Египта, то кого бы вы расположили внизу?

фараон

Вельможи, писцы, воины

?                         ?

2. Почему сверху казалось, что земля Египта похожа на шахматную доску?

3. Рассмотрите шадуф на рисунке (стр.37). Как вы думаете, для чего их строили?

4. Выберите то, чего не могло быть в доме простого египтянина.

Мука, деревянная мебель, финики, рубашка, шерстяной ковер, циновка, амулеты.

5.Заполните схему «Ремесленники в Древнем Египте»

Прочитайте документ «Приключения Синухета» на стр. 43-44 и ответьте на вопросы:

  1. Откуда историки узнали о приключениях Синухета?
  2. Как называется такой источник (вспомни первый урок)?
  3. Что вы можете узнать о жизни вельмож на основе этого источника?

  1. Постройте в боевой порядок египетское войско. Можете это сделать с помощью схемы или рисунка.
  2. Найдите на карте страны, куда с походами ходили египетские фараоны. Напишите, в каком направлении от Египта находилась каждая страна. Пользуйтесь для ответа картой в атласе, на доске или, в крайнем случае, в учебнике.

10А

Просмотрите параграф 10 и письменно ответьте на вопрос:  Какие явления жизни египтян нашли отражение в религии? Почему именно эти явления?

10Б

Составьте устный рассказ о египетских храмах по плану:

  1. Для чего они сооружались;
  2. Внешний вид их;
  3. Служители храмов;
  4. Внутренний вид храмов;
  5. Богатства храмов:
  6. Могущество жрецов.

Расскажите в группе друг другу. Оцените  рассказ товарища.  Используйте рисунки в учебнике (на многих страницах) и картины в классе.

11А

Составьте рассказ  «Первое чудо света» по  картине «Древнеегипетские пирамиды»

11Б

Что вы знаете о мумиях в Египте?

11В

  1. Если вы окажитесь в музее, то по каким признакам вы различите египетские экспонаты?
  2. Какая египетская царица считалась эталоном женской красоты?

Найдите информацию о ней и ее изображения.

 12А

  1. Сравните  по всем параметрам египетскую школу с нашей, современной школой.

Остальные карточки сделаны на разрезанных на 6 частей альбомных листах, куда вклеены различные иллюстрации с заданиями к ним.  Кроме того есть задания по работе с лентой времени, с картой, историческими источниками. Они включают задания различной сложности и формируют различные навыки и умения.

        Цифры в номерах заданий обозначают, к какой теме  (параграфу) относятся задания, а  буква - какое по счету задание в этой теме.

На первом уроке второго этапа раздаем карточки к 6 параграфу. Первое задание, касающееся работы с контурной картой, учащиеся делают с помощью учителя, т.к. это новое задание для детей.

II этап. Основная работа.

 2-4 уроки. Бригадно-лабораторная работа. Сдача зачетов по карточкам.

5-6 Подготовка творческих заданий. Консультации педагога.

                  III этап. Заключительный.

7 урок. Урок творчества. Презентация творческих заданий (Приложение № 1). Приглашение на урок классных руководителей, родителей. Провести как праздник. Если не хватит времени, продумать продолжение урока.

8урок. Диагностика учебных умений и навыков, сформированных в ходе уроков с использованием технологии Дальтон-плана. Контрольная работа (Приложение № 2)

Приложения

        Приложение № 1

Урок: «Страна Большого Хапи»

Урок творчества

(Повторительно-обобщающий урок по истории Древнего Египта)

Цели урока:

  1. представление детьми творческих заданий по истории Древнего Египта;
  2. обобщение знаний по изученной теме;
  3. контроль знаний по теме: Древний Египет.

Ход урока

        Учитель: Мы изучили страну, которую называют страной Большого Хапи. Кто из вас нашел ответ на вопрос, почему так называют Древний Египет? Давайте познакомимся с информацией, дающей ответ на этот вопрос (Презентация).

        Учитель: Древний Египет! Это самая древняя и удивительная цивилизация, загадки которой не отгадали ученые и по сей день, и история ни одной страны не вызывает столько вопросов и такого удивления как история Древнего Египта.

        Царь хочет для себя и на могилах

        Построить памятник – да сгинет раб!

