Анализ учебно-методического комплекса "Горизонты. 6 класс"
статья по немецкому языку (6 класс)

Данная статья содержит обзорные и аналитические данные к учебно-методическому комплексу "Горизонты. 6 класс". В ней рассматриваются основные компоненты, входящие в УМК, дается их последующее описание; проводится описание основных тем, содержащихся в УМК, а также приводится сопоставительный анализ заданий и упражнений. По итогам анализа приводится общий вывод и комментарии по всей статье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_nsportal.docx448.13 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ учебно-методического комплекса по немецкому языку «Горизонты. 6 класс.»

Учебно-методический комплекс «Horizonte» представляет собой относительно новую линейку учебных материалов по изучению немецкого языка как второго иностранного в средней общеобразовательной школе. Данный УМК является совместным результатом работы отечественного издательства «Просвещение» и немецкого издательства «Cornelsen» (г. Берлин). Комплекс учебников «Горизонты» соответствует требованиям компонента Федерального образовательного стандарта основного общего образования по иностранным языкам и нормативным документам Совета Европы по изучению иностранных языков. Данная линейка учебников рассчитана на изучение немецкого языка как второго иностранного 2 часа в неделю, что в совокупности составляет 68 часов в учебном году.

УМК «Горизонты. 6 класс» являются продолжением «Горизонты. 5 класс» для изучающих немецкий язык как второй иностранный со среднего звена.

К характерным свойствам «Горизонтов» относятся следующие стороны:

  • оригинальный характер языкового содержания УМК;
  • соответствие целям и задачам обучения второму иностранному языку в общеобразовательной школе;
  • соотнесенность содержательной части УМК особенностям психологической деятельности обучающихся в процессе обучения немецкого языка как второго иностранного;
  • наличие дополнительных интерактивных возможностей включения обучающихся в познавательную деятельность;
  • интеграция родного языка в структуру УМК;
  • комплексность и последовательность действий и этапов по формированию общеучебных и предметных знаний, умений и навыков;
  • наличие элемента межпредметной связи для познавательной деятельности;
  • допустимость индивидуального подхода к осуществлению образовательного процесса;
  • высокий уровень дидактической и воспитательной ценности содержания УМК.

Состав УМК «Горизонты» для 6 класса охватывает следующие компоненты:

  • учебник «Немецкий язык. 6 класс.» авторов М. М. Аверина, Ф. Джин, Л. Рормана, М. Збранковой;
  • рабочая тетрадь к учебнику «Немецкий язык. 6 класс.» авторов М. М. Аверина, Ф. Джин, Л. Рормана, М. Збранковой;
  • сборник упражнений по лексике и грамматике;
  • рабочие листы;
  • аудиокурс к основным темам учебника;
  • ЭФУ.

Все вышеупомянутые компоненты УМК постоянно используются на уроках немецкого языка. Учебник и рабочая тетрадь используются как обучающимися, так и учителем. Сборник упражнений по лексике и грамматике, рабочие листы, также как и аудио сопровождение используются учителем в процессе обучения.

Использование учебного комплекса в 6 классе имеет перед собой цель закрепить и усовершенствовать уже имеющиеся знания, умения и навыки владения немецким языком, расширить представления и информацию лингвострановедческого и языкового характера, вывести уровень языка на качественно новый уровень, а также способствовать личностному развитию обучающихся.

Учебник для 6 класса включает в себя семь тематических разделов, страноведческих блоков, «Маленькой перемены» и «Большой перемены», а также немецко-русского словаря. Главы «Маленькая перемена» и «Большая перемена» после 3-й и 7-й глав направлены на повторение пройденного материала в игровой форме. Словарь в конце учебника содержит все лексические единицы активного словаря.

Рабочая тетрадь соотносится с учебным материалом учебника и содержит задания, помогающие школьникам овладеть техникой чтения и письма, лексикой и речевыми образцами, содержащимися в учебнике. Рабочая тетрадь содержит большое количество заданий игрового и практического характера.

