Программа "Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни на уроках химии"
рабочая программа по химии
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни на уроках химии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_kultury_zdorovogo_i_bezopasnogo_obraza_zhizni.docx | 45.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
Утверждаю
Директор МБОУ СОШ №2
____________/И.В.Власова/
« 10 » сентября 2012 года
Программа
«Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни
на уроках химии»
Автор программы:
Трегуб А.В., учитель химии
г.Вилючинск
2012г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В условиях продолжающегося обострения социально-экономических проблем и демографического спада задача сохранения здоровья подрастающего поколения стоит весьма остро. Поэтому особую актуальность приобретает формирование у учащихся знаний, ценностных ориентаций и навыков, необходимых для анализа и планирования собственного поведения, направленного на осуществление здорового образа жизни.
По данным специалистов, подростковый возраст в настоящее время является периодом снижения уровня здоровья учащихся. Частично это связано с распространением отклоняющегося поведения, выражающегося в употреблении алкоголя, табакокурении, наркомании.
В данной ситуации постановка перед школой адекватных образовательных задач направленных на формирование у учащихся приоритетов здорового образа жизни и усиление личностной ответственности за сохранение собственного здоровья становится очень важной.
«Укрепление авторитета» здоровья как общечеловеческой ценности сегодня становится в ряд важнейших задач модернизируемого образования. Поэтому, проблема разработки методики формирования у учащихся приоритетов здорового образа жизни в предметном обучении, в частности - на уроках химии - приобретает особую актуальность.
Особенностями данной программы являются доступность получения практических знаний в области сохранения и преумножения здоровья, формирование мотивации здорового образа жизни у детей и подростков.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
1. Информационная карта.
2. Актуальность программы.
3. Концептуальные основы.
4. Цель и задачи.
5. Основные этапы реализации программы.
6. Содержание деятельности.
7. Ожидаемые результаты.
8. Список литературы.
1. Информационная карта.
Полное название программы | «Формирование здорового образа жизни» |
Автор программы | Учитель химии Трегуб А. В. |
Территория, представившая программу | МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №2" |
Адрес организации | 684093, Камчатский край, г.Вилючинск, ул.Гусарова, д.49 |
Телефон/факс | 8(41535)2-32-10 |
Цель: | сохранение и укрепление здоровья обучающихся и педагогов и формирование у школьников навыков организации здорового образа жизни посредством развития здоровьесберегающей и здоровьеформирующей среды в школе. |
Сроки реализации программы | 2012-2016 г |
Количество участников программы | Все учащиеся школы |
Возраст участников программы | 7 – 17 лет |
Краткое содержание программы | В основе идеи программы лежит комплексный подход, сочетающий в себе организацию условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся, обеспечения совместной деятельности педагогов, медработников и родителей по профилактике заболеваний, а также продолжения системы просветительской работы о здоровом образе жизни с учащимися, педагогами, родителями. |
2. Актуальность программы.
Одним из приоритетных направлений работы педагогического коллектива МБОУ СОШ №2 является сохранение и улучшение здоровья школьников в рамках школьной программы «Формирование здорового образа жизни». Мероприятия по реализации данной программы предусматривают тесную связь и совместную работу администрации школы, педагогического коллектива, медработников, родителей и других заинтересованных организаций.
Здоровье – это главная ценность жизни. Каждое поколение в той или иной степени адаптируется к меняющимся условиям в современном мире. Сегодня только 30% детей рождается без нарушений здоровья, а в школу они приходят ещё более ослабленными. Система школьного воспитания в свою очередь продолжает дело разрушения их здоровья. Молодой организм должен формироваться в оптимальных для учёбы, труда и быта условиях. Отклонение в здоровье в зрелом и пожилом возрасте формируется в детстве и молодости, и часто является нарушением гигиенических норм поведения. Здоровье – мера реализации генетических потенциалов. Это резервы жизни, жизнеспособность человека как целостного творения в единстве его телесных, психических и духовно – нравственных характеристик. Причём эти резервы, эта жизнеспособность не даны изначально в готовом виде. Они, словно ростки, формируются, развиваются и укрепляются в процессе развития и воспитания. Только сообразное человеческой природе воспитание раскрывает и приумножает эти видовые резервы жизнеспособности. Воспитание же, несообразное природе, разрушает их от поколения к поколению.
По определению Всемирной организации здравоохранения, «здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезни и физических дефектов».
Можно сказать, что критериями здоровья являются:
- Соматическое и физическое здоровье «я могу».