        И раб копает  землю, тешет камень,

        Кирпич для стройки делает из глины,

        Возводит стены, статуи большие,

        Сам на себе, запрягшись, возит, строит

        И создает великое навеки,

        Прекрасное творит неповторимо –

        Резьбу, картины, статуи, узоры.

        И каждая колонна и рисунок,

        Резьба и статуя и даже камень

        Незримыми устами произносят:

        «Меня творил египетский народ».

        

        Учитель: давайте посмотрим «Лики Древнего Египта», которые вызывают восхищение у всех людей планеты (Презентация исторических памятников Египта).

        Учитель: Этот удивительный мир путешествий! Многие взрослые и дети любят путешествовать, да и вы, наверное, тоже. Экскурсионный маршрут с просмотром самой необыкновенной тайны Древнего Египта нам подготовили     -------------- (Презентация «Экскурсия в край египетских пирамид»).

        

Учитель:

        …И, мир пугая каменным величьем,

        Среди сухих известняковых руд

        Стоит, побелена пометом птичьим,

        Его гробница – безымянный труд.

        А путник, ищущий воды и тени,

        Лицо от солнца шлемом заслоняя,

        Пред ней, в песке сыпучем по колени,

        Осадит вдруг поджарого коня

        И скажет: «Царь! Забыты в сонме прочих

        Твои дела и помыслы твои,

        Но вечен труд твоих безвестных зодчих,

        Трудолюбивых, словно муравьи».

         

        Учитель: Следующую презентацию нам приготовили -------------

(Презентация «Храмовая архитектура Древнего Египта»)

        Учитель: Во II т. л. до н.э. существовали тексты, которые были записаны на папирусах и сопровождали египтянина в его путешествии. Уж туда-то мы с вами, точно, не пожелаем путешествовать. О каком путешествии идет речь? Читаю вам отрывок из этого текста.

        

        Я не чинил зла людям

        Я не нанес ущерба скоту…

        Я не кощунствовал.

        Я не поднимал руку на слабого.

        Я не делал мерзкого перед богами.

        Я не угнетал раба перед лицом его господина.

        Я не был причиной недуга.

        Я не был причиной слез.

        Я не убивал.

        Я не приказывал убивать.

        Я никому не приносил страданий.

        Я не истощал припасы в храмах…

        Я не совершал прелюбодеяния.

        Я не сквернословил.

        Я не прибавлял к мере веса и не убавлял от нее…

        Я не плутовал с весами.

        Я не отнимал молоко от уст детей…

        Я не останавливал воду в пору ее.

        Я не преграждал путь бегущей воде.

        Я не гасил жертвенного огня в час его.

        Я не пропускал дней мясных жертвоприношений.

        Я чист. Я чист. Я чист.

        

        Ученики отвечают, что этот текст сопровождал умершего человека в его путешествии по загробному миру.

        Учитель. Это отрывок из древнеегипетской книги, которая так и называлась «Книга мертвых». Вам нравятся правила жизни, которые ценились в Древнем Египте? Как вы думаете, сегодня люди ценят такие жизненные установки? Вот поэтому их и называют «вечными ценностями». И как бы ни складывалась жизнь египтян, приветствовались те поступки, которые соответствовали этим ценностям. А складывалась она по-разному.

Про одних была такая песнь.

        Должны мы целый день

        Таскать ячмень и белую полбу.

        Полны уж амбары.

        Зерно уж течет выше краев,

        А мы все должны таскать!

        Воистину из меди наши сердца.

        О ком идет речь в этой песне? (о рабах).

         Учитель. Бедными были не только рабы, но и крестьяне, ремесленники, потому что они платили большие налоги. Я предоставляю слово ___________________ (Презентация макета хижины бедного крестьянина, выполненная из глины).

                Учитель. Как вы думаете, о ком здесь идет речь?

                - начальник, собирающий налоги;

                - начальник работ;

                -начальник Дома оружия;

                - командующий войском.

Слово предоставляется -------------------------- (Презентация усадьбы  вельможи).

        

        Игра «Да» или «Нет»

        Учитель: Я утверждаю, что…

  1. вельмож хоронили в гробницах (да);
  2. обед вельмож состоял из лепешки, луковицы и вяленой рыбы (нет);
  3. фараон мог приказать побить вельможу палками (да);
  4. вельможа, подходя к трону фараона, вставал на колени и падал лицом вниз (да);
  5. вельможа пахал землю у себя на участке (нет);
  6. вельможа не работал (нет).
  7. вельможа носил много украшений (да);
  8. фараон считал вельмож своими слугами.

