Некоторые приемы развития творческих способностей учащихся на уроках иностранного языка
статья по теме
В данной работе представлены приемы развития творческих способностей учащихся на уроках немецкого языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskaya_rabota.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Творческая работа
Некоторые приемы развития творческих способностей учащихся на уроках иностранного языка
Учитель немецкого языка
высшей квалификационной
категории моу «Сош №1
г.Калининска
Саратовской области»
Комиссарова И. А.
Творчество и творческая деятельность определяют человека, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но практический смысл. Жизнь становится разнообразнее и сложнее, она чем дальше, тем больше требует подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Подвижности требует и современное производство. Человеку с творческим складом ума легче не только сменить профессию, но и найти творческую “изюминку” в любом деле, достичь высоких результатов. Современному обществу нужны творческие личности, критически мыслящие, создающие новые технологии, предлагающие нестандартные решения проблем, способные свободно реализовывать себя. Поэтому перед учителем вырастает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый из тех, кто сейчас ходит школу, вырос инициативным, думающим человеком, способным на творческий подход к любому делу. Иностранный язык как учебная дисциплина вносит свою лепту в воспитание такой социально активной личности.
Проблема развития творческих способностей непростая и многоаспектная. Как же добиться творческой активности учащихся в усвоении знаний на уроках иностранного языка? Как сохранить и развить интерес учащихся к изучению иностранного языка? Какими методами и приёмами можно добиться комплексного развития творческих способностей учащихся?
Дать ответы на эти вопросы учителю поможет решение следующих задач:
- Включать детей в разнообразную деятельность. Это достигается специально подобранными видами практических работ, стимулирующих творческую деятельность учащихся.
- Выработать умения, позволяющие учащимся быстро осваивать новые виды деятельности, то есть переносить знания и навыки в новую область применения.
- Развивать сообразительность и быстроту реакции при решении различных новых задач, связанных с практической деятельностью.
Педагогический процесс должен строится таким образом, чтобы обеспечить в дальнейшем проявление и максимально возможное развитие творческих способностей. В своей педагогической практике я опираюсь на личностно-ориентированный подход в обучении иностранному языку и представляю учащегося активным субъектом учебной деятельности. Личностно-ориентированное обучение как раз направлено на то, чтобы создать такие условия, которые способствовали бы развитию каждого ребенка и его механизмов самореализации, адаптации, саморегуляции, самовоспитания.
По моему мнению, на уроках иностранного языка является необходимым применение различных технологий в поиске оптимально эффективных способов развития творческих способностей учащихся. Для решения поставленных задач я считаю целесообразным применение в своей работе таких педагогических технологий, как технология проектного обучения, технология интегрированного урока, информационно-коммуникацонная технология.
Являясь личностно ориентированной, проектная технология обеспечивает благоприятные условия для самопознания, самовыражения и самоутверждения детей. Она стимулирует развитие таких основных качеств креативности, как беглость, гибкость и оригинальность мысли, активное творческое саморазвитие, интеллектуальная самостоятельность учащихся. Образовательная и воспитательная ценность проектов заключается в межпредметных связях, которые способствуют развитию у учащихся познавательной активности, воображения, самодисциплины, навыков совместной деятельности и умений вести исследовательскую работу.
В первые годы изучения иностранного языка учащиеся выполняют минипроекты. Например, такие как, „Das bin ich“, „Meine Familie“, „Unsere Schule“ и другие. Конечным результатом данной деятельности являются коллажи, постеры или стенгазеты.
У учащихся средних классов особый интерес вызвал проект «Мы ищем следы иностранного языка вокруг нас»(Wir suchen die Spuren der Fremdsprachen ringsherum) . В данном проекте принимали участие дети, изучающие немецкий и английский языки.
Цель данного проекта – найти «следы» иностранного языка в речи, в музыке, в литературе, в быту и т.д. Участие в данном проекте расширяет кругозор учащихся, их словарный запас, развивает их познавательные интересы и творческие способности, позволяет им оперировать фактами и сведениями из реальной жизни, с которыми они сталкиваются повседневно. Участники проекта учатся добывать необходимую информацию, пользуясь различными источниками, анализировать её, делать обобщения и выводы. Данный проект позволяет решить проблему мотивации, создать положительный настрой в изучении иностранного языка.
Результатом проделанной работы явились презентации, буклет и тест для проверки знаний, выполненные учащимися с помощью учителя на компьютере.
Учащимся старших классов предлагается работа над проектом «Deutsche in Russland». Работая над проектом, учащиеся находили, анализировали и систематизировали информацию об известных в России немцах. Применяя свои творческие способности, результаты проекта были оформлены детьми в виде компьютерной презентации.
