Методические рекомендации "Иностранный язык для детей с ОВЗ, обучающихся по программе VII вида"
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Кокорева Татьяна Ивановна

Данная разработка может быть использована учителями иностранных языков, работающие с детьми с ОВЗ по программе VII вида.

Цель изучения иностранного языка для детей с ОВЗ - развивающая. На уроках иностранного языка необходимо развивать у учащихся с ОВЗ память, речь, внимание, мышление, кругозор.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx40.2 КБ

Предварительный просмотр:

«Иностранный язык для детей с ОВЗ, обучающихся по программе VII вида» (Методические рекомендации)

Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы является актуальной в современном школьном образовании.

Каждый ребенок – особенный. И всё же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность его способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности.

В настоящее время в России, в силу целого ряда причин, намечается тенденция к увеличению рождения детей с различной патологией.

Работая с такими детьми, невольно встает вопрос «Как научить этих детей иностранному языку?», «Способны ли они его выучить в объеме школьной программы?». Для детей с ОВЗ, обучающихся по программе VII вида, такой предмет учебного плана, как иностранный язык является недосягаемой вершиной. Языковой барьер, то есть непонимание всего, пугает и одновременно отталкивает учеников с первых же уроков. Поэтому для учителя, работающего с такими детьми, необходимо с самого начала подобрать правильные методы обучения, максимально облегчающие учебную деятельность

Основная цель изучения иностранных языков в таких классах – развивающая, «не знания, а развитие». На уроках иностранного языка необходимо развивать у учащихся:

  • память
  • речь
  • восприятие
  • мышление
  • кругозор

              На начальных этапах обучения необходимо продумать и подобрать материал, направленный на создание мотивации к изучению иностранного языка. Например, можно предложить интересные видео – или аудиопособия, встречи с переводчиками и с людьми, побывавшими в странах изучаемого языка.

            В основе обучения иностранному языку детей с ЗПР лежит обучение чтению.

  Приоритетные виды деятельности на уроках иностранного языка:

  • чтение, а также умение пользоваться словарем;
  • игра как двигательная активность, сопровождающаяся языковым материалом;
  • развитие моторики через интегрированные уроки:
  • – иностранный язык + музыка
  •  иностранный язык + изобразительное искусство
  •  иностранный язык + технология

Готовность к обучению иностранному языку у детей с ЗПР несколько снижена, что обусловлено недостаточной дифференцированностью восприятия, бедностью сферы образов - представлений, непрочностью связи между вербальной и невербальной сферами, слабостью развития познавательных процессов памяти, мышления, речи.

  При изучении иностранного языка дети с ЗПР испытывают определенные трудности: замедленно происходит усвоение и лексического материала, синтаксических конструкций и их активное использование в устной речи; затруднено восприятие грамматических категорий и их применение на практике, характерно возникновение проблем при слушании (аудировании) устной речи, особенно связных текстов.

В процессе обучения учащиеся овладевают основными видами речевой деятельности: чтением, говорением (устной речью), аудированием.

Письмо на всех этапах обучения используется только как средство обучения, способствующее более прочному усвоению лексико-грамматического материала, а также совершенствованию навыков в чтении и устной речи.

  • Z.B. Fischer Fritz fischt frische Fische. Frische Fische fischt Fischer Fritz.

Сложные конструкции и клише… - такими учащимися не будут усвоены, так как у них очень низкий уровень развития родного языка. Возможно проводить такую работу лишь с целью ознакомления.Ошибки – не исправлять. Оценка – вербальная, с позитивным уклоном. Необходимо поддерживать отношение благоговейности к иностранному языку.

Если состав учеников очень слабый, то целесообразно введение букв алфавита растянуть – по две буквы за урок или отводя урок только закреплению изученных букв, обыгрывая или пропевая их в простых инсценировках типа:

  • Ich bin A.                    Er ist C.      
  • Du bist B.                    Wir sind ABC.

Постоянно в течение урока учитель должен следить за объёмом и степенью сложности материала. Придерживаясь базового уровня (минимума!)  некоторые грамматические явления в классах ЗПР можно предъявлять только для ознакомления, сокращая количество лексических единиц для активного применения.

Одно из основных требований – индивидуально –дифференцированный подход к каждому ребенку. На уроке ученику должно быть обеспечено право на бесконфликтное обучение.

Урочная деятельность на раннем этапе обучения строится следующим образом: 

Немецкий язык

  • Диктант – пантомима
  • Угадай букву
  • Домино
  • Найди пару
  • Диктант – картинка
  • Попусти через себя
  • Физкультминутки
  • Презентации
  • Очень хорошо в работе с детьми   с ЗПР «приживается» проектная работа
  • Информационные технологии и нетрадиционные формы уроков
  • Видеоматериал

Проектная работа включает:

  • формулировку конкретной цели, направленной на достижение не языкового, а практического результата;
  • определение каждому ученику / группе конкретных задач по выполнению практического внеязыкового действия с помощью языка;
  • оказание учащимся помощи в выполнении задания, не подавляя при этом их инициативу и самостоятельность.
  • Не следует при этом забывать о том, что школьника с ЗПР необходимо сначала научить коллективной работе и взаимодействию. Весь учебный процесс   в проектной работе ориентирован на учащегося.

