Стратегия профессионального роста руководителя
статья

Перминова Оксана Валерьевна

Эссе «Стратегия профессионального роста руководителя».

Мое личное видение (рассуждение) о трех слагаемых успешного менеджмента: быть личным примером, быть профессионалом больше, чем остальные и оставаться человеком в любой ситуации.
В эссе представлены примеры из личного жизненного опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ug-2023_esse_perminova_o.v._20.12.22.docx27.62 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе «Стратегия профессионального роста руководителя»

Автор: Перминова О.В.,

директор муниципального автономного общеобразовательного учреждения города Нягани «Средняя общеобразовательная школа №14»

Три слагаемых успешного менеджмента:

быть личным примером,

быть профессионалом больше,

чем остальные и

оставаться человеком в любой ситуации.

Мальцев Олег Викторович,

академик УАН

Идти по непроторенной стезе руководителя дано не всем, но многим. Я периодически задавала себе вопрос: «Управлять людьми и брать на себя безумно большую ответственность - это врожденное или приобретенное желание?»

Попробую изложить свою версию ответа.

Из макроэкономики известно, что из всего живущего на Земле в данный момент человечества только 3-4 процента людей обладают предпринимательскими способностями, которые обязательно должны быть у современного руководителя. Экономическая природа предпринимательства характеризуется через его признаки: инициативу, коммерческий риск и ответственность, комбинирование факторов производства, новаторство. Предпринимательство - инициативная деятельность. Руководитель образовательного учреждения все сомнений – предприниматель. Умение выполнять за один рабочий день максимум различных операции и принимать сотни правильных решений – это врожденные качества современного руководителя любой сферы деятельности.

Я многие годы убеждала себя, что предпринимательских способностей у меня нет. Однако по линии отца мои предки были купцами и крупными землевладельцами, а еще ранее – поморами, добывавшими китовый жир для российских кораблей. Теперь убеждаюсь, что генетическая предрасположенность есть, но ранее не было необходимости или возможности ее применить.

Итак, с генетикой разобрались. Что же с приобретенными факторами желания созидать, управляя людьми? Вспоминается фраза из известного кинофильма: «Имею желание, но не имею возможностей…»

Мне повезло, мои родители меня ограничивали во многом, но только не в моих желаниях исследовать новое, узнавать непонятное и достигать желаемого. Мама, зная мое любопытство ко всему происходящему, только подталкивала и направляла. Например, в 70-е годы, когда был дефицит многих вещей, в том числе и книг, мама выискивала не только книги классиков из школьной программы, но и книги со статьями критиков на эти произведения. Чтение статей критиков расширяли мой кругозор и развивали, как это сейчас модно говорить, критическое мышление.

Еще мне очень повезло со школьными учителями. Например, выражение Михаила Васильевича Ломоносова: «Математику уж затем учить надо, что она ум в порядок приводит!» - находилось перед моими глазами ежедневно в кабинете математики и стало девизом по жизни не только для меня, но и для моих детей. Моим самым лучшим математиком я считаю Ладилову Капиталину Степановну, учителя Карпинской средней школы. А систематизировать информацию по любой заданной теме меня научил учитель истории Алексей Иванович Мекерин. Его домашние задания с требованиями логически оформить в таблице труды В.И. Ленина научили работать с текстами любой сложности.

Уверена, что нашла ответ и на вторую часть вопроса. Имея врожденные гены исследователя, новатора, авантюриста, предпринимателя, ничего не достигнешь без приобретенных компетенций (хотя я предпочитаю выражение «знания, умения, навыки»). Руководитель образовательного учреждения должен знать наравне с педагогикой и психологией такие сферы деятельности, как экономику, бухгалтерию, юриспруденцию, государственные закупки, кадровое делопроизводство, систему менеджмента качества, дипломатию и уметь всё это применять на практике.

Но вернемся к началу. Подбирая эпиграф для своего эссе, не нашла более точного выражения, чем сказанное академиком Мальцевым О.В. Его мнение об управленце полностью совпадает с моими убеждениями в сфере менеджмента.

Поддерживать уважение коллектива, особенно педагогического, можно только на собственных положительных примерах. Концепции современного руководителя в этом направлении обозначили несколько постулатов:

  1. Необходимо углублять знания, повышать экспертность в части управленческих компетенций: изучать специализированную литературу, участвовать в развивающих мероприятиях и  профессиональных конкурсах.
  2. Самому выступать в роли наставника, на постоянной основе заниматься развитием своих подчиненных.
  3. При поиске решений организовывать обсуждение с коллегами в формате круглого стола или мозгового штурма, что позволит слышать другие точки зрения и мнения.

