Методические рекомендации по ведению Языкового портфеля учащихся начальных классов по иностранному языку на основе ФГОС для формирования мотивации к изучению ИЯ
материал по немецкому языку

Флюра Хаббаровна Сакинова

Языковой портфель как технология соответствующая ФГОС в области языкового образования, предъявляемые к качеству обучения иностранному языку на начальной ступени общего школьного образования  закладывает основу для формирования у младших школьников:

 - базовых коммуникативно-речевых компетенций по иностранному языку; межкультурной компетенции; самооценки при овладении иностранным языком;

- уважения к другим языкам и культурам и чувства гордости за свою страну, город, школу, семью. Языковой портфель может быть использован учащимися 7-10 лет в процессе изучения иностранного языка. Языковой портфель не заменяет деятельность по обучению иностранным языкам, а сопровождает ее в процессе формирования коммуникативной и межкультурной компетенции учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по ведению Языкового портфеля учащихся начальных классов по иностранному языку на основе ФГОС для формирования мотивации к изучению ИЯ

Языковой портфель как технология соответствующая ФГОС в области языкового образования, предъявляемые к качеству обучения иностранному языку на начальной ступени общего школьного образования  закладывает основу для формирования у младших школьников:

 - базовых коммуникативно-речевых компетенций по иностранному языку; межкультурной компетенции; самооценки при овладении иностранным языком;

- уважения к другим языкам и культурам и чувства гордости за свою страну, город, школу, семью. Языковой портфель может быть использован учащимися 7-10 лет в процессе изучения иностранного языка. Языковой портфель не заменяет деятельность по обучению иностранным языкам, а сопровождает ее в процессе формирования коммуникативной и межкультурной компетенции учащихся.

Цели, реализуемые с помощью технологии «ЯП» для начальной школы заключается в следующем:

работа с ЯП позволяет ученику:

1.повысить свою мотивацию в изучении иностранного языка  осознать ценность межкультурного общения в своей стране и за ее пределами;

2. правильно организовать самостоятельную работу по овладению иностранным языком;

3.оценить свой уровень владения иностранным языком;

4. определить( вместе с учителем) наиболее рациональные способы совершенствования своих знаний и умений;

работа с ЯП позволяет учителю:

  1. повысить  мотивацию в преподавании иностранного языка;
  2. 2. Планировать свою деятельность, ориентируясь на конкретные коммуникативные умения, отраженные в ЯП как цели обучения;
  3.  Помочь каждому ученику осознать свой индивидуальный путь овладения языком и тем самым сформировать автономность обучающегося;
  4.  Осознать важность проблемы поддержки языкового многообразия в классе, школе и развития многоязычия отдельной личности;
  5. Вносить необходимые коррективы в процесс обучения на основе полученной информации;
  6. Повысить свое профессионально- методическое мастерство;
  7. Языквой портфель для начальной школы представляет собой пособие – иллюстрированный Дневник, который красочно и ярко оформлен и содержит ясные и занимательные задания, понятные и интересные детям. В ЯП ученик фиксирует свои достижения и опыт в овладении иностранным языком.

Работа с ЯП важна для детей, поскольку:

  1. Маленькому ученику важно осознание успеха – причем такого успеха, который может быть «осязаем», который можно подержать в руках;
  2. Младшие школьники стремятся получить оценку себе и своей деятельности со стороны взрослых – тольк так развивается их самооценка, ЯП представляет возможность взаимодействия ребенка со взрослыми( учителем, родителями) в оценке своих результатов;
  3. Помогает маленькому ученику увидеть смысл в том, чтоон делает, и развивать свою ответственность;
  4. Работа с ним развивает все психические процессы детей – восприятие, мышление, внимание, память и воображение.

ЯП ученика начальной школы рекомендуется использовать, как часть Порфеля достижений учащихся (портфолио), с оформлением титульного листа на иностранном языке.

ЯП включает в себя 3 раздела, которые предваряются первой страницей, представляющей информацию о целях ЯП и заканчивается последней страницей, которая подводит итоги изучения иностранного языка и заполняется учителем.

ЯП состоит из следующих разделов:

Раздел 1- «Языки, которые я знаю» выполняет функции:

1.социальую – формирование интереса к другим языкам и культурам;

2. педагогическую – определения своего уровня владения языком.

