система работы с текстом на уроке немецкого языка
статья по немецкому языку по теме

Кузнецова Екатерина Игоревна

Приемы и выды заданий для работы с тестом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_sistema_raboty_s_tekstom.docx23.46 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы с текстом

Предтекстовый этап.

        Приемы (оперирования с материалом текста и соответствующие упражнения на предтекстовом этапе, предназначаются для дифференциации языковых единиц и речевых образцов, их узнавания в тексте, тренировки сиюминутной их семантизации, овладения различными структурными материалами (словообразовательными элементами, вида-временными формами глагола и т.д.) и языковой догадкой для формирования навыков вероятностного прогнозирования.

Упражнения на узнавание слова по формальному признаку.

 1. Выберите суффиксом или алфавиту.

2. Определите по формальным признакам, какой частью речи являются выделенные слова.

3. Прочитайте слова и укажите, от каких слов они образованы.        .

4. Сгруппируйте данные слова по общим признакам (корневые, производные, сложные) из текста слова с определенным префиксом и сгруппируйте их по семантическому признаку.

Упражнения на узнавание слова по семантическому признаку.

1. Заполните пропуски подходящими по смыслу словами. (Слова даются в виде списка или подбираются из текста.)

2. Найдите синонимы, антонимы в ряду данных слов

3. Найдите в тексте слова, соответствующие следующим определениям.

4. Найдите в предложении и переведите на русский язык слово (словосочетание), имеющее определенное значение. (Дается несколько предложений, в которых слово употреблено в различных  значениях)        

5. Прочитайте и выпишите из текста все слова обозначающие.

6. Учитывая значения следующих существительных переведите глаголы.

7. Выберите из текста слова относящиеся к изучаемой теме.

Упражнения на автоматизацию узнавания лексических единиц.

Непременным условием выполнения лексических упражнений на этом этапе является ограничение времени их выполнения.        

1. Найдите в ряду слов, похожее на слово в русском языке.        

2. Найдите в ряду слов существительные.

3. Найдите слово, имеющее одинаковый с первым словом корень

4. Найдите слово совпадающее или близкое по значению с первым.

5. Найдите самое общее или самое конкретное по значению слово.

Упражнения на различение грамматических явлений.

        1. Определите значение и функцию данной грамматической формы в предложении.

        2. Объясните употребление данной грамматической формы.

3. Выпишите из текста изучаемые явления и сгруппируйте их.        

4. Подчеркните в предложениях форму действительного залога.

5. Подчеркните в предложениях форму страдательного залога.

6. Выпишите из текста предложения с данной грамматической формой.

Подстановочные упражнения.

1. Составьте предложения из слов данных вразбивку

2. Составьте несколько разных предложений, пользуясь одними и теми же знаменательными словами.

3. Замените выделенную форму по образцу.

Трансформационные упражнения.

1. Сократите предложения опуская придаточное определительное предложение.

2. Составьте из двух предложений одно простое.

3. Образуйте сложноподчиненное предложение из приведённых простых.                

4. Расширьте предложение за счет добавления изучаемой грамматической словоформы.

5. Выразите ту же мысль другими средствами.

Упражнения для обучения работе со словарной статьей.

1. Быстро сориентируйтесь в алфавите и найдите указанное слово.

2. Определите условные обозначения и расшифруйте их в следующих примерах.

3. Трансформируйте грамматическую форму словa, встречающуюся в тексте в словарную исходную.

4. Найдите в словаре нужное для данного контекста значение многозначного слова  и устойчивые фразеологические словосочетания.

5. Определите значение сложного слова по его элементам.

Упражнения прогнозирование содержания читаемого.

1. Прочтите заглавие и скажите о чем (ком) будет идти речь в данном тексте.

2. Прочтите первые предложения абзацев и назовите вопросы, которые будут рассматриваться в тексте.

3. Прочтите последний абзац текста и скажите, какое содержание может предшествовать данному выводу.

Предтекстовая ориентировка читающего.

1. Ответьте на предтекстовые вопросы.

2. Определите вepныe и неверные утверждения.

3. Составьте план пересказа.

4. Подготовьтесь к пересказу по ключевым словам.

Текстовый этап.

На текстовом этапе предполагается использование различных приемов извлечения информации. и трансформации структуры языкового материала текста.

Упражнения на свертывание текста.

1. Найдите в предложении или группе предложений элементы, несущие информацию.

2. Выделите элементы, которые несут важную (ключевую) информацию.        

3. Оцените важность информации в каждом предложении абзаца.

4. Сорасположите предложения абзаца по степени важности информации.

5. Исключите предложения, несущественные с точки зрения основной информации.

6. Составьте оставшиеся предложения в последовательности, соответствующей тексту.

7. Найдите избыточную информацию в оставшихся предложениях.

8. Исключите избыточную информацию из предложений по образцу.

9. Сравните различные варианты исключения избыточных элементов из абзаца, выберите тот, в котором наиболее полно сохраняется существенная информация.