В добавлении к вышеизложенному мой личный пример заключается в демонстрации стремления ежедневного созидания на благо школы. Это касается и подготовки обучающихся к итоговой аттестации, и организации воспитательных мероприятий, и создания комфортной образовательной среды. Личный пример стараюсь показывать коллегам как в глобальных делах, так и в мелочах. Например, в 2021 году только объединенные усилия коллектива, моя вера в коллег и их вера в меня позволили выиграть выборы на избирательном округе, где расположена наша школа.

Но фундаментом доверия сослуживцев являются маленькие, но жизненно важные действия руководителя. Вспоминаю, как завоевала доверие рабочего по облуживанию здания школы Бориса Михайловича, человека очень справедливого, трудолюбивого и уважаемого коллегами. В первый день моей работы в должности директора он подошел и хитро сообщил мне, что по каждому вопросу с прошлым директором он спорил и ругался. Я, недолго думая, предложила: «Давайте договариваться! Вы профессионал своего дела, а я – своего. Если считаете, что я не права – говорите мне. Если  считаю, что Вы не правы – говорю я». За недолгие годы нашего совместного труда я заслужила уважительное обращение Бориса Михайловича: «Валерьевна!»

Второй постулат гласит, что руководитель должен быть профессионалом больше, чем остальные. Опять обратимся к концепции современного руководителя в этом направлении:

  1. Необходимо осваивать смежные профессии с менеджментом (общая психология, организационная психология, социология, экономика и т.д.) и со своей отраслью. Поскольку это расширяет профессиональный кругозор и помогает найти решения в работе своей сферы.
  2. Пробовать новые инструменты, способы, методы решения текущих рабочих задач.
  3. Принимать участие в проектах, внедрении нововведений.
  4. Общаться с руководителями различных сфер (не только своей) в рамках профессиональных сообществ, выставок, круглых столов и пр. В ходе этого общения обмениваться управленческим и специализированным опытом.

Но как же с истиной о том, что все и обо всем человеку знать невозможно? Считаю, что в умении постоянно изучать новые теории и тем самым быстро реагировать на вызовы постоянного меняющегося мира заключается мобильность современного руководителя.

Врожденное любопытство, стремление узнавать что-то новое, позволяет мне учиться даже в путешествиях. Использовать в профессии нужно не только знание научных трудов прославленных ученых. В поездках по России или за ее пределами люблю общаться с обычными людьми разных национальностей. Так получаю практические познания об их чертах характера, национальных особенностях, традициях. В нашей многонациональной стране такие знания особо необходимы для руководства коллективом в любой сфере деятельности. Например, путешествуя с семьей по Северному Кавказу (Пятигорск, Кисловодск, Домбай, Карачаево-Черкесск) и общаясь с местными жителями, была нескончаемо поражена преданности России и их глубокому уважению к нашему Президенту. А объяснение этому человеческому отношению очень просто – Путин остановил гражданскую войну в регионе и обеспечил всем народам и народностям Кавказа мирное небо над головой.

Но самое главное в работе руководителя любого уровня – оставаться Человеком в любой ситуации!

«Остаться Человеком в любой ситуации» по Аристотелю значит:

  1. Служить другим и делать добро. Занимаясь своим делом, надо помнить, что поступками мы должны приносить пользу окружающим людям.
  2. Счастье – это смысл и назначение жизни. Здесь стоит вспомнить строки из Библии, в которых говорится, что надо быть счастливым сегодня, здесь и сейчас, жить и радоваться каждому прожитому дню.
  3. Счастье – это довольство собою. Довольный своей жизнью и своими поступками человек всегда счастлив. Положительная энергетика такого человека обязательно распространяется на всех вокруг и возвращается к нему в виде счастливых событий.
  4. Счастье – это состояние души. Никакие материальные блага мира не заменят того душевного состояния, которое испытывает счастливый человек. Вырастают крылья за спиной. Хочется делиться счастьем со всеми.

В жизни может произойти разное. Жизнь проверяет человека на прочность, смотрит, как он будет вести себя в той или иной ситуации. Иногда почва уходит из-под ног, не мил весь мир и хочется выплеснуть свои эмоции. Но надо помнить, что все мы люди и должны такими оставаться, как бы ни складывались обстоятельства и какое место в жизни мы не занимали.

«Оставаться человеком» в должности современного руководителя – проявлять заботу о своих коллегах и их близких. Концепция «заботливого руководителя» особо актуальна в наши дни. Каждому из нас, живущему в мире войн, политической и экономической нестабильности, хочется понимания и уважения. Неподдельную человеческую заботу о гражданах нашей страны мы чувствуем в поведении и действиях Президента Владимира Путина, Губернатора округа Натальи Комаровой, Министра обороны Сергея Шойгу и многих других политиков и общественных деятелей страны.