По моему мнению, развитию творческих способностей учащихся способствует интегрирование в процесс обучения иностранному языку таких видов деятельности, как музыкальная и художественная.
Для повышения эффективности обучения иностранному языку необходимо использовать эмоции учащихся в этом процессе. Комплексное решение практических, образовательных, воспитательных и развивающих задач обучения возможно лишь при условии воздействия не только на сознание учащихся, но и проникновения в их эмоциональную сферу. Музыкальная и художественная деятельность помогают создать положительный эмоциональный настрой детей и в непринуждённой обстановке решать задачи урока, развивая их творческие способности.
Используя музыкальные произведения, я предлагаю детям следующие задания:
- Прослушать музыкальное произведение, записать слова, выражения, предложения к данному произведению
- Составить рассказ по прослушанному музыкальному произведению
- Подобрать музыкальное произведение к тексту (частям текста)
- Написать письмо композитору прослушанного произведения
- Прослушав музыкальные произведения, пригласить друга на концерт, объяснив свои предпочтения.
- Рассказать о музыкальном произведении от имени композитора/музыканта/зрителя
- Представить свое любимое музыкальное направление, произведение, используя музыку на уроке
Музыка является стимулом для развития творческих способностей учащихся. Благодаря музыке дети знакомятся с культурой страны изучаемого языка, её музыкальной жизнью, творчеством знаменитых музыкантов. В старших классах при изучении темы «Kreativ Kultur erleben» я провожу урок - музыкальную гостиную, где звучат произведения немецких композиторов, а дети выступают в роли конферансье, представляя композиторов и их произведения.
Наряду с музыкой, я использую также потенциал изобразительного искусства в обучении иностранному языку. Воздействуя на чувства и эмоции детей, на их образно-художественную память, изобразительное искусство помогает формированию и развитию лексических навыков, когда дети рисуют предметные картинки по различным темам. Развивая навыки монологической речи по таким темам, как «Семья», «Школа», «Каникулы», «Дом. Моя комната», «Хобби» и другим, дети рисуют своё монологическое высказывание. На основе рисования я провожу также работу для развития навыков аудирования. Детей привлекают такие задания, в которых им предлагается проиллюстрировать предъявленный текст . Интегрирование иностранного языка, музыки и рисования происходит, когда дети иллюстрируют музыкальное произведение и рассказывают о том, что они представляют, когда слушают его.
Работая над чтением текста, интегрирую в процесс обучения художественную деятельность и предлагаю учащимся следующие творческие задания:
- Нарисовать рисунок, иллюстрирующий название текста.
- Нарисовать портреты главных героев и организовать портретную галерею.
- Нарисовать рисунки к наиболее понравившимся местам в тексте.
- Изобразить в виде комиксов содержание текста.
- Нарисовать наиболее понравившуюся историю из текста, разрезать на частии предложить соседу по парте собрать ее и рассказать об этом эпизоде.
- Создать коллаж (плакат) по тексту.
Также я предлагаю учащимся рисовать сюжетные картинки, которые могут состоять из нескольких серий. Данные рисунки служат основой для организации речевой практики учащихся. Используя данные рисунки, учащиеся выполняют такие задания:
- Придумывают легенду об изображенных на картинках героях
( имя, возраст, где живет, семья и т.д.)
- Описывают сюжеты, называя действия, место действия, время
- Придумывают начало и конец истории
- Составляют диалоги между изображенными героями
- Рассказывают историю от имени разных героев
Использование произведений живописи на уроках способствует формированию эстетического вкуса у детей, углублению знаний по страноведению страны изучаемого языка, стимулирует развитие речевых навыков и умений. Поэтому при изучении темы «Bildende Kunst» я предлагаю учащимся «посетить картинную галерею», используя компьютерную презентацию. Дети работают в двух группах. Первая группа - экскурсоводы делают сообщения о художниках, рассказывают о картинах. Вторая группа – посетители выражают свое мнение об увиденном и услышанном, задают вопросы.
При решении таких задач, как расширение и активизация лексического материала, применяю упражнения, которые способствуют развитию таких основных качеств креативности, как беглость, гибкость и оригинальность мысли, активное творческое саморазвитие.
1. Цепочка слов.
Учащимся дается одно слово, последняя буква которого образует первую букву нового слова. Можно писать слова по определенной теме, определенного вида (существительные, глаголы и т.д.).
Krokodil – Löwe – Elefant – Tiger - …
2. Слова алфавита.
Дается одна буква. Нужно образовать как можно больше слов, которые начинаются с этой буквы.
A Apfel Anfang aktiv Angst
Affe alle Arbeit August
3. Я представляю себя.
Ученики должны написать к каждой букве своего имени слова, которые лучше всего его характеризует.
Interessant
Reise gern
herzlIch
Nett
Aktiv
4. Ассоциограмма.