        Учитель. Как вы думаете, а кто был начальником всего, что давало небо и Нил?

        Фигурку фараона сделал _______________(Презентация из глины  сидящего на троне фараона).

        

        Как одевались египтяне, расскажет _______________ (Презентация коллекции одежды).

        Учитель. Территория Египта совсем небольшая. Вы знаете, что жить можно было только там, где была вода. Но в середине II т.л. до н. э.  территория  расширилась, благодаря завоевательным походам египетских фараонов и, в, частности, Тутмоса III.

Каким же оружием вооружены были египетские воины?

------------------- (Презентация рисунков вооружения египетских воинов).

        

        Учитель.

 «…Изыди, приходящая из мрака, входящая крадучись,

Нос которой позади нее, лицо которой обращено назад,

Дающая промах относительно того, ради чего она пришла!

Не пришла ли ты, чтобы заставить замолчать его (моего ребенка)?

        Я не позволю, чтобы ты заставила его  замолчать!

        Не пришла ли ты, чтобы навредить ему?

        Я не позволю, чтобы ты навредила ему!

        Не пришла ли ты, чтобы отобрать его?

        Я не позволю, чтобы ты отобрала его от меня!

        Я сделала ему амулет против тебя…

        К кому с такими словами обращалась египтянка? (к смерти).

        А к кому она в таком горе могла обратиться за помощью? (к богам).

 Давайте мы с вами «оживим» древнеегипетскую хвалебную песню богу солнца, заменяя некоторые слова движениями.

Все встали лицом к Египту.

Когда ты встаешь и восходишь на востоке и гонишь мрак, то вся земля торжествует.

От лучей твоих оживают цветы и растения на полях.

Птицы вылетают из гнезд и поют тебе хвалу.

Сияние твое проникает  в глубины вод, а на поверхности реки плещутся рыбы.

Люди просыпаются, поднимают руки к тебе и принимаются за работу.

Встали, руки вверх, потянулись.

Кистями рук делаем «фонарики».

Руки в сторону, изображаем взмахи крыльев.

Вытянуть руки перед собой, кистями изображаем плеск рыб.

Руки вверх, потянулись, опустили руки, сели на место.

        Панно, посвященное древнеегипетским богам, приготовили _____________________________.

        Книжку-малышку «Миф об Осирисе» нам сделали _________________.

Много новых слов мы узнали, изучая историю Древнего Египта.         Глоссарий составил ________________ (Говорит о том, сколько слов в его словарике и проверяет знание нескольких слов).

        Группа ребят исследовала имеющуюся в нашей библиотеке литературу по истории Древнего Египта _____________________(Сообщение по плану, который дал учитель).

        Учитель:

        Они не строили себе пирамид из меди

        И надгробий из бронзы.

        Не оставили после себя наследников,

        Детей, сохранивших их имена.

        Но они оставили свое наследство в писаниях,

        В поучениях, сделанных ими.

        Построены были двери и дома, но они разрушились,

        Жрецы заупокойных служб исчезли,

        Их памятники покрылись грязью,

        Гробницы их забыты.

        Но имена их произносят, читая эти книги,

        Написанные пока они жили,

        И память о том, кто  написал их,

        Вечна.

        Человек угасает, тело его становится прахом,

        Все близкие его исчезают с земли.

        Но писания заставляют вспоминать его

        Устами тех, кто передает это в уста других.

        Они скрыли свое волшебство от людей.

        Но их читают в наставлениях.

        Они ушли,

        Имена их исчезли вместе с ними,

        Но писания заставляют вспомнить их.

        Сегодня на уроке прозвучали стихи из поэзии древнеегипетских и российских авторов.

        А сейчас мы посмотрим, что вы запомнили из истории Древнего Египта.  (Показываем тестовые задания с помощью проектора). Отвечаем поднятием соответствующей карточки (а, б, в, г).

  1. В храмах служили богам:

а) вельможи;

б) священники;

в) жрецы.

  1. Во главе Древнего Египта стоял:

а) король;

б) фараон;

в) император;

г) царь.