Каждый сотрудник учреждения хочет приходить на работу с удовольствием. При этом удовлетворенность работой зависит не только от уровня заработной платы или содержания работы, но и от того, насколько работник комфортно и уверенно чувствует себя в коллективе.

Чтобы стать действительно «заботливым» руководителем и сформировать «верный» коллектив, руководителю нужно делать простые, но очень важные действия:

  1. Знать дни рождения сотрудников и организовывать их поздравления.
  2. Знать сколько детей у коллег, чем они занимаются, а также периодически заводить разговоры о семье коллеги. Все любят рассказывать о своей семье, делиться достижениями детей.
  3. Периодически менять обстановку во взаимоотношениях с подчиненными. Это можно сделать только одной фразой: «Коллеги, пора пить чай!»
  4. По возможности говорить: «Спасибо за работу!»
  5. Подписывая заявление на отпуск, спросить о планируемом месте отдыха. Данный контакт с подчиненным будет дополнительным инструментом для налаживания или поддержания отношений.
  6. Чаще узнавать о намерениях работников в возрасте и планах на будущее молодых специалистов. Особенно это правило актуально для сферы образования, где существует «кадровый голод».
  7. Спрашивать у сотрудников, насколько комфортно оборудовано их рабочее место? Стараться сделать его удобным, эргономичным и чуть домашним, так как мы проводим на работе большую часть времени.
  8. Важно иногда обедать вместе с сотрудниками, но во время трапезы не обсуждать рабочие вопросы.
  9. Периодами необходимо делиться с сотрудниками секретной информацией (по-другому «сплетнями», со словами «никому»). Это скорее всего не столь важная информация, но таким образом можно показать доверие своему сотруднику.

Эти простые правила помогут стать лучшим руководителем, которому подчиненные никогда не откажут в помощи, смогут по Вашей просьбе решить срочные вопросы и просто поддержат в трудную минуту. Например, в нашем коллективе существует хорошая традиция: на юбилеи («круглые даты») от администрации школы дарить красивый букет цветов женщинам, а подарок – мужчинам. Сама стараюсь не забывать дни рождения сотрудников и дарить скромные подарки независимо от того, кто работник по должности.

Перед Новым 2023 годом я стала инициатором еще одной традиции в коллективе. Мною был объявлен школьный общественный конкурс «Работник года» в пяти номинациях: «Учитель года», «Классный руководитель года», «Управленец года», «Специалист года», «Помощник года». Участниками голосования стали все сотрудники. А благодарности и подарки победителям будут вручены на торжественном собрании по поводу Нового года.

Заканчивая свои рассуждения по заданной теме, не могу в полной мере утверждать, что это моя стратегия профессионального роста руководителя. Больше склоняюсь к тому, что это мои ежедневные принципы работы в профессии, начиная с учителя и заканчивая директором.


Список использованных источников:

  1. https://www.slav-nayka.co/Олег Мальцев.
  2. https://www.buro-akzent.ru/Как развиваться современному руководителю, чтобы быть эффективным?
  3. https://www.studfile.net/Предпринимательская способность и предпринимательский доход.
  4. https://pulse.mail.ru/Оставаться человеком в любых ситуациях" и еще 4 правила, как всегда быть счастливым от философа Аристотеля.
  5. https://www.hr-portal.ru/Как стать "заботливым" руководителем.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные звенья стратегии становления профессионального роста педагога психолога

Реферат об основных этапах становления педагога психолога...

ЛИЧНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ (ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА) учителя профессионально-трудового обучения Артамоновой Натальи Михайловны

         Формирование профессионально-трудовых навыков учащихся на уроках профессионально-трудового обучения, позволяющие им достигнуть оптимального уровня самостоятель...

Психолого-педагогический семинар на тему: "Стратегия работы классных руководителей с семьями учащихся"

Роль семьи в обществе несравнима по своему значению, ни с какими другими составляющими общества, так как именно в семье развивается и формируется личность человека. Жизнь и наука доказали, что в...

Презентация "Профессиональный стандарт педагога как основа профессионального роста"

В презентации "Профессиональный стандарт педагога как основа профессионального роста" содержатся сведения о структуре профессионального стандарта, ссылки на актуальные документы, приводится ...

Организация участия обучающихся в конкурсных мероприятиях различного уровня как фактор личностного роста обучающегося и профессионального роста педагога

Задача педагога — вовремя заметить способности ребенка и создать условия для их развития.Активность школьника, его участие в дистанционных конкурсах, олимпиадах, викторинах способствуе...

Методическая разработка "Алгоритм организации деятельности руководителя образовательной организации в АИС "Конструктор индивидуальной траектории профессионального роста"

В связи с модернизацией платформы во втором квартале 2023 года в АИС «Конструктор индивидуальной траектории профессионального роста» внесены следующие изменения: заявка педагога...