Некоторые приёмы развития творческих способностей учащихся на уроках иностранного языка
методическая разработка по немецкому языку
Некоторые приёмы развития творческих способностей учащихся на уроках иностранного языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5 Некоторые приёмы развития творческих способностей учащихся на уроках иностранного языка | 27.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Некоторые приёмы развития творческих способностей учащихся на уроках
иностранного языка
На начальном этапе иностранный язык хотят учить все и берутся за это с большим энтузиазмом. Потом появляется усталость и скука. Интерес к предмету падает, результаты обучения ухудшаются. Скучно и тяжело бывает не только ученику, но и самому учителю, а от этого снижается эффективность любого самого умного и полезного урока. Постоянно повышать интерес учащихся к уроку – задача каждого педагога. Развитие творческих способностей ученика многократно увеличивает эффективность самого урока, создаёт условия для раскрытия личности учащегося.
У каждого учителя есть свои маленькие изобретения и секреты, как повышать мотивацию учащихся в обучении иностранному языку, как развивать их творческую активность. Но нет сомнений, что необходимо использовать разнообразные приёмы стимулирования учащихся.
1. В первую очередь, главный помощник в обучении иностранному языку это кабинет. Кабинет – цитадель иностранного языка. Нужно оформить кабинет так, чтобы у ребёнка возникло желание говорить на иностранном языке. Здесь хорошо работает принцип, который в шутку можно назвать «железным занавесом» Суть его заключается в том, что, переступая порог класса, ученик должен оказаться в другом мире – мире немецкого языка и культуры, где всё, начиная от традиционных наглядных пособий, кончая мелочами (цвет стен, иная расстановка парт – например, по кругу, флаг Германии) должно выглядеть непривычно, не так как в любом другом кабинете школы.
- Можно выкрасить кабинет в нетрадиционны для вашей школы цвет ( белый или тёмно-фиолетовый) и это подействует.
- Повесьте на стенах упреждающие таблички, типа “Нier spricht man Deutsch”, “ Wir lernen Deutsch, weil wir gebildete Menschen sein wollen”.
- Поставьте на парты маленькие настольные флажки – копии государственных флагов немецкоязычных стран ( очень хорошо , если дети сделают их сами из альбомных листков цветной бумаги).
- Повесьте на стены карты немецкоязычных стран, и, если вы или ваши ученики побывали в тех или иных местах, отметьте эти места своего путешествия флажками или небольшими фотографиями.
- Напишите на альбомных листах и повесьте основные клише немецкого языка, причём напишите их разным цветом, с причудливыми буквами, на цветной бумаге : “Darf ich herein?”, “Darf ich hinaus?” (на двери),”GruBt euch!”, “TschuB!”
- Поселите в кабинете различные игрушки (куклы, зверушки, телефоны): например, Herr Lexikon , который собирает немецкие слова. Он знает их очень много, а его любимое занятие – помогать детям запоминать слова. Он служит сигналом появления новой лексики, сигналом игровых заданий для её обобщения и систематизации. Frau Grammatik помогает усваивать трудные грамматические правила. Дед-буквоед из волшебной шкатулки достаёт волшебные буквы, из которых складываются немецкие слова. Hexe, Kikki и другие кулы помогают активизировать деятельность учащихся на уроке. Если уровень подготовки учащихся позволяет, то в роли этих кукол могут выступать наиболее подготовленные учащиеся.
2. Использование наглядных пособий – рисунков, картин, схем, таблиц, фотографий играет большую роль. Их использование вносит разнообразие в учебный процесс, даёт учащимся возможность наглядно представить то, о чём говорится в той или иной ситуации.
Картинки вызывают положительные эмоции у учащихся, пробуждают и развивают их фантазию, выполняют важную роль в развитии творческих способностей детей.
3. Одним из эффективных средств развития познавательного интереса к изучению иностранного языка является использование игр на уроке (ролевых, сюжетных, по правилам и других). Ролевая игра – это игровая деятельность, в процессе которой учащиеся выступают в определённых ролях. Она обладает большими возможностями мотивационно-побудительного плана.
