Стратегия профессионального развития
статья
Цель программы развития - развитие профессиональных компетенций, соответствующих квалификационным требованиям профессионального стандарта педагога и эффективное использование личностных ресурсов, собственного потенциала для успешной самореализации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
strategiya_razvitiya_varsonovada.docx | 23.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 356
с углубленным изучением немецкого и английского языков
Московского района Санкт-Петербурга
196158 Санкт-Петербург, ул.Ленсовета, дом 68, лит.А
тел.:417-57-58, факс: 417-57-59; e-mail school356.spb@yandex.ru
ОКПО 52157449 ОГРН 1037821001327 ИНН/КПП 7810214814/781001001
Индивидуальная программа развития профессиональных компетенций в контексте профессионального стандарта педагога
учителя немецкого языка
Варсоновой Дарьи Александровны
(2019 - 2022 гг.)
по теме:
«Развитие дискурсивной компетенции при обучении иноязычной коммуникации как средство формирования готовности обучающихся
к межкультурному взаимодействию в контексте реализации ФГОС ОО»
Санкт-Петербург
Пояснительная записка
Актуальность программы развития. В жизни человека ведущую роль играет социальное взаимодействие, в процессе которого он сталкивается с особенностями разных стран, народов и культур. Одним из способов социального действия является межкультурная коммуникация как один из компонентов формирования поликультурной языковой личности и способности воспринимать другую ментальную картину мира. Без понимания особенностей иной культуры взаимодействие с ее представителями может оказаться затруднительным и привести к конфликтам. Одной из задач образования становится создание условий для гармоничного развития диалога культур среди обучающихся и получения ими опыта межкультурного взаимодействия. Межкультурное взаимодействие - это многогранный процесс, отражающий соприкосновение людей различных культурных групп в социальном пространстве, их поведение и интерпретативную деятельность. Успешность деятельности напрямую связана со свойством личности преодолевать языковые и культурные барьеры в процессе взаимодействия. В связи с этим иностранный язык - это одно из средств, позволяющее обучающимся вступать в межкультурное общение и осуществлять в будущем эффективную профессиональную деятельность.
Согласно ФГОС ОО овладение универсальными коммуникативными действиями связано с осуществлением коммуникации во всех сферах жизни, владением различными способами общения и взаимодействия и умением обосновать свою позицию, умением организовать сотрудничество и осуществлять совместную деятельность с людьми из другой культурной среды, разрешая конфликты на основе согласования позиций и учета интересов. Высокий уровень сформированности функциональной грамотности обучающихся предполагает способность решать не только учебные коммуникативные ситуации, но и жизненные, включая готовность к успешному взаимодействию с меняющимся миром, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий.
Цель программы развития - развитие профессиональных компетенций, соответствующих квалификационным требованиям профессионального стандарта педагога и эффективное использование личностных ресурсов, собственного потенциала для успешной самореализации.
Процесс формирования готовности обучающихся к межкультурному взаимодействию будет эффективным, если (гипотеза):
- Разработана и внедрена в образовательный процесс ОО модель развития дискурсивной компетенции обучающихся как средства формирования готовности к межкультурному взаимодействию, построенная на основе культурологического, системно–деятельностного, контекстно–коммуникативного и профессионально-ориентированного, включающая ценностно-целевой, контентно-программный, практико-ориентированный, аналитико-корректировочный компоненты, характеризующаяся гибкостью, способностью к трансформации, инновационностью и согласованностью процессов интериоризации и экстериоризации;
- Созданы и внедрены комплекты учебно-дидактических материалов для эффективного функционирования разработанной системы, характеризующиеся междисциплинарным характером обучения, интегрированностью, превентивизацией рисков и конфликтом в общении, аутентично–интерактивной направленностью и ценностно-рефлексивного отношения к деятельности.
Согласно поставленной цели и выдвинутой гипотезе сформулированы
задачи:
- проанализировать современное состояние проблемы;
- разработать и реализовать комплект учебно-дидактических материалов для развития дискурсивной компетенции обучающихся как средства формирования готовности к межкультурному взаимодействию;
- повысить уровень обученности обучающихся, мотивации к изучению предмета;
- транслировать опыт педагогическому сообществу (публичные выступления, публикации)
Рассматриваемая дискурсивная компетенция как компонент коммуникативной иноязычной компетенции позволяет осуществлять речевое взаимодействие на иностранном языке в соответствии с речевыми нормами, регулирующими вербальное взаимодействие в соответствующем лингвоэтнокультурном сообществе. Определение компонентов дискурсивной компетенции представляется возможным в рамках следующих подходов при обучении иностранному языку:
- социокультурный подход (Ю.Н. Караулов, Е.И. Пассов) ориентирован на овладение обучающимися социокультурными и другими реалиями направлен на формирование «вторичной языковой личности»;
- коммуникативно-деятельностный подход (И.Л. Бим, И.А. Зимняя) ориентирован на обучение речевому взаимодействию, на использование иностранного языка с целью обмена суждениями и самовыражения;
- аксиологический подход (М.И. Бобнева, З.И. Васильева) заставляет обучающихся переосмыслить их отношение к коммуникации на иностранном языке, воспринимать как социокультурный феномен;
- интерактивный подход (О.В. Василькова, М.Н. Сираева) ориентирован на организацию взаимодействия педагогов и обучающихся;
- культурологический подход (Н.Д. Гальскова, А.А. Миролюбов) развивает систему знаний о национально-культурных особенностях;
- межкультурный подход (В.Л. Бенин, Г.В. Власова) способствует организации образовательного процесса в духе диалога культур, гуманизации целей и содержания обучения с позиций толерантного восприятия иноязычной культуры, использованию иностранного языка как средства межкультурной коммуникации, осознанию самого себя как носителя национальных ценностей.