Аудиокурс является неотъемлемой частью УМК «Горизонты». Он содержит задания и упражнения на развитие монологической и диалогической речи, на развитие произносительных навыков немецкого языка. Записи приближены к естественной ситуации коммуникации, что создает неподдельность восприятия содержания звуковых записей.

Книга для учителя представляет собой важный элемент УМК «Горизонты». Книга дает детальное описание содержания и структуры УМК, освещает методическую составляющую обучения немецкому языку как второму иностранному, а также советы и руководство по организации уроков, ответы к заданиям из рабочей тетради, тексты для аудирования.

Рабочие листы являются полезным дополнением к материалам учебника и рабочей тетради. Принимая во внимание индивидуальные особенности развития обучающихся, их потребность в визуальном сопровождении содержания изучаемого материала, рабочие листы рекомендуется использовать как непосредственно на уроках в школе, так и в качестве домашнего задания. Имеющиеся в рабочих листах материалы позволяют подробнее изучить страноведческую информацию и активизировать навыки владения лексикой и грамматикой немецкого языка.

Затрагивая лексический компонент в структуре УМК «Горизонты», нужно отметить, что содержание лексических единиц и их тематический объем удовлетворяет все критерии отбора лексического материала на начальном этапе обучения. Как было уже упомянуто, учебник охватывает семь тематических разделов. В плане лексики, при обучении немецкому языку на начальном этапе обучающиеся должны владеть лексическими единицами следующих тем учебника:

  1. Mein Zuhause – Мой дом.
  2. Das schmeckt gut – Это вкусно.
  3. Meine Freizeit – Мое свободное время.
  4. Das sieht gut aus – Смотрится отлично.
  5. Partys – Вечеринки.
  6. Meine Stadt – Мой город.
  7. Ferien – Каникулы.

Кроме того, при подробном исследовании тем и содержания учебного комплекса, был проанализирован ход работы над формированием лексических навыков немецкого языка, предлагаемый коллективом авторов УМК. Разберем ход работы на примере темы «Das schmeckt gut». Данная тема состоит из следующих подтем:

  1. Nahrungsmittel – Продукты питания. Данная подтема является введением в основную тему уроков. Здесь обучающиеся изучают основные продукты питания на немецком языке. Целью данного подраздела является научиться говорить о своих любимых/нелюбимых продуктах питания, а также уметь сообщить о предпочтительных продуктах своего собеседника.
  2. Frühstück, Mittagessen, Abendessen – Завтрак, обед, ужин. Этот подраздел представляет собой логическое продолжение первого подраздела и имеет перед собой цель ознакомить обучающихся с режимом питания немецких подростков. Содержание урока представляется в форме монологического и диалогического высказываний, которые обучающиеся должны понять и выполнить задания на корректность воспринятого потока информации. По изучении подтемы обучающиеся должны научиться рассказывать о своем режиме питания и о режиме питания своих одноклассников.
  3. In der Kantine – В столовой. В данном уроке обучающимся представляется на ознакомление примерное меню одного из мест общественного питания Германии. Здесь происходит изучение основных блюд, имеющихся в немецкой повседневной кухне. Помимо этого, обучающиеся прослушивают разговор немецких подростков в школьной столовой Германии и отвечают на вопросы по содержанию диалога. Результатом работы над лексическим материалом подраздела выступает умение вести диалог по теме «В столовой» и составить собственное желаемое меню на неделю.
  4. Spezialitäten in Deutschland, Österreich, der Schweiz – Особенности кухни в Германии, Австрии и Швейцарии. Данный подраздел содержит страноведческую информацию. Здесь представляются названия блюд национальной кухни немецкоговорящих стран, а также территориальные дублеты, существующие на территории современной Германии. Информация изложена в текстовой форме с изображением национальных блюд. Итогом работы над данным разделом является умением рассказывать о национальной кухне своей страны или своего региона.
  5. Imbiss auf dem Prater in „Wien“ – Закусочная на Пратере в Вене. Этот раздел включает в себя информацию о нормах этикета при совершении заказа в местах общественного питания. Для овладения речевых норм обучающиеся прослушивают диалог между продавцом и покупателем и выполняют задания на определение степени официальности и вежливости разговора. Кроме задания на восприятие звукового текста, обучающиеся повторяют речевые образцы, которые служат опорой для составления собственных диалогов в коммуникативной ситуации.