10. Исключите избыточную информацию в нескольких связанных между собой абзацах по образцу, имея в виду то, что в абзацах возможны повторы, развертывание мысли, переходы и связки. Внесите дополнительные сокращения в каждый отдельный абзац в соответствии с общей мыслью, идеей текста или его части.        

11. Сократите предложения, абзацы, отдельные части текста. за счет исключения несущественной информации и прокомментируйте ваши действия.

 12. Сократите тексты разного типа ( описание, рассуждение, сообщение, повествование, изложение)

в соответствии с содержательными и структурными особенностями каждого типа.        

13. Сократите. тексты разных жанров и стилей.

Упражнения на цитирование

1. Выпишите или подчеркните основные имена (географические названия, термины, определения,         описания, обозначения).        

2. Найдите ключевые элементы в абзаце ( субтексте, тексте), сравните и выделите обобщающие слова и утверждения.        

3. Найдите первое и последнее предложения в абзаце, определите их значение для основного содержания.        

4. Найдите ключевые предложения в абзаце (субтексте, тексте), оцените их содержательную ценность.

5. Выделите выводы, умозаключения и тезисы.

6. Определите содержательную ценность используемых в тексте цитат.

Упражнения на реконструкцию текста.

1. Составьте предложения из заданных ключевых слов по образцу.        

2. Сорасположите разрозненные предложения в соответствии с логикой изложения материала.

3. Сорасположите разрозненные предложения в соответствии с предлагаемой схемой.

4. Сорасположите разрозненные предложения в соответствии со списком ключевых слов.

5. Составьте высказывания из подчеркнутых ключевых слов (словосочетаний, частей предложений) в абзаце и тексте по образцу.

6. Составьте высказывания из заданных ключевых фраз по образцу.

7. Составьте предложения из самостоятельного выбранных ключевых фраз.

8. Составьте сокращенный вариант текста из 10 предложений на основе выбора их из предложенных 20.

9. Сократите текст за счет снятия предложений, не соответствующих плану-схеме, предложенной преподавателем.

Упражнения на перефразирование.

1. Замените слово синонимом по образцу.

2. Замените существительное местоимением по

образцу. .

3. Замените глагол другим глаголом с более общим значением по образцу.

4. Замените слова (части предложения) синонимами.

5. Замените слова дефиницией (описанием).

6. Замените слово словосочетанием.

7. Замените фразеологизм словом.

8. передайте смысл предложения.

9. преобразуйте действительный залог в страдательный (и наоборот) по образцу.

10. Передайте смысл текста, используя другую видовременную форму глагола.

11. Перестройте структуру предложения по образцу, используя антонимы.

12. Измените структуру предложения и дайте при этом как можно больше вариантов.

13. Ознакомьтесь со средствами связности, данными в списке.

14. Выделите средства связности в тексте.

15. Измените структуру по образцу.

16. Измените логику изложения материала, переставляя предложения и используя соответствующие средства связности.        

17. Соедините отдельные предложения в связное высказывание при помощи нужных средств связности по образцу.

18. Измените логику изложения материала по средством введения иных средств связности.

19. Измените структуру текста за счет введения иных средств связности.

20. перестройте структуру текста в соответствии с предлагаемыми средствами связности.

21. Измените порядок следования пунктов плана в соответствии с логикой изложения в тексте.

22. Сгруппируйте пункты плана по темам.

23. Сгруппируйте предложения по пунктам плана.

24. Объедините отдельные предложения в связное высказывание при помощи переходных элементов или связок.

25. Соедините абзацы при помощи заданных средств связности.

26. Соедините абзацы при помощи средств связности, необходимых по смыслу.

27. Сформулируйте ключевую мысль каждого абзаца.

28. Составьте логический план текста путем:

а) нахождения ключевых предложений;

б) формулирования ключевой мысли каждого абзаца или связки абзацев

29. Расположите разрозненные пункты плана в соответствии с содержанием.

30. Восстановите, недостающие пункты плана.

31. Расширьте отдельные пункты плана. .

32. Воспроизведите - текст по плану, введите необходимые средства связности.

33. Подберите предложения, наиболее полно отвечающие на вопросы плана

Упражнения на выявление авторского отношения и оценки в тексте.

1. Выделите слова, фразы, предложения, в которых отражено авторское отношение к излагаемой проблеме

2. Составьте перечень имеющихся в тексте средств выражения авторского отношения к излагаемой проблеме.

3. Выделите средства выражения отношения автора к излагаемой проблеме.

4. Выделите вводные слова «по моему мнению», «как мне представляется» и т. п.        

5. Выделите авторские выводы и умозаключения.

6. Выделите средства, которые использует автор в оформлении данного вида высказывания (сообщения, рассуждения, описания, повествования, доказательства).

7. Замените выделенные средства выражения авторского отношения синонимическими словами (фразами, предложениями).

8. Переведите авторскую прямую речь в косвенную,

9. Перескажите текст, опираясь, на средства выражения авторского отношения к рассматриваемой проблеме.

