Статья "К вопросу о формировании метапредметных умений и навыков на уроках немецкого языка"
статья по немецкому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс)
В статье рассматривается вопрос формирования метапредметных умений и навыков на уроке немецкого языка, анализируются упражнения для 5-9 классов, представленные в УМК «Горизонты», с целью их наиболее эффективного использования для формирования метапредметных умений.
Ключевые слова: метапредметные умения и навыки, урок немецкого языка, упражнения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА.
Иванникова Ирина Александровна
ФГКОУ «МКК ПВ МО РФ»
г. Москва
В статье рассматривается вопрос формирования метапредметных умений и навыков на уроке немецкого языка, анализируются упражнения для 5-9 классов, представленные в УМК «Горизонты», с целью их наиболее эффективного использования для формирования метапредметных умений.
Ключевые слова: метапредметные умения и навыки, урок немецкого языка, упражнения.
Как известно, ФГОС устанавливает требования к результатам образования. Речь идёт о личностных, метапредметных и предметных результатах.
Метапредметные умения и навыки позволяют учащимся самостоятельно усваивать новые знания и использовать их не только при обучении, но и в процессе социализации. Они формируются всеми школьными предметами, среди которых немаловажную роль играет иностранный язык.
Метапредметные результаты включают в себя универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные и коммуникативные), межпредметные и надпредметные умения и навыки [2]. Существуют и другие классификации, которые ограничиваются выделением, например, только универсальных учебных действий с включением в них личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий [3], т.к. в тексте ФГОС не даётся определение метапредметных результатов, а раскрывается их содержание.
«Теоретико-методологической основой разработки Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образования в рамках создания государственных стандартов общего образования стали: культурно-исторический системно-деятельностный подход, разрабатываемый в трудах отечественных психологов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б.Эльконина и др., раскрывающий основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний, формирования картины мира, общую структуру учебной деятельности обучающихся, и учение о структуре и динамике психологического возраста (Л.С. Выготский) и периодизация психического развития ребёнка, определяющая возрастные психологические особенности развития личности и познания (Д.Б.Эльконин).»[3]
Универсальные учебные действия – это умение учиться, осваивать новое и саморазвиваться, которое достигается с помощью обобщенных способов действий, помогающих учащимся ориентироваться как в конкретных предметных дисциплинах, так и в учебной деятельности в целом, включая осознание обучающимися её целей.
К регулятивным действиям относятся действия, обеспечивающие организацию учебной деятельности: определение цели и формулирование задач, составление плана и определение последовательности действий, контроль, оценивание результатов, коррекция и т.п.
Среди познавательных универсальных действий выделяют логические действия (анализ объектов с целью выделения признаков, синтез как составление целого из частей, в том числе восстановление недостающих элементов, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации, построение логической цепи рассуждений, выведение следствий, выдвижение гипотез и их обоснование), знаково-символические (преобразование из одной знаковой системы в другую), действия по решению задач (проведение наблюдений, измерений и т.п.), действия по работе с информацией и чтению (поиск информации, ориентирование в содержании текста, определение основной и второстепенной информации, умение адекватно, подробно, кратко, выборочно передавать содержание текстов, создание собственных текстов).
Коммуникативные универсальные действия направлены на осуществление общения и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, адекватное использование речевых средств, постановка вопросов, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации [4].
В средней школе обучение немецкому языку как второму иностранному осуществляется по внесённому в федеральный перечень учебников и соответственно рекомендованному Министерством образования и науки РФ УМК «Горизонты» [3]. Мы решили проанализировать представленные в данном УМК для 5-9 классов упражнения и попытаться систематизировать их с целью наиболее эффективного использования для формирования метапредметных умений на начальном (5-6 классы) и среднем (7-9 классы) этапах обучения немецкому языку как второму иностранному в средней школе. Нас будут интересовать регулятивные, познавательные действия: логические, знаково-символические, действия по работе с информацией и чтению; а также коммуникативные универсальные учебные действия.
Развитие системы универсальных учебных действий осуществляется с учётом возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка. Процесс обучения определяет зону ближайшего развития универсальных учебных действий.
