Роль внеклассной работы во бучении иностранному языку
материал по немецкому языку
Из опыта работы по внеклассной работе в обучении иностранному языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Из опыта работы по внеклассной работе в обучении иностранному языку | 51.31 КБ |
Предварительный просмотр:
«Основная общеобразовательная школа с. Малоперекопное» –
филиал МАОУ СОШ с. Кормёжка
имени Ф.П. Полынина»
Балаковского района Саратовской области
Роль внеклассной работы
в изучении
иностранного языка
Выполнила: Потапова М.И.,
учитель немецкого языка
2024 г.
Роль внеклассной работы изучении иностранного языка
С 1: Иностранный язык сегодня — это не просто дань моде, это процесс получения знаний, которые пригодятся в дальнейшей жизни в современном обществе, развивающемся в направлении к всеобщей глобализации. Изучение иностранных языков относится к числу наиболее актуальных вопросов образования. Сложностью изучения иностранного языка является то, что изучение иностранного языка происходит вне языковой среды и ограничено во времени.
Одним из существенных факторов, способствующих успешному обучению иностранному языку, является - организация внеклассной работы. Известно, что изучаемый на уроке языковой материал, как правило, не находит применения в жизненной практике школьников, и именно внеклассная работа может стать дополнением к учебной работе, способствовать закреплению и применению усвоенных обучающимися знаний, расширить их общий кругозор.
С 2: В методической литературе дается определение внеклассной работе по иностранному языку: «Внеклассная работа - различные виды деятельности учащихся воспитательного и образовательного характера, организуемые и проводимые школой во внеурочное время».
Целями внеклассной работы по иностранному языку являются:
- расширение и углубление знаний, умений и навыков в овладении иноязычной коммуникативной деятельностью;
- стимулирование интереса учащихся к изучению предмета;
- всестороннее развитие личности, включая интеллектуальную, эмоционально-волевую и духовно-нравственную сферы.
Внеклассная работа по иностранному языку решает такие задачи:
- усовершенствование знаний, привычек и умений, приобретенных на уроках иностранного языка;
- помощь ребёнку в формировании мировоззрения;
- развитие их творческих способностей, самостоятельности, эстетичных вкусов;
- воспитание любви и уважения к людям своего родного края и страны, язык которой изучается.
С 3: Внеклассная работа строится на следующих принципах:
Принцип связи обучения с жизнью.
Реализация этого принципа позволяет обеспечить тесную связь внеклассной работы по иностранному языку с условиями жизни и деятельности ребёнка. Основные условия реализации этого принципа, следующие:
- систематическое ознакомление подростков и старших школьников с актуальными событиями в жизни нашей страны и за рубежом;
- широкое использование краеведческого материала;
- встречи с людьми, использующими иностранный язык в своей профессиональной деятельности;
- включение материалов на иностранном языке в общешкольные мероприятия;
- использование на внеклассных занятиях материалов из жизни школы;
- привлечение материалов переписки с зарубежными школьниками к работе над избранной тематикой.
Принцип коммуникативной активности учащихся.
Предпосылкой более высокой коммуникативной активности учащихся во внеклассной работе является возможность выбрать наиболее интересующий и доступный вид деятельности: ведение переписки с зарубежными друзьями, чтение книг на изучаемом языке, развитие умений и навыков устной речи на занятиях драматического кружка и т.д. Большое значение для стимулирования коммуникативной активности имеет не только разнообразие видов деятельности, но и её содержательная сторона. Использование новых, неизвестных учащимся материалов, их познавательная ценность и занимательность вызывают потребность в общении, повышают его качественный уровень.
Принцип учета уровня языковой подготовленности учащихся и преемственности внеклассной работы с уроками иностранного языка.
Принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.
Умелое сочетание коллективной, групповой и индивидуальной форм работы основано на хорошем знании учителем контингента учащихся, их интересов, возможностей, планов. Это позволяет оптимально подобрать партнёров, распределить их роли. Индивидуальные, групповые и коллективные виды деятельности должны органически сочетаться между собой. В этом отношении наиболее благоприятным является включение на определённом этапе индивидуальной и групповой деятельности в деятельность коллективную, в результате чего происходит объединение личных мотивов и переживаний с мотивами и переживаниями коллектива.