  1. Основной вид удобрений на полях Древнего Египта:

а) минеральные удобрения;

б) навоз;

в) перегной;

г) ил.

  1. Способ сохранения тела усопшего в Древнем Египте:

а) бальзамирование;

б) погребение;

в) сжигание.

  1. Учили детей грамоте:

а) учителя;

б) жрецы;

в) писцы;

г) вельможи.

  1. Судьями и начальниками областей были:

а) вельможи;

б) писцы;

в) воины.

  1. Налоги на содержание войска платили:

а) вельможи;

б) крестьяне;

в) жрецы.

  1. Укажите название письменности  Древнего Египта.

а) клинопись;

б) иероглифы;

в) кириллица;

г) алфавит.

  1. Шадуф – это:

а) защитное обмундирование воинов;

б) жертвоприношение богам;

в) оросительный канал;

г) приспособление для подачи воды на поля.

  1. Фараон, чья гробница сохранилась, а также его мумия и все сокровища, находящиеся в гробнице.

а) Хеопс;

б) Тутанхамон;

в) Эхнатон;

г) Тутмос.

Игра в хлопки. Какие из перечисленных продуктов и блюд были известны в Древнем Египте?

  1. сушеная рыба (хлопок);
  2. помидоры (тишина);
  3. финики (хлопок);
  4. земляника (тишина);
  5. картофель (тишина);
  6. инжир (хлопок);
  7. огурцы (тишина);
  8. мед (хлопок);
  9. тыква (тишина);
  10. дыня (хлопок);
  11. пироги с инжиром (хлопок);
  12. печеный картофель (тишина);
  13. ячменные лепешки (хлопок);
  14. молоко (хлопок);
  15. ржаной хлеб (тишина);
  16. салат из фасоли (хлопок);
  17. отварное мясо (хлопок).

        Рефлексия. Мы закончили изучение истории Древнего Египта. Понравилась ли вам такая форма работы или нет? Почему? Довольны ли вы своими результатами? А я вашей работой очень довольна  (все справились с зачетами). Но окончательная проверка нашей с вами работы будет на следующем уроке.

Приложение № 2

Контрольная работа по истории Древнего Египта

1 вариант.

  1. В какой части Африки находится Древний Египет?

А.  На севере

Б.   На юго-западе

             В.   На северо-востоке

             Г.   На северо-западе

  1. Вставьте пропущенные слова.

На западе и востоке от Египта  находятся _______________. С востока Египет омывается ________________   _______, а с севера__________________   _______. Главной рекой Египта является _________, который впадает в _________________ море.

  1. Основной вид удобрений на полях Древнего Египта:

а) минеральные удобрения;
б) навоз;
в) перегной;
г) ил.

4. Вставьте пропущенное слово.

?


Ювелиры, горшечники, кожевники, ткачи, кораблестроители


  1. Приведите в соответствие.

А) объединение Северного и Южного Египта       1) 2600 г. до н.э.

          Б) Постройка пирамиды Хеопса                            2) 3000 лет до н.э.

6. В храмах служили богам:

а) вельможи;
б) священники;
в) жрецы

7.  Способ сохранения тела усопшего в Древнем Египте:

а) бальзамирование;
б) погребение;
в) сжигание (для того чтобы развеять по ветру).

8. Судьями и начальниками областей были:

а) вельможи;
б) писцы;
в) воины.

9. Налоги на содержание войска платили:

а) вельможи;
б) крестьяне
;
в) жрецы.

10. Начертите ленту времени и определите на ней дату самых крупных завоеваний фараона Тутмоса.

11. Какое сооружение древние люди считали первым чудом света?

А) сфинкс

Б) пирамиду

В) обелиск

Г) храм

12. Что изображено на фотографии?

13. Укажите название письменности Древнего Египта:

а) клинопись;
б) иероглифы
;
в) алфавит;
г) кириллица.

14. Соотнесите фараонов и их деятельность

1) Тутанхамон                                   А) его пирамида самая большая

2) Хеопс                                              Б) он завоевал Нубию, Сирию, Палестину

3) Тутмос                                             В) его гробница сохранилась в  

                                                                            неприкосновенности                                        

15.  Выберите предложение в этом тексте, которое отражает главную мысль текста.