УМК «Горизонты» для 5-6 классов соответствуют уровню А1, а УМК «Горизонты» для 7-9 классов уровню А2 по шестиуровневой шкале Общеевропейских компетенций владения иностранным языком (GER), в процессе которого учащиеся имеют возможность научиться: понимать и использовать важнейшую информацию, содержащуюся в сообщениях и беседах на повседневные темы; объясняться в простых ситуациях, в которых речь идет об обмене информацией, о хорошо знакомых темах; рассказывать в простой форме о себе, о своем образовании, описывать своё окружение, описывать свои непосредственные потребности. [7]
Проанализировав содержательную сторону учебников, можно прийти к выводу, насколько остро востребованы регулятивные учебные действия (РУД) в учебном процессе. «Горизонты» предлагают учащимся широкий спектр упражнений, которые способствуют формированию регулятивных универсальных действий. В начале каждой главы учебников представлен раздел «Этому ты научишься», который обеспечивает организацию учебной деятельности. В основу заложены умения целеполагания, принятия учебной задачи, планирования учебного материала по заданной теме. В конце каждой темы представлен раздел «Это ты умеешь» для осуществления контроля учебных результатов и анализа уровня усвоения полученных знаний в рамках организации повторения. В блок регулятивных действий входит определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата. Можно составить интервью, диалог, монологическое сообщение, презентацию, проект, продолжение диалога, истории в письменной и устной форме самостоятельно или в группе, придумать по аналогии высказывания на определённую тему, причём разрешается использовать наряду с немецким языком английский язык и свой родной. РУД предполагают умение структурировать знания в процессе выполнения задания, а также оценку содержания материала в течение каждой главы учебника. Например, оценка объектов и субъектов при их сравнении, проверка и оценка дополненной учеником информации, выполненной письменно и устно работы учащимися, тест на понимание прочитанного текста и аудиосообщения.
Формированию необходимых навыков рефлексии помогает технология языкового портфолио. Использование портфолио в качестве оценки приобретённых знаний даёт возможность индивидуализировать процесс обучения и построить учащемуся собственную образовательную стратегию. Портфолио помогает установить связи между приобретёнными и новыми знаниями, оценить собственную учебную работу, достигнутый прогресс. Оно также развивает у обучающихся умение критически оценивать результаты учебной деятельности, повышает мотивацию в процессе обучения.
Коммуникативные учебные действия (КУД) отличаются неповторимостью, многообразием упражнений, задачами для достижения конечного результата, а также динамикой и уровнем сложности учебного материала. Подготовительные, с нашей точки зрения, упражнения в 7 классе реально отражают начало предпорогового уровня А2 элементарного владения немецким языком, в процессе которого ученик учится работать в паре, в группе, получает соответствующие инструкции по осуществлению коммуникации и решению коммуникативных задач. Обучающиеся учатся вместе создавать учебный плакат «Дружба», играть в лексическую игру «Алфавит», повторяют грамматику в коммуникативной ситуации, беседуют вчетвером с опорой на картинки, учатся искать идеи в группе для создания диалога. Они могут прочитать текст и понять его, послушать аудиотекст и организовать Рождественский базар. Интересен блок «Играем и повторяем» в рамках раздела «Маленькая перемена» в 5-8 классах, в котором представлены занимательные коммуникативные игры. Учащиеся повторяют в игровой форме изученный лексико-грамматический материал. Авторы учебника предлагают заполнить предложения недостающей информацией и выбрать единственно верный ответ; подобрать прилагательные для характеристики друга; дать советы; оценить свои каникулы. Каждый может осуществить самооценку.
В 8-м и особенно в 9-м классах наблюдается стремительное усложнение учебного материала и соответствующих коммуникативных задач. Учебный материал насыщен подготовительными упражнениями, уже в 8 классе появляются советы для возможной сдачи экзамена уровня А2, государственного экзамена ОГЭ – в 9 классе. В течение работы над проектом ученики собирают идеи, преимущества, недостатки, предложения, надежды, ожидания, осуществляют совместный поиск информации о возможностях ученического обмена в интернете в 8 классе. Проектная работа объединяет участников единой целью и познавательным интересом.
Блок «Подготовка к экзамену Fit in Deutsch A2» наглядно демонстрирует доминанту коммуникативных универсальных действий в процессе тренировки устной части экзамена, а именно, в части А «Представить себя» беседуют два ученика, в основе части В - вопросно-ответная система (умение задавать вопросы и отвечать на них в соответствии с заданной темой). В части С предполагается парная работа согласно предложенной ситуации.
Коммуникативная направленность обучения является основой и движущей силой УМК «Горизонты», что позволяет любому ученику реализовать свои коммуникативные возможности как в парной, так и в групповой работе.
В настоящее время всё более актуален вопрос межкультурной коммуникации. «Горизонты» создают благоприятные условия для изучения немецкого языка с точки зрения «языка как средства общения» в диалоге культур. Действительно, расширяются горизонты познания как родной культуры, так и культуры немецкоговорящих стран, воспитания толерантной личности, развития познавательного интереса к окружающему миру.
Познавательные логические действия (ПЛД) в достаточном количестве представлены в 5-7 классах, УМК «Горизонты» предлагают учащимся широкий спектр упражнений, которые способствуют формированию данного вида действий.
Для формирования умения устанавливать причинно-следственные связи, выявлять черты сходства и различия, осуществлять сравнение служат упражнения на выявление различного вида соответствий: между текстами или частями текста и картинками, между аудиосообщением и картинками, между частями диалога, между картинками и названиями, между началом и концом предложений, между отгадками в виде картинок и загадками, между глаголами и существительными, между прилагательными и их сравнительной степенью, между словами с противоположным значением, в задании «Учись учиться» - между частями предложений-правил.
Например, в 6 классе для развития умения группировать и классифицировать даются упражнения на нахождение слов в буквенной решетке с их последующим распределением по группам, например, члены семьи, числа, профессии, школьные принадлежности, животные.
Упражнение-таблица «Подумай!» предлагает, с одной стороны, вставить пропущенную информацию в таблицу, с другой стороны, с помощью этой таблицы следует заполнить пропуски в упражнении, проанализировать полученные результаты и самостоятельно сформулировать правило.
В 8-м и особенно в 9-м классах наблюдается стремительное усложнение учебного материала. В этих классах упражнения на формирование познавательных логических действий также усложняются. Соответствия уже приходится искать между вопросами и картинками, частями предложений, словами в тексте и их значениями, отдельными абзацами и подходящими заголовками.
Развитию умения устанавливать причинно-следственные связи способствуют также такие упражнения, как распределение SMS в правильной логической последовательности, распределение части текста в правильной хронологической последовательности, нахождение соответствия между элементами в правильной хронологической последовательности.
Учащимся предлагается сравнивать между собой страны, виды спорта, идеи, аргументы, мнения, учебные советы и т.д.
Умение прогнозировать, строить гипотезы представлено в заданиях, в которых следует прослушать начало диалога и подумать, где происходит действие или какой из предложенных вариантов будет правильным окончанием диалога, а также сравнить услышанное продолжение со своими предположениями.
Широко представлены упражнения для формирования познавательных знаково-символических действий (ПЗСД), в которых учащиеся имеют возможность преобразовывать модели из одной знаковой системы в другую, например, преобразование графического изображения (таблицы, графики, диаграммы) в текст и наоборот как на уровне слова, так и текста.
Много заданий включает в себя формирование познавательных действий по работе с информацией и чтению: поиск заданной информации в тексте, дополнительных сведений в интернете (составление телепрограммы, рассказ о Берлинской стене), словарях, других источниках информации. Например, в 7 классе представлена цепочка заданий практической направленности в ситуации реального общения «Прочитай статью, о том, как достигнуть цели. Создай план для достижения своей цели. Дайте друг другу советы». Здесь предполагается не только получение информации из текста, но и ее применение при решении учебно-практических задач, создание собственного текста.
В 7 классе представлены задания «Прочитай блог и найди соответствие между фотографиями и абзацами», «Напиши вопросы для викторины после чтения текста о Швейцарии», цепочка заданий с разнообразным алгоритмом решения понятийной, речевой и коммуникативной задач «Прочитай образец, рассмотри дом на картинке, определи, о ком идёт речь? Найди на картинке квартиру и представь жильцов. Напиши диалог к ситуации в квартире в тетрадь. Разыграй диалог. Подумай: с какими эмоциями играют персонажи?»,
Анализ гендерных особенностей при общении мальчиков и девочек представляет все виды речевой деятельности (чтение, аудирование, письмо, говорение) «Послушай и прочитай. Из предложенных восьми реплик только шесть из них комплименты. Какие две реплики лишние? Какие комплименты могут сделать друг другу девочки, мальчики, девочка мальчику, мальчик девочке? Запишите эту информацию», «Напишите комплименты на записках. Соберите, перемешайте, раздайте записки и прочитайте вслух».
В 8 классе учащиеся отвечают на вопросы перед текстом и после него, оценивают достоверность предложенной информации, строят оценочные суждения на основе прочитанного текста (Задание «Верно-неверно»). Они могут не только решать практические задачи базового уровня, например, найти все незнакомые слова в тексте, их перевод, отметить основную информацию о Дне победы, используя вопросительные слова, но и выполнять задания повышенного уровня, а именно, составлять собственные тексты, написать сочинение на тему «Что значит для меня День победы?», сделать постер на тему «9 мая – День со слезами на глазах», подготовить презентацию о полюбившихся достопримечательностях в Москве, рассказать о сувенирах.
Таким образом, в учебниках для 5-9 классов УМК «Горизонты» представлены в полном объеме регулятивные, коммуникативные и познавательные учебные действия. Чаще всего они рассматриваются не изолированно друг от друга, а в комбинации, например, регулятивные и познавательные, коммуникативные и познавательные, регулятивные и коммуникативные в паре, регулятивные, познавательные и коммуникативные в тройке.
Нельзя не отметить, что учебного материала в УМК «Горизонты» много, поэтому чтобы достичь поставленной цели качественного обучения немецкому языку как второму иностранному, следует тщательно отбирать необходимый материал, учитывая индивидуальные особенности и интересы обучающихся, приучать обучающихся работать быстро и результативно, при этом строго контролировать выполнение заданий и не забывать о возможной утрате обучающимися в силу различных причин мотивации (возрастные и индивидуальные особенности, сложность языка и др.).
Современные требования развития личностного потенциала предполагают наличие гораздо большего времени и усилий, чем привычные формы работы. И при 2-3 часах в неделю, отведенных на изучение немецкого языка как второго иностранного, реализовать предъявляемые требования непросто, многое зависит от выбора наиболее эффективных методов, приемов обучения, технологий и содержания.
Можно констатировать тот факт, что речь идет о развитии личности ученика посредством формирования универсальных учебных действий в рамках ФГОС через эффективный, разнообразный, соответствующий возрастным особенностям и интересам обучающихся учебный материал, которые, как показывает наш опыт, позволяют им успешно принимать участие в различных конкурсах и олимпиадах, сдавать международные экзамены А1-В1, и именно поэтому мы можем рекомендовать данный УМК учителям, чьи учащиеся изучают немецкий как второй иностранный язык.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. http://www.finmarket.ru/main/article/4420392
Всемирный экономический форум, 2015
2. Поташник М.М., Левит М.В. Как помочь учителю в освоении ФГОС. М., 2015.
3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Под ред. А.Г. Асмолова. М., 2013.
4. http://mcko.ru/pages/m_n_d_codificators
5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897
6. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа [сост. Е.С. Савинов], М., Просвещение, 2011, Стандарты второго поколения)
7. https://www.goethe.de/ins/ru/ru/spr/wdl.html
8. Балезин Д. Зачем изучать иностранные языки? 2007: http://www.yourfreedom.ru/zachem-izuchatinostrannye-yazyki/.
9. Барлыбаев Х. А. Глобализация: вопросы теории и практики // Век глобализации. Вып. № 2.2008: http://www.socionauki.ru/journal/articles/129849/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков на уроках биологии
В статье собраны результаты деятельности по формированию метапредметных умений в рамках проектной деятельности...
формирование метапредметных умений и навыков на уроках технологии
Формирование метапредметных умений и навыков школьников в процессе проведения проектной деятельности на уроках технологии...
Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков на уроках физики
Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться, ч...
Потенциал проектных работ для формирования метапредметных умений и навыков на уроках географии
В данном материале рассматривается значимость проектной деятельности школьников как педагогической технологии, способствующей развитию и формированию метапредметных компетенций....
Межпредметные связи на уроках русского языка и литературы – фактор формирования метапредметных умений и навыков учащихся
Межпредметные связи на уроках русского языка и литературы...
Статья "Формирование коммуникативных умений и навыков на уроках английского языка ( из опыта работы)."
В статье рассматриваются практические приемы, напрвленные на формирование коммуникативной компетенции обучающихся. Формирование коммуникативных компетенций обучающихся помогает развитию познават...
Формирование метапредметных умений и навыков на уроках математики в 5-6 классах
О методических приемах личностно-ориентированного и деятельностного подходов, о формировании универсальных учебных дйствий у учащихся, о необходимости включения в урок разнообразных технологий, о возм...