10. Перескажите (воспроизведите) часть текста, выражая собственное отношение к рассматриваемой проблеме.

Упражнения на обобщение материала.

1. Найдите обобщающее слово для группы слов.

2. Соотнесите слова в последовательности от наиболее конкретного к наиболее общему (абстрактному)

3. Найдите ключевые фрагменты и подберите обобщающие слова.,

4. Выделите обобщающие предложения в абзаце.

5. Обобщите содержание абзаца с помощью обобщающего слова (выражения, фразы).,

6. Обобщите смысл абзаца на основании отобранных ключевых фрагментов.

7. Обобщите смысл абзаца с помощью обобщающего предложения.

8. Выделите предложения, в которых содержатся выводы,

9. Передайте в одном высказывании смысл каждого абзаца,

10. Составьте тезисы к содержанию текста.

11. Обобщите текст высказывания в одном высказывании.

12. Сделайте итоговый вывод или резюме по содержанию текста.

Послетекстовый этап.

на послетекстовом этапе приёмы оперирования направлены на выявление основных элементов содержания текста.

Упражнения на выявление темы текста.

1. Вы явите слова, выражающие тему в абзаце( связке абзацев, тексте).

2. Проследите за их изменениями.

3. Найдите фрагменты, обобщающие тему абзаца (связки абзацев, текста).

4. Объедините фрагменты, в которых обобщается тема.

5. Сформулируйте тему абзаца ( связки абзацев, текста).

6. Найдите обобщающие слова и сформулируйте тему.

7. Сформулируйте тему самостоятельно.

Приёмы, используемые для выявления идей.

1. выберите из текста эпизоды, важные для раскрытия идеи.

2. Оцените важность эпизодов, их значение для раскрытия идеи.

3. Отберите фрагменты текста, в которых идея сформулирована автором.

4. Отберите фрагменты, в которых идея выражена не явно ( в подтексте).

5. Найдите фрагменты, в которых раскрывается идея, выраженная в заглавии.

6. Сравните 2 перефразированных варианта формулировки идеи.

7. Перефразируйте авторскую формулировку идеи.

8. Ответьте на вопросы с целью выявления идеи, выраженной в подтексте.        

9. Сгруппируйте фрагменты (факты), содержащие идею текста, которые могут быть использованы как материал для собственных выводов.

10. Уточните ключевую мысль абзаца (связки абзацев, текста).

11. Подтвердите идею текста, выраженную автором.

12. Дайте собственную формулировку идеи текста.

Упражнения на передачу сюжета.

1. О цените значение сказанного - события или эпизода для развития сюжета.

2. Отберите наиболее значительные эпизоды.

3. Определите наиболее важные сюжетные линии.

4. Объедините эпизоды, развивающие одну из линий повествования.

5. Перескажите сюжет по одной линии повествования (по нескольким линиям повествования).

Упражнения на составление характеристики персонажей.

1. Подберите прямые авторские характеристики.

2. Отберите сцены, где содержатся косвенные характеристики персонажей.

3. Перефразируйте авторскую характеристику.

4. Объедините все выбранные отрывки, в которых содержится прямая характеристика персонажа, в единый текст.

5. Ответьте на вопросы к фрагментам текста, содержащим косвенную характеристику персонажа.

6. Поставьте вопросы к фрагментам текста, содержащим косвенную характеристику персонажа.

7. Прокомментируйте авторскую характеристику персонажа.

 8. Приведите аргументы в пользу составленной вами характеристики. .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

работа с текстом на уроке немецкого языка

в данном материале даны рекомендации по обучению учащихся работе с текстом...

Стратегии работы с текстами на уроках немецкого языка на средней ступени обучения

Данный материал может быть использован на уроке немецкого языка для совершенствования навыков чтения с разными стратегиями понимания....

Обобщение опыта работы по теме "Работа с текстом на уроках немецкого языка"

В данной работе представлен опыт использования на уроках немецкого языка аутентичных песенных и  стихотворных текстов....

Развитие навыков смыслового чтения и работа с текстом на уроках немецкого языка

Обучение основам смыслового чтения является актуальным для подросткового возраста, когда дети хотят получить нужную информацию «здесь и сейчас». Дети понимают, что научиться выделять основную мысль, г...

Работа с текстом на уроках немецкого языка

Данный материал предназначен для учащихся 7 классов. Содержание текста, проблемы, поднятые в нем, важны школьникам данного возраста: школьные проблемы, взаимоотношения с одноклассниками, с учителями и...

Методическая разработка на тему: « Работа с текстом на уроках немецкого языка »

данная методическая разработка может пригодиться в качестве защиты на аттестации, выступления на РМО...

Навыки работы с текстом на уроках немецкого языка

Чтение текстов на уроках немецкого языка рассматривается как самостоятельный вид деятельности.Обучение чтению подчинено формированию навыков устной речи Важным моментом является содержание  и пра...