Формирование здорового и безопасного образа жизни на уроках физической культуры
статья по физкультуре по теме

Кузьменко Лариса Юрьевна

Статья об основах формирования здорового и безопасного образа жизни школьников на уроках физической культуры  (на примере лицея "Ритм")

Скачать:


Предварительный просмотр:

Введение

Добрый день, уважаемые коллеги!

Тема сегодняшнего семинара – формирование здорового и безопасного образа жизни в современных условиях

Тема моего доклада – «Здоровье сберегающие технологии на уроках физической культуры (на примере МБОУ лицея «Ритм»)

В своём докладе я бы хотела:

1) дать краткую характеристику состоянию здоровья детей в нашей стране на сегодняшний день

2) перечислить основные составляющие здорового и безопасного образа жизни

3) остановиться на роли спорта вообще и уроков физической культуры в частности в  процессе формирования здорового и безопасного образа жизни

Здоровье детей сегодня

Вступление

Назначение современной российской школы – готовить человека думающего, чувствующего, имеющего знания и способного использовать их в жизни, обладающего высокой культурой и умеющего общаться. Однако все эти качества могут быть полноценно реализованы на практике лишь в том случае, если ребенок будет здоров.

Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий настоящую ситуацию и дающий точный прогноз на будущее. Наблюдающееся в последние годы значительное ухудшение здоровья населения России, особенно детей, стало общегосударственной проблемой.

  1. Рассмотрим основные демографические показатели взрослого населения России

Численность населения страны уменьшается, начиная с 1993 г., и на 01.01.2006 г. она составила 142,7 млн. человек. Низкая рождаемость, массовое распространение однодетной семьи, не обеспечивающей воспроизводства населения, высокая смертность, низкая ожидаемая продолжительность жизни (65,3 лет, у мужчин — 58,9 лет, у женщин — 72,4 лет) — вот основные характеристики ситуации.

В 2010 г. Россия имеет уровень смертности в 1,3 раза выше, чем в РСФСР 20 лет тому назад, в 1,5 раза выше уровень общей заболеваемости населения, по сравнению с 1990 г., в пересчете на 100 тыс. человек; в 2 раза больше число заболеваний системы кровообращения, костно-мышечной системы и соединительной ткани (часто приводящей к инвалидности), осложнения беременности, родов и послеродового периода; в 1,6 раз больше онкологических заболеваний.

Динамика смертности по основным классам болезней: 1-е место в структуре смертности занимает смертность от болезней системы кровообращения. 903 на 1000 населения, ни в одной другой стране мира нет таких показателей смертности от заболеваний сердечнососудистой системы. На 2-м месте смертность от травм и отравлений, и на 3-м месте смертность от новообразований.

Страна теряет 35 тыс. человек за полгода

В России самый высокий показатель смертности от болезней сердечнососудистой системы в мире - в три раза выше среднеевропейского.

Если не будут предприняты специальные меры по снижению смертности населения и увеличению рождаемости, то по пессимистичным сценариям Росстата численность населения страны сократится к 2020 г. на 5,9 млн. человек и составит на начало 2021 г. 137 млн. человек, а к началу 2031 г. число россиян сократится на 12% и составит 127,4 млн.человек.

Самое большое различие в ожидаемой продолжительности жизни между мужчинами и женщинами (12 лет – 2010 г.) ведет к дестабилизации семей (нарушению устойчивости браков) и исключительно высокой доле вдов в России. Сегодня в РФ доля вдов среди женщин в возрасте 20 лет и старше составляет 20%.
Разница в показателях здоровья населения между жителями различных субъектов РФ, жителями города и села будет обострять существующие различия и приведет к обострению социально-экономических проблем

  1. Обратимся к показателям состояния здоровья детей в стране

Наиболее  распространенной является оценка здоровья детей на основе  данных  государственной  статистики. Статистические данные показывают, что:

  1. в России около 40% детей рождаются  больными  или  заболевают  в  ближайшее  время.

За  период 1998 – 2007 гг.  общая  заболеваемость  детского населения выросла на 43%, увеличиваясь в среднем на 4% ежегодно.

Ежегодно в Хабаровском крае умирает около двухсот детей первого года жизни. В составе детской смертности показатель младенческой смертности занимает «львиную долю» - 57% и по итогам 9 месяцев 2011 года составляет в абсолютном выражении 132 ребенка.

А ведь смертность новорожденных в течение первой недели жизни зависит в том числе и от исходного состояния здоровья женщин.

  1. Индикатором  ухудшения  состояния  здоровья  детей  является  рост числа  детей-инвалидов.  

Среди  заболеваний,  приводящих  к  инвалидности,  на  первом  месте в 2008  г. были психические расстройства  (24%), на втором  – болезни нервной системы (22%), на третьем – врожденные аномалии (21%).

  1. Тревожны характеристики здоровья подростков.

Первые места занимают болезни органов  дыхания,  травмы  и  отравления.  Далее  следуют  болезни  кожи и подкожной клетчатки, болезни органов пищеварения и мочеполовой системы.