Раздел 2- « Мои успехи»- выполняет педагогическую функцию: формирование самостоятельной оценки детьми своих успехов в изучении иностранного языка как средства межкультурного общения.

Раздел 3 – « Копилка» - реализует информационную функцию: демонстрация учащимися своих достижений в виде конкретного продукта.

Содержание разделов:

В разделе 1- «Языки, которые я знаю» ученик:

  1. Описывает свой опыт изучения языка и межкультурного общения;
  2. Определяет свой уровень владения соответствующим языком;                                                                                         При выполнении заданий раздела учащиеся должны задуматься, какой язык является языком общения в семье и на каких языках могут общаться их родственники, приходят к выводу, что очень важно знать не только языки, но и культурные традиции республик России, куда они поедут навестить своих близких, и зарубежных стран, они могут поехать в туристическую поездку с родителями. Важен даже незначительный опыт иноязычной коммуникации, так как он способствует осознанию обучающимися практической значимости изучения иностранных языков, развитию мотивации к их изучению. В данном разделе в обязательном порядке должны быть листы для самооценки с описанием коммуникативной задачи, которые входят в содержание целей для начальной школы. Контрольные листы самооценки предлагается заполнять в течение определенного периода с тем, чтобы проследить динамику качественного совершенствования речевых умений по данным двух диагностик: в конце 3 и 4 классов и определить уровень владения иностранным языком на основе таблицы самооценки самим учеником и с помощью учиеля. При этом учащийся может отметить, что ему удается свободно, что он умеет делать в ограниченных условиях, и что он выделяет в качестве цели работы над языком. В листах самооценки ученик может указать, что он достигает разного уровня по отдельным видам деятельности.

В разделе « Мои успехи» предлагаются контрольные листы для самооценки по четырем видам речевой деятельности: аудирование, говорение, чтение, письмо. С этой целью с учетом основных критериев оценки уровнем владения ИЯ для самооценки предлагается список типичных коммуникативных умений в 4 видах деятельности, которые тематически соответствуют программному материалу начальной школы. Ученики самостоятельно оценивют свой прогресс в овладенииИЯ, отмечая здесь свои достижения в аудировании, говорении,чтении и письме закрашиванием прямоугольников. При закрашивании ученик руководствуется правилами, с которыми его знакомит учитель:

  1. Я  могу это делать- закрашивается половина прямоугольника
  2. Мне это легко удается – закрашиваетсч весь прямоугольник
  3. Это моя цель( не умеет это делать)- ставится восклицательный знак «!»
  4. Мнение учителя отмечается знаком «+»

В рамках каждого вида деятельности рекомендуется разместить пустые прямоугольники или картинки, в которые ученик может вписать то, что по его мнению, он также умеет и может делать. Большую часть данного раздела должны занимать контрольные листы самостоятельного оценивания языковых умений по отдельным темам, в которых видно, что надо изучить, что уже освоено и насколько хорошо. Обязательна проверка результатов самооценки, так ученик должен доказать свою компетенцию или в результате беседы с учителем, или в результате проверки с помощью упражнения. Оценить свои собственные способности – непростая задач для детей, поэтому ученика нужно подготовить к самооценке, которое ему предлагает ЯП. В зависимости от вида компетенции и в рамах определенного уровня учитель может задать ученику вопросы типа: «  Как ты думаешь, ты можешь описать свою семью?» - и предложить поразмышлять над конкретными критериями: способен ли ученик при этом описать свою маму, рассказать о ее профессии и т.д .Подобные виды деятельности обеспечивают осознанное овладение языком и помогаю ученикам развивать свои учебные умения и отношение к изучению языков и культур.

 Учитель помогает ученику не просто фиксировать его достижения, но и показывает, что еще ему нужно выучить, чему научиться, чтобы уметь использовать иностранный язык. Учитель помогает ученикам осознать свои достижения и недостатки и выработать пути по совершенствованию своей работы над языком. После каждой изученной темы учитель и ученик обсуждают насколько успешно они поработали и что необходимо делать в дальнейшем.