Активное ролевое изучение любой программной темы вместо пассивного
механического зазубривания. Ученики заранее получают индивидуальные карточки с заданиями- ролями, в которых обговаривается текст выступления и элементы костюма. Игры можно использовать на различных этапах урока:
- Урок начинается с фонетической зарядки, можно провести её в занимательной форме: в гости к детям приходят сказочные персонажи и проводят свои фонетические упражнения, например, с киской Мице повторяется скороговорка “Die Katze kratzt mit ihrer Тatze an Тreppe, Tepich und Matraze”. Кто-нибудь из ребят одевает маску кошки и изображает кошку, которая всё карябает.
- На этапе предъявления нового материала можно тоже играть. Так при изучении темы «Семья» в гости к ребятам приходит забавная «Кошачья семья». Глядя на эту «Семейку», дают всем членам семьи имена и новая лексика по теме усваивается легко и с удовольствием.
- Для активизации лексического материала при изучении, например, темы «Моя квартира»: на уроке дети – разная мебель. Но не просто шкафы и стулья, а со своими характерами и капризами.
- При обучении грамматическим навыкам. Так для обучения речевому образцу «Ist das Mascha?» можно использовать хорошо известную игру «Жмурки». Научить детей выполнять и отдавать команды можно, играя в «Тренера и спортсменов».
- Для закрепления и контроля знаний тоже используется игра. Это игры “Bingo-Spiel” , “Wortsalat”, “Buchstaben-Bingo”, “Sonntag ruft Montag”, «Цвет, цвет, выходи» и другие.
Помогает учителю также использование игровых приёмов с предметами. Например, с мячом. Мяч можно использовать в любой ситуации, при изучении различных тем. Темп игры быстрый, позволяющий охватить достаточно объёмный материал.
Игра является перспективной формой обучения, так как она способствует созданию благоприятного психологического климата на уроке, усиливает мотивацию и активную деятельность учащихся, повышает эффективность учебного процесса, помогает сохранить интерес учащихся к изучаемому предмету.
4. Практика преподавания иностранных языков показывает, что высокая эффективность обучения иноязычной речи и развитие творческих способностей учащихся достигается в том случае, если организовать это обучение в интеграции с другими видами деятельности, такими как рукоделие, рисование, танцы, музыка, что способствует формированию всесторонне развитой личности школьника.
Использование песен на уроке повышает интерес к предмету, содействует эстетическому воспитанию, развитию музыкального слуха, памяти, снижает утомляемость. Ребята с удовольствием разучивают песни на иностранном языке. Музыка и пение помогают без особого труда более прочному усвоению и расширению лексического запаса, так как песенные тексты включают новые слова и выражения. В песнях уже знакомая лексика встречается в новом контекстуальном окружении, что способствует её активизации. На песенной основе значительно легче усваивается грамматический материал. Песня является стимулом для развития речевых навыков и умений, а также может выступать как своего рода релаксация в середине или конце урока, когда дети устали.
Существует интересная российская традиция – заменять слова хорошо известных песен и составлять из них попурри. Это может быть оригинальным приёмом в изучении иностранного языка и развития творческих способностей учащихся. Составление музыкальных спектаклей из отрывков известных песен – ещё один интересный приём работы с песнями. Можно проводить песенные уроки. На таком уроке можно не только спеть все песни, изученные за год, но и устроить музыкальные состязания.
5. Одним из эффективных приёмов развития творческих способностей учащихся является использование стихотворений и рифмовок. Их можно использовать в фонетической зарядке, при предъявлении лексических единиц, при изучении грамматики, поскольку эта форма наиболее удобна для запоминания и фонетической отработки материала. Некоторые стихи и рифмовки помогают воспитывать у ребят нравственные качества, культуру поведения, уважительное отношение друг к другу и другим людям. Заучивание небольших по объёму стихов и рифмовок не требует от учащихся больших усилий и служит эффективным средством усвоения языкового
материала. В группе учащихся с высоким уровнем подготовки можно устраивать конкурсы на лучший поэтический перевод или даже на лучшее стихотворение, сочинённое на иностранном языке, что поможет учащимся проявить свои творческие возможности в полной мере.