- Критерий, характеризующий потенциальные возможности человека его антропологическим показателям в соответствии с возрастом и полом.
- Группа критериев, характеризующих индивидуальные особенности личности и его жизненные позиции.
- Психическое здоровье - «я хочу».
- Нравственное здоровье – «я должен».
Анализ ситуации, сложившейся в подростковой среде в нашей стране и регионе в последнее время свидетельствует о том, что отсутствие должного внимания общества к организации свободного времени школьников ведёт к самым негативным последствиям.
Исходя из результатов мониторинга здоровья, число детей, имеющих отклонения в здоровье, растет, поэтому наличие и реализация программы «Формирование здорового образа жизни» актуально для нашей школы.
Рост детской преступности, наркомании, алкоголизма и других вопиющих проявлений нравственной болезни общества захлестнул города и посёлки.
Особенно подвержены этому влиянию дети 13-14 летнего возраста из неблагополучных по каким-то критериям семей. Исходя из вышеизложенного, педагогический коллектив нашей школы считает, что только практические действия могут принести положительный результат.
Здоровый образ жизни должен стать основой в профилактике болезней современности.
3. Концептуальные основы программы.
Концептуальными основами программы «Формирование здорового образа жизни» стали следующие идеи: получение детьми практических знаний, умений и навыков формирования здорового образа жизни, повышение мотивации сохранения своего здоровья и здоровья окружающих людей, организации системы просветительской работы о здоровом образе жизни не только с учащимися, но и с родителями.
Специфика предметного обучения химии позволяет продвинуть решение проблемы сохранения собственного здоровья посредством формирования у учащихся культуры потребления веществ и материалов. Поэтому в рамках методики обучения химии необходимо создание целостной методической системы, доступной для внедрения в массовую педагогическую практику. Одной из целей осуществления данной методической системы является формирование у учащихся культуры потребления веществ и материалов, используя широкую интеграцию химии с другими предметами общего образования.
Методической основой программы послужили концепция здорового образа жизни и различные активные формы работы с детьми по формированию здорового образа жизни.
Для обеспечения успешной работы программы педагогический коллектив придерживается следующих основных принципов:
- Педагогический профессионализм;
- Уважение к личности ребенка (ведущая идея гуманистической педагогики: ребенок – центр, цель и результат педагогической деятельности);
- Сотрудничество, сотворчество, содружество (педагог – педагог, педагог – ребенок);
- Поддержка детских инициатив, творчества;
- Сочетание общечеловеческих и российских национальных культурных ценностей в организации жизнедеятельности детей;
- Индивидуальный подход и коллективное творчество;
- Позитивное разрешение конфликтных ситуаций;
- Педагогическая целесообразность (планирование, анализ, диагностика)
Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно – правовых документов:
- Конвенция ООН о правах ребенка;
- Конституция РФ;
- Закон РФ «Об образовании»;
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.2004 № 124-ФЗ.
4. Цели и задачи программы.
Цель:
-сохранение и укрепление здоровья обучающихся и педагогов и формирование у школьников навыков организации здорового образа жизни посредством развития здоровьесберегающей и здоровьеформирующей среды в школе.
Задачи:
1) выведение каждого ученика на уровень осознания важности сохранения собственного здоровья и здоровья окружающих в условиях постоянно изменяющегося мира;
2) корректировка установок и поведения школьников при обращении с веществами и материалами;
3) осознание учащимися сохранения здоровья как личностно значимой ценности;
4) приобретение учащимися системного опыта при формировании культуры потребления веществ и материалов;
5) повышение эффективности изучения химии;
6) оптимизация личностного самоопределения и самосознания, направленных на приоритетное осуществление здорового образа жизни, полученных на уроках химии.
5. Основные этапы реализации программы.
