формирование метапредметных умений и навыков на уроках технологии
методическая разработка по технологии на тему
Формирование метапредметных умений и навыков школьников в процессе проведения проектной деятельности на уроках технологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_uud.docx | 46.53 КБ |
formirovanie_metapredmetnykh_umeniy_i_navykov_uchashchikhsya_v_khode.pptx | 147.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование метапредметных умений и навыков в ходе выполнения иследовательских проектов в процессе обучения технологии
В общеобразовательной школе закладываются основы гуманитарной, естественнонаучной и технологической культуры молодежи, определяющей потенциал страны, который должен обладать достаточно высоким и разносторонним образованием. В документах ЮНЕСКО кратко сформулированы задачи общего образования в XXI веке: (слайд 2)
- научить учиться (учиться познавать);
- создавать (практическая направленность обучения);
- научить жить (культура дома, здоровый образ жизни);
- научить жить вместе (культура человеческих отношений; уважения к младшим, ровесникам, старшим, людям других национальностей и вероисповедания),
которые нашли отражение в ФГОС второго поколения.
К сожалению, происходит сокращение количества учебных часов на изучение содержания предмета технология (по проекту новых ФГОС 170 часов для образовательного курса).
«Технология» же способствует развитию качеств личности в процессе практической деятельности более эффективно, чем при решении задач на других предметах и помогает успешной социализации учащихся в обществе, так как является практико- ориентированным.
В современном обществе не пропадает интерес к национальной культуре, в частности к ее декоративно-прикладному искусству. В каждой школе есть учащиеся с интересом занимающиеся творчеством: вышивкой, лоскутным шитьем, плетением, ткачеством и т.д.
Удовлетворение интереса учащихся к национальной культуре на уроках технологии возможно с помощью проектной технологии, ведь на выполнение исследовательской и созидательной деятельности отводится не менее 18 часов, а по желанию учителя можно и более.
(слайд 3)
Проектная технология на уроках обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
(слайд 4)
К метапредметным (общеучебным) умениям и навыкам относятся:
1. Учебно-организационные общеучебные умения и навыки обеспечивают планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности учащимися.
2. Учебно-информационные общеучебные умения и навыки обеспечивают школьнику нахождение, переработку и использование информации для решения учебных задач. К ним относятся:
3. Учебно-интеллектуальные общеучебные умения и навыки обеспечивают четкую структуру содержания процесса постановки и решения учебных задач.
4. Учебно-коммуникативные общеучебные умения и навыки позволяют школьнику организовать сотрудничество со старшими и сверстниками, достигать с ними взаимопонимания, организовывать совместную деятельность с разными людьми.
Сравнение понятий УУД и метапредметных умений позволяет сделать вывод о том, что УУД представляют как один из компонентов метапредметных умений.
Именно овладение обучающимися обобщёнными способами решения учебных задач, познавательными, регулятивными, комуникативными, личностными учебными действиями создаёт основу для формирования и развития метапредметных умений.
(слайд 5)
Под метапредметными результатами школьного образования понимаются такие способы действий, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях.
(слайд 6)
Исследовательские и проектные действия
Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в среднем звене школы является включение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность. Исследовательская и проектная деятельность школьников должна быть организована таким образом, чтобы подростки смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и т.д. Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки должны овладевать нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобрести навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе.
- Организация исследовательских и проектных работ школьников должна обеспечивать сочетание различных видов познавательной деятельности. Вполне очевидно, что значимыми и интересными для подростков представляются новые виды деятельности, которые им еще не знакомы, именно их интересно освоить, даже если впоследствии они не войдут в ряд наиболее ценных и жизненно необходимых.
- Основная задача исследовательской и проектной деятельности направлена не столько на репродуктивное воспроизведение предметных знаний, сколько на целенаправленное их использование.
- общественно-значимые цели и задачи исследовательской и проектной деятельности: имеют конкретную практическую ценность, предназначены для общественного использования;
- проведение проектной и исследовательской деятельности требует от разработчиков высокой компетенции в выбранной сфере, творческой активности, собранности, аккуратности, целеустремленности, высокой мотивации;
(слайд 7)
- Исследовательские проекты, полностью подчиненные логике исследования и имеющие структуру, приближенную к научному исследованию.
Исследовательские проекты подразумевают:
- деятельность учащихся по решению творческих задач с заранее неизвестным результатом;
- наличие этапов, характерных для любой научной работы.
Основными этапами организации исследовательской деятельности являются следующие:
- Определение проблемы исследования.
- Формулировка основополагающего вопроса.
- Выбор темы проекта.
- Выбор творческого названия.
- Формулировка проблемных вопросов.
- Формулировка тематики исследования.
- Разработка дидактических материалов.
- Представление результатов проекта.
При использовании проектной методики важным является организационная деятельность, как со стороны учителя, так и учащихся. Начиная с погружения учащихся в проектную, исследовательскую деятельность до ее реализации. При организации проектной деятельности от учителя требуется направить мысль ребенка в нужном русле самостоятельного поиска, подсказать источники информации, но нельзя предлагать учащимся решение проблемы в готовом виде. Следует обращать внимание на актуальность проблемы, недостаточную освещенность ее, указывать на то, что учитель ждет в лице своих учеников - исследователей, способных найти новое решение.
Для повышения эффективности обучения применяю и метод учебных исследований, направленный на расширение и углубление знаний по предмету. Темы учебных работ перекликаются с содержанием предмета и народным творчеством, историей и культурологией. Например: «Сравнительная характеристика вышивки русского севера и юга», «Декоративно-прикладное искусство», «Узорное вязание», «Керамические игрушки», «Женские головные уборы», «Символика в русской вышивке». При выполнении исследований по предложенным темам девочки погружаются в мир народного творчества, глубже знакомятся с особенностями ремесел народов нашего края и России, изучают творчество местных мастеров. С результатами проведенных исследований учащиеся выступают на школьных конференциях учебно-исследовательских работ. Считаю, что исследовательская деятельность способствует развитию культуры общения, росту информационной культуры учащихся, проникновению в этнокультуру нашего края и всей России.
(слайд 8)
Многообразие форм учебно-исследовательской деятельности позволяет обеспечить подлинную интеграцию урочной и внеурочной деятельности обучающихся по развитию у них УУД.
При этом необходимо соблюдать ряд условий:
- проект или учебное исследование должны быть выполнимыми и соответствовать возрасту, способностям и возможностям учащегося;
- для выполнения проекта должны быть все условия — информационные ресурсы, мастерские, клубы, школьные научные общества;
- учащиеся должны быть подготовлены к выполнению проектов и учебных исследований как в части ориентации при выборе темы проекта или учебного исследования, так и в части конкретных приёмов, технологий и методов, необходимых для успешной реализации выбранного вида проекта;
- необходимо обеспечить педагогическое сопровождение проекта как в отношении выбора темы и содержания (научное руководство), так и в отношении собственно работы и используемых методов (методическое руководство);
- необходимо использовать для начинающих дневник самоконтроля, в котором отражаются элементы самоанализа в ходе работы и который используется при составлении отчётов и во время собеседований с руководителями проекта;
- необходимо наличие ясной и простой критериальной системы оценки итогового результата работы по проекту и индивидуального вклада (в случае группового характера проекта или исследования) каждого участника;
- результаты и продукты проектной или исследовательской работы должны быть презентованы, получить оценку и признание достижений в форме общественной конкурсной защиты, проводимой в очной форме или путём размещения в открытых ресурсах Интернета для обсуждения.
Исследовательский проект
Цель | Формирование навыков учебного исследования. |
Результат | Не всегда известен с самого начала исследования, выдвигается гипотеза о результатах, которая затем подвергается экспериментальной или теоретической проверке. |
Структура | Данные проекты полностью подчинены единой логике и имеют структуру, приближенную к структуре научного исследования или полностью совпадающую с ней, а именно:
|
Форма продукта проектной деятельности |
стиля современных модельеров
|
Возможная форма презентации |
|
Оценка | Необходимость внешней оценки. |
Ценность | Развитие навыков научного исследования учащихся. |
На каждом этапе выполнения исследовательских проектов учащиеся овладевают метапредметными умениями и навыками.
(слайд 9-12)
Если сравнить метапредметные умения и навыки 5-х и 6-х классов, то можно отметить, что они с возрастом усложняются: если в 5-м классе учебно-организационные умения и навыки заключались в умении ставить задачи, то в 6-м классе – это умение определять учебную задачу; в 5-м классе - работать с учебником и дополнительной литературой, в 6-м – различать научный, художественный и публицистический тексты.
Таким образом, из этого следует, что сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться, что является главной задачей новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования.
(слайд13)
Оценивание успешности обучающегося в выполнении проекта или исследования.
При оценке успешности учащегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной и исследовательской деятельности важно для учителя, работающего над формированием соответствующей компетентности у учащегося.
Можно оценивать:
- степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;
- степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;
- практическое использование предметных и общешкольных УУД; количество новой информации использованной для выполнения проекта;
- степень осмысления использованной информации; уровень сложности и степень владения использованными методиками;
- оригинальность идеи, способ решения проблемы;
- осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;
- уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объектами наглядности;
- владение рефлексией;
- творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
- социальное и прикладное значение полученных результатов.
В ходе выполнения проектов ребята получают опыт использования современных технических средств, навыки индивидуальной и коллективной работы, функциональные навыки исследования. Работая в группах или самостоятельно, вырабатывая свою точку зрения на поставленную проблему, обучающиеся активизируют личностную позицию, что положительно влияет на качество образовательного процесса.
(слайд14)
«Конечный продукт» проектной деятельности учащихся может быть представлен:
Web-сайт;
- Анализ данных социологического опроса;
- Бизнес-план;
- Видеофильм;
- Видеоклип;
- Электронная газета;
- Электронный журнал;
- Коллекция;
- Дизайн - макет;
- Модель;
- Мультимедийный продукт;
- Пакет рекомендаций;
- Публикация;
- Рекламный проспект;
- Серия иллюстраций;
- Справочник;
- Словарь;
Где бы мы ни занимались проектной или исследовательской деятельностью с учащимися, необходимо помнить, что главный результат этой работы — формирование и воспитание личности, владеющей проектной и исследовательской технологией на уровне компетентности.
Во время выполнения всего проекта происходит формирование исследовательских действий (поиск информации, исследование); переработка и структурирование информации (работа с текстом, смысловое чтение); формирование элементов комбинаторного мышления; работа с научными понятиями и освоение общего приема доказательства как компонента воспитания логического мышления, что является формированием познавательных универсальных учебных действий.
Выполнение учебного проекта также способствует формированию регулятивных универсальных учебных действий, так как в данной деятельности невозможно обойтись без планирования, организации деятельности, самоконтроля и самооценивания.
Использование в учебно-воспитательном процессе метода проектов не только формирует универсальные учебные навыки, но и повышает мотивацию обучающихся, что в свою очередь приводит к повышению качества образования.
(слайд15)
Мои ученицы являются победителями и призерами Муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников
2011-12 уч.г. Наумцева Ирина 8б- победитель
Рощупкина Юлия 8б - призёр
2012-13 уч.г.
Барабаш Александра 7а – победитель
2013-2014 уч.г.
Коляда Диана – 7а- призёр
Наумцева Ирина 10а – призёр
(слайд16)
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ (5-й класс)
1. Учебно-организационные:
- ставить учебную задачу;
- понимать последовательность действий;
- сравнивать полученные результаты с учебной задачей;
- оценивать свою деятельность и деятельность других;
- правильно оформлять и вести тетрадь.
2. Учебно-информационные:
- работать с учебником и дополнительной литературой;
- различать повествование, описание, рассуждение;
- составлять на основании текста таблицы, схемы, графики;
- осуществлять наблюдения за объектом в соответствии с алгоритмом;
- владеть различными видами пересказа.
3. Учебно-логические:
- выделять главное;
- составлять простой план;
- сравнивать факты, явления, события по заданным критериям;
- давать определение по существенным признакам;
- высказывать суждения, подтверждать их фактами;
- обобщать, подытоживать информацию.
4. Учебно-коммуникативные:
- высказывать суждения;
- задавать уточняющие вопросы;
- слушать друг друга;
- распределять работу при совместной деятельности;
- участвовать в учебном диалоге;
- организовывать работу в группе.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ (6-й класс)
1. Учебно-организационные:
- определять учебную задачу;
- выстраивать рациональную последовательность действий по выполнению учебной задачи;
- осуществлять самоконтроль учебной деятельности;
- сотрудничать при решении учебных задач;
- планировать собственную деятельность.
2. Учебно-информационные:
- различать научный, художественный и публицистический тексты;
- создавать тексты различных типов: описание, повествование, рассуждение;
- составлять на основе текста графики, схемы, таблицы;
- осуществлять цитирование;
- задавать вопросы разного вида;
- определять необходимость использования наблюдения или эксперимента;
- наблюдать за изучаемым объектом в различных условиях.
3. Учебно-логические:
- определять понятия по существенным признакам;
- выявлять свойства объекта;
- выделять критерии для сравнения и осуществлять сравнение;
- систематизировать информацию;
- доказывать утверждение, тезис;
- формулировать вывод.
4. Учебно-коммуникативные:
- продолжить и развить мысль собеседника;
- использовать структурирующие фразы;
- соотносить собственную деятельность с деятельностью других;
- вести диалог;
- кратко формулировать свои мысли.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ (7-й класс)
1. Учебно-организационные:
- определять наиболее рациональную последовательность индивидуальной и коллективной деятельности;
- оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
- вносить необходимые изменения в содержание учебной задачи;
- организовать деятельность в группах и парах.
2. Учебно-информационные:
- подбирать и группировать материал по определенной теме;
- создавать тексты различных типов;
- владеть различными способами изложения текста;
- составлять сложный план;
- комментировать текст;
- формулировать проблемные вопросы;
- качественно и количественно описывать объект;
- формировать программу эксперимента.
3. Учебно-логические:
- определять объект анализа;
- выявлять связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта;
- классифицировать информацию по различным признакам;
- различать компоненты доказательства;
- уметь доказывать и опровергать;
- самостоятельно вырабатывать алгоритм действий;
- устанавливать межпредметные связи.
4. Учебно-коммуникативные:
- владеть приемами риторики;
- уметь вести дискуссию, диалог;
- выслушивать и объективно оценивать другого;
- вырабатывать общее решение.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ (8-й класс)
1. Учебно-организационные:
- ставить цели самообразовательной деятельности;
- самостоятельно оценивать деятельность посредством сравнения с существующими требованиями;
- планировать свою деятельность в соответствии с поставленными целями и задачами;
- вносить изменения в последовательность и содержание учебных задач.
2. Учебно-информационные:
- владеть навыком аналитического чтения;
- составлять сложный и тезисный планы;
- владеть различными видами изложения текста;
- составлять аннотации;
- готовить доклады, рефераты;
- планировать и проводить наблюдения за объектом;
- составлять программы эксперимента;
- создавать модели изучаемого объекта.
3. Учебно-логические:
- определять аспект анализа (точку зрения);
- соотносить различные компоненты объекта;
- классифицировать по нескольким признакам;
- выбирать форму доказательства (прямое, косвенное);
- опровергать выдвинутый тезис;
- определять проблему и предлагать способы ее решения.
4. Учебно-коммуникативные:
- выступать перед аудиторией;
- придерживаться определенного стиля при выступлении.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
задачи общего образования научить учиться ( учиться познавать); создавать (практическая направленность обучения); научить жить (культура дома, здоровый образ жизни); научить жить вместе (культура человеческих отношений; уважения к младшим, ровесникам, старшим, людям других национальностей и вероисповедания).
Проектная технология на уроках обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов
К метапредметным ( общеучебным ) умениям и навыкам относятся: 1. Учебно-организационные общеучебные умения и навыки обеспечивают планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности учащимися. 2. Учебно-информационные общеучебные умения и навыки обеспечивают школьнику нахождение, переработку и использование информации для решения учебных задач. 3. Учебно-интеллектуальные общеучебные умения и навыки обеспечивают четкую структуру содержания процесса постановки и решения учебных задач . 4. Учебно-коммуникативные общеучебные умения и навыки позволяют школьнику организовать сотрудничество со старшими и сверстниками, достигать с ними взаимопонимания, организовывать совместную деятельность с разными людьми.
Под метапредметными результатами школьного образования понимаются такие способы действий, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях.
Исследовательские и проектные действия Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в среднем звене школы является включение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность.
Исследовательские проекты , полностью подчиненные логике исследования и имеющие структуру, приближенную к научному исследованию . Исследовательские проекты подразумевают : деятельность учащихся по решению творческих задач с заранее неизвестным результатом ; наличие этапов, характерных для любой научной работы.
Многообразие форм учебно-исследовательской деятельности позволяет обеспечить подлинную интеграцию урочной и внеурочной деятельности обучающихся по развитию у них универсальных учебных действий.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ 5 класс 1. Учебно-организационные: ставить учебную задачу; понимать последовательность действий; 2. Учебно-информационные: составлять на основании текста таблицы, схемы, графики; осуществлять наблюдения за объектом в соответствии с алгоритмом; владеть различными видами пересказа. 6 класс 1. Учебно-организационные: определять учебную задачу; выстраивать рациональную последовательность действий по выполнению учебной задачи; 2. Учебно-информационные: составлять на основе текста графики, схемы, таблицы; осуществлять цитирование; задавать вопросы разного вида; определять необходимость использования наблюдения или эксперимента;
5 класс 3. Учебно-логические: выделять главное; составлять простой план; сравнивать факты, явления, события по заданным критериям; обобщать, подытоживать информацию. 4. Учебно-коммуникативные: высказывать суждения; слушать друг друга; распределять работу при совместной деятельности; организовывать работу в группе. 6 класс 3. Учебно-логические: определять понятия по существенным признакам; выделять критерии для сравнения и осуществлять сравнение; систематизировать информацию; доказывать утверждение, тезис; формулировать вывод. 4. Учебно-коммуникативные: продолжить и развить мысль собеседника; использовать структурирующие фразы; соотносить собственную деятельность с деятельностью других; вести диалог; кратко формулировать свои мысли.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ 7 класс 1. Учебно-организационные: определять наиболее рациональную последовательность индивидуальной и коллективной деятельности; оценивать свою работу и деятельность одноклассников; 2. Учебно-информационные: подбирать и группировать материал по определенной теме; составлять сложный план; комментировать текст; формулировать проблемные вопросы; качественно и количественно описывать объект; формировать программу эксперимента. 8 класс 1. Учебно-организационные: ставить цели самообразовательной деятельности; самостоятельно оценивать деятельность посредством сравнения с существующими требованиями; планировать свою деятельность в соответствии с поставленными целями и задачами; 2. Учебно-информационные: владеть навыком аналитического чтения; составлять сложный и тезисный планы; готовить доклады, рефераты; планировать и проводить наблюдения за объектом; составлять программы эксперимента; создавать модели изучаемого объекта.
7 класс 3. Учебно-логические: классифицировать информацию по различным признакам; уметь доказывать и опровергать; самостоятельно вырабатывать алгоритм действий; устанавливать межпредметные связи. 4. Учебно-коммуникативные: уметь вести дискуссию, диалог; выслушивать и объективно оценивать другого; вырабатывать общее решение. 8 класс 3. Учебно-логические: классифицировать по нескольким признакам; выбирать форму доказательства (прямое, косвенное); опровергать выдвинутый тезис; определять проблему и предлагать способы ее решения. 4. Учебно-коммуникативные: выступать перед аудиторией; придерживаться определенного стиля при выступлении.
Оценивание успешности обучающегося в выполнении проекта или исследования. При оценке успешности учащегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности , результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов.
«Конечный продукт» проектной деятельности учащихся может быть представлен: Web-сайт; Анализ данных социологического опроса; Бизнес-план; Видеофильм; Видеоклип; Электронная газета; Электронный журнал; Коллекция; Дизайн - макет; Модель; Мультимедийный продукт; Пакет рекомендаций; Публикация; Рекламный проспект; Серия иллюстраций; Справочник; Словарь;
Мои ученицы являются победителями и призерами Муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников 2011-12 уч.г . Наумцева Ирина 8б- победитель Рощупкина Юлия 8б - призёр 2012-13 уч.г . Барабаш Александра 7а – победитель 2013-2014 уч.г . Коляда Диана – 7а- призёр Наумцева Ирина 10а – призёр
Спасибо за внимание Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование универсальных учебных навыков на уроках изобразительного искусства
В проектной работе рассказывается об универсальных учебных навыках и какие методы можно использовать для их формирования на уроках ИЗО. Представлен конспект и схема урока в 5 классе по теме "Нар...
Формирование графических навыков на уроках технологии
В настоящее время графические умения учащихся – важнейший аспект обучения. Графическая грамотность расширяет возможности учащихся, развивает пространст...
методическая разработка "Формирование практических умений и навыков на уроках технологии в условиях школьной мастерской".
В работе описаны методические приемы организации практической деятельности по формированию умений и навыков учащихся в условиях недостаточной материальной базы мастерских на примере изучен...
Статья "Формирование практических умений и навыков на уроках технологии для детей с ОВЗ"
В статье рассматриваются этапы формирования умений и навыков на уроках технологии для детей с ОВЗ...
«Формирование общетрудовых умений и навыков на уроках технологии- слесарное дело»
Трудовое обучение в коррекционной школе ставит своей целью подготовки работников физического труда, способных самостоятельно и на профессиональном уровне выполнять не сложные виды работ на массовых пр...
ФОРМИРОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Методический материал из опыта работы по формированию практических умений и навыков на уроках швейного дела...
РЕЦЕНЗИЯ на методическую статью «ФОРМИРОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ»
В статье подробно рассматривается коррекционное значение трудового обучения для детей с ментальными нарушениями....