Обучение лексике по теме «Das schmeckt gut» начинается ознакомления учащихся со звучанием и написания лексических единиц, раскрытия их значения. Из урока в урок, семантизация лексического материала происходит на основе визуального сопровождения с помощью различных коллажей, ментальных карт и ассоциограмм. Так, например, основной лексический материал представлен в виде для подтемы «Nahrungsmittel» представляется в виде в виде графического изображения изучаемых слов. В данном случае, раскрытие значения слов происходит беспереводным путем с опорой на наглядность и имеющийся языковой опыт обучающихся. Заданием на введение и первичное закрепление лексического материала является задание 1. [c.14] Оно направлено на соотнесение звукового образа существительных с их изображением. Далее, для правильного произношения слова и закрепления звукового образа, учащиеся повторяют слова за диктором (1b). (см. Рис. 2)

Рис. 2 – пример организация ознакомления с лексической темой урока в УМК «Горизонты. 6 класс»

Примерами вариантов для семантизации лексического материала отдельных тем раздела «Das schmeckt gut» выступают следующие варианты:

  • Lest den Speiseplan. Was kennt ihr? Was möchtet ihr probieren? [c.17]
  • Lies und ordne die Fotos auf die Landkarte zu. [c. 16 Horizonte]
  • Hör die Wörter und schreib sie ins Bild. [c.12 РТ]

После раскрытия значения лексических единиц перед обучающимися ставится задача ввести активную лексику урока в долговременную память. Чтобы организовать первичное закрепление слов и выражений, авторами предлагаются задания на ранжирование и распределение ряда слов по различным характеристикам и критериям. К примеру, для введения слов по теме «Еда», учащимся предлагается выполнить упражнение 2 [c.14], а именно распределить изучаемые продукты питания по уровням предпочтения «Мне нравится это есть – Это я ем не очень охотно – Это мне не нравится вообще – Этот продукт я не знаю». (см. Рис. 3)

Рис. 3 – пример семантизации лексического материала в УМК «Горизонты. 6 класс»

Аналогичным образом происходит первичное закрепление лексики в подтемах раздела. Перечислим примеры:

  • Ergänze die Tabelle ins Heft. [c.15]
  • Notiere Informationen im Heft. [c.15]
  • Was essen Deutsche zum Frühstück zum Frühstück, zum Mittagessen, zum Abendessen? [c.12 РТ]

Далее, для активизации лексических единиц в речи и формирования продуктивных и рецептивных лексических навыков учащиеся выполняют упражнение на опрос своих учащихся о тех продуктах питания, которые они предпочитают или не любят. (см. Рис. 4) Результаты опроса обучающиеся представляют в коллективе. К выполнению упражнения предлагается план-образец опроса, который облегчает работу обучающихся:

 

Рис. 4 – пример активизация лексического материала в видах речевой деятельности в УМК «Горизонты. 6 класс»

Для тренировки лексического материала в рецептивных видах речевой деятельности, в книге и рабочей тетради представлены следующие упражнения и задания:

  • Hör zu und lies. [c.15]
  • Lest den Speiseplan. [c.16]
  • Lies die Texte. [c.17]
  • Hört das Gespräch. [c.18]
  • Hört zu und notiert. [c.19]
  • Was passt? Ordne zu und schreib die Fragen. [c.13 РТ]
  • Schreib einen Text über deine Essgewohnheiten. [c.14 РТ]

Примерами заданий и упражнений на формирование продуктивных лексических навыков к подтемам раздела являются следующие варианты:

  • Macht Interviews, notiert und berichtet. [c.14]
  • Schreibt und spielt eigene Dialoge. [c.16]
  • Projekt Schreibt euren Traumspeiseplan für eine Woche auf Deutsch. [c.16]
  • Was möchtet ihr probieren? Was esst ihr? Was isst man in ihrem Land? [c.17]
  • Spielt Dialoge am Imbiss. [c.19]

 Как можно увидеть, основной принцип в формировании лексических навыков немецкого языка, предлагаемый авторами учебника, является комбинирование различных видов речевой деятельности. Подытоживая исследование хода работы над лексической стороной немецкого языка, вычислим квантитативное соотношение видов речевой деятельности по данной лексической теме. (см. Рис. 5)

Рис. 5 – соотношение видов речевой деятельности в УМК «Горизонты. 6 класс»

Из данной диаграммы видно, что в основном лексические навыки формируются в процессе говорения, аудирования и чтения. Однако такому разделу как письмо, уделяется наименьшее внимание по сравнению с остальными видами речевой деятельности. Письмо является неотъемлемой частью владения языком, так как умение правильно писать слова и словосочетания и излагать свои мысли с помощью слов может многое сказать о состоянии языка обучающихся. Соответственно, задание на формирование лексических навыков на письме в данном УМК представлено в недостаточном количестве.

Не менее важным моментом в формировании навыков владения лексической стороной иноязычной речи является проведение контроля усвоенности лексического материала. Как уже было сказано в теоретической главе данной работы, контроль сформированности лексических навыков может происходить в тестовой форме. В УМК «Горизонты» наличествуют тестовые материалы для проверки сформированности знаний, умений и навыков владения лексикой по разделу «Das schmeckt gut» и всех имеющихся в нем подтемах. Тест охватывает разделы аудирование, чтение, письмо, а также грамматику и лексику, что позволяет учителю проследить уровень и качество работы по окончании раздела.

Анализ процесса работы над лексической стороной языка в УМК «Горизонты. 6 класс» показал, что организация работы по формированию лексических навыков немецкого языка предлагается авторами имеет следующий ход: презентация лексического материала и его семантизация происходит безпереводным путем с опорой на языковую догадку, первичное закрепление и тренировка лексики осуществляется с помощью упражнений на распределение слов по различным характеристикам, а применение материала происходит в форме монологического и диалогического высказывания с применением имеющихся в учебнике опор. Как и в учебнике, так и рабочей тетради преимущественно представлены речевые задания и упражнения в работе с изучаемой лексикой. Для дополнительной работы над формированием лексических навыков в рабочей тетради и вспомогательных материалах представлены разнообразные упражнения для отработки лексического материала, которые могут быть использованы как на уроке, так и в качестве домашнего задания. Однако, такой вид речевой деятельности как письмо и соответствующих ему упражнений и заданий в УМК наличествует в недостаточном объеме. Также, в ходе исследования структуры комплекса было выяснено, что кроме традиционных материалов в виде учебно-методического комплекса и звукового сопровождения к содержанию уроков дополнительных цифровых материалов к урокам не имеется.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ учебно-методических комплектов

В данной работе описан анализ существующих учебно-методических комплектов по математике в средней и старшей школе....

Анализ учебно-методической работы

Анализ учебно-методической работы...

Учебно-методическое пособие. 5 класс.

Учебно-методическое пособие для учителей французского языка по оснащению,  развитию и оформлению учебного кабинета.(Содержит материалы для учебных стендов)....

Анализ учебно - методической работы школы

Анализ учебно- методической работы школы за 2013-2014 учебный год...

Анализ учебно-методической работы школы за 2014-2015 учебный год.

Приоритетным направлением в методической работе в 2014-2015 учебном году было:·       Повышение качества образования как фактор развития ключевых базовых компетентностей ...

Анализ учебно-методических комплексов по английскому языку уровня Pre-Intermediate

Анализ учебно-методических комплексов по английскому языку уровня Pre-Intermediate...