Формирование фонетических навыков у учащихся при изучении иностранного языка
статья по немецкому языку

Произношение является базовой характеристикой иноязычной речи и основой для всех видов речевой деятельности. Правильное произношение опредедяет успех овладения устной речью. Нормативное произношение является важным элементом общей культуры человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                   

«Формирование фонетических навыков  у учащихся при изучении иностранного языка»

Материал подготовила : учитель немецкого языка Ильина Н.А.

Произношение является базовой характеристикой иноязычной речи , основой для развития и совершенствования всех видов речевой деятельности. Правильное произношение определяет успех овладения устной речью. Нормативное произношение является одним из важных элементов культуры речи и ,следовательно, общей культуры человека.

Поэтому формирование фонетических навыков важно именно в младшем школьном возрасте, так как именно в этом возрасте формируется речь учащегося и его произношение. Устойчивое нормативное произношение является необходимой предпосылкой для быстрого и прочного усвоения языкового материала , способствует выработке умений устной речи , чтения и письма.

Именно начальный этап является самым трудным и ответственным. В целях интенсификации учебного процесса , повышения уровня владения  иностранным языком учителя ведут активный поиск средств , которые повышали бы эмоциональный фон урока и вызывали бы интерес к обучению особенно на начальном этапе.

Согласно методике И.Л. Бим , обучение произносительной стороне речи –это овладение слухо-произносительной стороной говорения и чтения , а именно:

  1. Умения слушать и слышать, развитие фонематического слуха;
  2. Навыками произношения ,то есть доведенное до автоматизма владение артикуляторной базой иностранного языка , способами интонирования;
  3. Развитие внутренней речи (внутреннее проговаривание) , как психофизиологической основы  для внешней речи.

В программе требований курса начального обучения перед учителем ставят следующие задачи , направленные на постановку произношения младших школьников :

  1. Формирование слухо-произносительных навыков то есть правильное произношение звуков в потоке речи , понимание звуков  при восприятии речи других людей.
  2. Формирование ритмико-интонационных навыков.
  3. внутренней речи , которая влияет на развитие произносительных навыков и внешней речи в целом.
  4. Фонетически минимум для начальной школы включает в себя все звуки и фонетические явления , характерные для немецкого произношения.

Эффективным способом для обучения фонетическим навыкам  являются специальные упражнения. К ним относятся : чтение слов , фраз , пословиц, поговорок, стихотворений , скороговорок, рифмовок , заучивание наизусть скороговорок , рифмовок, диалогов , отрывков из прозы.

Работу над скороговорками я осуществляю поэтапно:

1 этап- демонстрация , презентация скороговорки. Вначале учитель проговаривает скороговорку в быстром темпе и лишь затем медленно , по слогам.

2 этап- работа над содержанием скороговорки. Важно не механическое проговаривание , а произношение скороговорки осмысленно. Значение незнакомых слов можно раскрыть с помощью картинок , перевода, синонимов , комментариев.

3 этап- работа над произношением. Необходимо отработать каждый звук , затем каждое слово  , словосочетание и только потом всю скороговорку. Сначала учащиеся читают скороговорку про себя, затем произносят беззвучно с подчеркнутой четко артикуляцией, потом читают медленно ,шепотом , потом читают тихо , затем  читают громче, затем читают вслух и медленно и наконец читают громко и быстро. Как правило , после нескольких повторений , учащиеся рассказывают скороговорку наизусть.

          Я использую в работе следующие скороговорки :

Отработка произношения букв : t,o  и буквосочетаний: pf, au,ig.

Tausend Tropfen tropfeln traurig,

Traurig tropfeln tausend Tropfen.

Отработка произношения буквы  u , буквосочетаний st ,sp.

In meinen Stiefeln stolperte ich,

Uber einen spitzen Stein.

Отработка произношения буквы  t , буквосочетаний sch, ei.

Schneiders Schere schneidet scharf.

Scharf schneidet Schneiders Schere.

Отработка произношения букв  p,s , буквосочетаний ck , au

Paul packt pausenlos Pakete.

Packt Paul pausenlos Pakete?

Pausenlos Packt Paul Packete.

Отработка произношения букв  o,u , буквосочетания ei.

Kleine Kinder konnen keine Kirschkorne knacken.

Отработка произношения буквы  a , буквосочетаний ng, sch,ei

Eine lange Schlange schlangelt sich um eine lange Stange.

Um eine lange Stange schlangelt sich eine lange Schlange.

Отработка произношения букв b,h   a , буквосочетания au

Hinter Hermann Hannes Haus

Hangen hundert Hemden raus.

Hundert Hemden hangen raus

Hinter Hermann Hannes Haus.

Отработка произношения буквы  f   , буквосочетаний tz , sch

Fischer Fritz fischt  frische Fische

frische Fische fischt  Fischer Fritz.

Отработка произношения букв  f ,l,g,h   , буквосочетания  ie

Fliegen fliegen hinter Fliegen,

hinter Fliegen fliegen Fliegen.

Отработка произношения букв e,s,ss    , буквосочетания ch.

Esel essen Nesseln nicht,

Nesseln essen Esel nicht.

Отработка произношения букв w,x,m   , буквосочетания chs

Max  wachst Wachsmasken,

Wachsmasken wachst Max

Отработка произношения букв  z,h,oo   , буквосочетания ck,ie.

Zehn Ziegen ziehen zehn Zentner Zucker zum Zoo,

zum Zoo ziehen Zehn Ziegen zehn Zentner Zucker.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формировании мотивации учащихся при изучении иностранного языка

В данной работе раскрывается вопрос мотивации при изучении иностранного языка, способы ее развития и стимулирования с учетом специфики предмета....

Использование ИКТ на уроках английского языка для повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка

Выбором темы для данной методической разработки послужил опыт моей работы учителем английского языка в течение 15 лет. В начале изучения английского языка школьниками ни один учитель не может пожалова...

Обобщение педагогического опыта на тему "Формирование коммуникативных УУД учащихся в изучении иностранного языка на разных ступенях образования"

Материал содержит теоритический материал по данной теме, рассмотрены основные технологии, используемые мной для формирования коммуникативных УУД,  упражнения, которые я применяю на своих уроках п...

Театральная деятельность на уроках английского языка как средство мотивации учащихся к изучению иностранного языка.

Статья учителя английского языка об актуальности применения методики театральных постановок, театральной деятельности при обучении иностранному языку...

"Изучение и использование приемов, повышающих мотивацию учащихся к изучению иностранного языка"

quot;Изучение и использование приемов, повышающих мотивацию учащихся к изучению иностранного языка"...

Использование инновационной технологии «эдьютенмент» как средство формирования стойкого интереса и мотивации к изучению иностранного языка на примере методической разработки «Идиомы английского языка. Источники их происхождения».

   В статье  "Использование инновационной  технологии «эдьютенмент» как средство формирования стойкого интереса и мотивации к изучению иностранного языка на...