Принцип межпредметных связей в подготовке и проведении внеклассной работы по иностранному языку.
Значение этого принципа обусловлено, во-первых, единством конечной цели всего учебно-воспитательного процесса школы – формирование всесторонне развитой, гармоничной личности, во-вторых, единством духовной сущности человека, которого невозможно воспитывать и обучать по частям. В осуществлении межпредметных связей реализуется одно из требований системного подхода к проводимой работе по обучению и воспитанию подрастающего поколения. С учётом этого требования внеклассная работа по иностранному языку должна проводиться не изолировано, а в тесной взаимосвязи с другими учебными предметами. Использование интересных материалов по географии, истории, литературе и другим предметам в работе кружков клубов знатоков страны изучаемого языка обогащает внеклассную работу по иностранному языку, способствует повышению интереса к ней учащихся и качества её проведения.
Все вышеназванные принципы дополняют друг друга и в комплексе обеспечивают целенаправленное, последовательное, систематическое и разностороннее влияние на развитие личности.
С 4: В практике школы традиционно различают три формы внеклассной работы: групповые, массовые и индивидуальные. В основу такого распределения возложен признак количественного охвата участников. Эти формы могут переплетаться.
К первым относятся кружки, секции КИДа, клубы, редколлегии газет и радиопередач на иностранном языке. Они функционируют постоянно, занятия проводятся один или два раза в неделю.
Массовые формы внеклассной работы не имеют четкой организационной структуры. К ним относят такие мероприятия как вечера художественной самодеятельности, фестивали, конкурсы, карнавалы, тематические вечера и т.п. Эти мероприятия проводятся эпизодически.
Индивидуальная внеклассная работа проводится с отдельными учениками, которые готовят сообщение или доклад о стране, язык которой изучается, о значительных датах и событиях, выдающихся людях, разучивают стихи, песни, отрывки из литературных произведений на иностранном языке, изготовляют наглядные пособия, оформляют стенгазеты, альбомы, стенды и т.п. Индивидуальная работа может проводиться постоянно или эпизодически.
С 5: Наиболее популярной формой внеклассной работы является кружковая работа, которая в отличие от других форм, проводится систематически.
В нашей школе работает кружок «Юный полиглот». На занятиях кружка ребята могут углубить свои знания немецкого языка и получить первоначальные знания по английскому и французскому языкам.
С 6: В качестве отчёта о работе кружка для родителей мы включаем небольшие художественные номера в различные мероприятия, например, в родительское собрание.
С 7: Большое значение в работе кружка мы уделяем переписке с нашими немецкими друзьями. Долгое время летели бумажные письма и поздравительные открытки из Германии в наше село.
С 8: С появлением в нашей жизни Интернета переписка изменилась, стала проще и быстрее. Можно даже получить электронное голосовое поздравление от партнёра по переписке. Теперь обучающиеся могут услышать настоящую немецкую речь.
С 9: У нашей школы есть возможность принимать в гостях немецких друзей, общаться с ними вживую.
С 10: А когда занятие ведёт преподаватель из Германии, то интерес к немецкому языку возрастает.
С 11: Работает в нашей школе и театр на немецком языке. Ребята охотно участвуют в небольших сказках и сценках.
С 12: Для привлечения обучающихся к внеклассной работе по немецкому языку и для демонстрации родителям того, что умеют их дети, мы включаем в общешкольные праздники отдельные художественные номера. Новый год
С 13: Массовой формой внеклассной работы является проведение праздников на немецком языке. Например, праздник, посвящённый Пасхе в Германии.
С 14: "Познание начинается с удивления" - эта фраза Аристотеля ставит удивление на первое место как важную эмоцию при обучении и мотивации детей. Поэтому, чтобы заинтересовать детей, я пытаюсь их удивлять. Для этого в нашем кружке в рамках работы по страноведению организован отдел коллекционирования. Это очень большой отдел, который включает в себя подразделы. Самый большой подраздел связан с Германией. Это видовые открытки. Собирать их нам помогали наши немецкие друзья по переписке, многое было привезено из поездок.