Обратимся к результатам  детской диспансеризации  2002 года

Нормальное физическое развитие имеют 91,81% детей.

33,89%  - практически здоровые дети, у которых не отмечены факторы риска

52,05% -  с риском развития хронической патологии и функциональными нарушениями

16,10% - с хроническими заболеваниями, включая также патологии в стадии суб- и декомпенсации и инвалидизирующие проявления

    Нарушения осанки встречаются у 17,63% детей, практически с одинаковой частотой у мальчиков и девочек. Значительно чаще это отмечается у детей, проживающих в городах (20,6%), в то время как в сельской местности это отклонение зафиксировано только у 11,95% детей.
    Первое место по частоте встречаемости занимают болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани. На втором месте болезни органов пищеварения. На третьем месте болезни глаза и его придаточного аппарата. На четвертом месте – болезни органов дыхания, значительно реже встречающиеся в сельской местности. На пятом месте болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ. На шестом месте болезни нервной системы при значительно более низких цифрах в сельской местности. На седьмом месте психические расстройства и расстройства поведения.  

Сравним показатели групп здоровья с результатами диспансеризации 2011 года

первую группу здоровья имеют 16,4%,

вторую — 54,3%,

а у 24,2% ребят — третья группа здоровья, то есть у них выявлены хронические заболевания.

Структура заболеваний тоже несколько изменилась. Чем же больно наше подрастающее поколение?

  1. прежде всего, это болезни эндокринной системы – нарушение обмена веществ, и отсюда избыточный вес или его недостаток.
  2. обращает на себя внимание существенный рост болезней мочеполовой системы
  3. сохраняются такие традиционные «школьные» заболевания, как нарушение осанки.
  4. растёт число подростков с заболеваниями нервной системы

  1. Рассмотрим здоровье детей в разрезе влияния на него школы

Значительную часть своего времени школьники проводят в стенах образовательного учреждения. Время обучения совпадает с периодом роста и развития ребенка, когда организм наиболее чувствителен к воздействию неблагоприятных факторов. Информационно-нормативное давление на ребенка растет с каждым годом обучения, гиподинамия увеличивается. Достаточно жесткая организация учебного процесса, многообразие форм контроля качества образования держат ребенка в состоянии постоянного стресса.

Реальная ситуация такова, что за достижение новых образовательных результатов дети порой вынуждены расплачиваться ценой собственного здоровья.

В настоящее время по статистическим данным 25% - 30% поступающих в школу детей имеют отклонения в здоровье. За период обучения число здоровых детей уменьшается в 4-5 раз: увеличивается число близоруких с 3% - 4% до 12% - 15%, с нервно-психическими расстройствами с 5% - 6% до 17% - 20%. И только 8% - 10% выпускников здоровы. Физическая подготовленность у современных подростков на 25% ниже, чем у сверстников 80-х – 90-х годов.

Краткий вывод

Таким образом, можно сделать вывод, что наблюдаемое в последние годы значительное ухудшение здоровья населения России, особенно детей, стало общегосударственной проблемой, и, значит, система образования в лице школы  - наряду с системой здравоохранения  - должна отвечать за здоровье детей и подростков.

Составляющие здорового и безопасного образа жизни

Рассмотрим факторы, потенциально влияющие на здоровье ребёнка:

  1. низкий уровень мотивации сохранения и укрепления здоровья

50 – 55% - на уровень здоровья влияет образ жизни

20-25% - влияет экология

20% - генетическая наследственность

10% - недостатки в системе здравоохранения

Как видно из названного выше, ведущую роль в сохранении здоровья играет здоровый образ жизни. Перечислим его основные элементы:

  1. гигиенические условия
  2. полноценное питание
  3. рациональный режим
  4. профилактика: курения, алкоголизма, СПИДа
  5. психологический микроклимат семьи
  6. пребывание на свежем воздухе
  7. закаливание
  8. двигательная активность

В этой связи задача школы и педагога заключается в следующем:

  1. пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью);
  2. заложить основы для осознанного выбора обучающимся в пользу безопасного образа жизни

И как следствие:

  1. формирование установки на использование здорового питания;
  2. применение рекомендуемого врачами режима дня;
  3. формирование знаний негативных факторов риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);
  4. становление навыков противостояния вовлечению в табакокурение и употребление алкоголя, других веществ;
  5. формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены
  6. – использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом.

В конечном итоге все эти задачи призваны:

  1. – обеспечить психологическую готовность обучающихся к адаптации и самореализации в окружающем их социуме;
  2. – сформировать ценностные основы для выполнения ребенком соответствующих социальных ролей, норм поведения, воспитать нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни и нравственному здоровью, умение им противостоять;

Роль физической культуры в формировании здорового и безопасного образа жизни

Потребность в движении в разном возрасте различная:

в младших классах - детям надо бегать не менее 13-14 часов в неделю;

в старших классах надо бегать не менее 10-11 часов;

в студенческом возрасте физическую нагрузку следует выполнять не менее 7-8 часов в неделю.