«В зале музея вы сразу догадаетесь, что вас окружают вещи, привезенные из Египта. В чем же особенности работы древнеегипетских мастеров?

Создавая каменные статуи, скульптор соблюдал особые правила. Вот как восседает вельможа: его ноги сомкнуты, одна рука прижата к груди, другая – к коленям. Это не естественная поза живого человека. Фараоны, вельможи и боги изображены так, словно они заколдованы: вперед устремлены их взгляды, в одинаковой позе застыли их тела».

Контрольная работа по истории Древнего Египта

2 вариант

  1. Вставьте пропущенные слова.

На западе и на востоке от Египта находятся ______________.  И только в долине реки _______  жили египтяне.  Небольшие островки зелени в пустынях, которые называются ______________, также были заселены египтянами.  В Египте находились ________________ и ______________ рудники.

  1. Если мы население Египта представим в виде пирамиды, то кто мог находиться внизу пирамиды?

Фараон

Вельможи

Писцы, надсмотрщики, воины

?  ?  ?

      3 . Шадуф – это

а) приспособление, при помощи которого египтяне подавали воду на поля;
б) защитное обмундирование воинов;
в) жертвоприношение богам;
г) оросительный канал.

     4. Соотнесите имена фараонов и данные о них.

а) Хеопс;                                    1) он завоевал Нубию, Сирию, Палестину

б) Тутанхамон;                          2) его гробница является самой высокой  пирамидой

в) Эхнатон;                                3) его гробница и мумия сохранились до наших дней

г) Тутмос.                                  4) он провел реформы,  его женой была Нефертити

   5. Предмет, защищавший египтянина от злых духов, называется

а) амулет;
б) оберег;
в) повязка;
г) корона.

   6.  Выпуклое изображение на камне – это

а) статуя;

б) рельеф;

в) обелиск:

г) сфинкс.

 7.  Служителей древнеегипетских храмов  называли:

а) жрецами;
б) вельможами;
в) писцами;
г) священниками.

  1. На чем писали в Древнем Египте?

а) на бумаге

б) на бересте

в) на глиняных дощечках

г) на папирусе

    9.  Начертите ленту времени и определите на ней дату объединения Северного и Южного Египта.

    10. Что за сооружения изображены на этой фотографии?

11.  Учили детей грамоте:
а) жрецы;
б) вельможи;
в) писцы

12.  Высшая власть в Египте принадлежала:

а) совету старейшин;
б) вождю;
в) фараону.

13. Судьями и начальниками областей были:

а) вельможи;
б) писцы;
в) воины.

14.  Ведение расчетов во время строительства привело к возникновению:

а) физики;
б) астрономии;
в) арифметики;
г) геометрии.

15. Прочтите текст и озаглавьте его.

«Фараон давал вельможам различные поручения. Один распоряжался работами в каменоломнях, откуда привозили камень для строительства гробниц. Другой вершил суд и расправу, разбирая дело о заговоре тайных врагов фараона во дворце. Третий следил за тем, чтобы земледельцы исправно сдавали зерно в казну фараона. Четвертый в стихах сообщал о том, как он возглавлял военный поход в пограничную с Египтом область Азии».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока с применением дальтон-технологии по теме "Морфология"

Урок обобщающего повторения по теме "Морфология". Применяется технология дальтон-план....

Методическая разработка урока литературы Малиной Е.В. с применением Дальтон - технологии. Тема урока: «У каждого человека свои звезды» ( по произведению А Экзюпери «Маленький принц»)

Методическая разработка урока литературы Малиной Е.В. с применением Дальтон - технологии. Тема урока: «У каждого человека свои звезды» ( по произведению А Экзюпери «Маленький принц»)...

Применение дальтон технологии в решении проектных задач Саблина С А

На примере решения проектной задачи в 1 классе "Колобок" рассматривается методика построения занятий с применением дальтон-технологии....

Гармашова Н Г Урок музыки с применением Дальтон-технологии

Презентация к уроку музыки с применением Дальтон-технологии....

Дальтон-технология на уроках математики

Применение Дальтон-технологии на уроках математики способствует повышению качества образования. Разработка урока алгебры в 7 классе по теме "Одночлены"....

Урок- игра по истории, 10 класс. Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»

Урок- игра по истории, 10 класс.Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»...