Этап | Наименование мероприятий | Сроки реализации | Исполнитель | ||
1. Анализ и создание условий, необходимых для сохранения и укрепления здоровья школьников. | |||||
1.1. | Осуществление контроля за соблюдением норм СаНПиН | 2012-2016 г. | Администрация школы, медицинская сестра | ||
1.2. | Разработка и издание методических рекомендаций по применению здоровьесберегающих технологий на уроках химии | 2012-2013 г. | Администрация, учителя-предметники | ||
1.3 | Нормативное обеспечение школы медицинскими препаратами, формирование аптечек. | 2012-2016 г. | Медицинские работники | ||
2. Организация и проведение диагностических мероприятий | |||||
2.1. | Организация и осуществление комплексного мониторинга состояния здоровья обучающихся | 2012 - 2016 г. | Администрация школы, медицинские работники | ||
2.2. | Создание базы данных о состоянии здоровья обучающихся и учителей на основе комплексной оценки медицинских осмотров | 2012 - 2016 г. | Администрация школы, медицинские работники | ||
3. Организация профилактических, оздоровительных и коррекционных мероприятий для обучающихся
| |||||
3.1. | Осуществление дифференцированного подхода на учебных занятиях к детям, имеющим слабое физическое развитие и отклонение в состоянии здоровья | 2012-2016 г. | Учителя-предметники | ||
3.2. | Участие в конкурсах, семинарах и других мероприятиях по формированию здорового образа жизни | 2012-2016 г. | Учителя-предметники | ||
4. Формирование системы знаний о здоровьесбережении | |||||
4.1. | Различные формы урочной и внеурочной деятельности | 2012-2016 г. | Учителя - предметники, социальный педагог, психологи | ||
6. Содержание деятельности.
- Материалы по здоровьесбережению на уроках химии.
№ п/п | Компонент здоровья | Темы | Содержание материала по здоровьесбережению |
8 класс | |||
1 | Физическое здоровье Духовно-нравственное здоровье Экологическое здоровье | Вводный урок. | Техника безопасности поведения в кабинете химии. |
Изменения в составе ядер атомов химических элементов. Изотопы. | Ядерные реакции на службе человека. Радиоактивность. Радиоактивные изотопы. | ||
Практические работы. | Соблюдение правил техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании лабораторного оборудования, реактивов. | ||
Краткий очерк развития химии | Развитие химии в России, работы М.В. Ломоносова, Д.И.Менделеева и др. русских учёных. | ||
Роль химии в жизни человека | Парацельс: «Все есть лекарство и яд, и только доза определяет и то и другое». | ||
На протяжении всего курса химии 8 класса. | Решение задач с экологическим содержанием. | ||
Оксиды. Чистые вещества и смеси. | Экологический след «на воде, в воздухе». Способы сокращения экологических следов. | ||
9 класс | |||
2. | Физическое здоровье Духовно-нравственное здоровье Экологическое здоровье | Сплавы. | Токсическое воздействие солей тяжёлых металлов на организм человека. |
Щелочные металлы. | Ионы натрия на службе здоровья человека. | ||
Щелочноземельные металлы. Железо. | Препараты кальция и железа. Минеральная вода «Малкинская №14» | ||
Галогены. | Влияние препаратов йода на умственную активность. | ||
Сера. | Камчатские термальные сероводородные источники. Рекомендации к принятию сероводородных ванн. | ||
Практические работы. | Соблюдение правил техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании лабораторного оборудования, реактивов. | ||
Углерод. | Алмазный фонд России. | ||
На протяжении всего курса химии 9 класса. | Истории открытия химических элементов, простых и сложных веществ. | ||
На протяжении всего курса химии 9 класса. | Решение задач с экологическим содержанием. | ||
Кислород. | Озоновые дыры. | ||
Водород. | Экологически чистое топливо – водород. | ||
Галогены. | Биологическое значение галогенов. | ||
Азот. | Минеральные удобрения. Нитраты. Термальные овощи. | ||
Фосфор. | Биологическое значение фосфора. | ||
Углерод. | Соединения углерода в домашней аптечке. | ||
10 класс | |||
3. | Физическое здоровье Духовно-нравственное здоровье Экологическое здоровье | Спирты. | Влияние алкоголя на организм человека. |
Углеводы. Жиры. Белки. | Формирование навыков здорового питания. Диеты. Составление индивидуального рациона. Пищевые добавки. | ||
Витамины. | Подбор оптимальных витаминных комплексов. | ||
Сложные эфиры. | Гигиена рабочего места. | ||
Лекарства. | Состав домашней аптечки. | ||
Практические работы. | Соблюдение правил техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании лабораторного оборудования, реактивов. | ||
Углеводороды. | Улучшение качества жизни – основная цель создания новых соединений. | ||
Природные источники углеводородов. | Экологические аспекты добычи углеводородов. | ||
Алкены. | Проблемы утилизации искусственных материалов. | ||
Полисахариды. | Влияние на экологию процесса вырубки лесов. | ||
На протяжении всего курса химии 10 класса. | Решение задач с экологическим содержанием. | ||
11 класс | |||
4. | Физическое здоровье Экологическое здоровье | Практические работы. | Соблюдение правил техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании лабораторного оборудования, реактивов. |
Водородный показатель. | pH кожи человека. Влияние рекламы на выбор. | ||
Химия и повседневная жизнь человека. | Парацельс: «Все есть лекарство и яд, и только доза определяет и то и другое». Семинар. | ||