Учащиеся должны написать слова к ключевому слову, понятию, картинке.
Stadt (Autos, Strassen, fahren, Schulen, Verkehr, Parks, Busse, Stadtbewohner).
5. Изменение перспективы.
Ученикам нужно написать историю, небольшой рассказ от лица другого персонажа. Например, после прохождения темы «Осень» можно предложить учащимся рассказать об этом времени года от лица солнца, ветра, листочка, воробья. После изучения темы «Овощи. Фрукты» дети могут приготовить рассказ от имени какого-либо овоща или фрукта.
Ich bin ein Spatz. Ich bin grau und klein. Ich fliege im Herbst in warme Länder nicht. Der Herbst gefällt mir. Der Herbst ist die schönste Jahreszeit. Die goldenen Blätter liegen auf der Erde. Es ist schon kalt. Ich wohne auf dem Dach eines Hauses. Die Menschen füttern mich.
Ich heiße Mohrrübe. Ich bin rotgelb und nicht rund. Ich bin dünn und nett. Ich wachse im Gemüsegarten auf dem Beet. Die Menschen essen mich gern. Die Frauen machen aus Mohrrüben verschiedene Salate. Ich habe viele Freunde. Das sind Kartoffeln, Tomaten, Gurken, Zwiebeln und andere.
Неоценимый вклад в развитие творческих способностей учащихся вносит внеурочная деятельность по предмету. Кроме того она способствует расширению сферы применения навыков и умений, приобретенных в обязательном курсе, и расширению языковой среды. В своей работе я использую разные формы внеклассной работы: утренники, конкурсы, викторины, инсценирование сказок. Так в начальных классах проводится «Праздник букваря»( Das ABC-Fest), где учащиеся имеют возможность проявить свои артистические способности.
Особое место во внеклассной работе я отвожу инсценировке сказок. Дети с большим удовольствием принимают участие в таких сказках, как «Der Wolf und sieben Geißlein“, «Hänsel und Gretel» на немецком языке, «The Snow White and Seven Dwarfs» на английском языке. Участие в сказках даёт мощный стимул к овладению иностранными языками. Атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности дают возможность преодолеть стеснительность, мешающую им употреблять в речи слова чужого языка, что благотворно сказывается на результатах обучения.
Участие во внеклассных мероприятиях способствует снятию психологических барьеров, мешающих самовыражению, раскрепощению учащихся, стимулирует развитие инициативы школьника, его творческих способностей.
Таким образом, как видно из всего выше сказанного, есть множество средств для развития творческих способностей учащихся на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности, которые не позволяют оставить учеников равнодушными к изучению иностранного языка, делают урок интереснее, оживленнее и разнообразнее, помогают избавиться от скуки и усталости на уроке. Изучение иностранного языка не должно превращаться в скучную и рутинную работу. Оно должно быть увлекательным путешествием в мир неизведанного, но чего-то очень интересного, где каждый смог бы почувствовать себя первооткрывателем и раскрыть свои творческие способности.
Библиографический список
1. Бикеева А.С. Некоторые приемы развития творческих способностей учащихся на уроках иностранного языка / Иностранные языки в школе, 2005, № 2
2. Винокурова Н.К. «Развитие творческих способностей учащихся»: / М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 2004
3. Белякова М.А. Международная проектная деятельность как способ раскрытия творческого потенциала личности ученика / Иностранные языки в школе, 2007, № 3
4. Владыко О.А. Проектная методика – эффективное средство организации творческой и учебной деятельности на уроке иностранного языка / Иностранные языки в школе, 2007, № 4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Обобщение опыта работы....
Проектная деятельность как средство развития творческих способностей учащихся на уроках иностранного языка
Данная статья содержит материал из опыта работы методом проекта в профильном (филологическом) классе и общеобразовательных классах....
«Развитие творческих способностей учащихся на уроках иностранного языка в свете модернизации школьного образования»
Презентация к педсовету из опыта работы учителя французского языка....
РАБОТА СО СТРАНОВЕДЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТАна первую категориюТЕМА: РАБОТА СО СТРАНОВЕДЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА...
Проект как средство развития творческих способностей учащихся на уроках иностранного языка
Данный материал дает информацию о видах проектной деятельности, этапах проекта и предлагает фрагменты нескольких проектных работ, выполненных в разных клвссвх....
Развитие творческих способностей учащихся на уроках иностранного языка
Творчество и творческая деятельность определяют человека,поэтому формирование творческой личности приобретает не только теоретический,но и практический смысл....
Комментарии
Некоторые приёмы развития творческих способностей учащихся.
Некоторые приёмы развития творческих способностей учащихся.
одареность
интересный материал
приму на заметку
приму на заметку