С 15: Берлин – столица Германии
С 16: Столицы федеральных земель
С 17: Пейзажи Германии
С 18: Города Рейна – великой немецкой реки. Этот материал мы используем как во внеклассной работе, так и на уроках, что позволяет сделать их более наглядными и интересными.
С 19: Коллекция вымпелов немецких городов и немецкие значки
С 20: Магниты немецких городов, из которых мы пытаемся составить карту Германии.
С 21: Есть у нас раздел, который называется «Сувениры со всего света». Это открытки, магниты и брелки для ключей европейских столиц.
С 22: Коллекция брелков
С 23: Но мы не только собираем это всё, но обязательно ищем информацию об этих городах и странах. Это развивает кругозор наших обучающихся.
Когда мы начинаем изучать немецкий язык во втором классе, я показываю это всё младшеклассникам, и они сразу загораются интересом к предмету.
С 24: Индивидуальные и групповые формы внеклассной работы — это подготовка и участие в конкурсах различного уровня. Наши обучающиеся принимают активное участие в конкурсах и занимают призовые места.
С 25: Каждый учитель должен работать с одарёнными детьми. Поэтому выявление талантливых детей и подготовка их к участию в олимпиадах по иностранному языку играет немаловажную роль во внеклассной работе по иностранному языку.
Таким образом, внеклассная работа играет важнейшую роль в процессе обучения иностранному языку в школе. Она позволяет не только развить умения и навыки, полученные учащимися на уроках иностранного языка, но и реализовать свой творческий потенциал и креативное мышление. В процессе внеклассной работы учащиеся развивают личностные качества, что также представляет особую важность в процессе социализации и межкультурного общения.
Нельзя не согласиться с Гарольдом Пальмером: “Изучение языка имеет начало, но не имеет конца”. Внеклассная работа открывает широкие возможности в привитии любви к иностранному языку, в поддерживании постоянного интереса при изучении его.
Список использованной литературы
1. Гез Н.И. Методика обучения иностранному языку в средней школе. - М.: Высшая школа, 1982.
2. Рогова Г.В. Методика обучения иностранному языку в средней школе. - М.: Просвещение, 1991.
3. Савина С.И. Внеклассная работа по иностранным языкам в средней школе. - М.: Просвещение, 1991.
4. Усольцева Т. А. Внеурочная деятельность как один из факторов привития интереса к изучению английского языка. - МБОУ СОШ № 1 Приморский край, п.г.т. Кировский, 2023.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль внеклассной работы в обучении немецкому языку.
Внеклассная работа по немецкому языку дает возможность ученикам использовать немецкий язык как средство общения,показывает широкие возможности его использования,доказывает необходимость его изучения!...
Формы внеклассной работа при изучении иностранного языка
Процесс организации внеклассной работы по иностранному языку можно рассматривать как систему. Система включает совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих организационных форм, методов и видов вн...
Роль внеклассной работы по русскому языку старших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Роль внеклассной работы по русскому языку старших школьников с ограниченными возможностями здоровья....
О роли внеклассной работы по иностранным языкам в воспитании учащихся
Одной из проблем, которые нам, учителям, приходится решать, является недостаток интереса учащихся к изучаемым предметам, что, как правило, приводит к снижению результатов обучения. Чтобы активизироват...
О роли внеклассной работы по иностранным языкам в воспитании учащихся
Одной из проблем, которые нам, учителям, приходится решать, является недостаток интереса учащихся к изучаемым предметам, что, как правило, приводит к снижению результатов обучения. Чтобы активизироват...
Роль внеклассной работы по обучению иностранному языку
Роль внеклассной работы...
Публикация статьи "Роль внеклассной работы при изучении нмецкого языка"
Публикация статьи: " Роль внеклассной работы при изучении немецкого языка"...