Ролево-игровые проекты – это проекты, где структура остается открытой до окончания проекта. Именно такой вид проекта как нельзя лучше способствует повышению мотивации у детей с ЗПР. Он позволяет познать представителей другой страны через определенные социальные роли, образы литературных персонажей и выдуманных героев.

Как мы проводим коррекционную работу?

  •   Это - ежедневная коррекция, проводиться через различные формы учебной деятельности:
  • развивающие игры;
  • развивающие упражнения;
  • динамические паузы;
  • психологические паузы;
  • элементы тренинга;
  • приемы мозгового штурма;
  • Вкрапления в этих классах нового материала нужно проводить постоянно, только в этом случае будет результат.

В учебно-воспитательном процессе ориентируются на возможности ученика. Пороги ощущений (реакции ребенка на внешние раздражители) изменены: ребенок обладает повышенной чувствительностью, реагирует на минимальные по силе раздражители, имеет повышенную обидчивость. Рекомендовано проводить занятия в классах ЗПР там, где спокойная обстановка и минимум шума.

Не стоит расстраиваться, когда дети не запоминают слова с первого раза, не могут правильно произнести звук или слово, не понимают грамматический материал.

В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что дети с нарушениями речи и дети классов ЗПР требуют к себе особого внимания, понимания их проблемы, терпения учителя и помощи всех, кто с ними работает.

Рекомендации для проведения уроков иностранного языка.

  • Создание благоприятного психологического климата (комфорта) на уроке.
  • Предупреждение утомляемости (паузы, смена видов работы, песни, считалки).
  • Частая повторяемость учебного материала:
  •      Учитель  класс  ученик 1, ученик 2 (начиная с сильного ученика).
  • Обязательное использование наглядности на уроке.
  • Необходимо отметить, что дети в классах ЗПР не соответствуют своему психологическому возрасту, то есть не желают взрослеть (имеют уровень пятилетнего ребенка), хотя все учебные программы ориентированы на классы «норма», то есть детей, желающих побыстрее стать взрослыми.
  • Обучение через игру (обязательно на каждом уроке и желательно не одна).
  • Введение материала небольшими порциями в контексте.
  • Поощрение малейшего прогресса + вербальная оценка.
  • Домашние задания лучше задавать дозированно.

Информационные технологии и нетрадиционные формы уроков 

При работе с компьютером исключена скука и равнодушие со стороны обучающихся, т.к. необходимые на уроке наглядность и ситуации реальны. Конечно, эта работа требует от ученика усидчивости, творческого подхода, но он делает всё это с радостью. Никто из учеников не остаётся разочарованным на таких уроках. Использование компьютеров даёт радость познания. И при этом наблюдается не только развитие мышления, но и развитие инициативной речи. Только нужно всегда создавать условия (на уроке, при выполнении домашнего задания) для развития этого мотива.

Опираясь на текстовый материал, учащиеся выходят на продуктивное использование иностранного языка, т.е. написание поздравительных открыток, коротких писем для электронной почты. Для учащихся это идеальная возможность применения выученной лексики в естественных условиях.

Видеоматериал позволяет, помимо заданий на понимание, давать учащимся задания на трактовку мимики и жестов, на распознавание стиля взаимоотношений и т.п. с тем, чтобы в реальной ситуации учащиеся не делали грубых ошибок при общении с представителями страны изучаемого языка. Видео на уроке представляет язык в живом контексте. Оно связывает урок с реальным миром и показывает язык в действии. Это обучающее средство, которое обогащает уже имеющиеся в арсенале учителя материалы. Видео, кроме всего прочего, может помочь преодолеть культурный барьер при изучении языка.

Таким образом, обучение иностранному языку детей с нарушениями здоровья особенно актуально в настоящее время в силу того, что сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная программа по профессионально-трудовому обучению по специальности:швейное дело (для обучающихся по программе VIII вида с 5 по 9 классы)

В свете реализации основной задачи коррекционной школы – подготовки обучающихся к самостоятельной жизни и полезной трудовой деятельности – вопрос о возможностях включения воспитанников с ограниченными...

«Профилактика вредных привычек и воспитание здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста, обучающихся по программе VIII вида коррекционной школы».

Жизнь и здоровье - это то, что люди больше всего стремятся сохранить, но меньше всего берегут. Серьёзной проблемой нашего времени является состояние здоровья детей и подростков. Учитывая то, что...

Умственное развитие детей младшего школьного возраста, обучающихся по программе VIII вида, в процессе ознакомления с природой.

статья на тему "Умственное развитие детей младшего школьного возраста, обучающихся по программе VIII вида,  в процессе ознакомления с природой"....

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Осенний бал" для обучающихся коррекционных школ VIII вида.5-9 классы

Целью внеклассного мероприятия является  развитие творческой активности учащихся, сплоченности классного   коллектива,  развитие коммуникативных компетенций.Оборудование...

Рабочая программа по письму и развитию речи в 8 классе для обучающихся по программе 8 вида

Рабочая программа по письму и развитию речи в 8 классе для обучающихся по программе 8 вида...

Рабочая программа по письму и развитию речи в 9 классе для обучающихся по программе 8 вида

Рабочая программа по письму и развитию речи в 9 классе для обучающихся по программе 8 вида...