Раздел –« Мои успехи» в обязательном порядке включает мониторинг выполнения диагностических и контрольных работ по предмету и рейтинговую оценку, которую заполняет учитель.  Этот раздел может содержать страничку « Мои любимые задания».

Третий раздел- « Копилка»- единственный раздел ЯП, с которым   дети работают постоянно, начиная с первого года обучения иностранным языкам. « Копилка» это специальная папка, в которую дети собирают продукты своего труда – результаты деятельности по овладению иностранным язык картинки с подписями на иностранном языком, которые они хотели бы сохранить и показать другим. Папка включает в себя «лучшие» с точки зрения учащегося работы, свидетельствующие об его успехах в овладении иностранным языком:- картинки с подписями на иностранном языке;

- лучшие письменные работы( не обязательно с отличными оценками)

- стихи и рассказы, написанные учащимися;

- индивидуальные и групповые проекты;

 - письма, открытки, фотографии

- грамоты, награды и другие формы признания достижений учащегося;

Особое место  в данном разделе ЯП следует отвести проектным работам. Учащиеся сами отбирают проекты для размещения их в разделе « Копилка».

Каждый год папка пополняется новыми материалами по выбору ученика, которые могут время от времени пересматриваться.  

Если ученик переходит в другой класс или школу из копилки выбираются образцы работ ученика и передаются в новую школу вместе с ЯП. Или при переходе в другую школу

Последняя страница ЯП предназначена учителю, который заполняет ее по окончании учеником начальной школы. Здесь учитель отмечает, какой язык изучал ученик в начальной школе, по каким программам и УМК. На этой странице дается характеристика сформированности компетенций ученика в разных видах речевой деятельности. Та или иная компетенция может быть:

- сформирована;

- находиться в процессе формирования;

- не сформирована;

В конце страницы необходима подпись учителя, дата и печать школы.

Титульный лист заполняется совместно с учителем на иностранном языке. Большую часть времени должна занимать работа с третьим разделом- « Копилкой»

 во 2 классе, а к разделам « Языки, которые я знаю» и « Мои успехи» в 3 и 4 классах.. Промежутки между проведением занятий по самооценке должны быть продолжительными, чтобы ученики могли осознать свои достижения. Использование технологии « Языковой портфель» требует совместной работы ученика и учителя.

Итоговая оценка по начальному уровню обучения определяется на основе итоговой диагностики предметных и метапредметных результатов по предмету «Иностранный язык», а также на основе положительных результатов, накопленных учеником в  Языковом портфеле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СТИХОТВОРЕНИЙ И РИФМОВОК КАК СРЕДСТВА МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА.

В СТАТЬЕ ДАНЫ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВЫКЛАДКИ ИПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СТИХОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА....

СТАТЬЯ НА ТЕМУ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СТИХОТВОРЕНИЙ И РИФМОВОК КАК СРЕДСТВА МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА. (английский язык)

СТАТЬЯ НА ТЕМУ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СТИХОТВОРЕНИЙ И РИФМОВОК КАК СРЕДСТВА МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА. (английский язык)...

Методические рекомендации по организации практических занятий студентов СПО по дисциплине иностранный язык.

Данные методические рекомендации помогут преподавателям   учреждений СПО организовать практические занятия  студентов на основе деятельностного и  компетентностного подходов к обучению,...

Методические рекомендации по выполнению студентами самостоятельной внеаудиторной работы учебной дисциплины Иностранный язык (Немецкий язык) по профессии СПО 19.01.17 Повар-кондитер

Данные Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплине Иностранный язык (немецкий) предназначены для студентов специальности   19.01.17 Повар-кондитер. Целью Ме...

Методические рекомендации по развитию творческих способностей учащихся начальной школы на занятиях хореографией посредством танцевальных игр

В данной работе представлен опыт автора по использованию танцевальных игр на занятиях хореографией в целях развития творческих способностей. Она содержит в себе как теоретическую часть с подробным опи...

Использование метода проекта для формирование ИКТ-компетентности учащихся начальных классов МБОУ ЛИТ в условиях реализации ФГОС

Использование метода проекта для формирование ИКТ-компетентности учащихся начальных классов МБОУ ЛИТ в условиях реализации ФГОС...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ: ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК ( АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК)

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы разработаны в соответствии с требованиями рабочей   программы  « Английский язык»...