6. Учащиеся без труда и с удовольствием будут усваивать новый лексический материал, если им на помощь придут любимые сказочные герои из различных инсценировок. Можно устраивать инсценировки - костюмированные шоу. Например, “Wir sind unsere Märchenfiguren”. Дети заранее готовят маски выбранных персонажей, учат весёлые песенки, стишки и рифмовки, развешивают свои рисунки, представляющие какие-либо сказки. На уроке дети разыгрывают маленькие сценки из сказок, представляя своих героев, играют в игры, поют и танцуют с симпатичными сказочными героями.
Если есть возможность организовать в школе театр на немецком языке, то это сильно повысит мотивацию учащихся к изучению немецкого языка и даст им возможность развивать свои творческие способности и таланты. Учащиеся нашей школы занимаются в кукольном театре сельского Дома культуры «Колобок». Результатом сотрудничества школы и Дома культуры стал совместный проект – кукольный спектакль на немецком языке “Wie die Schildburger Salz anbauten”, с которым учащиеся школы успешно выступили на фестивале иностранных языков в г Балаково и заняли призовое место в одной их номинаций.
7. Одним из приёмов развития творческой активности учащихся на уроках иностранного языка является проведение уроков – праздников, которые способствуют прочному усвоению изучаемого материала, развивают личностные качества учащихся. Подготовку урока – праздника лучше всего построить как работу над проектом по теме «Обычаи и традиции страны изучаемого языка». В ходе работы над проектом можно активно сотрудничать с учителями технологии, музыки, изобразительного искусства, активно привлекать родителей учащихся. Так, на уроках технологии можно
сшить маскарадные костюмы для карнавала, изготовить предрождественский календарь, подготовить различные праздничные атрибуты для украшения кабинета к празднику, что создаст атмосферу веселья, ожидания сказки, приятных сюрпризов, неожиданных загадочных событий. Интересно будет для учащихся изготовление из теста фигурок или рождественских лепёшек по рецепту на немецком языке. На уроках ИЗО учащиеся могут раскрашивать пасхальные яйца, нарисовать свои записки-желания, которые кладутся под рождественскую ёлку. Рассказывая короткие стихи, одновременно можно их рисовать красками, фломастерами. Это развивает творческое воображение. Задания такого рода, благодаря своей наглядности, способствуют формированию творческой активности.
8. Информационные компьютерные технологии заняли прочное место в процессе обучения иностранному языку. Использование компьютерных программ повышает познавательную активность и мотивацию учащихся. Презентации, подготовленные учащимися, можно применять на уроках, на внеклассных мероприятиях, в различных конкурсах и проектах. Здесь творчество учащихся может проявляться безгранично. Подключив сюда переписку с зарубежными партнёрами по почте и через Интернет, можно получить очень хорошие результаты. Так, в декабре 2008 г учащиеся 9-го класса подготовили на основе материала, присланного друзьями по переписке из Германии, презентацию «Пожарное дело в Германии» для участия в областном конкурсе по противопожарной тематике.
Все выше перечисленные приёмы работы на уроках иностранного языка направлены на развитие творческих и изобретательных способностей учащихся. И, конечно же, наша задача при обучении иностранному языку – увлечь, а не развлечь; научить, а не навредить; развить, а не забить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Некоторые приемы развития творческих способностей учащихся на уроках иностранного языка
В данной работе представлены приемы развития творческих способностей учащихся на уроках немецкого языка....
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.
В данной статье представлен опыт работы с учащимися в форме творческого проекта. Представлены индивидуальный творческий проект, коллективный долгосрочный творческий проект для разновозрастных учащихся...
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.презентация к статье
презентация к статье РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ....
Стих как методический приём для развития творческих способностей учащихся.
В своей статье автор советует учителю английского языка познакомить своих учеников со стихотворением В Вордсворта "Нарциссы" на английском языке и в переводе С.Маршака "Златооки". Вордсвор...
Использование приёмов театрализации на уроках истории как средство развития творческих способностей учащихся
использование приёмов театрализации на уроках...
Обобщение опыта «Творческие задания на уроках русского языка и литературы как средство развития творческих способностей учащихся»
Как почувствовать вкус родного слова? Как помочь ученику успешно развивать своё речевое творчество? Как побудить к созданию стихотворений, сказок, рассказов? Эти вопросы постоянно задаёт себе современ...