Исходя из этих цифр, напрашивается вывод: только уроки школьной физкультуры 3 раза в неделю по 45 минут, как бы хорошо они не были организованы, никогда не смогут обеспечить нормальное физическое развитие школьников и оградить их от различных
болезней.

Путь решения данной проблемы  только один - широкомасштабная внеклассная спортивно-массовая работа, т.е. организация спортивных секций при школах, жилмассивах, домоуправлениях.

Виды физкультурно-оздоровительно-образовательной деятельности должны развиваться в двух направлениях:

1) В семье

2) В режиме учебного и продлённого дня.И должны нести гигиеническую направленность

 повышать мотивацию –интерес к занятиям физической культурой через:  соревнования на уроке, во внеурочное время, районными соревнованиями, городскими соревнованиями, олимпиады по физической культуре, занятия физической культурой в каникулярное время.

Применяем на уроке эмоциональные разрядки: шутки, улыбки.

Здоровый дух – здоровое тело.

здоровое тело - здоровый дух.

Быть здоровым, смелым, ловким

нам помогут тренировки

бег, разминка. физзарядка

и, спортивная площадка!

Ежегодную, традиционную районную спартакиаду школьников мы заменили на спартакиаду внутри нашего лицея, Губернаторские состязания, по расчётам своего физического возраста в этом году мы провели как практическую работу, обозвав её проектированием – проектной деятельностью – ребята, рассчитывая свой возраст были увлечены работой!

Урок физической культуры по своей структуре не может быть неподвижным, однообразным, утомительным. Напротив, он динамичен, активен, подвижен. Одна двигательная деятельность сменяется другой. Вопросы, задания, теоретический материал выдаются в процессе урока во время отдыха, необходимого для восстановления ЧСС, частоты дыхания, восстановления организма от полученной нагрузки.

Управление только тогда может быть эффективным, когда в своей основе базируется не на воздействии, а на взаимодействии управляемой и управляющей систем, объединённых общим видением перспектив развития физкультурного образования школьников.

                                                        Чтобы быть всегда здоровым,

Добрым, бодрым и весёлым,

дать совет я вам готова,

как прожить без докторов.

умывайтесь, растирайтесь,

физкультурой занимайтесь!!!

А также и дома и в школе:

  1. спортивный час
  2. неделя здоровья
  3. виды самостоятельной деятельности

Нужно помнить:

  1. Здоровых детей не так много и спортом заниматься не каждый может, следовательно, детей надо приглашать заниматься в оздоровительные группы - группы общефизической подготовки, не делая акцент на росте спортивных результатов
  2. Существует еще одна важная проблема: у нынешних детей заметно снижена потребность в движении, они не так подвижны, как их сверстники 30-40 лет назад. Ученые объясняют это тем, что дети, родившиеся у родителей с низким уровнем двигательной активности, наследуют эту низкую двигательную активность, т.е. изменения происходят уже на генетическом уровне. Отсюда вывод: к сегодняшним детям надо подходить с другими мерками. Если раньше детей ограничивали от перегрузок, то теперь надо увлекать интересными занятиями.

Таким образом, наиболее эффективным является приобщение детей к ценностям ЗОЖ в процессе физического воспитания, где в полной мере реализуется потребность в двигательной активности. Эта потребность проявляется в единстве с потребностью получать удовольствие, наслаждение от участия в двигательной деятельности, сопереживать в процессе взаимодействия и общения, самоутверждаться. На интересе детей к физкультурной деятельности следует формировать умение и навыки здоровой жизнедеятельности, мотивацию на здоровье.

                                                    Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование здорового и безопасного образа жизни на уроках физической культуры

Презентация к докладу "Формирование здорового и безопасного образа жизни на уроках физической культуры"...

Формирование культуры здорового образа жизни на уроках физической культуры через обучение играм

Игра-это источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой....

Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни средствами уроков физической культуры

Презентация на тему: "Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни средствами уроков физической культуры"....

Доклад на Методическом Объединении школы. Тема: «Формирование культуры здорового образа жизни на уроках физической культуры, как одна из стратегических задач ФГОС»

Данный доклад включает в себя методику проведения оздоровительных упражнений для формирования здоровьесберегающей среды на уроках физической культуры....

ДОКЛАД НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Тема: «Формирование культуры здорового образа жизни на уроках физической культуры, как одна из стратегических задач ФГОС»

       Задача оздоровления имеет три взаимосвязанных аспекта:Воспитательный, состоящий в воспитании у детей бережного отношения к своему здоровью, понимание ценности и важно...

Доклад "Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни на уроках физической культуры»

Никто не может помочь человеку улучшить здоровье, если он сам этого не хочет и не будет над этим трудиться. Поэтому необходимо воспитывать отношение к здоровью как к жизненной ценности. Всемирная Орга...