Участники речевого взаимодействия, как правило, выражают через дискурс свои основные коммуникативные потребности. Избирательность коммуникантов в условиях (не)подготовленного речевого взаимодействия на иностранном языке обусловлена их пониманием:
- цели коммуникации, которой они должны добиться;
- коммуникативной задачи, которую они должны выполнить;
- тактики реализации такой задачи;
- стратегии речевого поведения.
Уровень подготовленности к речевому взаимодействию отражает уровень дискурсивной компетенции коммуниканта, которая включает способность определить цель коммуникации и соответствовать ей при подготовке и порождении высказывания
Тема самообразования: «Развитие дискурсивной компетенции при обучении иноязычной коммуникации как средство формирования готовности обучающихся
к межкультурному взаимодействию в контексте реализации ФГОС ОО»
Этапы самообразования | Содержание работы | Сроки |
I. Диагностический | 1.Изучение литературы 2.Сбор и накопление информации из различных источников. 3. Обзор инновационных образовательных технологий 4. Изучение опыта коллег (развитие умений устной иноязычной речи диалогического и монологического характера, методические приемы работы с лексико-грамматическим материалом и др.) 5. Продвижение интерактивных, активных и цифровых технологий при развитии дискурсивной компетенции | сентябрь 2019 - январь 2020 сентябрь 2020
|
II. Прогностический | 1.Определение цели и задач работы над темой. 2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. 3. Прогнозирование результатов. 4. Выступления перед педагогическим сообществом 5. Консультативная помощь учителям и обучающимся | сентябрь - октябрь 2019 сентябрь 2020 - май 2022 |
1.Определение цели и задач на учебный год. 2.Разработка системы мер, направленных на решение поставленных задач. 3.Прогнозирование результатов. | сентябрь 2020 март 2021 | |
III.Практический | 1.Внедрение комплекта учебно-дидактических материалов, системы мер, направленных на решение проблемы. 2.Формирование модели обучения 3.Отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов. 4.Проведение уроков с применением новых форм, методов и приемов 5.Участие обучающихся в конкурсах, конференциях, олимпиадах различного уровня. 6.Открытые уроки и внеклассные мероприятия 7. Рефлексия. Коррекция работы | 2019-2022 2020-2022 |
IV. Обобщающий | 1.Подведение итогов. 2.Оформление результатов работы по теме самообразования. 3. Мониторинг результативности применения новых форм, методов и приемов 4. Результативное участие на муниципальных и региональных олимпиадах, конкурсах, конференциях. 5. Выступление перед педагогическим сообществом, публикации | 2019-2022 |
V. Внедренческий | 1. Использование полученного опыта в процессе дальнейшей работы. 2. Открытые уроки, мастер-классы, семинары перед педагогическим сообщетсвом 3.Публикации по теме самообразования 4.Участие в профессиональных педагогических конкурсах | 2019-2022 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СТРАТЕГИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ
О комплексном подходе в вопросах формирования национальной инновационной системы....
Реализация основных стратегий технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроке английского языка
Статья, отражающая описанние, реализацию основных стратегий технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроке английского языка, результаты применения....
Доклад на тему: «Внедрение приемов и стратегий технологии развития критического мышления как процесс активного получения знаний обучающимися на уроках английского языка».
В докладе рассматриваются некоторые приемы и стратегии технологии развития критического мышления, которые способствуют учащимся овладеть самыми разнообразными ресурсами в работе с различными тип...
Одаренность: стратегия инновационного развития
Задумавшись над известным высказыванием, что « люди рождаются гениями, потом становятся талантливыми, затем одаренными, потом способными, а далее превращаются в посредственности», математики наш...
РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОМОЩИ И ПОДДЕРЖКИ ПЕДАГОГОВ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА
Профессиональная помощь педагогам...
РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОМОЩИ И ПОДДЕРЖКИ ПЕДАГОГОВ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА
Профессиональная помощь педагогам...
Стратегия профессионального роста руководителя
Эссе «Стратегия профессионального роста руководителя».Мое личное видение (рассуждение) о трех слагаемых успешного менеджмента: быть личным примером, быть профессионалом больше, чем остальн...