Химия и производство. | Экологические проблемы современных производств. | ||
Полимеры органические и неорганические. | Проблема утилизации полимерных материалов. | ||
Коррозия металлов. | Способы защиты изделий от коррозии. | ||
Химия и экология. | Экологические следы. | ||
Химия и сельское хозяйство. | Негативные стороны использования удобрений. Генномодифицированные продукты. Пестициды. |
- Гигиенические критерии рациональной организации урока
№ | Факторы урока | Уровни гигиенической рациональности урока | ||
Рациональный 3 балла | Недостаточно рациональный 2 балла | Нерациональный 1 балл | ||
Количество видов учебной деятельности | 4-7 | 2-3 | 1-2 | |
Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности | Не более 10 минут | 11-15 минут | Более 15 минут | |
Частота чередования различных видов учебной деятельности | Не позже чем через 7-10 минут | через 11-15минут | через 15-20 минут | |
Количество методов преподавания | Не менее 3 | 2 | 1 | |
Чередование методов преподавания | Не позже чем через 10-15 минут | Через 15-20 минут | Не чередуются | |
Наличие эмоциональных разрядок (количество) | 2-3 | 1 | Нет | |
Место и длительность применения ТСО | В соответствии с гигиеническими требованиями | С частичным соблюдением гигиенических требований | В произвольной форме | |
Чередование позы сидения | Поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся | Имеются случаи несоответствия позы виду деятельности. Учитель иногда контролирует посадку учащихся. | Частые несоответствия позы виду деятельности. Учитель не контролирует посадку учащихся. | |
Наличие, место и содержание физкультминуток | На 20-35 минуте урока по 1 мин из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого | 1 физкультминутка с неправильным содержанием и продолжительностью | Отсутствует | |
Психологический климат | Преобладают положительные эмоции | Имеются случаи отрицательных эмоций | Преобладают отрицательные эмоции | |
Момент наступления утомления учащихся | Не ранее 40 мин. | Не ранее 35-37 мин. | До 30 мин. |
7. Ожидаемые результаты реализации
программы
1. Изменение у всех субъектов образовательного процесса отношения к своему здоровью: выработка способности противостоять вредным привычкам и отрицательным воздействиям окружающей среды, желания и умения вести здоровый образ жизни.
2. Повышение социально-психологической комфортности в детском и педагогическом коллективе.
3. Повышение уровня знаний школьников по вопросам здорового образа жизни;
5. Повышение информированности обучающихся по вопросам здоровьесбережения.
8. Список литературы
- Аносов М.В. Анализ урока с позиции здоровьесбережения. // Педагогика и психология здоровья. – М., 2003
- Никифоров Г.С. Психология здоровья. Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2002.
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – 2-е изд., испр. и доп. М.: АРКТИ, 2006.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 2003.
- Мартынова Наталия Александровна. Формирование у учащихся приоритетов здорового образа жизни в обучении химии в средней школе. Санкт-Петербург, 2003г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни «Крепкое здоровье – это здорово!»
. Разработка плана мероприятий по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся и учителей средствами внедрения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс....
"За здоровьем - к природе" программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся МОУ ДОД "Станция юных натуралистов города Балашова Саратовской области"
Здоровьесберегающая программа "За здоровбем - к природе" муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей "Станция юных натуралистов"...
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни средствами образовательной области «Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексный подход к формированию у обучающихся современного уровня культуры безопасности.
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни средствами образовательной области "Основы безопасности жизнедеятельности". Комплексный подход к формированию у обучающихся совреме...
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в МБОУ Ширыштыкская СОШ «Образование и здоровье»
Актуальность данной программы обусловлена приоритетным направлениям государственной политики в области образования на сохранение здоровья школьников. Проблема сохранения и укрепления здоровья школьник...
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся на занятиях по футболу.
Игра в футбол заключают в себе большие возможности для формирования жизненно важных двигательных навыков и развития физических способностей детей. Исследователи игровой деятельности подчеркивают...
Доклад "Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни на уроках физической культуры»
Никто не может помочь человеку улучшить здоровье, если он сам этого не хочет и не будет над этим трудиться. Поэтому необходимо воспитывать отношение к здоровью как к жизненной ценности. Всемирная Орга...
Формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках биологии
Формирование у обучающихся экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни является приоритетным направление в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья....