Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков на уроках физики
статья на тему
Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться, что является главной задачей новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования. Существует такой тезис: жизнь на уроке должна стать подлинной. Сделать ее такой – задача современного учителя.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Апросинкина Н. В., учитель физики и информатики МОУ СОШ №3
города Георгиевска Ставропольского края
Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков на уроках физики
Автор: Апросинкина Наталья Владимировна, учитель физики и информатики МОУ СОШ №3 города Георгиевска Ставропольского края
Главное изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития, при котором школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться, что является главной задачей новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования. Существует такой тезис: жизнь на уроке должна стать подлинной. Сделать ее такой – задача современного учителя.
Современному обществу сегодня требуются образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут анализировать свои действия, самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия, отличаться мобильностью, быть способными к сотрудничеству, обладать чувством ответственности за судьбу страны.
Сегодня в центре внимания педагогов-практиков находится обучение в сотрудничестве, исследовательская деятельность учащихся и метод проектов. В основе этой деятельности лежит приобретение личностного и профессионального опыта в процессе обучения нестандартными средствами; развитие познавательных, творческих навыков учащихся; выработка у учащихся стремления и умения самостоятельно добывать, использовать новые знания; развитие критического мышления.
Основной педагогической задачей является создание и организация условий, инициирующих действия учащихся в ходе учебной и внеучебной деятельности.
Системно – деятельностный подход включает в себя развитие у учащихся постоянной внутренней мотивации к учению, умения самостоятельно конструировать свои знания для решения необходимых проблем. Такой подход невозможно осуществить без формирования универсальных учебных действий и метапредметных компетенций учащихся
Обучение сегодня должно быть непрерывным. По мере того, как требования к профессиям усложняются и включают в себя более широкий набор навыков высокого уровня, а также по мере того, как социальное взаимодействие становится всё более высокотехнологичным, людям нужно развивать собственные умения, чтобы идти в ногу с окружающим миром. Таким образом, педагог в школе должен стать своеобразным «мостиком» между ребёнком и взрослым миром.
Применение метапредметных связей на уроках способствует формированию основных учебных компетенций: вовлечению обучающихся в мировое пространство, формированию современных метапредметных коммуникативных компетенций, при подготовке к урокам и на уроках давать возможность учащимся реализовать свой творческий потенциал, научить детей самостоятельно добывать знания, интерпретировать, творчески перерабатывать их и воспроизводить в осмысленном виде.
Главная проблема школы сегодня – это переход от информативного метода обучения к активной творческой деятельности всего педагогического сообщества. Следовательно, в современной школе значительное внимание нужно уделить процессу формирования учебно-исследовательских умений учащихся.
Такой метод призван научить творческому применению знаний и умений, овладению способами поиска знаний, т.е. решения новых для учащихся задач. Исследовательский метод нацелен на развитие творческих способностей каждого ребенка, пришедшего в школу. И, наконец, исследовательский метод, как никакой другой, создает мотивацию для творческой деятельности и является условием возникновения интереса к ней и ее результатам.
При помощи учебно-исследовательской деятельности в школе решается задача развития привычки к умственному труду. Она мотивирует учащихся мыслить самостоятельно.
Большие возможности для организации учебно-исследовательской деятельности школьников предоставляет урок.
Одним из инструментариев современного педагога является применение проблемных заданий - учебное задание, составленное таким образом, что учащиеся попадают в ситуацию, которая воспринимается детьми как интеллектуальное затруднение, требующее новых знаний. Поставленные вопросы требуют от учащегося самостоятельно находить ответ посредством мышления. Проблемные вопросы обычно строятся с использованием таких слов: почему, как объяснить, как доказать, что из этого следует и т. п.
Следовательно, поставить учебную проблему, значит помочь ученикам самим сформулировать либо тему урока, либо не сходный с темой урока вопрос для исследования. Проблемная ситуация действительно возникла, если у класса появился эмоциональный отклик: ученики широко распахивают глаза и открывают рты, задумчиво почесывают затылки и недоуменно смотрят на учителя. И по реакции детей проблемные ситуации можно разделить на два больших типа: «с удивлением» и «с затруднением». Для этого классу предлагается вопрос или практическое задание на новый материал. Возникший в результате разброс мнений обычно вызывает у школьников реакцию удивления.
Урок физики по теме «Инерция». Предлагаю детям представить движущийся пароход. На палубе стоите вы и бросаете мяч вертикально вверх. Куда упадет мяч?
Посыпались ответы учащихся: передо мной, на палубу, прямо мне в руки, в воду. Далее ребятам говорю: «Итак, сколько же разных мнений у нас в классе?» - много мнений. «Значит, какой вопрос возникает?» - кто из нас прав, куда упадет мяч?
Или еще пример: тема «Плавление», читаю ученикам отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»
На месте славного побега
Весной растопленного снега
Потоки мутные текли
И рыли влажну грудь земли…
О каком тепловом процессе сегодня пойдет речь на уроке?
Тема «Относительность движения», начинаю урок со стихотворения А.С.Пушкина «Движение».
«Движенья нет», - сказал мудрец брадатый.
Другой смолчал и стал пред ним ходить.
Сильнее бы не смог он возразить;
Хвалили все ответ замысловатый.
Но, господа, забавный случай сей
Другой пример на память мне приводит:
Ведь каждый день пред нами солнце ходит,
Однако ж прав упрямый Галилей.
Кто из мудрецов прав?
Все та же относительность движения – предлагаю ответить на следующий вопрос: «Как по вашему мнению, ракета сейчас движется?» (показываю движение ракеты вместе с тележкой по демонстрационному столу).
На уроках с успехом могут применяться педагогические технологии, способствующие развитию исследовательских способностей, расширению мировоззрения учащихся. В качестве примера можно назвать педагогические технологии: «портфолио», «дебаты», «критическое мышление».
В основной школе актуальность приобретают следующие умения: умение давать определения понятиям; умение выделить главное в прочитанном, составлять выписки, резюме; умение разделять текст на логические части, составлять простой и сложный план, составлять классификационные и структурные таблицы, схемы; умение представлять информацию о предмете на языке образов, символов; умения видеть проблемы, задавать проблемные вопросы; умение наблюдать.
Особое место занимает проектная деятельность. Это создание с детьми индивидуальных, групповых проектов, монопроектов, краткосрочных и долгосрочных проектов, участие в сетевых учебных проектах. Планирование действий идет "от ученика" с учетом его способностей, интересов, потребностей. Результат проектной деятельности - графическое или теоретическое решение поставленной проблемы. Не вызывает сомнения тот факт, что творческая деятельность должна быть необходимой составляющей современного образования, так как перед каждым человеком в течение жизни встают не только повторяющиеся задачи, но и новые, неожиданные проблемы. Поэтому дети должны овладеть умением переноса способов деятельности, их преобразования соответственно новой ситуации, применения знаний в различных сферах.
Например, много интересного таит в себе окружающий нас мир. Вероятно, вам хочется больше узнать о творениях рук человеческих, например о машинах, их двигателях. Какой двигатель лучше? Кто их изобрёл? Как делают вещи, которые нас окружают? Как движутся? И т.д.
Вас интересуют и явления, протекающие в природе. Почему идёт дождь? Нельзя ли вызвать дождь по желанию человека? Как животные переносят зимнюю стужу? И др.
Сотни тысяч «как?», «кто?», «почему?», встают перед нами.
Применение метода проектов имеет большие преимущества.
Во-первых, способствует успешной социализации школьников за счет создания адекватной информационной среды. Выходя за рамки учебных программ, этот метод заставляет обучающихся обращаться не только к справочной литературе, но и к Интернет-ресурсам, и к электронным источникам. А это приводит к формированию личности, обладающей информационной культурой в целом.
Во-вторых, актуальность тем исследования, возможность ярко, наглядно познакомить с результатами своих поисков широкую аудиторию позволяют организовать процесс познания. Развиваются творческие способности обучающихся.
Кроме того работа в группе над решением общей проблемы формирует личность, способную осуществлять коллективное целеполагание и планирование, распределять задачи и роли между участниками группы, действовать в роли лидера и исполнителя, координировать свои действия с действиями других членов группы, осуществлять коллективное подведение итогов, разделяя ответственность с членами команды.
Используя средства интеграции физики с другими учебными предметами учитель помогает в развитии мотивации интереса к познавательной деятельности. На уроке физики учащиеся овладевают универсальными учебными действиями метапредметного характера, а именно:
Регулятивные УУД:
- умение ставить новые учебные цели и задачи;
- составлять план действий;
- прогнозировать результаты своей деятельности;
- определять оптимальное соотношение цели и средств;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия;
- вносить необходимые коррективы в образовательную деятельность с учетом сделанных ошибок,
Познавательные УУД:
- умение осуществлять поиск необходимой информации из разных источников,
- умение структурировать тексты;
- ориентироваться в системе имеющихся знаний,
- умение выдвигать гипотезы;
- умение анализировать объекты исследования;
- умение формулировать учебную задачу на основе анализа проблемной ситуации,
- использовать знаково-символические средства,
- умение критически относиться к получаемой информации;
Коммуникативные УУД:
- умение сотрудничать с учителем и сверстниками;
- разрешать и предотвращать конфликты;
- умение с достаточно полнотой и точностью выразить свои мысли;
- умение понимать, оценивать, интерпретировать информацию, данную в явном и неявном виде;
- работать в группе в различных ролях (лидера, исполнителя, критика).
Таким образом, можно сказать, что освоение проектно-исследовательской деятельности позволяет школьникам овладеть достаточно обширной группой метапредметных УУД, а следовательно включение такого типа деятельности в образовательный процесс является одним из средств достижения нового качества современного образования в соответствии с требованиями ФГОС.
Литература:
- Ивашедкина О.А. Достижение планируемых образовательных результатов в учебной исследовательской деятельности учащихся. – СПб., 2012
- Кулакова Е.А. Развитие творческих способностей учащихся в процессе проектной и учебно-исследовательской деятельности // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / под общей редакцией к. пс. Н. А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006.
- Новиков А.М., Новиков Д.А. Образовательный проект: методология образовательной деятельности. - М.,2004.
- Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М., 2004.
- Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций. Интернет-журнал "Эйдос". - 2005. - 12 декабря. http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm
- Федеральный Государственный Образовательный стандарт http://standart.edu.ru
- Электронная библиотека http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-metapredmetnyh-kompetentsiy-uchaschihsya
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений на уроках математики.
Проект – это метод, который дополняет в образовательном процессе классно-урочную деятельность и позволяет работать над получением учащимися личностных и метапредметных результатов. Помогает педагогу э...
Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков на уроках биологии
В статье собраны результаты деятельности по формированию метапредметных умений в рамках проектной деятельности...
Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков.
Основу «Технологии» составляет самостоятельная проектная деятельность обучающихся. Руководство, которой для учителя технологии дело, в общем – то не новое. Учитель технологии на своих уроках во ...
Потенциал проектных работ для формирования метапредметных умений и навыков на уроках географии
В данном материале рассматривается значимость проектной деятельности школьников как педагогической технологии, способствующей развитию и формированию метапредметных компетенций....
Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков.
Практический опыт применения метапредметной технологии в реализации проектной деятельности по географии....
«РАБОТА НАД СЖАТЫМ ИЗЛОЖЕНИЕМ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ»
Новые образовательные стандарты призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования. Это значит, школа должна готовить своих учеников к жизни: сегодня важно не столько дать ребенку ...
Проектные задачи как средство формирования метапредметных умений обучающихся на уроках математики
Проектные задачи как средство формирования метапредметных умений обучающихся на уроках математики...